Учебная программа факультативных занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная программа факультативных занятий



ОРИЕНТИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЕ

Учебная программа факультативных занятий

для V –ХI классов учреждений общего среднего образования

С белорусским и русским языками обучения

«Рекомендовано Научно-методическим учреждением

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь»

К.В. Кугот, учитель высшей категории государственного учреждения образования

«Гимназия №14 г. Гомеля».

 

О.Л. Ермоленко, заместитель

директора учреждения образования

«Гомельский областной центр

Физического воспитания и спорта

учащихся и студентов».

 

Минск

2015


Авторы: К.В. Кугот, О.Л. Ермоленко.

Рецензенты:

кафедра лёгкой атлетики и лыжного спорта учреждения образования «Гомельский государственный университет  имени Ф. Скорины» (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой М. В. Коняхин);

педагог дополнительного образования второй категории, руководитель кружка «Спортивное ориентирование» государственного учреждения образования «Гомельский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи» А.Н. Марченко.

кафедра общей и коррекционной педагогики ГУО «ГОИРО» (Т.А.Хорик).

Заключение регионального института образования подготовлено ректором Н.А. Котовой.

 

 

Редактор: Хорик Татьяна Александровна, и. о. заведующего кафедрой общей и коррекционной педагогики государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования».

 

 


Содержание программы

 

1. Пояснительная записка                                  - 4

 

2. Учебно-тематический план занятий для 5 класса         - 6

 

3. Учебно-тематический план занятий для 6 класса              - 10

 

4.  Учебно-тематический план занятий для 7 класса                  - 14

 

5. Учебно-тематический план занятий для 8 класса               - 17

 

6. Учебно-тематический план занятий для 9 класса         - 19

 

7. Учебно-тематический план занятий для 10 класса                      - 21

 

8. Учебно-тематический план занятий для 11 класса                 - 23

 

9. Список рекомендуемой литературы                             - 25

 


Пояснительная записка

 

Ориентирование спортивное – это отдельный вид спорта, занятие которым способствует гармоничному развитию. Сегодня оно всё шире используется в мире как средство активного отдыха, укрепления здоровья, повышения культурного уровня человека, эффективного использования свободного времени.

Ориентирование спортивное способствует получению положительных эмоций за счёт постоянно меняющихся внешних условий во время соревнований и тренировок. В этих условиях от обучающихся требуется быстрая и точная оценка сложившейся ситуации, умение принимать правильное решение в условиях больших физических нагрузок.

В Республике Беларусь в последние годы увеличивается количество соревнований по данному виду спорта и расширяется их география.

Целью программы является формирование стойкого интереса обучающихся к занятиям ориентированием спортивным и их оздоровления с учетом возрастных особенностей.

Указанная цель достигается в результате решения образовательных, воспитательных, развивающих и прикладных задач.

К образовательным задачам относится формирование у обучающихся навыковпо технико-тактическим приёмам в области ориентирования спортивного.

Воспитательные задачи направлены на привитие обучающимсяпотребности в здоровом образе жизни; воспитание настойчивости, выдержки, воли, уверенности в своих силах, стойкости характера; умения выполнять задания в команде, трудолюбия, уважения к традициям и общественным нормам.

Развивающие задачи способствуют созданию высокой положительной мотивации обучающихся к систематической и целенаправленной подготовке, формируют потребность в занятиях физическими упражнениями.

Прикладные задачи способствуют развитию практических навыков поведения в нестандартных ситуациях во время соревнований по ориентированию спортивному; формированию межличностных отношений, доброжелательности, морально-волевых и нравственных качеств, памяти, логического мышления, наблюдательности и внимания обучающихся.

Программа предполагает развитие знаний, умений и навыков по спортивному ориентированию, основам туризма, которые необходимы для организации быта при проживании в полевых условиях в период участия в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах.

Программа факультативных занятий может быть использована учителями физической культуры и здоровья при организации с обучающимися учебных занятий «Час здоровья и спорта».

Для организации занятий необходимы компасы, схемы учебных кабинетов, спортивные и топографические карты. Топографические карты можно приобрести в магазинах, спортивные карты можно найти в сети интернет. Для проживания в полевых условиях необходимо туристское снаряжение (палатки, спальные мешки, туристические коврики, рюкзаки), бивуачное оборудование.

Программа факультативного курса рассчитана на 35 часов в год. Предполагается проведение теоретических и практических занятий, причем, количество практических с каждым классом увеличивается.

Для закрепления полученных знаний и умений обучающим необходима соревновательная практика. В период летних каникул целесообразно проведение учебно-тренировочных сборов на местности. Место проведения сборов необходимо выбирать с учётом имеющихся спортивных карт местности.


Учебно-тематический план занятий

Класс

п/п

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

Теорети-ческих Практи-ческих
1 Основы ориентирования спортивного 3 3 0
2 Топографическая подготовка 6 2 4
3 Техника ориентирования 6 2 4
4 Тактическая подготовка 6 2 4
5 Медицинская подготовка 2 2 0
6 Личное снаряжение для нахождения на местности в период соревнований 2 2 0
7 Общая физическая подготовка 10 0 10
  Всего часов 35 13 22

Содержание программы

 

Класс

п/п

 

 

Наименование разделов и тем

Количество

часов

В том числе

Теорети-ческих Практи-ческих
1 Основы ориентирования спортивного 2 2 0
2 Топографическая подготовка 6 2 4
3 Техника ориентирования 6 2 4
4 Тактическая подготовка 6 2 4
5 Медицинская подготовка 2 2 0
6 Групповое снаряжение для нахождения на местности 2 2 0
7 Краеведение 1 1 0
8 Общая и специальная физическая подготовка 10 0 10
  Всего часов 35 13 22

Содержание программы

 

Тема 7. Краеведение

Экскурсионные возможности родного края, обзор краеведческий объектов. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки. Экономика и культура. Памятники истории и культуры. Музеи народные и школьные. Охрана природы. Законодательство по охране природы (Красная книга).

Тема 8. Общая и специальная физическая подготовка

8.1. Общая физическая подготовка.

Практические занятия. Упражнения для рук и плечевого пояса, мышц шеи, ног и туловища, правильной осанки. Подвижные игры и эстафеты.

8.2. Специальная физическая подготовка. Значение специальной физической подготовки в повышении мастерства спортсмена-ориентировщика. Место специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки.

Практические занятия. Упражнения на развитие выносливости, на развитие быстроты, силы, гибкости, на растягивание и расслабление мышц.

 

Класс

п/п

 

Наименование разделов и тем

Количество

Часов

В том числе

Теорети-ческих Практи-ческих
1 Основы ориентирования спортивного 2 2 0
2 Топографическая подготовка 7 2 5
3 Техника ориентирования 7 2 5
4 Тактическая подготовка 7 2 5
5 Медицинская подготовка 2 2 0
6 Общая и специальная физическая подготовка 10 0 10
  Всего часов 35 10 25

Содержание программы

Класс

 

п/п

 

 

Наименование разделов и тем

Количество

часов

В том числе

Теорети-ческих Практи-ческих
1. Основы ориентирования спортивного 1 1 0
1 Топографическая подготовка 7 2 5
2 Техника ориентирования 8 2 6
3 Тактическая подготовка 9 2 7
4 Общая и специальная физическая подготовка 10 0 10
  Всего часов 35 7 28

Содержание программы

 

Класс

 

п/п

 

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

Теорети-ческих Практи-ческих
1 Топографическая подготовка 5 0 5
2 Техника ориентирования 10 2 8
3 Тактическая подготовка 10 2 8
4 Общая и специальная физическая подготовка 10 0 10
  Всего часов 35 4 31

Содержание программы

 

Тема 1. Топографическая подготовка

Практические занятия. Специальные упражнения для развития памяти, внимания, мышления, навыков беглого чтения карты. Грубое и точное ориентирование на длинных и коротких этапах дистанции, с использованием различных ориентиров. Ориентирование с использованием мелких форм рельефа.

 

Класс

п/п

 

Наименование разделов и тем

Количество

часов

В том числе

Теорети-ческих Практи-ческих
1 Топографическая подготовка 3 0 3
2 Техника ориентирования 11 2 9
3 Тактическая подготовка 11 2 9
4 Общая и специальная физическая подготовка 10 0 10
  Всего часов 35 4 31

Содержание программы

Тема 1. Топографическая подготовка

Практические занятия. Диктанты на знания условных знаков. Специальные упражнения для развития памяти, внимания, мышления, навыков беглого чтения карты.

 

Класс

п/п

 

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

Теорети-ческих Практи-ческих
1 Топографическая подготовка 3 0 3
2 Техника ориентирования 11 2 9
3 Тактическая подготовка 11 2 9
4 Общая и специальная физическая подготовка 10 0 10
  Всего часов 35 4 31

Содержание программы

 

Тема 1. Топографическая подготовка

Практические занятия. Диктанты на знания условных знаков. Специальные упражнения для развития памяти, внимания, мышления, навыков беглого чтения карты.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Акимов, В. Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика /

В. Г. Акимов. – Минск: Полымя, 1987.- 82с.

2. Бардин, К. В. Азбука туризма: пособие для учителей, руководителей туристических походов со школьниками / К. В. Бардин. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.-65с.

3. Воронов, Ю. С. Методика обучения юных спортсменов-ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам: учебное пособие / Ю. С. Воронов, Н. В. Николин, Г. Ю. Малахова. Смоленск: СГИФК, 1998.-124с.

4. Ганополъский, В. И. Туризм и спортивное ориентирование: учебник / В. И. Ганополъский. — М.: Физкультура и спорт, 1987.-76с.

5. Дьяков, А. С. Спортивное ориентирование: учебно-методическое пособие / А. С. Дьяков, А. Ю. Яговкин – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2011.-38с.

6. Знак, Л. Л. Организуем палаточный лагерь / Л. Л. Знак. Мозырь: Белый ветер, 2006.-24с.

7. Константинов, Ю. В. Уроки ориентирования / Ю. В. Константинов, О. А. Глаголева, – М: ЦДЮТиК, 2010.-31с.

8. Ключникова, Н. А. Спортивное ориентирование: учебное пособие / Н. Н. Ключникова, Н. А. Чернова – Ульяновск: УлГТУ, 2010.-18с.

9. Красильников, В. В. Подготовка и проведение соревнований по спортивному ориентированию для детей и молодёжи / В. В.Красильников. – Минск: РЦДЮТЭ, 2012.-23с.

10. Моргунова, Т. В. Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию: учебно-методическое пособие / Т. В. Моргунова. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2011.-92с.

11. Ширинян, А. А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика / А. А. Ширинян, А. В. Иванов. – М.: Советский Спорт, 2011.-112с.

12. Ширинян, А. А. Планирование дистанций / А. А. Ширинян. – М.: Советский Спорт, 2013.-26с.

 

ОРИЕНТИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЕ

Учебная программа факультативных занятий

для V –ХI классов учреждений общего среднего образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.043 с.)