Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое просвещение и профилактикаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Занятие для студентов-выпускников по личностному и профессиональному самоопределению Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. Профессиональное самоопределение тесно связано с личностным самоопределением юношей и девушек, которое происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности, выбора жизненного пути, и таких психологических характеристиках, как самосознание, устойчивость образа «Я», становления идентичности и мировоззрения. Личностное самоопределение напрямую связано с ценностями, с потребностью в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о самом себе, с проблемой смысла жизни, с ориентацией на будущее. Сформированность личностного самоопределения позволяет юношам активно определять свою позицию относительно общественно выработанной системы ценностей, определять свою позицию относительно собственной жизни, задавая ориентацию на будущее [4]. В юношеском возрасте личность сталкивается с мировоззренческими вопросами, поскольку активно входит в общественную, взрослую жизнь с выбором профессии и непосредственно осуществляя профессиональную подготовку. Готовность к личностному самоопределению, к процессу, который продолжается и в последующих возрастах, готовность занять определенное место во взрослой жизни определяет зрелость личности, заключающуюся в сформированности психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность непрерывного процесса роста его личности в настоящем и в будущем, осознанно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку [7, с. 481]. Упражнение «Что вы знаете обо мне?» Каждая личность уникальна уже тем, что имеет определенный характенные, свойственные только этому человеку черты характера в сочетании с темпераментом. Это упражнение направлено на осознание свойств своей личности, принятие особенностей своего характера и своей психики, осознание причин формирования тех или иных черт характера в процессе индивидуального развития, принятие себя и окружающими такими, какие они есть. Упражнение «Кто я?» Студентам необходимо обозначить, кем они являются, какие качества им присущи, в каких сферах общественной жизни они проявляют себя, какие функции выполняют в соответствиипредписанными или взятыми на себя ролями. После описания характеристик Цель: Актуализировать потребность в рефлексии; выявить конфликтные зоны личности и направления личностного роста. 1. Кто Я? Что Я? На листе бумаги в два столбца (по 5-7 характеристик в каждом) участники пишут представления о себе (слово или словосочетание). В графе «Кто Я?», как правило, в большей мере обнаруживаются социальные роли, наиболее ценимые в себе качества – в конце участникам предлагается на основании перечисленных характеристик сформулировать своё жизненное кредо, свой девиз. Участникам: «в качестве девиза может выступить все что угодно – известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание. Главное, чтобы это как можно точнее отражало суть, заложенную в ваших характеристиках в столбце «Кто Я?». Далее, в графе «Что Я?» - предлагается в виде образов, метафор описать себя (эта часть больше может сказать о внутреннем мире человека, о его способах устанавливать контакты, о его особенностях, глубинных переживаниях). Затем предлагается от имени выбранного человеком «образа» рассказать о себе участникам группы. Анализ упражнения: «Что есть на данный момент в моём представлении о себе»? Эксперимент даёт возможность выразить себя на уровне знаний и на уровне ощущений, представлений, образов; затем – сравнить их между собой. «Кто Я?»: 1) Все ли роли для вас важны, может, от каких-то из них вы бы хотели отказаться? 2) Существуют ли «желанные» роли, которых не хватает в вашем списке? 3) Какие чувства у вас возникают, когда вы читаете этот список? «Что Я?»: 1) Какой образ наиболее отражает вас, ваши особенности в настоящий момент? 2) Какие чувства возникают в связи с этим образом? 3) Расскажите о себе от имени выбранного образа. Эксперимент также даёт возможность участникам группы познакомиться, увидеть друг друга, отозваться на чьё-то представление. 2. Формулирование жизненного кредо позволяет представить главный стержень юноши, его мировоззренческую позицию. Посмотреть, насколько его девиз соответствует образу себя в ощущениях («Что я?»). Завершается упражнение групповым обсуждением. Упражнение «Два образа» Упражнение является продолжением предыдущего задания, поскольку актуализированные знания позволят выполнить его. Студентам выдается два листа и простые карандаши. Им необходимо на первом листе нарисовать образ себя, того, кем они являются на сегодняшний день (Я-реальное). А затем на втором листке нарисовать того, кем бы они хотели стать (Я-идеальное). Рисовать можно как человека, так и любые предметы, фигуры, знаки. После завершения работы происходит анализ рисунков с помощью психолога. Упражнение позволяет оценить самооценку студентов, уровень самосознания, самопринятия, оценить направленность личности (стремление к развитию, или отсутствие движения, безперспективность), актуализировать потребность в целеполагании, планировании, саморазвитии, выстраивании временной перспетивы. Упражнение №1 Методика «Мой запас прочности»» Цель: в жизни каждого может возникнуть ситуация, когда нужно быстро и самостоятельно действовать. Пусть подобное случается не каждый день, но учиться находить решения различных проблем нужно уже сейчас. Поступить на те или иные курсы в институт, что-то самостоятельно купить для себя, заработать хотя бы немного денег, помочь, если заболел кто-то из близких, - самые разные ситуации, действовать и думать в которых нужно самому. Большинство современных профессий, таких, как предприниматель, менеджер, брокер и многие другие, требуют умения быстро принимать решение. Можно вспомнить одно из основных правил разведки: «Лучше хорошее и быстрое решение, чем отличное, но запоздалое». Так надо действовать и в сегодняшней динамичной жизни. Инструкция. Сейчас с помощью теста «Мой запас прочности» каждый из вас сможет проверить, насколько реально высоки его готовность к внезапным изменениям в жизни, способность понимать, чувствовать новую обстановку и приспосабливаться к ней. Перед вами двадцать пять предложений. Читайте их не спеша. Если прочитанное предложение, на Ваш взгляд, относится к Вам лично, помечайте его крестиком, если нет – ноликом. Тест 1. Когда я выполняю какое-либо дело, я быстро устаю. 2. Я с огромным трудом сосредотачиваюсь на чем-нибудь одном. 3. Я имею склонность беспокоиться по всякому поводу. 4. Часто я чувствую себя так плохо, что тошнота подступает к горлу. 5. Нередко, когда я делаю что-нибудь ответственное, мои руки прямо-таки трясутся. 6. Вообще я часто волнуюсь. 7. Мне частенько снятся кошмары. 8. Я, честно говоря, потею даже в холодную погоду. 9. Мне все время хочется тянуть в рот что-нибудь съестное. Я ужасно люблю семечки, леденцы, ириски. 10. Часто бывает, что я чувствую боль в животе. 11. Случается, что я просыпаюсь среди ночи и долго не могу заснуть. 12. Я знаю про себя, что я человек крайне раздражительный. 13. Наверняка я обладаю большей чувствительностью, чем другие люди. 14. В моей жизни постоянно случается что-нибудь волнующее, поэтому я все время о чем-нибудь беспокоюсь. 15. Жаль, конечно, что мне достается не так много счастья, как другим. 16. По правде говоря, я довольно легко могу заплакать. 17. Я терпеть не могу ждать кого-то или чего-то. Тут я всегда начинаю нервничать. 18. Периодами я чувствую, что чересчур суетливо веду себя, просто на месте усидеть не могу. 19. Я терпеть не могу преодолевать трудности. 20. Временами я чувствую полную свою беспомощность и ненужность никому вообще. 21. Я знаю, что отличаюсь довольно большой застенчивостью. 22. Мне все дается с трудом. 23. Большую часть времени я нахожусь в напряжении. 24. Временами у меня бывает состояние полнейшей разбитости и апатии. 25. Трудности следует не преодолевать, а по возможности обходить или избегать их. Это мое глубокое убеждение. Комментарий. Далее ведущий просит подсчитать количество «крестиков» и дает следующую интерпретацию полученных результатов. Информация для участников тренинга: Первая группа: 0-5 крестиков. Если в итоге тобой набрано не больше пяти крестиков, значит, твоя готовность к внезапным неприятностям и резким изменениям в жизни порой настолько высока, что нередко ты недооцениваешь всю серьезность новой для тебя ситуации. Вторая группа: 6-10 крестиков. Если крестиков набралось от шести до десяти, твоя готовность к внезапным переменам и приспособляемость к ним нормальная. Третья группа: 11 - 20 крестиков. Если получилось от одиннадцати до двадцати, готовность к переменам и умение быстро ориентироваться в новых условиях жизни у тебя низковатые. Четвертая группа: 21 - 25 крестиков. Если крестиков больше двадцати, ты имеешь склонность слишком уж сильно переживать, чрезмерно беспокоиться не только из-за чего-то серьезного, но и по пустякам. Давайте вместе подумаем, какая неожиданная ситуация или проблема (типичная или не очень) может возникнуть перед каждым из вас в жизни. Давайте пофантазируем, предлагайте свои примеры. Участники или ведущий предлагают какой-либо конкретный пример. Давайте вместе разберемся, как с помощью заранее составленного плана действий можно разрешить эту ситуацию. Студенты обсуждают, составляют план. Далее ведущий аргументированно объясняет, почему, приступая к какому-нибудь делу, всегда желательно иметь план его выполнения. План нужен всем: и тем, кто попал по нашему тесту в первую группу или во вторую, и тем, кто попал в третью или четвертую. Правда, по разным причинам и для разных целей. Для попавших в первую группу – для того чтобы не «наломать дров» из-за необдуманных действий. Слишком поспешные поступки приводят, как правило, к потере времени, денег, к разочарованиям, к отрицательным последствиям, которые трудно исправить. Тем, кто попал во вторую группу, нужно помнить, что продуманные действия приводят к лучшему результату. Для попавших в третью или четвертую группу план действий нужен для того, чтобы справиться со своим волнением и тревожностью, чтобы не испугаться сложившейся ситуации и не отказаться вообще от каких-либо действий. Вы увидите, что все дело, казалось бы, такое большое и сложное, разбивается на небольшие конкретные дела, выполнить которые вам вполне по силам. Постепенно вы набираетесь опыта - одно дело получилось, другое выполнено удачно - и приходит уверенность в себе, возникает меньше волнений при столкновении с трудностями. Упражнение «Мои планы» Студентам необходимо разделить лист А4 на две части. В первом столбце нужно написать планы на ближайшие 5 лет, во втором – на полгода при условии, что через полгода будет конец света. Время для написания планов зависит от хода занятия. После составления планов обговариваются оформление, умение планировать свою деятельность, возможность или невозможность реализации конкретных пунктов, из глобальность и конкретность, а также степень ответственности конкретного человека за реализацию пунктов плана или их экстернальность. Важно сравнить планы, поскольку если они разнятся, то человеком не будет достигнута самореализация, поскольку именно второй план является жизненно важным, ценным и необходимым для осуществления, поскольку в нем содержатся основные ценности и смыслы жизни. По завершению обсуждения можно дать домашнее задание по коррекции данных планов и написание единого, полного и конкретного жизненного плана на ближайщеее будущее, что позволи выстроить временную перспективу и запустить процесс самопознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.40.177 (0.008 с.) |