Психологическое просвещение и психологическая профилактика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое просвещение и психологическая профилактика



В рамках психологического просвещения и профилактики студенткой были подготовлено занятие для студентов-выпускников по личностному и профессиональному самоопределению (Приложение 1) на базе проведения эмперического исследования магистерской диссертации.

Целью занятия являлась необходимость формирования профессионального самоопределение, которое тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. Также значимым являлось осознание важности личностного самоопределения юношей и девушек, которое происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности, выбора жизненного пути, и таких психологических характеристиках, как самосознание, устойчивость образа «Я», становления идентичности и мировоззрения.В занятии использовались упражнения («Что вы знаете обо мне?», «Кто я?», «Два образа», методика «Мой запас прочности», «Мои планы»), направленные на самопознание студентов, развитие самосознания, формирование идентичности, повышение общего уровеня психологических знаний, культуры, что позволит им завершить личностное и профессиональное самоопределение, определить свое место во взрослой жизни. Представленное занятие являетя вводным из цикла занятий, направленных на формирование готовности студентов к личностному и профессиональному самоопределению.Профилактическая групповая беседа «Тату зависимость» (Приложение 1) было организовано с целью информирования студентов о вреде зависимостей и их видах, истории возникновения татуировок и о вреде их здоровью, а также с целью профилактики аддиктивного поведенияу подростков.

 

Психодиагностическая работа

 

Проведена психодиагностика обучающихся на базе проведения эмперического исследования магистерской диссертации, состоящих на внутреннем учете, с целью установления индивидуально-психологических особенностей личности, причин девиантного поведения, изучения эмоционального состояния.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики (Приложение 2):

1. Проективная методика «Hand-test» (Э. Вагнер), предназначенная для диагностики агрессивности через оценку основных тенденций активности обследуемого, которую можно определеть благодаря интерпритации визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия.Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица (подобно пустой карточке в Тематической апперцепции тесте), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям: агрессия,указания, страх, эмоциональность, коммуникация, зависимость, демонстративность, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание. Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действием, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна.

2. Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению Э.В. Леус) предназначена для измерения и оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации, легкая степень социально-психологической дезадаптации, высокая степень социально-психологической дезадаптации. Методика содержит 75 вопросов. При обработке бланков, каждый ответ оценивается в количестве от 2 до 0 баллов; «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Максимально по каждой шкале испытуемый может получить 30 баллов. Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая суммарная оценка (в баллах) по шкале указывает на более высокую степень социально-психологической дезадаптации: значения от 21 до 30 баллов оцениваются как выраженная социально-психологическая дезадаптация, от 11 до 20 – легкая степень социально-психологической дезадаптации, от 0 до 10 – отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации

3. Опросника Айзенка EPI предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл. Г.Айзенк разработал два варианта данного опросника (А и В), что позволяет, например, проводить повторное исследование после тех или иных экспериментальных процедур, исключив возможность запоминания ранее данных ответов. Опросник содержит 57 вопросов и состоит из трех шкал: экстраверсия, интроверсия, нейротизм, что позволяет определить типы темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

4. Проективная методика «Восьмицветный тест Люшера» (тест цветовых выборов М.Люшера) позволяет определить текущее психологическое состояние обследуемого за счет цветового предпочтения на момент диагностики, поскольку выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Методика позволяет за короткое время дать глубокую и обширную, причем от сознательного контроля испытуемого, характеристику его психологического состояния. Стимульным материалом выступают карточки цветов: четыре базовых цвета (красный, синий, зеленый и желтый) и четыре дополнительных (серый, фиолетовый, черный, коричневый), психологической интерпретация которых определялась в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных тестируемых.

В психодиагностическом обследовании приняли участие 16 студентов (Приложение 3).

Было установлено, что основной причиной девиантного поведения подростков, состоящих на внутреннем учете техникума, является низкий уровень самосознания, саморегуляции, низкий уровень развития социального, эмоционального интеллекта, неверная воспитательная позиция родителей (силь воспитания:гиперпротекция или гипоопека), незнание норм и правил и отстутствие значимости выработанных обществом правил поведения.

Для родителей, преподавателей и педагога-психолога и самих обучающихся даны рекомендации (Приложение 3).

Также было проведено социометрическое исследование членов Совета обучающихся техникума (с помощью метод Дж. Морено), с целью выявления особенностей межличностных контактов и личностных предпочтений, для осуществления продуктивной работы командообразованию студенческого совета, что будет способствовать повышению эффективности взаимодействия его участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.007 с.)