Глава 9. Организация и учет расчетных операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Организация и учет расчетных операций



9.1 Виды счетов и особенности их открытия, переоформления и закрытия в банке. Выписки к счетам клиентов, их содержание и порядок выдачи

 

Положение о безналичных расчетах регламентирует общие подходы к организации расчетов и единый документооборот в банках. Это положение основывается на принципах: свободы выбора предприятиями форм расчетов и закрепление их договором, невмешательство банка в договорные отношения предприятия. Согласно договору между банком и владельцем счета банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание или зачисление средств со счета владельца. Владелец счета имеет право потребовать от банка уплаты штрафа в размере оговоренного в договоре за каждый день задержки платежа. Безналичные расчеты базируются на основных принципах: все предприятия обязаны хранить свои средства на счета в банке. Банк в свою очередь в зависимости от характера деятельности клиента открывает расчетный, текущий или валютный счет. Предприятия самостоятельно распоряжаются средствами, хранящимися на счете. Средства списываются со счета с согласия плательщика. Без согласия плательщика средства списываются на основе инкассовых распоряжений, учиненных судебными, арбитражными, финансовыми органами. Платежи по счету производятся в пределах наличия средств на счете либо за счет кредитов банков. Платежи одного предприятия за счет другого не допускаются. В расчетах между поставщиком и покупателем могут использоваться различные формы расчетов. Документооборот в банках организован в соответствии с положением об организации межбанковских расчетов ПМР. Все расчетные документы должны соответствовать требованию установленных стандартов и содержать установленные реквизиты. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, соответствующих образцам подписей в карточках, представленных в банк. Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии на них одной подписи (указанной в карточке) и без оттиска печати. Исправления, помарки, подчистки, использование чернил зеленого и красного цвета в расчетных документах не допускаются. Для осуществления операций по безналичным расчетам банки открывают своим клиентам текущие, валютные и другие счета.

Перечень документов, необходимых для открытия расчетного (текущего) счета: заявление об открытии счета по установленной форме (Приложение №13), документ о гос. регистрации предприятия, копия устава, нотариально заверенная, копия учредительного договора, заверенного нотариально, документ, подтверждающий полномочия директора и гл. бухгалтера, карточка с образцами подписей первых должностных лиц и оттиском печати (Приложение № 22), нотариально заверенных, справка о постановке на учет в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде, регистрационная карточка органов статистики.

Открытие счета в банке сопровождается заключением между банком и клиентом договора о расчетно-кассовом обслуживании (Приложение №14).

Закрытие счета

Текущие счета юридических лиц закрываются по заявлению владельца счета, при изменении характера деятельности, связанной с утратой хотя бы одного из признаков, предусмотренных в уставе юридических лиц, по решению органа, создавшего предприятия, объединение, организацию или учреждение, при ликвидации записей по счету, за исключением учреждений, состоящих на бюджете, счета которых в этих случаях не закрываются.

Кредитная организация обязана за 10 дней письменно предупредить владельца о закрытия его счета. Порядок закрытия бюджетных счетов определяется Инструкцией ЦБ по кассовому исполнению бюджета.

Операции по текущим счетам могут быть приостановлены по решению Государственных налоговых органов. При переоформлении расчетных, текущих и других счетов резидентам в связи с реорганизацией предоставляются такие же документы, как и при создании юридических лиц. При ликвидации юридического лица представляется решение и подписание арбитражного суда о ликвидации юридического лица с указанием в нем срока действия и заверенная карточка с образцами подписей и оттиском печати ликвидационной комиссии. При передаче счета в другое учреждение банка одновременно передаются по описи все юридические документы по оформлению счета. Записи в лицевых счетах и выписки из них производятся одновременно по всем документам дня с выводом одной суммы остатка на следующий день исходя из оборотов за день и остатка на начало дня. Выписки из лицевых счетов для их достоверности заверяются оттиском штампа учреждения банка и подписью ответственного исполнителя. Выписки из лицевых счетов составляются на ЭВМ и штампом учреждением банка выписки не заверяются. Выписки из лицевых счетов выдаются клиентам в сроки, установленные по согласованию с владельцами счетов. По договоренности с клиентом выписки могут пересылаться им по почте.

По счетам, не действующим в рабочий день месяц выписки на первый день месяца не выдаются. При отсутствия движения по счету в течение месяца клиентам высылаются извещения о сумме остатка на первое число. На 1 января должны составляться все лицевые счета с выдачей клиентам выписок. По данным этих выписок клиенты должны представить банку в письменной форме подтверждение остатков лицевых счетов на конец отчетного года. По письменным заявлениям клиентов с разрешения руководителя учреждения банка им могут выдаваться в необходимых случаях дубликаты выписок из лицевых счетов. Заявление на получение дубликата подписывается лицами, уполномоченными распоряжаться счетом в банке.


9.2 Виды платежных инструментов (чеки, платежные поручения, платежные требования-поручения, инкассовые распоряжения, векселя и др.), требования к их содержанию, особенности, сфера применения, этапы документооборота

 

Платежное поручение (Приложение № 28) – поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Оно принимается в расчетах за товары, услуги, а также для предварительной оплаты товаров и услуг. Оно используется при расчетах по товарным операциям в следующих случаях:

§ за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего поручение товара или услуг плательщика; для платежей в порядке предварительной оплаты при условии ссылки на номер договора или другого документа, в котором предусмотрена предварительная плата; для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям; по товарным операциям по решениям суда и арбитражам; по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунально-бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание;

§ при нетоварных операциях: для платежей в бюджет, погашение банковских ссуд и процентов по ссудам, перечисление средств органам государственного страхования, перечисление взносов в УФ, для приобретения акций и других ценных бумаг, для оплаты пеней, штрафов, неустоек.

Платежное поручение используется только на территории одного государства. Оно принимается к исполнению работниками банка при наличии достаточных средств на счете плательщика. Сводное платежное поручение используется, когда возникают расчеты одновременно с несколькими поставщиками, которые обслуживаются в одном учреждении банка. Если плательщик и поставщик обслуживаются в одном учреждении банка, то платежное поручение предоставляется в трех экземплярах: первый – используют как мемориальный ордер и подшивается в документы дня банка плательщика, второй выдается поставщику вместе с выпиской, третий – плательщику вместе с выпиской. Если поставщик и плательщик обслуживаются в разных банках, то платежное поручение предоставляется в двух экземплярах: первый отправляется в банк поставщика через РКЦ, второй подшивается в документы дня плательщика.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения помещаются в картотеку №2, о чем банк извещает клиента (Приложение №30). При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер (Приложение №29).

Платежное требование-поручение (Приложение №31) – требование получателя к плательщику оплатить определенную сумму денег через банк на основании направленных ему, отгрузочных документов о стоимости поставленной продукции, оказанных услуг и других платежей по договору. Платежные требования-поручения могут предъявляться получателем непосредственно плательщику или на инкассо в банк получателя.

Расчеты посредством платежных требований-поручений могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. При отсутствии указания «без акцепта» платежные требования-поручения подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.

В платежном требовании-поручении на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта, по предъявлении», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание. Если безакцептное списание производится на основании заключенного договора (Приложение № 33) между получателем и плательщиком, то получатель указывает дату и номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания. Срок акцепта платежных требований-поручений определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.

Инкассовое поручение (Приложение №27) - составляется на бланке установленной формы, применяется при бесспорном и безакцептном (без согласия плательщиков) списании средств с их счетов, в случаях предусмотренных законодательством. В экономической практике сложилось разделение оснований бесспорного, по существу, принудительного списания средств на две группы:

по распоряжению изыскателей – допускается только на основе решений соответствующих органов по следующим видам платежей: недоимок по налогам и других обязательных платежей, а также сумм штрафов и иных санкций, таможенных платежей, пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами, недоимок по взносам платежей, штрафов и иных санкций в государственные внебюджетные фонды;

исходя из исполнительных (документам, выданным судами, нотариусом, арбитражными судами) и приравненных к ним документов.

В случаях, специально предусмотренных законодательными актами, осуществляется базакцептное списание средств со счетов плательщиков. Право на безакцептное списание средств предоставлено законодательством одной из сторон договора при расчетах за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения, за почтовые, телеграфные, телефонные услуги, оказываемые предприятиями связи. Подобного рода расчеты, имеющие регулярный характер, с огромным числом потребителей, получили название жирорасчеты.

Порядок получения чековой книжки в банке

Чек – письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Чеки могут быть денежными и расчетными. Денежные чеки – применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке. Расчетные чеки – чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек – документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств, т.е. чекодержателю. Расчетный чек передается плательщиком получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который предъявляется чек в свой банк для оплаты при реестре чеков. Существует покрытый и непокрытый чек (лимитированный и нелимитированный). Покрытые расчетный чеки – средства, по которым предварительно депонируются чекодателем на отдельном банковском счете, что обеспечивает гарантию платежа по этим чекам. Непокрытые расчетные чеки – чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует при отсутствии средств на счете чекодателя оплаты чеков за счет средств банка. Для получения чековой книжки необходимо заявление и платежное поручение. В заявлении указывается: количество чековых книжек, для каких расчетов они предназначены, подпись и печать клиента. В платежном поручении указывается сумма, которая должна быть задепонирована на спецсчете. Ответственный исполнитель проверяет заявление, подписывает и передает его для осуществления расчетных операций; проверяет наличие чеков в чековой книжке, проставляет на всех чеках наименование владельца чековой книжки, указывает срок действия, дату выдачи, общую сумму, на которую выдана чековая книжка. Номера чеков и выданных чековых книжек регистрируются в специальных карточках. Затем чековая книжка передается в кассу, откуда клиент получает после росписи на заявлении. Кассир на количество выданных чековых книжек составляет расходный внебалансовый ордер (Приложение № 15). При приеме чеков от клиентов ответственный исполнитель проверяет правильность исполнения чеков, проверяет сумму остатка чеков. Если сумма чековых книжек использована, а чеки остались, то может быть выдан дополнительный лимит. Для этого клиент предоставляет платежное поручение, а на обложке чековой книжки делается отметка об открытии дополнительного лимита, который скрепляется подписью главного бухгалтера и печатью банка. При закрытии чековой книжки в банк предоставляется сама чековая книжка с корешками, а если есть неиспользованные чеки, то так же надо предоставить платежное поручение о возврате остатка неиспользованного лимита. Сама чековая книжка остается в банке и подшивается в папку мемориальных документов за соответствующий день, причем испорченные и неиспользованные чеки остаются в банке, а корешки чеков возвращаются клиенту. Чековая книжка – сброшюрованные чеки, может быть долимитирована. Ответственность за правильность заполнения чековой книжки - на получателе. Реестр чеков должен быть оформлен с использованием шариковой или чернильной ручки, подписана лицом, выдавшим чеки. Если предприятия принимает чек из чековой книжки, то оно обязано поставить отметку об оплате и дату совершения данной операции. Чек отправляют в банк вместе с инкассаторской выручкой. Он поступает в банк плательщика, где после проверки сумма по чеку списывается с его счета и отправляется на текущий счет организации. При оплате чека наличными деньгами с клиента взимается комиссионное вознаграждение (0,3 %). Выдача чековой книжки производится банком, при предъявлении клиентом заявления на получение чековой книжки (Приложение № 25).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.01 с.)