Игры с предметами средств обеспечения, подручного материала для развития мелкой моторики рук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры с предметами средств обеспечения, подручного материала для развития мелкой моторики рук.



 

Одним из средств, помогающих в решении этой задачи, могут служить различные игры, подобранные с учетом имеющегося у ребенка нарушения:

1.Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

 

2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

 

3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

 

4. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук

.

5. На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

 

6. Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

 

7. Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

 

 8.Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки. Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.

 

9. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

 

Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Сенсорное развитие детей от 2 до 3 лет всегда было определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии этих детей и вызывают большой интерес у них. Проводим игры с тренажерами и тогда лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, повысится произвольность и координированность движений руки, осознанность действий. Сначала мы выполняем действия с плоскостными дидактическими игрушками. Например: «Листопад, листопад», «Яблоки на яблоне» (прикрепление детали на основу в определенной месте).

Играя в игры – тренажеры учим детей выполнять действия (прикрутить, открутить), развивая при этом умение ориентироваться на поверхности игры, творческие способности, фантазию, воображение, нахождение определенного цвета.

Игры с трафаретами

При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на лист альбома и простым карандашом обводит фигуры. Затем ребенок снимает с листа трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки (штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

На последующих занятиях дети строят из геометрических фигур разные предметы, заштриховывают их и составляют смысловые композиции. Далее выполняем геометрическую аппликацию. Можно сопровождать эти композиции рассказом. Например, построили пароход или самолет и отправились в путешествие. Можно использовать картинки, контурные рисунки на разные темы: космос, цветы, животные, овощи, грибы. Приведенные упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению.

Штампы

Интересны выполненные работы детьми с помощью штампов из поролона (губки). Для выполнения рисунка мы пропитываем кусочек поролона разведенной гуашью, чтобы получилось подобие штемпельной подушечки, окунаем нашу «формочку» в краску (гуашь), придавливаем к бумаге и осторожно убираем. Цветной отпечаток готов. С помощью губки можно выполнить фон работы и сделать отпечаток простой фигурки (машины, бабочки, совы, гриб и т.д.). Работа может быть комбинированной (рисование и аппликация).

Можно сделать штампы из моркови и картофеля. Сделайте несколько простых фигурок: круг, овал, квадрат. Разрежьте картофелину пополам, нанесите на сторону разреза рисунок и аккуратно по контору уберите лишнее канцелярским ножом. Вырезать можно и более сложные фигурки, то что позволяет вам ваше умение – от домика до прекрасного цветка.

В качестве штампа можно использовать листья. Найдите на улице красивые по форме листья деревьев (дуб, клен, тополь). Обмакните одну сторону листочка в разведенную краску (гуашь). Аккуратно прикладывайте его окрашенной стороной к альбомному листу, слегка прижимая к бумаге салфеткой, разгладьте рукой. Уберите листики и рассмотрите вместе отпечатки.

Для рисования фона пригодятся штампики из намотанных на основу толстых ниток, а также веревочные клубочки, куски старого свитера рельефной вязки. Чтобы сделать рисунок повторяющимся, можно изготовить печатки-катки, взяв для основы катушку от скотча или скалку. Очень удобно делать штампы из пенопласта.

Ватные палочки – готовый штамп. Также можно использовать вату и мятую бумагу. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей - цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.

Рисование штампами способствует развитию у ребёнка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Рисование штампами привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью. Рисование штампами играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Литература:

  1. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст», художественно-эстетическое развитие, учебно-методическое пособие, Москва, Издательский дом «Цветной мир», 2014г.
  2. С.И.Кантор «Развивающие игры от 1 до 3 лет», Москва, Айрис-пресс, 2013г.

Средства обеспечения:

· пуговицы в мешочке,

· предметы вторичного сырья (трубочки, резинки, пуговицы, колпачки, лоток для крупы),

· игрушки пальчикового театра,

· штампы,

· трафареты,

· иллюстрации «Сказки»,

· карточки «Игры для развития мелкой моторики рук».

Занятие 7. Использование бумажной пластики (аппликация, мозаика, оригами) как один из способов развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями

 

1. Бумажная пластика

· Обрывная аппликация.

· Предметная и комбинированная аппликация.

· Сюжетно-тематическая аппликация.

· Декупаж.

· Папье-маше.

· Оригами.

· Квиллинг

2. Работа с ножницами.

 

Традиционно считается, что аппликация – это кропотливое и сложное занятие для умелых и аккуратных детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Однако такое заблуждение лишает малышей новых возможностей творчества, получения новых знаний, обучение новым навыкам. Для того чтобы аппликация стала доступной для маленьких детей, занятия следует проводить с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей. Для занятий бумажной пластикой понадобятся: клейстер из муки или крахмала, клей ПВА, бумажные разноцветные салфетки, плотная белая бумага с нарисованными контурами из раскрасок, кисть и вода.

           Знакомство с техникой бумажная пластика начинается с некого отхождения от правильности действий:

·  поручается ребенку порвать бумагу;

· скатать из нее комочки - смятие бумаги (сжимание бумаги в кулачке, придавливание ладонями, зажимание пальцами, раскатывание бумажного комочка между ладонями (лист бумаги превращается в комочек, которому пальцы придают нужную форму);

· окунать комочек в клей (бумажный комочек опускают одной стороной в клей);

·  прикладывать к основе;

· прижимать пальчиком.

Для аппликации используются раскраски (контуры), которые должны быть достаточно крупными, чтобы малышам было удобно работать с ними. Сначала дети учатся располагать комочки в определенном месте (указанные кружочки), затем располагать по контуру и заключительный этап обучения технике бумажная пластика – это расположение комочков не только по контуру, но и внутри «закрашивание».

Обучение аппликацией проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей (в начале, это составляет 10-15 минут, но постепенно можно увеличивать).

Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для обучения и развития малышей.

Основные направления в развитии детей 2-3 лет не отличаются от направлений в развитии детей дошкольного возраста – это физическое, речевое, познавательное, социально-нравственное, эстетическое развитие, а также развитие сенсорных способностей.

Виды аппликации:

Обрывная аппликация изготавливается из бумаги (салфеток) способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

Общение с бумажными салфетками не заметно влияет на общее развитие ребенка: укрепляются его пальчики; обогащаются сенсорные впечатления – на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет салфеток. У малыша появляется интерес к аппликации.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков, текстов.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, "слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).

Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

Другой вариант использования геометрических форм - конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое "плоскостное моделирование" из фигур одинаковой или различной формы несмотря на упрощение и стилизацию дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Возможно и использование геометрических фигур в соседстве с негеометрическими, когда нужно передать особенности формы таких предметов, как мяч, шар, дом и т.п.

Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой.

Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку выполнены из гофрированной или тисненой бумаги.

Аппликация целыми силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов.

Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов. Эти два последних вида аппликации наиболее часто встречаются в практике обучения младших школьников.

Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.

Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них. Такая мозаика хорошо развивает мелкую моторику.

Папье-маше — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона, салфеток, газеты). Изделие изготавливается послойным наклеиванием маленьких кусочков бумаги.

Оригами - забавная игра, развлечение. Но помимо веселого времяпровождения этот процесс складывания из бумаги способствует развитию воображения, пространственного мышления, концентрации внимания и конечно, мелкой моторики.

Квиллинг - изготовление плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовые работы, рисунки, поделки дарите друзьям и знакомым, организуйте выставку работ ребенка, если подготовить праздник ко дням рождения членов семьи. Включайте работы в другие виды деятельности: игру, речевые упражнения, дидактические игры. Работы вашего ребенка могут стать хорошей иллюстрацией его успехов. Не стесняйтесь показывать эти работы лечащему врачу, который наблюдает вашего ребенка. Это станет еще одной вашей общей победой над обстоятельствами жизни в условиях ограгничения.

                             

    2.Работа с ножницами

В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать) – тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если Ваш малыш – левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).

Обсудите с ребенком правила использования ножниц. Во-первых, расскажите малышу, что ножницы можно использовать только для резки бумаги (нельзя резать одежду, скатерть, мелки, пальцы, волосы и т.д.). Если малыш был уличен в попытке отрезать кошке усы, заберите ножницы. Не отдавайте их до тех пор, пока ребенок не скажет о том, что готов использовать ножницы по назначению.

Во-вторых, расскажите о том, что с ножницами нельзя ходить, бегать и прыгать. Покажите, как правильно нужно передавать ножницы. Передавать ножницы нужно в закрытом виде кольцами вперед. Нельзя держать ножницы кольцами вверх и оставлять их в раскрытом виде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.047 с.)