Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы дознания в уголовном процессе РФ, их процессуально-правовой статус

Поиск

 

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ч. 24 ст. 5 УПК РФ).

Дознанием является одна из форм предварительного расследования. Однако, как следует из текста закона, полномочия органа дознания не сводятся лишь к ней. Так, органы дознания вправе осуществлять отдельные следственные действия и иные процессуальные мероприятия в рамках другой формы расследования – предварительного следствия, временно возлагая на себя функции следователя или выполняя его поручения. Поэтому предусмотренные законом полномочия органа дознания можно условно разделить на следующие группы:

– производство дознания как формы предварительного расследования

– производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 1–3 ст. 157 УПК РФ);

– выполнение следственных действий по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

 

 

Ст. 151 ч.3. Дознание производится:

дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации ·Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью ·Умышленное причинение легкого вреда здоровью ·Побои ·Истязание ·Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности ·Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью ·Заражение венерической болезнью ·Незаконное проведение искусственного прерывания беременности ·Оставление в опасности ·Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением ·Клевета ·Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления ·Вымогательство ·Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием · Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий ·И др………. (ч.3 ст. 150 УПК)
дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности ·Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации ·Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов ·Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации ·Статья 323. Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации
дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов · Статья 157. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей ·Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности ·Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования ·Статья 297. Неуважение к суду ·Статья 311. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса ·Статья 312. Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации ·Статья 315. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта
дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы · Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности · Статья 219. Нарушение требований пожарной безопасности · Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений
следователями Следственного комитета Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.3 ст.150 УПК, совершенных лицами (члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, судьи КС РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации; прокурора; Председателя Следственного комитета РФ; руководителя следственного органа; следователя; адвоката; члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы), а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;   о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;  
дознавателями таможенных органов Российской Федерации · Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица · Статья 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

ХОТЯ В ЗАКОНЕ И НАЗВАНЫ ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДЯТ ДОЗНАНИЕ В НЕОБХОДИМЫХ СЛУЧАЯХ, ОДНАКО ДЛЯ ВСЕХ ЭТИХ ОРГАНОВ – ДОЗНАНИЕ – ЛИШЬ ОДНА ИЗ МНОГИХ СТОЯЩИХ ПЕРЕД НИМИ ЗАДАЧ!

деятельность органов дознания, как и всех остальных субъектов уголовной юрисдикции со стороны обвинения, носит досудебный характер.

Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 (ДОЗНАНИЕ) настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 (публичное обвинение) настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

 

 

Орган дознания является коллегиальным субъектом уголовной юрисдикции. Структурно он состоит из следующих звеньев:

– начальника органа дознания;

– начальника подразделения дознания;

– дознавателя.

Начальник органа дознания – это должностное лицо, осуществляющее общее руководство органом дознания, а также ведомственный контроль за деятельностью дознавателей.

При этом необходимо обратить внимание, что УПК РФ прямо не предусматривает, какие конкретно должностные лица наделяются полномочиями начальников органов дознания. Данный вопрос регламентируется ведомственным законодательством (см., например, ст. 8–9 Закона Российской Федерации «О милиции»; ст. 2 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»).

В соответствии со статьей 41 УПК РФ начальник органа дознания (его заместитель) вправе: а) поручать осуществление полномочий органа дознания конкретному дознавателю; б) давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания.

Существует и еще одно специфическое полномочие начальника органа дознания: так, если определенное процессуальное решение относится к компетенции не собственного дознавателя как должностного лица, а именно органа дознания, то оно подлежит утверждению начальником органа дознания.

Таким образом, законодатель предусматривает два различных порядка принятия решений в процессе деятельности органов дознания:

– принятие решения органом дознания. В данном случае постановление выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. Подобная форма принятия решений распространяется главным образом на проведение органом дознания неотложных следственных действий в порядке части 1–3 ст. 157 УПК РФ;

– принятие решения дознавателем как должностным лицом. В данном случае постановление дознавателя согласованию с начальником органа дознания не подлежит. Данное правило касается полномочий органов дознания, установленных главой 32 УПК РФ.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания осуществляет непосредственное руководство деятельностью дознавателей и контроль за законностью и обоснованностью их действий (бездействия) или решений.

Следовательно, руководитель подразделения дознания представляет собой как бы промежуточное положение в системе определенного органа дознания. Появление подобной процессуальной фигуры на поле российской уголовной юрисдикции было обусловлено сложной, многозвенной структурой дознания; практической невозможностью начальника органа дознания в ряде случаев осуществлять непосредственный контроль за деятельностью подчиненных дознавателей.

Так, по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям начальник подразделения дознания уполномочен: а) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении и принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; б) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; в) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; г) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Помимо этого начальник подразделения дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении возложенных на него полномочий начальник подразделения дознания вправе: проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Эти указания обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть им обжалованы начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные предусмотренные законом полномочия (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Таким образом, дознаватель – это субъект уголовной юрисдикции, на которого возложено непосредственное осуществление полномочий органа дознания.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 41 УПК РФ дознаватель самостоятельно направляет ход расследования по уголовному делу, находящемуся в его производстве, имеет право производить процессуальные действия, а также принимать решения по делу. Вместе с тем дознаватель обладает значительно меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь, поскольку многие свои решения должен согласовывать с начальником органа дознания. В предусмотренных законом случаях дознаватель должен согласовывать проведение процессуальных мероприятий и принятие процессуальных решений с судом и (или) прокурором. Указания прокурора или начальника органа дознания обязательны для дознавателя, однако он может их обжаловать соответственно прокурору или вышестоящему прокурору. Обжалование таких указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель не может быть допущен к производству предварительного расследования в форме дознания, если ранее он участвовал в проведении по этому уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.74.192 (0.011 с.)