Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпиши в тетрадь из каждого предложения Главные члены предложения.

Поиск

 

5. Итог урока.

У: Молодцы! Вы почти, что все хорошо поработали. Подведём итог урока.

4 класс

- Что изучали на уроке?

- Что узнали об этом падеже?

- По каким грамматическим признакам мы можем отличить существительные в творительном падеже?

Д: вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончание.

 

2 класс

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

- На какие вопросы отвечает подлежащее и сказуемое?

 

- Посмотрите на карту успеха. (выставляются оценки за урок)

 

 

Лукьяненко Л. Н. ТИМАШЕВСК

1

  

            Тема: «Падеж имен существительных».

          Цель: Проверить умения учащихся определять склонения  

                   (кроме слов на – ия, -ие -ий), падежи существительных

                                      ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

II. Синтаксическая пятиминутка

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?».

 Откуда эти строки? Автор?

 Проверим орфографические, пунктуационные ошибки?

 Чем осложнено предложение?

 Прямая речь? Из чего она состоит? Поменять местами.

 Обращения? Однородные члены?

Построение схем:

 Определите склонение подлежащего?

III. Распределительный диктант

 Что называется склонением?

 По какому падежу определяется склонение

 Сколько склонений у существительных?

 Какие существительные относятся к 1, 2,3 склонению. Распределить

   существительные в 3 колонки (1-склонение, 2-склонение, 3 склонение).

Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность, луч, шалаш,

циркуль, шорох, цифра, чувство, аллея, ветвь, ель, ѐлка, дочь.

 С любым словом придумать сложноподчиненное предложение,

построить схему.

            (проверяются 3 работы).

 Проверка распределительного диктанта

IY. Беседа с учащимися

 Так что же такое склонение?

 А что такое падеж?Лукьяненко Л. Н. ТИМАШЕВСК

2

                 Словарная работа

Падеж - форма изменения имени.

 Понятие «падеж», по – видимому, взято из практики игроков в кости,

где это слово обозначало «падение» брошенной кости той или иной

стороной кверху.

Склонение слова по падежам – это «падение», изменение окончания

слова.

 Сколько в русском языке падежей?

         Вспомним вопросы падежей.

  Y. Игра с мячом!!!

             

          Бросок: 1). Название падежа – вопрос

                          2). Вопрос – падеж

       

   YI. Зрительный диктант

  Ночевала туч(?) кА, з…лотая

На груди утеса – великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазур… вес..ло играя.

                         («Утес» Лермонтов)

 Укажите падеж и склонение существительных

    

  YII. Продолжение беседы

     

  * Что образуют падежные окончания - однородные слова или разные

формы одного и того же слова?

  * Какая форма используется, если существительное выступает в роли

подлежащего, обращения? В чем отличие подлежащего от обращения?

Например: Пришла долгожданная весна!

                      Здравствуй, весна!

1). Слово ассистенту

   В древнерусском языке был еще 7, звательный падеж

«Приди ко мне, брате, в Москов», - обращается Юрий Долгорукий к

черниговскому князю Святославу.

   Смысл сказанного ясен без перевода каждому. Но не каждый знает,

что слово брате стоит в звательном падеже. Его употребляли при

обращении.Лукьяненко Л. Н. ТИМАШЕВСК

3

                     

   Форма звательного падежа встречается в молитве «Отче наш».      

Встречается и в художественных произведениях.

Например, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» - (старче)

    В современном русском языке звательная форма совпала с формой И.п.

и отличается от него лишь звательной интонацией употребления и

синтаксическим употреблением (в качестве обращения).

2) Сколько падежей бывает в разных языках?

  В английском и французском существительные по падежам не

изменяются.

Три падежа – в арабском и румынском

  Четыре - в немецком

   Шесть - в русском

   Рекордное количество падежей – 46 в одном из языков Дагестана. Это

помогает точно указать положение предмета в пространстве.

 

YIII. Можно ли определить падеж, не ставя падежных 

                              вопросов?

                  (можно)

      Из Москвы, с Кавказа,   - Р.п.

        в лес…, на озер…,     - В.п.

      в Сибир…, в деревн…, - П.п.

 Определить падежи, минуя постановку вопроса можно и в других

случаях.

Например, Дуб сломал ураган.

 Внешне совпадают формы Именительного и Винительного

падежей.

Падеж можно определить по синтаксической роли.

Гнездо вьѐт грач.

IX.    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Определить падежи существительных, подчеркнуть граммати-

ческую основу предложения.

Поезд ведет машинист.

Город окутал туман.

Солнце закрыло облако.

Мороз сковал пруд.

Автомобиль остановил шофѐрЛукьяненко Л. Н. ТИМАШЕВСК

4

                   Словарная работа.

Инверсия – изменение нормального порядка слов.

       X. «ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ».

                   (Г.Граубин)

Спросили Лежебокина

- А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

       Не любишь падежи?

                  Давным – давно все школьники

                 Их знают назубок,

                Их за два года выучить лишь ты один не смог.

               Ответил он рассержено:

- В том не моя вина.

       Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

                    Ведь я падеж Творительный

                   Нарочно не учу:

                  Трудиться,

                 А тем более

                Творить

               Я не хочу.

    Такой падеж, как Дательный

   Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем – нибудь

С друзьями не люблю.

           Предложный ненавижу я:

          Чтоб не учить урок,

         Приходится выдумывать

        Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винитЛукьяненко Л. Н. ТИМАШЕВСК

5

                    - Да, переделка, кажется,

                    Серьезная нужна.

                   А сам ты смог бы новые

                  Придумать имена?

          - Давно придумал:

         Взятельный,

       Грязнительный

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, простительный!

 За что не любит Лежебокин Дательный, Винительный, 

Творительный, Предложный падежи.

 Какие признаки лежат в основе названий падежей, придуман

ных Лежебокиным?

Беседа с учащимися: Давайте попытаемся охарактеризовать

падежи русского языка.

Именительный падеж - это «начальный падеж», прямой, он           

обозначает названия имени.

Например: стол, окно, учебник 

                   (гордый, самолюбивый)

Родительный падеж - получил свое название оттого, что он иногда

обозначает род, принадлежность, происхождение.

Например:  сын лесника

                    платок матери

                  (любознательный)

Дательный падеж – называется так по своей связи с глаголом дать

           (кому? – брату, сестре).

                     (добрый, мудрый)Лукьяненко Л. Н. ТИМАШЕВСК

6

Винительный падеж – происходит от латинского слова акасативус

«вина», «причина».

                    (придирчивый)

Творительный падеж - назван так по одному из своих значений,

указывающемуся на орудие, посредством которого совершается

(творится) действие.

Например: писать карандашом, рубить топором

                        (трудолюбивый)

Предложный падеж - получил такое название потому, что он

всегда употребляется с предлогами.

                        (общительный)

XI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Научимся правильно использовать предлоги с – из при

существительных в форме родительного падежа.

* С каким из этих слов Вы употребите предлог с, а с каким из.

  Москва, лагерь, школа, санаторий, Кавказ, выставки, прогулка.

Запомните: в - из        на – с - (соотношения)

                    В школу - из школы, на работу – с работы.

 Особенности кубанских говоров.

 До бабушки, со школы

2. Работа с учебником № 525.

XII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.   

 

XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Сочинение-миниатюра «Падежи о себ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.006 с.)