Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творительный падеж имен существительных единственного числа 1-го склонения, 3-й класс
Журавлева Марина Владимировна, учитель начальных классов Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка, Преподавание в начальной школе Цели урока: 1. Пополнить знания учащихся сведениями из истории создания Т.п. 2. Дать понятие об определении окончаний существительных ед. ч. 1 склонения в Т.п.; предлогах Т.п. и о том, каким членом предложения являются существительные в Т.п. 3. Воспитывать уважительное отношение к труду, людям, занимающимся работой, творчеством. Оборудование: 1. Учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс. 2. Картинка к словарному слову «лопата». 3. Памятка вопросов и окончаний существительных в Т.п. 4. Памятка правописания гласных в окончаниях существительных после шипящих согласных ж, ш, ч, щ, ц. 5. Кроссворды для работы в группах.
1. Минутка чистописания: е и ё 2. Орфографическая минутка: - Что мы учились писать в именах существительных разных падежей? (безударные окончания) - В каких падежах были окончания е, и? - Распределите слова в 3 колонки (1 человек у доски, остальные в тетрадях): Р.п. Д.п. П.п. Запись под диктовку учителя: В корзине, из аптеки, к копеечке, на картине, у дороги, по литературе. - Выделите окончания. - Что объединяет эти слова? (существительные единственного числа, 1 склонения; слова из словаря) - Проверим написание существительных с безударными окончаниями в Р., Д., П. падежах.
- Кто распределил слова в три колонки также? - Проверим окончания существительных. - Проверим написание словарных слов. - Что нужно знать, чтобы правильно писать окончания существительных? Выберите правильный ответ: 1. Число. 2. Склонение. 3. Падеж. 4. Число, склонение, падеж. Вывод: Чтобы правильно написать окончания существительных нужно определить число, склонение и падеж. 3. Словарная работа: Загадка: Я землю копала - ничуть не устала. - Объясните значение слова «лопата». Лопата – ручное орудие для копания, сгребания с рукояткой и с широким плоским отточенным концом. – Подберите и запишите родственные слова, выделите общий корень. Лопата, лопатка, лопаточка. - Как образованы эти слова? – Поставьте ударение, выделите безударную гласную в корне слов.
– Выпишите словосочетания в таком порядке:
Проверка. Соедините правильно стрелочками:
- В каком словосочетании использованы средства выразительности русского языка? (Звучит образнее, выразительнее «борода лопатой») - Это скрытое сравнение. Что оно означает? (Широкая борода как лопата) - Определите окончания и падеж слова «лопата». 4. Работа над новой темой. - На уроке мы будем учиться писать окончания существительных единственного числа 1 склонения Т.п. Памятка: Т.п. кем? чем? - ой, - ей - Подумайте, почему этот падеж назвали творительным? - От какого слова произошло название падежа? (от слова «творить») - Подберите синонимы к этому слову. (создавать, делать, совершать, осуществлять) - С тем, - заявил Творительный, Творительный падеж в русской грамматике назван так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину иногда его называли орудийным (орудным). Труд учеников – учёба в школе и дома. Орудия учеников: ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п.: пишем ручкой, чертим карандашом, рисуем кисточкой. 5. Работа в группах. - Разгадайте кроссворд, определите, какими предметами можно что-то делать- «творить». (Приложение) 1. Землю копали… 2. Бревно распиливали… 3. Болт закручивали… 4. Суп ели… 5. Макароны ели… - В каком падеже стоят существительные? (в Т.п.) - Как вы это определили? (по вопросу чем?) - В каком слове не сомневались, какое окончание надо писать? (в слове «пилой») - Почему? (окончание ударное) - Как пишутся слова с безударным окончанием? (так же, как с ударным) 6. Закрепление. 1) -Что ещё помогает правильно определить падеж существительных? (предлоги) - Вставьте предлоги: 1. л…тели _ _ _ пашней 2. п…т…мнело _ _ _ _ _ гр…зой 3. ж…л _ _ _ М…сквой 4. с…дел _ Таней 5. п…гоня _ _ л…сиц…й Проверка: 1. над 2. перед 3. под 4. с 5. за 2) - Объясните орфограммы в словах. -Буква в окончании в слове «лисиц…й» пропущена. Как вы думаете, какую гласную нужно вставить е или и? (мнения детей)
- Правописание гласных в окончаниях существительных после шипящих согласных ж, ш, ч, щ, ц особый случай. -Прочитайте слова. Попробуйте догадаться, когда пишется е, а когда о.
(е – безударная гласная, о – под ударением). - Поставьте ударение. (окончание безударное, значит, лисицей) 7. Физкультминутка. 8. Работа над предложением. - Убираем первый предлог «над», читаем слово по вертикали: роса. - Определите склонение этого слова. - Поставьте слово в Т.п. (чем? росой) Запись предложения под диктовку: Росой окропились цветы на лугах. Толкование слова «окропились»: кропить – слегка обрызгивать. Разбор предложения по членам. - Каким членом предложения является существительное Т.п. «росой»? (дополнением). Вывод: Существительное Т.п. в предложении является второстепенным членом. 9. Работа по учебнику А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс. Правило с. 41 Упражнение 346. - Прочитайте задание. Учитель делает на доске запись:
- Назовите слова с ударным окончанием. - Остальные слова с безударным окончанием. Запись предложений по вариантам: 1 вариант с ударным окончанием существительных, 2 вариант с безударным окончанием существительных. - Выделите окончания. Проверка. 10. Итог урока. - Существительные какого падежа мы изучали на уроке? - С какими предлогами употребляются существительные Т.п.? - Как определить окончания имен существительных ед. ч. 1 скл. Т.п.? - Каким членом предложения являются существительные Т.п.? 11. Домашнее задание: упражнение 352.
http://s_7_chik.koch.edu54.ru/p164aa1.html Конспект урока русского языка по теме: «Творительный падеж имён существительных»
Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже. Задачи: -образовательные: на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, умения различать безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и расширять словарный запас;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес, ответственное отношение к учебному труду, прививать любовь к родному языку.
Оборудование: слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык». План урока: 1.Организационный момент 2.Вводный – мотивационный этап 3. Чистописание 4.Повторение изученного материала 5. Работа над новой темой 6.Физкультминутка 7. Закрепление новой темы 8. Домашнее задание 9.Рефлексия
Ход урока
1.Организационный момент - Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.
(Проверка готовности класса к уроку, записать число, классная работа)
2.Вводно – мотивационный этап (Учитель читает наизусть стихотворение А. С. Пушкина. Показ слайда №1 О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг.
- Ребята, почему я начала урок с этих слов А. С. Пушкина? (Нам предстоит сделать какие – то открытия, мы узнаем сегодня что – то новое, может, мы будем проводить опыты и исследования или решать какую – то проблему) - Да, сегодня мы будем исследовать объекты русского языка. Кто хочет прикоснуться к науке, быть исследователем? (……..). - Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Ребята, вы любите сказки? (Да).- Сейчас я вам расскажу одну. «Жил – был король. У него было две дочери – принцессы. И как – то раз они решили отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном (Слова на слайде № 2 появляются постепенно), потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей». Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…) «Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что ты сейчас встретилась с ужом» - Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит) «Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повёл принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк». - Прочитайте на экране имена существительные. Слайд №3 Слоном, зеброй, медведем, смелостью, ужом, умницей, сливой, елью, осенью. - Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа) - Правильно, назовите тему нашего исследования (Творительный падеж имён существительных). Показ слайда № 4 «Творительный падеж имён существительных» - Да, ребята, сегодня мы будем открывать тайны творительного языка.
3.Чистописание - Работу начнём с минутки чистописания - Какое сейчас время года? Месяц? - Назовите первый звук в слове «ноябрь», дайте ему характеристику: (н) –согласный, твёрдый, звонкий, непарный. - Назовите последний звук в слове, дайте ему характеристику: (р) – согласный, звонкий, непарный, мягкий. - Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (н,р)
- Повторим правописание этих букв, но сначала подготовим пальчики к работе: Пальцы вытянулись дружно А теперь сцепить их нужно. Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмёт быстрее? (Дети сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают, повторить 2 – 3 раза). - Записывают образцы, данные на доске: Нн Рр ДР др ноябрь
4.Повторение изученного материала
- За окном поздняя осень. В воздухе медленно кружились первые снежинки, неся радостное сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение. Показ слайда № 5 Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром. Дети составили предложение. Показ слайда № 6 Зима укрыла землю белым пушистым ковром. Запишите предложение, разберите по составу. (Простое, с повествовательной интонацией, распространённое, с однородными определениями, грамматическая основа – (что?) зима- подлежащее, выраженное существительным, зима (что сделала?) укрыла – сказуемое, выраженное глаголом; второстепенные члены: укрыла (что?) землю –дополнение, выраженное существительным, укрыла (чем?) ковром –дополнение, выраженное существительным, ковром (каким?) белым, пушистым - определения, выраженные прилагательными. - Выделите орфограммы (Зима, ковром –безударные гласные в корне слова, пушистым – правописание - жи, - ши). - Как проверить безударную гласную в корне слова?(Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) – зимы, зимушка, зимний; коврик. 5.Работа над новой темой
- Вернёмся к героям сказки. Кем любовались принцессы в зоопарке? Показ слайда № 3
- Сколько падежей в русском языке? (Шесть падежей, каждый имеет своё название, вопрос и предлоги)
-Какой падеж нас сегодня интересует -? (Творительный) - На какие вопросы он отвечает? (кем? чем?), с какими предлогами он употребляется? (над, перед, за, под, с, между). - Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа? (второстепенными – дополнение. обстоятельство). -На какие группы можно разделить эти слова? (На существительные 1, 2, 3 –го склонения) - Спишите эти существительные в три столбика по склонениям, выделите окончания и поставьте знак ударения (Работа выполняется с комментированием, один ученик показывает на доске образец выполнения, остальные учащиеся в тетрадях). 1 скл. 2 скл. 3.скл. зеброй слоном смелостью сливой медведем елью умницей ужом осенью
Назовите окончания существительных 1, 2, 3- го склонения (Дети называют окончания, после их ответов идёт Показ слайда № 7) 1 скл. 2 скл. 3 скл. -ой (ей) - ом(ем) -(ь) ю
- Ребята, что ещё вы заметили? (Есть окончания ударные и безударные) - Назовите их (2 склонение – ом –ударное,, безударные – ой, ей- в 1 склонении, - ем - во 2 склонении,- ю – в 3 склонении). - Правильно, падежные окончания бывают ударными и безударными. Это вы сделали первое открытие! 6. Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
- Продолжим работу по таблице учебника на странице 123, упражнение №114-.Показ слайда № 8 - Сравните окончания одушевлённых и неодушевлённых существительных 1, 2, 3–го склонения в форме творительного падежа(У одушевлённых и неодушевлённых существительных 1,2 3 - го склонения - безударные окончания) - Как вы думаете, что ещё необходимо и очень важно знать? В каком месте при написании существительных вы можете допустить ошибку? (При написании окончаний имён существительных.) - Значит, безударное окончание имён существительных представляет трудность для написания? - Да, есть затруднения. Тогда скажите, чем являются безударные окончания имён существительных в творительном падеже? (Они – орфограммы) Правильно! Безударные окончания имён существительных в творительном падеже являются орфограммами. Это второе открытие! - Ребята, вспомните, как мы проверяли написание безударной гласной в корне существительного. (Изменяем слово или подбираем однокоренное с ударной гласной). - Все согласны? Тогда, что мы можем предположить? (Безударные окончания имён существительных тоже можно проверить.) -Да, конечно, безударные окончания имён существительных тоже проверяются. Это уже третье открытие! А кому из вас хочется узнать, как проверяются безударные окончания имён существительных?(……). - Проверим безударные окончания у существительных – мамой, волей, другом. - Запишите существительные страна, земля, стол и сравните склонения этих существительных с существительными мама, воля, друг (Страна, земля, мама, воля- 1 склонение, друг, стол – 2 склонение; типы склонения - одинаковые). Один ученик работает у доски. - Сейчас поставьте существительные страна, земля, стол в форме творительного падежа: Страной Мамой землёй волей столом другом - Какие окончания у этих существительных? (Ударные). Сравните окончания у существительных: мамой – страной, волей – землёй, другом - столом - Что вы заметили (Ударные и безударные окончания одинаковые) -Чем являются существительные страной, землёй, столом по отношению к существительным мамой, волей, другом? (Проверочными словами) Да. Это следующее открытие. - Теперь попробуйте сами сделайте вывод: как проверить безударные окончания имён существительных в творительном падеже? 1.Для этого надо определить склонение существительного. 2. Узнать его падеж. 3.Подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. 4.Ударное и безударное окончания будут одинаковыми. Показ слайда № 9 1.Безударные окончания имён существительных тоже можно проверить 2.Для этого надо определить склонение существительного. 3. Узнать его падеж. 4.Подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.
7. Закрепление новой темы - А сейчас проверим, сумеете ли вы правильно написать безударные окончания. (Задания на карточках для 1 – 2 –го варианта) Показ слайда № 9 сохраняется.(10) Показ слайда №11(карточки) 1в. 1.Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже, укажите склонение.
Пришла (с кем?) с (метель, ветер, вьюга) занесло (чем?)(снег) украсила (чем?)(серебро, узор)
2.Найти существительные в творительном падеже. По сторонам дороги тянулись широкие поля. Они были покрыты снежной скатертью. Снег лежал лёгкой пеленой, словно лебяжий пух. За узкой речкой тёмной стеной возвышался лес.
2в. 1.Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже, укажите склонение.
Укрыла (чем?)(ковёр) летел (над чем?) над (лес, поле, город) любовались (чем?) (снежинка, ель)
2.Найти существительные в творительном падеже.
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалося сосна.
Взаимопроверка работ учащихся.
- Вспомните нашу сказку. Король, как и обещал, повёл принцесс в цирк. Что они там увидели, вы узнаете, выполнив следующее задание. Задание у детей на карточках, работа идёт устно, с комментированием.
Показ слайда № 12 - Прочитайте текст: В цирке Манеж осветился лучик..м прожектора. Циркач, окутанный яркой накидк..й, начал представление. Он позвал на манеж кошку с собак..й. Они ловко работали с мячик..м и скакалк..й. Циркач угостил их рыб..й и сахар..м. Под купол..м цирка выступали акробаты. Зрители с радость.. хлопали артистам. Они с честь… справились со своей задач…й.
Назовите пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж этих имён существительных. Взаимопроверка работ учащихся.
Повторить правило на слайде №9(13)
7.Домашнее задание(с.125, упр. 120 – по заданию)
8.Рефлексия - Сколько открытий сделали по теме нашего исследования? 1.Окончания существительных в творительном падеже бывают ударными и безударными; 2.Безударные окончания можно проверить; 3.Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление? - Какие задания показались наиболее интересными? Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? - Молодцы, ребята! Все замечательно работали.
Показ слайда №14. Спасибо за урок! Презентация к уроку
http://www.school4-golovko.narod.ru/kopilka/Ghukavina.htm
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.135 с.) |