Творительный падеж имен существительных единственного числа 1-го склонения, 3-й класс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творительный падеж имен существительных единственного числа 1-го склонения, 3-й класс



Журавлева Марина Владимировна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка, Преподавание в начальной школе

Цели урока:

1. Пополнить знания учащихся сведениями из истории создания Т.п.

2. Дать понятие об определении окончаний существительных ед. ч. 1 склонения в Т.п.; предлогах Т.п. и о том, каким членом предложения являются существительные в Т.п.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду, людям, занимающимся работой, творчеством.

Оборудование:

1. Учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс.

2. Картинка к словарному слову «лопата».

3. Памятка вопросов и окончаний существительных в Т.п.

4. Памятка правописания гласных в окончаниях существительных после шипящих согласных ж, ш, ч, щ, ц.

5. Кроссворды для работы в группах.


Ход урока:

1. Минутка чистописания: е и ё

2. Орфографическая минутка:

- Что мы учились писать в именах существительных разных падежей? (безударные окончания)

- В каких падежах были окончания е, и?

- Распределите слова в 3 колонки (1 человек у доски, остальные в тетрадях):

Р.п. Д.п. П.п.

Запись под диктовку учителя:

В корзине, из аптеки, к копеечке, на картине, у дороги, по литературе.

- Выделите окончания.

- Что объединяет эти слова? (существительные единственного числа, 1 склонения; слова из словаря)

- Проверим написание существительных с безударными окончаниями в Р., Д., П. падежах.

Р.п. Д.п. П.п.
из аптеки к копеечке в корзине
у дороги по литературе на картине

- Кто распределил слова в три колонки также?

- Проверим окончания существительных.

- Проверим написание словарных слов.

- Что нужно знать, чтобы правильно писать окончания существительных? Выберите правильный ответ:

1. Число.

2. Склонение.

3. Падеж.

4. Число, склонение, падеж.

Вывод: Чтобы правильно написать окончания существительных нужно определить число, склонение и падеж.

3. Словарная работа:

Загадка:

Я землю копала - ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал.
(Лопата)

- Объясните значение слова «лопата».

Лопата – ручное орудие для копания, сгребания с рукояткой и с широким плоским отточенным концом.

– Подберите и запишите родственные слова, выделите общий корень.

Лопата, лопатка, лопаточка.

- Как образованы эти слова?

– Поставьте ударение, выделите безударную гласную в корне слов.

– Выпишите словосочетания в таком порядке:

  • прил. + сущ.
  • гл. + сущ.
  • сущ. + сущ.

Проверка. Соедините правильно стрелочками:

  • прил. + сущ. копать лопатой
  • гл. + сущ. борода лопатой
  • сущ. + сущ. железная лопата

- В каком словосочетании использованы средства выразительности русского языка?

(Звучит образнее, выразительнее «борода лопатой»)

- Это скрытое сравнение. Что оно означает?

(Широкая борода как лопата)

- Определите окончания и падеж слова «лопата».

4. Работа над новой темой.

- На уроке мы будем учиться писать окончания существительных единственного числа 1 склонения Т.п.

Памятка: Т.п. кем? чем? - ой, - ей

- Подумайте, почему этот падеж назвали творительным?

- От какого слова произошло название падежа? (от слова «творить»)

- Подберите синонимы к этому слову. (создавать, делать, совершать, осуществлять)

- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.

Творительный падеж в русской грамматике назван так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину иногда его называли орудийным (орудным).

Труд учеников – учёба в школе и дома. Орудия учеников: ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п.: пишем ручкой, чертим карандашом, рисуем кисточкой.

5. Работа в группах.

- Разгадайте кроссворд, определите, какими предметами можно что-то делать- «творить». (Приложение)

1. Землю копали…

2. Бревно распиливали…

3. Болт закручивали…

4. Суп ели…

5. Макароны ели…

- В каком падеже стоят существительные? (в Т.п.)

- Как вы это определили? (по вопросу чем?)

- В каком слове не сомневались, какое окончание надо писать? (в слове «пилой»)

- Почему? (окончание ударное)

- Как пишутся слова с безударным окончанием? (так же, как с ударным)

6. Закрепление.

1) -Что ещё помогает правильно определить падеж существительных? (предлоги)

- Вставьте предлоги:

1. л…тели _ _ _ пашней

2. п…т…мнело _ _ _ _ _ гр…зой

3. ж…л _ _ _ М…сквой

4. с…дел _ Таней

5. п…гоня _ _ л…сиц…й

Проверка:

1. над

2. перед

3. под

4. с

5. за

2) - Объясните орфограммы в словах.

-Буква в окончании в слове «лисиц…й» пропущена. Как вы думаете, какую гласную нужно вставить е или и? (мнения детей)

- Правописание гласных в окончаниях существительных после шипящих согласных ж, ш, ч, щ, ц особый случай.

-Прочитайте слова. Попробуйте догадаться, когда пишется е, а когда о.

  • тучей
  • крышей
  • овцой

(е – безударная гласная, о – под ударением).

- Поставьте ударение.

(окончание безударное, значит, лисицей)

7. Физкультминутка.

8. Работа над предложением.

- Убираем первый предлог «над», читаем слово по вертикали: роса.

- Определите склонение этого слова.

- Поставьте слово в Т.п. (чем? росой)

Запись предложения под диктовку:

Росой окропились цветы на лугах.

Толкование слова «окропились»: кропить – слегка обрызгивать.

Разбор предложения по членам.

- Каким членом предложения является существительное Т.п. «росой»? (дополнением).

Вывод: Существительное Т.п. в предложении является второстепенным членом.

9. Работа по учебнику А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс.

Правило с. 41

Упражнение 346.

- Прочитайте задание.
- Составьте устно предложения, используя существительные 1 склонения Т.п.

Учитель делает на доске запись:

  • водой
  • бумагой
  • луной
  • с лапшой
  • тучей
  • удочкой
  • под землёй

- Назовите слова с ударным окончанием.

- Остальные слова с безударным окончанием.

Запись предложений по вариантам: 1 вариант с ударным окончанием существительных, 2 вариант с безударным окончанием существительных.

- Выделите окончания.

Проверка.

10. Итог урока.

- Существительные какого падежа мы изучали на уроке?

- С какими предлогами употребляются существительные Т.п.?

- Как определить окончания имен существительных ед. ч. 1 скл. Т.п.?

- Каким членом предложения являются существительные Т.п.?

11. Домашнее задание: упражнение 352.

 

 

http://s_7_chik.koch.edu54.ru/p164aa1.html

Конспект урока русского языка по теме:

«Творительный падеж имён существительных»

 

Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже.

Задачи:

-образовательные: на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, умения различать безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и расширять словарный запас;

 

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;

 

- воспитательные: воспитывать познавательный интерес, ответственное отношение к учебному труду, прививать любовь к родному языку.

 

Оборудование: слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык».

План урока:

1.Организационный момент

2.Вводный – мотивационный этап

3. Чистописание

4.Повторение изученного материала

5. Работа над новой темой

6.Физкультминутка

7. Закрепление новой темы

8. Домашнее задание

9.Рефлексия

 

Ход урока

 

1.Организационный момент

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.

 

(Проверка готовности класса к уроку, записать число, классная работа)

2.Вводно – мотивационный этап

(Учитель читает наизусть стихотворение А. С. Пушкина. Показ слайда №1

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

 

- Ребята, почему я начала урок с этих слов А. С. Пушкина?

(Нам предстоит сделать какие – то открытия, мы узнаем сегодня что – то новое, может, мы будем проводить опыты и исследования или решать какую – то проблему)

- Да, сегодня мы будем исследовать объекты русского языка. Кто хочет прикоснуться к науке, быть исследователем? (……..).

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

 

Ребята, вы любите сказки? (Да).- Сейчас я вам расскажу одну.

«Жил – был король. У него было две дочери – принцессы. И как – то раз они решили отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном (Слова на слайде № 2 появляются постепенно), потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей».

Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…) «Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что ты сейчас встретилась с ужом»

- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит)

«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повёл принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».

- Прочитайте на экране имена существительные. Слайд №3

Слоном, зеброй, медведем, смелостью, ужом, умницей, сливой, елью, осенью.

- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа)

- Правильно, назовите тему нашего исследования (Творительный падеж имён существительных). Показ слайда № 4 «Творительный падеж имён существительных»

- Да, ребята, сегодня мы будем открывать тайны творительного языка.

 

3.Чистописание

- Работу начнём с минутки чистописания

- Какое сейчас время года? Месяц?

- Назовите первый звук в слове «ноябрь», дайте ему характеристику: (н) –согласный, твёрдый, звонкий, непарный.

- Назовите последний звук в слове, дайте ему характеристику: (р) – согласный, звонкий, непарный, мягкий.

- Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (н,р)

- Повторим правописание этих букв, но сначала подготовим пальчики к работе:

Пальцы вытянулись дружно

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмёт быстрее?

(Дети сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают, повторить 2 – 3 раза).

- Записывают образцы, данные на доске:

Нн Рр ДР др ноябрь

 

4.Повторение изученного материала

 

- За окном поздняя осень. В воздухе медленно кружились первые снежинки, неся радостное сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение. Показ слайда № 5

Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.

Дети составили предложение. Показ слайда № 6

Зима укрыла землю белым пушистым ковром.

Запишите предложение, разберите по составу. (Простое, с повествовательной интонацией, распространённое, с однородными определениями, грамматическая основа – (что?) зима- подлежащее, выраженное существительным, зима (что сделала?) укрыла – сказуемое, выраженное глаголом; второстепенные члены: укрыла (что?) землю –дополнение, выраженное существительным, укрыла (чем?) ковром –дополнение, выраженное существительным, ковром (каким?) белым, пушистым - определения, выраженные прилагательными.

- Выделите орфограммы (Зима, ковром –безударные гласные в корне слова, пушистым – правописание - жи, - ши).

- Как проверить безударную гласную в корне слова?(Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) – зимы, зимушка, зимний; коврик.

5.Работа над новой темой

 

- Вернёмся к героям сказки. Кем любовались принцессы в зоопарке? Показ слайда № 3

 

- Сколько падежей в русском языке? (Шесть падежей, каждый имеет своё название, вопрос и предлоги)

 

-Какой падеж нас сегодня интересует -? (Творительный)

- На какие вопросы он отвечает? (кем? чем?), с какими предлогами он употребляется? (над, перед, за, под, с, между).

- Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа? (второстепенными – дополнение. обстоятельство).

-На какие группы можно разделить эти слова? (На существительные 1, 2, 3 –го склонения)

- Спишите эти существительные в три столбика по склонениям, выделите окончания и поставьте знак ударения (Работа выполняется с комментированием, один ученик показывает на доске образец выполнения, остальные учащиеся в тетрадях).

1 скл. 2 скл. 3.скл.

зеброй слоном смелостью

сливой медведем елью

умницей ужом осенью

 

Назовите окончания существительных 1, 2, 3- го склонения (Дети называют окончания, после их ответов идёт Показ слайда № 7)

1 скл. 2 скл. 3 скл.

-ой (ей) - ом(ем) -(ь) ю

 

- Ребята, что ещё вы заметили? (Есть окончания ударные и безударные)

- Назовите их (2 склонение – ом –ударное,, безударные – ой, ей- в 1 склонении, - ем - во 2 склонении,- ю – в 3 склонении).

- Правильно, падежные окончания бывают ударными и безударными. Это вы сделали первое открытие!

6. Физкультминутка

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

- Продолжим работу по таблице учебника на странице 123, упражнение №114-.Показ слайда № 8

- Сравните окончания одушевлённых и неодушевлённых существительных 1, 2, 3–го склонения в форме творительного падежа(У одушевлённых и неодушевлённых существительных 1,2 3 - го склонения - безударные окончания)

- Как вы думаете, что ещё необходимо и очень важно знать? В каком месте при написании существительных вы можете допустить ошибку? (При написании окончаний имён существительных.)

- Значит, безударное окончание имён существительных представляет трудность для написания?

- Да, есть затруднения.

Тогда скажите, чем являются безударные окончания имён существительных в творительном падеже? (Они – орфограммы)

Правильно! Безударные окончания имён существительных в творительном падеже являются орфограммами. Это второе открытие!

- Ребята, вспомните, как мы проверяли написание безударной гласной в корне существительного. (Изменяем слово или подбираем однокоренное с ударной гласной).

- Все согласны? Тогда, что мы можем предположить? (Безударные окончания имён существительных тоже можно проверить.)

-Да, конечно, безударные окончания имён существительных тоже проверяются. Это уже третье открытие! А кому из вас хочется узнать, как проверяются безударные окончания имён существительных?(……).

- Проверим безударные окончания у существительных – мамой, волей, другом.

- Запишите существительные страна, земля, стол и сравните склонения этих существительных с существительными мама, воля, друг (Страна, земля, мама, воля- 1 склонение, друг, стол – 2 склонение; типы склонения - одинаковые). Один ученик работает у доски.

- Сейчас поставьте существительные страна, земля, стол в форме творительного падежа: Страной Мамой

землёй волей

столом другом

- Какие окончания у этих существительных? (Ударные).

Сравните окончания у существительных:

мамой – страной, волей – землёй, другом - столом

- Что вы заметили (Ударные и безударные окончания одинаковые)

-Чем являются существительные страной, землёй, столом по отношению к существительным мамой, волей, другом? (Проверочными словами)

Да. Это следующее открытие.

- Теперь попробуйте сами сделайте вывод: как проверить безударные окончания имён существительных в творительном падеже?

1.Для этого надо определить склонение существительного.

2. Узнать его падеж.

3.Подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием.

4.Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.

Показ слайда № 9

1.Безударные окончания имён существительных тоже можно проверить

2.Для этого надо определить склонение существительного.

3. Узнать его падеж.

4.Подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.

 

7. Закрепление новой темы

- А сейчас проверим, сумеете ли вы правильно написать безударные окончания. (Задания на карточках для 1 – 2 –го варианта)

Показ слайда № 9 сохраняется.(10)

Показ слайда №11(карточки)

1в.

1.Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже, укажите склонение.

 

Пришла (с кем?) с (метель, ветер, вьюга)

занесло (чем?)(снег)

украсила (чем?)(серебро, узор)

 

2.Найти существительные в творительном падеже.

По сторонам дороги тянулись широкие поля. Они были покрыты снежной скатертью. Снег лежал лёгкой пеленой, словно лебяжий пух. За узкой речкой тёмной стеной возвышался лес.

 

2в.

1.Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже, укажите склонение.

 

Укрыла (чем?)(ковёр)

летел (над чем?) над (лес, поле, город)

любовались (чем?) (снежинка, ель)

 

2.Найти существительные в творительном падеже.

 

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалося сосна.

 

Взаимопроверка работ учащихся.

 

- Вспомните нашу сказку. Король, как и обещал, повёл принцесс в цирк. Что они там увидели, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Задание у детей на карточках, работа идёт устно, с комментированием.

 

Показ слайда № 12

- Прочитайте текст:

В цирке

Манеж осветился лучик..м прожектора. Циркач, окутанный яркой накидк..й, начал представление. Он позвал на манеж кошку с собак..й. Они ловко работали с мячик..м и скакалк..й. Циркач угостил их рыб..й и сахар..м. Под купол..м цирка выступали акробаты. Зрители с радость.. хлопали артистам. Они с честь… справились со своей задач…й.

 

Назовите пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж этих имён существительных.

Взаимопроверка работ учащихся.

 

Повторить правило на слайде №9(13)

 

7.Домашнее задание(с.125, упр. 120 – по заданию)

 

8.Рефлексия

- Сколько открытий сделали по теме нашего исследования?

1.Окончания существительных в творительном падеже бывают ударными и безударными;

2.Безударные окончания можно проверить;

3.Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже.

 

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Какие задания показались наиболее интересными?

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

- Молодцы, ребята! Все замечательно работали.

 

Показ слайда №14. Спасибо за урок!

Презентация к уроку

 

 

http://www.school4-golovko.narod.ru/kopilka/Ghukavina.htm



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.135 с.)