Департамент локомотивного хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Департамент локомотивного хозяйства



Департамент локомотивного хозяйства

 

 

       

        МЕТОДИЧЕСКИЕ

        РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЗАЖАТИЙ РАБОТНИКОВ

ПРИ ПРИЦЕПКЕ И ОТЦЕПКЕ ЛОКОМОТИВА ОТ СОСТАВА

ЦТТ ОТ/41

 

                               Москва 2004 г.

 

 

  1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны для исключения зажатий локомотивных бригад при прицепке и отцепке локомотива от состава, формировании состава, при выполнении маневровой работы, при постановке локомотивов на смотровую канаву. Методические рекомендации разработаны на основании и развитие требований действующих Инструкций:

«Типовой Инструкции по охране труда для локомотивных бригад» № ЦТ-555, 1998 г.;

«Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог», ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, 2002 Г.;

«Типовой Инструкции по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава» № ЦТ-535, 1998 Г.;

«Типовой Инструкции по охране труда для слесарей по ремонту тепловозов и дизель-поездов» ТОИ Р-32-ЦТ-728-99.

Методические рекомендации предназначены для машинистов и помощников машинистов тепловозов, электровозов и электропоездов при выполнении маневровой работы, дежурных по локомотивному депо или линейному пункту, помощников машинистов-составителей (главных кондукторов), а так же для слесарей по ремонту подвижного состава.

1.2. Случаи зажатия в межвагонном пространстве и в негабаритных местах локомотивного депо машинистов локомотивов, помощниковмашинистов и других работников происходят, в основном, при выполнении следующих работ:

· При маневровой работе в цехах депо и пунктах технического осмотра локомотивов (ПТОЛ);

· При маневровой работе на тракционных путях локомотивного депо, на станциях, в том числе в пути следования, на складах и базах топлива;

· При маневровой работе с электропоездами при формировании поездов.

Например, при движении электровоза ВЛ 11 по позиции для обточки колесных пар машинист электровоза со стажем 27 лет был зажат между локомотивом и ограждением станка, получил тяжелые травмы.

Основными причинами зажатий локомотивных бригад являются:

· Несогласованность действий дежурного по депо, дежурного по станции, маневрового или поездного диспетчеров, машиниста локомотива, машиниста электропоезда и помощников машинистов, работающих составителями (главными кондукторами);

· Недостаточная обученность помощников машинистов с малым стажем работы безопасным методам при выполнении маневровой работы, при прицепке и отцепке локомотива от состава, особенно, в нестандартных ситуациях;

· Отвлечение внимания локомотивной бригады от безопасного выполнения маневровой работы, прицепки или отцепки;

· Утомление организма в ночное время работы.

 

Например, при сцепке двух электропоездов из-за несогласованности действий локомотивной бригады пострадал помощник машиниста электропоезда со стажем 24 года. Он попал между автосцепками и был смертельно травмирован. Машинист не видел своего помощника во время сцепки.

1.3. Для безопасного выполнения работ по прицепке и отцепке локомотива от состава или электропоезда, выполнения маневровой работы локомотивная бригада должна быть снабжена:

· Носимой радиостанцией для связи машиниста локомотива с помощником, выполняющим обязанности составителя (главного кондуктора);

· Сигнальным свистком или рожком;

· Желтым сигнальным флагом – днем;

· Ручным сигнальным фонарем с прозрачно-белым огнем – ночью;

· Сигнальным жилетом;

· Рукавицами;

· Очками.

При получении носимой радиостанции локомотивная бригада должна проверить надежность радиосвязи. Для этого помощник машиниста с радиостанцией отходит от машиниста, находящегося в кабине локомотива, на расстояние 40 – 50 м., включает радиостанцию и проверяет слышимость.

Во время радиосвязи слова следует произносить четко, не торопясь.

Запрещаются посторонние переговоры.

В случае неисправности радиостанции дежурный по депо обязан принять необходимые меры по замене неисправной радиостанции. Маневровая работа в этом случае осуществляется при помощи ручных сигнальных средств.

Носимую радиостанцию следует использовать во всех случаях при выполнении прицепки и отцепки локомотива от состава, при сцепке или расцепке вагонов электропоездов, при выполнении маневров с локомотивами на путях и в цехах локомотивного депо, особенно, при проезде негабаритных мест, а также при обходе стоящего состава с осмотром.

В аварийных ситуациях применение носимой радиостанции помимо повышения безопасности локомотивной бригады позволит сократить время установления причин неисправности на подвижном составе и мер по ее ликвидации.

В каждом локомотивном депо должна быть разработана инструкция о порядке пользования переносными радиостанциями.

1.4. При подготовке машинистов локомотивов и машинистов электропоездов, помощников машинистов локомотивов, помощников машинистов электропоездов, следует проводить теоретические и практические занятия по способам безопасной прицепки и отцепки локомотива от вагона, по выполнению маневровой работы на тракционных путях и в целях локомотивного депо, на станциях, на путях складов и баз топлива с тем, чтобы исключить зажатия членов локомотивных бригад.

 

Например, при производстве маневровой работы помощник машиниста тепловоза со стажем 2 года зашел в межвагонное пространство для выяснения причин несцепления локомотива с вагоном, где был зажат автосцепками и получил тяжелую травму.

Для повышения качества подготовки локомотивных бригад по безопасному выполнению маневровой работы рекомендуется привлекать в качестве преподавателей опытных работников хозяйства перевозок.

1.5. В настоящих методических рекомендациях приняты следующие сокращения и определения:

ИСИ - Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, ЦРБ-757;

МВПС - мотор-вагонный подвижной состав;

ПТЭ - Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, ЦРБ-756;

ПЧ - дистанция пути;

ССПС - специальный самоходный подвижной состав - мотовозы, дрезины, автомотрисы, железнодорожные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме;

СЦБ - сигнализация, централизация, блокировка;

ШЧ - дистанция сигнализации и связи;

ЭЧ - дистанция электроснабжения.

 

  1. Устройство и работа автосцепки подвижного состава

Автосцепное устройство (далее - автосцепка) подвижного состава магистральных железных дорог состоит (рисунок 1) из собственно автосцепки 1и расцепного привода автосцепки, который состоит из рукоятки расцепного рычага 2, фиксирующего кронштейна 3, расцепного рычага 4, поддерживающего кронштейна 5 и цепи 6.

Сцепка подвижного состава между собой происходит автоматически при движении локомотива или вагона на стоящий подвижной состав.

Расцепку подвижного состава следует производить с помощью привода автосцепки.

Для расцепления сцепленных автосцепок стоящего подвижного состава следует рукоятку расцепного рычага 2 (рисунок 2) поднять вверх из положения I в положение II. Для этого плоскую часть расцепного рычага 2 необходимо вывести из паза 3 фиксирующего кронштейна 1 и затем повернуть против часовой стрелки до отказа в положение II. Тогда механизм автосцепки установится в расцепленное положение.

Затем рукоятку расцепного рычага 2 следует установить в первоначальное положение I, чтобы плоская часть стержня расцепного рычага 2 вошла в паз 3 фиксирующего кронштейна 1. При этом механизм автосцепки будет находиться в расцепленном состоянии до момента разведения автосцепок при отъезде подвижного состава.

Если требуется удержать механизм автосцепки в выключенном положении (положение «На буфер») расцепного рычага 2 следует повернуть также как и для расцепления, то есть в положение II, а затем расцепной рычаг 2 следует переместить по направлению к автосцепке, пока рукоятка своей плоской частью не расположится на полочке 4 фиксирующего кронштейна 1 в положении II. В этом случае расцепной привод будет удерживать замок автосцепки в утопленном положении и тогда при соударении этой автосцепки с другой автосцепкой сцепления между автосцепками не произойдет.

 

Рисунок 1. Устройство автосцепки подвижного состава

1 - Автосцепное устройство;

2 - рукоятка расцепного рычага;

3 - фиксирующий кронштейн;

4 - расцепной рычаг;

5 - поддерживающий кронштейн;

Цепь

 

Рисунок 2. Работа расцепным приводом автосцепки подвижного состава

1 - фиксирующий кронштейн;

2 - рукоятка расцепного рычага;

3 - паз фиксирующего кронштейна;

Рисунок 3. Виды трещин корпуса автосцепок

а - выходящая на горизонтальную поверхность головы автосцепки;

б - выходящая за положение верхнего ребра со стороны большего зуба;

в, г - длинной более 20 мм каждая;

д, е - по вертикали сверху и снизу в углах, выходящие каждая из них за положением верхнего или нижнего ребра со стороны большого зуба;

Рисунок 4. Порядок проверки исправной работы автосцепки локомотива или вагона

1 - корпус автосцепки;

2 - замок автосцепки;

3 - замкодержатель автосцепки

Автосцепка должна свободно перемещаться из среднего положения в крайнее от усилия, приложенного человеком, и возвращаться обратно под действием собственного веса. Проверку этого требования выполняют, когда аппарат плотно прилегает дном корпуса к задним упорам и через упорную плиту - к передним упорам.

Следует проверить, что фиксирующий кронштейн 2 (рисунок 1) и поддерживающий кронштейн 5 надежно закреплены на локомотиве и на первом вагоне. Рукоятка расцепного рычага 4 (рисунок 1) должна находиться в вертикальном положении, а плоская часть расцепного рычага должна входить в паз фиксирующего кронштейна 3 (рисунок 2).

 

Рисунок 5. Предупреждающий знак

«Осторожно! Негабаритное место»

Рисунок 6. Предупреждающая окраска в виде наклоненных чередующихся полос желтого сигнального и черного цветов распашных ворот в цехах депо, ПТОЛ (а) и проезда в стене цеха (б)

1-предупреждающий знак «Осторожно! Негабаритное место»

Рисунок 7. Предупреждающая окраска в виде наклоненных чередующихся полос желтого и черного цветов опор технологических платформ цехов депо и в линейных пунктах

1-предупреждающий знак «Осторожно! Негабаритное место»

 

Не габаритные места в депо должны быть обозначены предупреждающим знаком «Осторожно! Негабаритное место» (рисунок 5). Кроме того, все негабаритные места должны иметь предупреждающую окраску в виде чередующихся наклоненных под углом 45-60 градусов полос шириной от 30 до 200 мм желтого сигнального и черного цветов при соотношении ширины 1:1. Ширину полос следует устанавливать в зависимости от размеров объекта и расстояния, с которого должно быть видно предупреждение.

Пример предупреждения нанесения окраски на наружную сторону распашных ворот и на угол здания приведен на рисунке 6. Точно также предупреждающая окраска наносится и с внутренней стороны распашных ворот. Кроме того, на одной из створок ворот должен быть нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Негабаритное место» (рисунок 6).

Предупреждающая краска должна быть нанесена на опорах технологических площадок и эстакад цехов депо и в линейных пунктах (рисунок 7), а также на опорах пескораздаточных устройств.

Запрещается работникам депо находиться в негабаритных местах при движении электровоза, тепловоза, электропоезда, вагонов.

Машинист локомотива или МВПС, ССПС прежде чем проследовать негабаритное место, должен визуально убедиться в отсутствии людей в этом негабаритном месте.

При выезде или въезде в цех, на экипировочную канаву, под эстакаду в депо локомотивной бригаде запрещается высовываться из окна кабины, из двери локомотива.

 

Не допускается располагаться при маневровых передвижениях локомотивов между железнодорожным путем и ограждением технологической площадки и эстакады или между железнодорожным путем и временно оставленным оборудованием, конструкциями, материалами.

Машинисту локомотива запрещается во время прицепки локомотива к вагону отвлекаться и выполнять на локомотиве другие действия по управлению локомотивом, а также отвлекаться на переговоры с дежурным по станции.

2). Помощник машиниста-составитель по команде машиниста спускается с локомотива или вагона и один лил совместно с осмотрщиком вагонов осматривает автосцепку первого вагона и локомотива на предмет обнаружения неисправностей в автосцепке.

 

3). Помощник машиниста-составитель, находясь на обочине пути или в междупутье, сообщает машинисту об исправности автосцепки вагона и локомотива. После этого помощник машиниста дает команду машинисту на прицепку.

Команда подается голосом по носимой радиостанции - словом «Прицепка». Либо желтым сигнальным флагом (днем), сигнальным фонарем - ночью; или звуковым сигналом ручного свистка или духового рожка: «Разрешается локомотиву следовать управлением вперед» - днем движение поднятой вверх руки с развернутым желтым флагом; ночью - ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или 1 длинным звуком ручного свистка, духового рожка.

 

 4). Машинист локомотива, если видит помощника машиниста (осмотрщика вагонов) в междупутье или на обочине пути, повторяет полученную команду от помощника машиниста-составителя о прицепке и подает 1 длинный гудок локомотива, после чего медленно со скоростью не более 3 км/ч подъезжает к вагону или локомотиву и плавно выполняет прицепку.

 

Для исключения зажатия помощника машиниста в межвагонном пространстве при продувке тормозной магистрали машинисту запрещается приводить в движение локомотив, отвлекаться и выполнять какие-либо действия на пульте управления стоящего локомотива.

Для продувки тормозной магистрали локомотива помощник машиниста входит в межвагонное пространство при заторможенном локомотиве.

Для исключения травмирования помощника машиниста тормозным рукавом при кратковременном открывании концевого крана продувку тормозной магистрали локомотива необходимо выполнять в следующей последовательности. Помощник машиниста, находясь в межвагонном пространстве, берет соединительный рукав возле головки, снимает тормозной рукав с держателя и крепко прижимает его головку рукой к держателю с другой стороны, к своей ноге или крепко прижимает к конструкции локомотива.

Помощник машиниста должен находиться с противоположной стороны от струи воздуха, выпускаемой из тормозного рукава. При этом выпускаемый воздух не следует выпускать в низ, чтобы не поднять пыль, которая может попасть в глаза.

Затем второй свободной рукой помощник машиниста открывает концевой кран на локомотиве и продувает 1-2 раза тормозную магистраль локомотива каждый раз в течении 2-3 секунд и затем закрывает концевой кран на локомотиве.

Если ручка концевого крана расположена поперек тормозной магистрали - значит тормозная магистраль перекрыта (закрыта); если ручка концевого крана расположена вдоль тормозной магистрали - значит магистраль открыта.

После продувки тормозной магистрали локомотива, помощник машиниста соединяет тормозные рукава между локомотивом и первым вагоном и открывает концевые краны сначала у локомотива, а затем у первого вагона.

При обслуживании локомотива одним машинистом («в одно лицо») прицепку и продувку тормозной магистрали выполняет осмотрщик вагонов.

При соединении и разъединении концевых рукавов, при продувке тормозной магистрали локомотива или состава запрещается помощнику машиниста наступать на головку рельса.

 

8). Помощник машиниста выходит из межвагонного пространства на обочину пути или в междупутье, поднимается в кабину локомотива или электропоезда и сообщает машинисту о выполненной продувке тормозной магистрали локомотива, соединении и открытии концевых кранов на локомотиве и вагоне.

 

9). Машинист локомотива совместно с осмотрщиком вагонов с земли проверяют правильность сцепления автосцепок по сигнальным отросткам замков и правильность соединения тормозных рукавов, правильность открытия концевых кранов между локомотивом и первым вагоном.

 

10). «Выполнение операций по прицепке поездного локомотива к составу и отцепке его от состава грузового и пассажирского поезда при обслуживании локомотива одним машинистом возлагается на осмотрщика вагонов, а на станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах - в пассажирском поезде - начальника (механика - бригадира) пассажирского поезда, в грузовом - на машиниста» (ПТЭ пункт 11.6).

 

«Все работники по соединению и разъединению пневматических рукавов, межвагонных, межлокомотивных и межсекционных цепей управления и отопления, а также проверку сцепления автосцепок, необходимо проводить только с разрешения машиниста при заторможенном локомотиве, моторвагонном подвижном составе.

Соединение или отсоединение межвагонных и межсекционных соединений следует проводить при обесточенных цепях управления и перекрытых концевых кранах» («Типовая Инструкция по охране труда для локомотивных бригад» № ЦТ-555, глава III, раздел 19, пункт 9).

«Перед отцепкой или прицепкой вагона с электрическим отоплением, осмотром ходовых частей вагонов поезда, разъединением и соединением отопительной системы с локомотивом машинист обязан отключить:

· отопительную магистраль поезда;

· силовые и вспомогательные цепи;

· быстродействующий или главный выключатель;

· опустить токоприемники

и после этого передать ключ отопления поездному электромеханику или начальнику поезда» («Типовая Инструкция по охране труда для локомотивных бригад» № ЦТ-555, глава III,

раздел 23, пункт 3).

 

Запрещается нахождение во время движения помощнику машиниста-составителю на ступенях лестницы локомотива. Если подвижной состав на соседнем пути установлен за предельным столбиком, то возможно травмирование находящегося на подножке помощника машиниста о стоящий в негабарите подвижной состав.

При прицепке или отцепке локомотива от вагона помощник машиниста-составитель должен быть особенно внимательным и наблюдать за движением поездов по соседнему пути. При приближении поезда по соседнему пути, следует перейти в соседнее свободное междупутье или подняться в кабину локомотива.

 

Помощник машиниста-составитель! Подавай команды машинисту только находясь в безопасном месте - в междупутье или на обочине пути.

Машинист локомотива! Перед входом помощника машиниста в межвагонное пространство останови и затормози локомотив.   

 

При осаживании состава вагонами вперед, если при выполнении регламента переговоров между членами бригады не последовал ответ от составителя или помощника машиниста, выполняющего обязанности главного кондуктора, в течении 20 секунд, применять экстренное торможение с целью выявления местонахождения главного кондуктора или составителя.

Помощник машиниста-составитель при выполнении маневровой работы обязан:

 

· четко и своевременно передавать ручные и звуковые сигналы и команды по радиосвязи по маневровым передвижениям;

· следить за своевременной и правильной подготовкой стрелок для маневровых передвижений, своевременной и правильной подачей сигналов или указаний операторами постов централизации, дежурными стрелочных постов и машинистом локомотива;

· прежде чем подъехать к составу, убедиться в отсутствии сигналов ограждения;

· не допускать передвижений маневрового состава, не убедившись в том, что все вагоны сцеплены между собой и локомотивом.

 

Перед отцепкой маневрового локомотива от вагонов помощник машиниста-составитель должен обеспечить остановку вагонов в границах, обозначенных придельными столбиками и закрепить от ухода в соответствии с техническо-распорядительным актом (ТРА) станции вне зависимости от предполагаемого времени стоянки этих вагонов с помощью тормозных башмаков.

Не допускается применять вместо тормозных башмаков кирпичи, камни, доски и другие предметы.

При движении маневрового состава вагонами вперед помощник машиниста-составитель на первой по ходу движения специальной подножке вагона, держась руками за поручни (при наличии - на переходной площадке или в тамбуре вагона). При приближении к негабаритным или опасным местам помощник машиниста-составитель должен передать команду машинисту на остановку локомотива, сойти с подножки и пройти это место пешком впереди осаживаемого состава.

При отсутствии специальной подножки, переходной площадки или тамбура составителю следует идти по междупутью впереди осаживаемых вагонов.

Перед подъемом на специальную подножку вагона помощник машиниста должен осмотреть подножку - не повреждена ли подножка, не оторвана ли она частично от вагона и убедиться в ее исправности, в отсутствии трещин и надежном соединении.

При движении с маневровым составом помощник машиниста-составитель должен следить за сигналами светофоров, положением стрелок по маршруту, отсутствием препятствий и людей на путях; в случае необходимости принимать меры для остановки маневрового состава.

Препятствием для маневров могут быть находящиеся в негабарите выгруженные строительные конструкции, шпалы, путевая решетка, оставленные в негабарите вагоны, а также валы выгруженного снегоуборочной машиной снега, появившийся после сильных дождей плавун на откосе выемки.

 

Например, при перемещении тепловозом ЧМЭ-3 грузовых вагонов вагонами вперед помощник машиниста - главный кондуктор находился на подножке вагона. При проезде состава в кривой в месте выгруженного в негабарите снегоуборочными машинами снега пострадавший был зажат между вагонами и валами выгруженного снега, в результате чего получил смертельную травму (рисунок 8).

Перед производством маневров помощник машиниста должен был лично убедиться в отсутствии препятствий для маневров, а во время маневров - идти по междупутью на участке выгруженного снега.

 

Рисунок 8. Зажатие помощника машиниста тепловоза- главного кондуктора между движущимся вагоном и расположенными в негабарита валами снега, выгруженными снегоуборочными машинами.

1- пострадавший помощник машиниста - главный кондуктор;

2- валы снега, выгруженного в негабарите снегоуборочными машинами;

3- тепловоз

 

 

Рисунок 9. Запрещается составителю для исключения удара его об автотранспорт, остановленный в негабарите, проезд на специальной подножке вагона через неохраняемый переезд

 

1- пострадавший;

2- автомобиль, остановленный в негабарита на неохраняемом переезде;

3- неохраняемый переезд;

4- вагоны;

Тепловоз

 

 

 

 

При производстве маневров помощнику машиниста - составителю запрещается находиться на специальной подножке вагона в негабаритных и опасных местах, перечень которых должен быть разработан в каждом депо.

При подъезде маневрового состава к неохраняемому автомобильному переезду, если на нем находится автомобиль или другое транспортное средство, помощник машиниста-составитель подает команду машинисту на остановку локомотива и после остановки он должен перейти с подножки вагона в кабину локомотива, чтобы избежать возможного столкновения с остановленным в негабарите автомобилем (рисунок 9).

Запрещается помощнику машиниста-составителю для исключения удара его о карликовый светофор при подъезде на специальной подножке вагона приседать для осмотра свободности пути из-под вагона (рисунок 10).

При производстве маневров на путях локомотивного депо, в местах устройства служебных проходов, в местах работы персонала ПЧ, ШЧ, ЭЧ, при пересечении переездов машинист локомотива должен своевременно подавать звуковые сигналы и соблюдать особою осторожность и быть внимательным для предупреждения наезда на людей.

Дежурный по станции должен за ранее предупредить локомотивную бригаду о производстве ремонтных работ в маневровом районе на пути, в устройствах СЦБ, на контактной сети или на других сооружениях, при отчистке стрелочных переводов от снега в зимний период.

В условиях ограничения видимости при неблагоприятных условиях погоды (сильный ветер, туман, дождь, метель), а также не недостаточно освещенных путях маневровая работа должна производиться с особой осторожностью, а в необходимых случаях и с пониженной скоростью, которая обеспечила бы своевременную остановку при появлении препятствий для дальнейшего движения.

 

Перед выводом с канавы локомотива или электропоезда локомотивная бригада должна обойти локомотив или электропоезд, убедиться в отсутствии людей в канаве и посторонних предметов. Только после этого локомотивная бригада подает звуковой сигнал и приводит в движение локомотив, МВПС.

Запрещается помощникам машинистов, руководящих маневрами, другим работникам депо располагаться между путем и ограждением, вблизи ворот при проезде локомотива через ворота цеха, при постановке локомотива на канаву, при проезде локомотива мимо эстакады, при постановке локомотива на обточку колесных пар.

Руководить маневрами локомотивов в цехах локомотивного депо следует с использованием носимой радиостанции.

В каждом локомотивном депо должна быть разработана Инструкция по организации производства маневровой работы на путях локомотивного депо и в пределах обслуживаемого участка железной дороги.

 

Локомотива от состава

Осмотрительность

 

Следует помнить, что у отдельных людей действия опережают оценку обстановки. Таким образом надо бать особенно осмотрительными, то есть сначала думать, а потом делать и не спешить.

 

Работники локомотивных бригад!

Будьте осмотрительными и внимательными.

Сначала думай, потом делай. Спешка - причина зажатий.

Утомление организмы

При утомлении организма, которое часто происходит в ночные и утренние часы работы, возникает заторможенность в выполняемых действиях и снижение внимания. Работникам, осуществляющим прицепку или отцепку, заходить в межвагонное пространство следует, только выждав 5-7 секунд после исполнения команды машинистом локомотива.

Машинист локомотива не должен допускать спешки в работе и торопить помощника машиниста-составителя.

 

 

   

 

 

   

 


 

 

Департамент локомотивного хозяйства

 

 

       

        МЕТОДИЧЕСКИЕ

        РЕКОМЕНДАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.101 с.)