Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составители: И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Л.А. Кунаковская,↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ
Учебно-методическое пособие для вузов.
Составители: И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Л.А. Кунаковская, З.Д. Черемисова
Воронеж 2007 Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1401-4 от 27 апреля 2007 г.
Рецензент к.п.н., доцент кафедры педагогики ВГПУ Л.Э. Заварзина
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов-магистрантов 5-6 курсов факультетов ВГУ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важным компонентом образовательного процесса является научно-педагогическая практика магистрантов, которая логически завершает их подготовку как преподавателей средне специальных учебных заведений и вузов. Основная цель научно-педагогической практики – показать, что в современных условиях процесс профессионального образования специалистов выходит за рамки овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Процесс высшего профессионального образования разворачивается сегодня в более широком социальном контексте и направлен на подготовку компетентного специалиста, обладающего высоким уровнем культуры, проблемным аналитическим мышлением, организаторскими и коммуникативными способностями, социально-психологической компетентностью. В ходе практики студенты знакомятся с современным состоянием образовательного процесса в высшем учебном заведении, с содержанием и особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения в высшей школе, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своего профессионального «Я». Основной целью научно-педагогической практики является освоение основ педагогической учебно-методической работы, подготовка будущего магистра к реализации образовательного процесса в колледжах, в средних профессиональных училищах, в высших учебных заведениях. Основными задачами научно-педагогической практики являются: 1) подготовка будущих преподавателей к реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования;
2) формирование у магистрантов-практикантов умений разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальные стратегии преподавания в зависимости от целей обучения, уровня подготовки обучающихся; 3) установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных магистрантами-практикантами при изучении психолого-педагогических и методических дисциплин, с профессионально-педагогической деятельностью; 4) подготовка будущих преподавателей к воспитательной деятельности со студентами: создание условий для утверждения отношений сотрудничества студентов и преподавателей, развития студенческого самоуправления, общественных студенческих организаций и объединений; 5) выявление преемственности и взаимосвязей научно-исследовательс-кого и учебно-воспитательного процессов в средней и высшей школах, возможностей использования преподавателем собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса, повышения его качества; 6) развитие профессионального мышления, совершенствование системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности будущего преподавателя, а также его активности, направленной на гуманизацию общества; 7) выработка у магистрантов творческого подхода к собственной профессиональной деятельности, приобретение ими опыта рефлексивного отношения к своему труду, актуализация потребности в самообразовании и личностном развитии. Настоящее учебно-методическое пособие призвано помочь магистрантам в определении содержания и организации своей работы в период педагогической практики, выполнении учебных заданий, подготовке необходимой (в том числе отчетной) документации1.
_______ 1. При подготовке пособия использованы материалы: Педагогическая практика в вузе: программа и методические рекомендации для студентов 4-5 курсов факультетов педагогической направленности / [сост. Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, З.Д. Черемисова.]. – Воронеж, 2004. – 26 c. I. Организационные вопросы практики
Требования к организации практики В результате прохождения практики магистрант должен овладеть навыками самостоятельной научно-педагогической деятельности в профессиональной области на основе: - отбора содержания и построения занятий в различных типах образовательных учреждений с учетом закономерностей педагогики и психологии, современных требований дидактики; - актуализации и стимулирования творческого подхода магистрантов к проведению занятий с опорой на развитие обучающихся как субъектов образовательного процесса; - учета научных интересов магистрантов (практика предусматривает проведение занятий по предметам и дисциплинам, соответствующим научно-исследовательским интересам магистрантов). В результате прохождения практики магистрант должен уметь: - подготовить и провести по заданию руководителя практики учебные занятия, посетить и проанализировать занятия опытных преподавателей и своих коллег; - формулировать и решать свои задачи, возникающие в ходе научно-педагогической деятельности.
II. Программа практики
Содержание практики определяется руководителями программ подготовки магистров на основе ГОС ВПО с учетом интересов и возможностей выпускающих кафедр. Программу практики целесообразно увязать с возможностью последующей преподавательской деятельности лиц, оканчивающих магистратуру, в том числе и на кафедрах высшего учебного заведения. В период прохождения научно-педагогической практики студент должен: - ознакомиться с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по одной из основных образовательных программ; - освоить организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении на примере деятельности выпускающей кафедры; - изучить современные образовательные технологии высшей школы; - получить практические навыки учебно-методической работы в высшей школе, подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции, практическому занятию, лабораторной работе, навыки организации и проведения занятий с использованием новых технологий обучения; - изучить учебно-методическую литературу, лабораторное и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана; - принять непосредственное участие в учебном процессе, выполнив педагогическую нагрузку, предусмотренную индивидуальным заданием. В период практики следует ориентировать студента на подготовку и проведение лабораторных работ, практических занятий и занятий по курсовому проектированию по профилю специализации. Рекомендуется чтение пробных лекций в небольших студенческих коллективах под контролем преподавателя по темам, связанным с его научно-исследовательской работой. Возможно, участие студента в приеме зачетов совместно с руководителем. Целесообразно также его привлечение к профориентационной работе со школьниками. Конкретное содержание практики планируется научным руководителем студента, согласовывается с руководителем программы подготовки магистров и отражается в индивидуальном задании на педагогическую практику, в котором фиксируются все виды деятельности магистранта в течение практики. Отмечаются темы проведенных лекционных, лабораторных и практических занятий с указанием объема часов. Научно-педагогическая практика включает в себя:
- учебную и внеаудиторную деятельность по преподаваемой дисциплине; - воспитательную деятельность; - научно-исследовательскую работу. Ниже предлагается примерное содержание научно-педагогической практики.
Воспитательная работа Ознакомление с принципами планирования, овладение основами методики организации и психолого-педагогического анализа воспитательной работы преподавателя и факультета. Ознакомление с работой кураторов. Изучение при помощи психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей студентов, анализ полученных результатов исследования и выработка практических рекомендаций. Самостоятельное ведение воспитательной работы со студентами с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Изучение межличностных отношений в студенческом коллективе. Овладение умением педагогически грамотно строить свои отношения со студентами, а также с коллегами-педагогами.
О Т Ч Е Т Общие выводы по практике. Роль и значение педагогической практики в становлении магистранта как вузовского преподавателя. Какие знания, умения и навыки приобретены в процессе практики? Задачи профессионально-педагогического самообразования и самовоспитания на будущее. Насколько содержание и формы учебной деятельности на предшествующих этапах обучения в ВГУ способствовали успешному прохождению педагогической практики? Предложения и пожелания по совершенствованию организации и содержанию научно-педагогической практики, учебного процесса в целом на факультете.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Басова Н.Ф. Педагогика и практическая психология / Н.Ф. Басова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 416 с. 2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Флинта, 1998. – 201 с. 3. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2. Психология образования. – 606 с. 4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / М. В. Буланова-Топоркова и др. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 543 с. 5. Педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин [и др.]. – М.: Academia, 2002. – 566 с. 6. Педагогическая практика: программа и методическое обеспечение. Учебно-методическое пособие / [cост. И.Ф. Бережная и др.]. – Воронеж: ВГУ, 2007. – 76 с. 7. Педагогическая практика в вузе: программа и методические рекомендации для студентов 4-5 курсов факультетов педагогической направленности / [сост. Н.И. Вьюнова и др.]. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 26 c.
8. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / [под. ред. Н.В. Клюевой]. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с. 9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. – М.: Академия, 2001. – 304 с. 10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с. 11. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349 с.
Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http// www.lib.vsu.ru/). Социальные и гуманитарные науки. Философия и социология: Библиографическая база данных. 1981 – 2001 г.г./ ИНИОН РАН. – М., 2002. – (СD-ROM).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методы обучения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Активные методы обучения ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Функции и виды лекций Функции лекций: 1) информационная, 2) систематизирующая, 3) разъяснительная, 4) развивающая.
Виды лекций.
Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей. Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом. Обзорно-повторительные лекции. Читаются в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса. Обзорная лекция. Систематизация знаний на более высоком уровне. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов. Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Каковы средства, помогающие конспектированию? Это акцентированное изложение материала лекции, т. е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий. Современные виды лекций. Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.
В ходе их разрешения и в итоге – как результат – студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции в форме диалогического общения. С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность. Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации. Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны: • обеспечить систематизацию имеющихся знаний; • обеспечить усвоение новой информации; • обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций; • демонстрировать разные способы визуализации. В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности: • натуральные (минералы, реактивы, детали машин); • изобразительные (слайды, рисунки, фото); • символические (схемы, таблицы). В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать: • уровень подготовленности и образованности аудитории; • профессиональную направленность; • особенности конкретной темы. Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета. Лекция вдвоем – эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т. д. Необходимо, чтобы: • диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы; • втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее. Преимущества такой лекции: • актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем; • создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т. д.; • наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою; • вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений; • выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность. Подготовка к лекции такого типа предполагает предварительное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущими, к которым предъявляются определенные требования: • у них должна быть интеллектуальная и личностная совместимость; • они должны владеть развитыми коммуникативными умениями; • они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации. Лекция с заранее запланированными ошибками призвана: • активизировать внимание студентов; • развивать их мыслительную деятельность; • формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т. д. Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10–15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала. Лекция – пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех– пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Такую лекцию можно проводить: • в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности; • в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний; • в конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Лекция в высшей школе
Проблемный вопрос изучаемой темы: чем объясняется ведущее значение лекции в образовательном процессе вуза? Лекция – целостное, многоаспектное явление (ее компоненты: содержательный, научный, мировоззренческий, воспитательный, психологический, эстетический и др.). Цели и функции, система и структура вузовской лекции. Общая проблема лекции. Дидактические принципы, лежащие в основе построения лекции, обеспечивающие ее целостность. Лекция как социально и профессионально ориентированный вид общения. Лектор – ученый, педагог, оратор. Требования к современной лекции. Методы построения и проведения лекции. Типы лекций: системного объяснения, сообщения; размышления; беседы с аудиторией; инструктажа. Виды лекций: вводная, обзорная, установочная, заключительная и др. Использование различных теорий обучения в вузовской лекции. Психологические особенности чтения и восприятия лекции. Стиль лекции и поведение лектора. Роль лекции в формировании культуры самостоятельной деятельности студентов. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ 1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – включает в себя: - изучение требований учебной программы дисциплины к теме лекции, ее основных проблем; - определение целей лекции в зависимости от ее типа, подбор и систематизация материала с учетом целостной концепции учебного курса; - разработка плана лекции; - подбор рекомендуемой студентам литературы; - написание развернутого конспекта или полного текста лекции, распределение пунктов плана по времени; - моделирование (репетиция) лекционного выступления с использованием аудио- или видеотехники. 2 этап– ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ – складывается из нескольких фаз, каждая из которых решает свои задачи:
3 ЭТАП – САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ ЛЕКЦИИ предполагает: - сопоставление целей лекции с ее результатами; - выделение педагогических удач, достигнутых в ходе лекции; - выявление основных ошибок, допущенных в ее подготовке и проведении; - поиск и осмысление путей преодоления обнаруженных ошибок. ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Лабораторное занятие Проблемный вопрос: каким образом лабораторное занятие непосредственно открывает путь к практике? Лабораторное занятие как переход от виртуального («виртуальный» – возможный, который может или должен проявиться) моделирования реальности к предметно-опосредованному. Цели, содержание и структура лабораторного занятия. Педагог и технические средства. Особенности лабораторного занятия в эпоху всеобщей компьютеризации. Психолого-педагогическое взаимодействие со студентами на лабораторном занятии, обратная связь. Типы лабораторных занятий: демонстрационное, диагностическое, моделирующий эксперимент и т.д. Позиция педагога на лабораторном занятии. Способы контроля и отчетности студентов. Назначение лабораторных занятий как формы обучения – интегрировать теоретические знания и умения студентов в работе со специальным оборудованием в условиях, приближенных к производственным, стимулировать развитие исследовательских интересов. Занятия должны способствовать углублению самостоятельной работы, активизации мыслительной деятельности студентов, оснащению способами, приемами выполнения практических заданий.
РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – включает в себя: - изучение литературы по теме, инструктивно-методических материалов, опыта коллег; - формулировка концепции лабораторного занятия; - подбор учебных задач и определение логики занятия; - апробирование технических средств, материалов оборудования; - уточнение инструкций по организации самостоятельной деятельности студентов.
2 ЭТАП – ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ – складывается из нескольких фаз, каждая из которых решает свои задачи:
3 ЭТАП – САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ – ПРЕДПОЛАГАЕТ: - сопоставление замысла практиканта и полученных результатов. Определение причин их рассогласования (в случае наличия); - выводы для дальнейшего совершенствования полученных студентами профессиональных знаний, умений, навыков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Памятка лектору Лекторское мастерство возникает не автоматически и не в виде «бесплатного приложения» к научной эрудиции, а в результате систематической педагогической и методической работы. 1. Лектор должен быть всегда бодр, жизнерадостен и дружелюбен к студентам. Резкость, желчность, раздражительность или, наоборот, меланхолия и сонливость никогда не должны быть присущи лектору. Лектор – это настроение студентов на два часа. 2. Волнение лектора – хорошее качество, если оно не вызывается слабой подготовкой и неуверенностью в собственных знаниях. Беспокойство лектора – это забота о том, как студенты воспринимают лекцию. Если лектор немного волнуется, это значит, что он переживает происходящий момент. Бесстрастные лекции несовместимы со студенческим возрастом. 3. Лектор обязан быть аккуратным, точным, требовательным не только к студентам, но и к самому себе. Требовательность к себе проявляется в самодисциплине и обязательном выполнении больших и малых обещаний, данных аудитории во время лекции. 4. Лектор обязан выработать в себе чувство времени и при чтении не поглядывать часто на часы. Если не хватило времени – виноват лектор. Нельзя задерживать студентов после звонка: впопыхах все равно ничего не довершишь, а настроение и короткий отдых студентов испортишь. 5. Для успеха лекции важно логически последовательное изложение. Мысль лектора не должна скакать от одного предмета к другому. Не следует доказывать то, что очевидно, распространяться о том, что само собой разумеется. 6. Лекция – произведение научной мысли и слова. Лекция – «Я» лектора во всем: в интерпретации материала, в голосе, в жестах, в чувствах и мимике лектора. 7. Академическая лекция должна быть простой, ясной, понятной и полной глубокого смысла. Ей свойственна простая и точная речь. Нет трудных дисциплин, есть трудное изложение. 8. Академический лекционный стиль не допускает длиннот, водянистости и витиеватости. Речь лектора экономна: слов немного, а мыслей и чувств много. 9. В лекции должен присутствовать элемент новизны, показывающей не только сегодняшний уровень науки, но и перспективы на завтра. 10. Лекция, по преимуществу, монологическая речь. Лектору приходиться говорить сразу «набело»: он не имеет права постоянно «брать свои слова назад», не может зачеркнуть свои ошибочные или неудачные высказывания. Лектор обязан произносить каждую фразу в окончательной редакции, а это требует от него вдумчивости и осторожности в подборе и построении фраз. 11. Хорошая лекция – гармония мысли и слова. Обязанность лектора выработать правильную речь не только у себя, но и у студентов. Без правильной, точной речи нет и правильного, точного понимания науки. 12. Лекторская речь должна быть убедительной, но не монотонной. Голос может повышаться и понижаться в зависимости от фразы. Говорить следует звучно, но не слишком громко и не очень тихо. Излишняя громкость утомляет слушателей, тихая речь не дойдет до них, особенно в большой аудитории. 13. Лекция не может читаться одним взмахом без остановок. Читаемая «ручейком», без пауз лекция утомляет слушателя, затрудняет восприятие. Пауза здесь так же необходима, как абзац в печатном тексте. 14. Жесты оживляют речь, но ими нельзя злоупотреблять. Частые, однообразные, суетливые жесты надоедают студентам и раздражают их. 15. Лектора не может покидать выдержка при самых неблагоприятных условиях. В случае шума спокойно призвать к тишине и продолжать дальше. Если студент бросил реплику, лектору следует использовать ее для активизации внимания аудитории. Если реплика пустая, надо обойти ее молчанием или показать ее никчемность, не допуская при этом грубости. 16. Для успеха лекции надо знать аудиторию. Следите за глазами студентов. 17. В процессе чтения лекции у студентов, естественно, могут возникать вопросы. Лектору надо научиться отвечать на вопросы. Если не можете ответить, так и скажите. Если вам самим нужно узнать какие-либо данные, отложите ответ, помня, что ответить надо обязательно. 18. Лектору прежде всего нужно внимание студенческой аудитории. Завоевать внимание и удержать его до конца – самое трудное в технике лекционного преподавания. Лектор должен «зацепить внимание на крючок» интересной постановкой вопроса в начале лекции. Ему надо уметь снять усталость своих слушателей и зарядить их дополнительной энергией. Мобилизовать внимание помогают «освежающие отступления», яркие, образные сравнения, уместные шутки. 19. Доска – помощник лектора. На ней пишутся цифры, имена, незнакомые термины и слова, изображаются схемы. Лектор не только не может забывать о существовании доски в лекционной аудитории, но и должен думать, как ее рационально использовать.
Из: Гапонов П.М. Лекция в высшей школе / П.М. Гапонов. – Воронеж: ВГУ, 1977. – С. 87 – 93. ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Вариант 1. Инструкция. Внимательно прочитайте приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для Вас и отметьте их крестиком в соответствующей строке. Список мотивов. 1. Стать высококвалифицированным специалистом. 2. Получить диплом. 3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах. 4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». 5. Постоянно получать стипендию. 6. Приобрести глубокие и прочные знания. 7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям. 8. Не запускать изучение предметов учебного цикла. 9. Не отставать от сокурсников. 10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 11. Выполнять педагогические требования. 12. Достичь уважения преподавателей. 13. Быть примером для сокурсников. 14. Добиться одобрения родителей и окружающих. 15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу. 16. Получать интеллектуальное удовлетворение. Обработка результатов. Для каждого студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке (группе) определяется частота выбора того или иного мотива. Индивидуальный протокол. Фамилия, имя, отчество______________________________________ _________________________________ курс _________ группа _____
Номер мотива по списку (помечаются выбранные мотивы) Групповой протокол
Группа № __________________________________________________.
Номер мотива по списку
Вариант 2. Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале приведенные в списке (по варианту 1) мотивы учебной деятельности по их значимости для вас. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов – максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного. Обработка результатов. Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение и среднее квадратическое отклонение для каждого мотива. Это дает возможность узнать о достоверности выявленных различий в частоте предпочтения группой того или иного мотива. Используются такие же протоколы (индивидуальные и групповые), что и в варианте 1. Однако в группово
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.02 с.) |