Настоящим учреждается гражданство Союза. Каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, а не заменяет национальное гражданство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Настоящим учреждается гражданство Союза. Каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, а не заменяет национальное гражданство.



Все граждане государств-членов, являются гражданами Союза. «Каждое государство-член, выдаёт или лишает гражданства в соответствии с законодательством Сообщества»[2] Это также означает, что государства-члены не являются полностью свободными, в том, как они выдают гражданства, хотя и эти ограничения, в основном, носят теоретический характер. Например, если государство-член за ночь выдаст миллион гражданств жителям из не государств-членов, что было бы незаконными в соответствии с действующим законодательством ЕС (а также международным правом).

 

42. Принципы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе.

Принцип равенства – ключевой в системе принципов правового статуса личности в демократическом общ-ве. Призван обеспечивать одинаковые усл-я реализации всех прав и свобод всеми людьми, воспрепятствовать дискриминации/ созд-ю необоснованных привилегий д/ отдельных лиц/ соц. групп.

Элементы:
1. Юридическое рав-во (равноправие): «все равны перед за-коном» (ст.20 Хартии 2000 г.)
2. Социальное рав-во – независимо от принадлежности к опр. соц. группе/ категории, «от пола, расы, цвета кожи, этнического/ соц. происхождения, языка, вероисполведания/ убеждений, полит./ иных взглядов, принадлежности к нац. меньш-ву, имущ. полож., налич. инв-ти, возр., секс. ориентац.

3. Политическое рав-во – независ. от гр-ва., запрет любой дискриминац. по призн. принадл-ти к опр. гр-ву» (ст.13 Д-ра ЕС, §2 ст.21 Хартии 2000 г.) Граждане одного гос-ва-члена, прожив./ нах-ся в др. гос-вах-членах, приравн. к собств. гражданам не во всех сферах общ. жизни, а лишь в тех, ктрурег. правом ЕС.

4. Рав-во полов – женщин и мужчин (Д-р о ЕС еще с 1957 г. – спец. норма о равноправии полов в вопр. оплаты труда). Оговорка: допуск-сясохр-е/ созд-е особ.преимущ-в «в пользу недостаточно представленного пола».

Принцип уважения прав человека и осн. свобод – изначально признан Судом Евросообществ, сейчас – как один из общих принципов конст. строя, соблюд. обяз. и сам Союз, и все гос-ва-члены (ст.6 Д-ра о ЕС).

Принцип гарантированности прав и свобод – закрепл. в виде конкр. юр. гарантий (в отлич. от первыз двух принц.) д/ защиты субъект.прав от наруш-й со стор. частн. лиц и органов публ. власти, в т.ч. наднациональной.

 

43.. Основные личные (гражданские) права и свободы в Европейском Союзе.

Политические права - определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом.

Сюда относятся: право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность: право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов: право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей: право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и д.р.

Большинство политических прав закреплены в гл.V Хартии «Гражданство», воспроизводящей и дополняющей одноименную часть ДЭС (часть вторая «Гражданство Союза»).

Избирательные права. Право на свободные выборы является главным условием функционирования общества на демократических началах.

В рамках Европейского Союза в качестве основных признаны также избирательные права граждан Союза, проживающих на территории других государств - членов, причем речь идет как об активном (право избирать), так и в пассивном избирательном праве (право избираться).

Эти права реализуются в процессе выборов:

- в Европейский парламент как представительный орган Союза в целом (ст.39 Хартии, параграф 2 ст.12 ДЕС);

- в муниципальные органы государств - членов (ст.40 Хартии, параграф 1 ст.19 ДЕС).

Свобода собраний и ассоциаций. Свобода собраний и свобода ассоциаций (свобода объединения) - два взаимосвязанных права, содержание которых образует возможность людей свободно объединяться друг с другом в политических и иных целях на временной основе (митинги, шествия, демонстрации и т.д.) или в постоянные союзы (партии, общественные организации и др.).

Свобода собраний и ассоциаций вместе закреплены в ст.12 Хартии и ст11 конвенции Совета Европы.

В отличии от большинствадругих политических прав свобода собраний и ассоциаций признана за каждым лицом, то есть в принципе, она выступает, в качестве прав человека.

Право на хорошее управление. Право на хорошее управление провозглашенное в одноименной статье Хартии (ст.41), является систематизацией требований и гарантий, ранее сформулированных в решениях Суда ЕС. Его содержание включает комплекс основных правомочий индивида, в том числе юридического лица (независимо от гражданства и национальности), во взаимоотношениях с органами и должностными лицами публичной власти (параграф 1 ст.41 Хартии).

Некоторые элементы, входящие в содержание рассматриваемого права, выступают в качестве гарантий других субъективных прав личности:

- право бать заслушанным до вынесения против лица неблагоприятного для него решения;

- право лица на доступ к созданному на него досье;

- обязанность администрации мотивировать свои решения;

- право на компенсацию убытков, причиненных институтами и служащими ЕС;

- право направлять обращения институтам Союза и получать от них ответ на любом из официальных языков ЕС по выбору заинтересованного лица (параграф 2-4 ст.41 Хартии, ст.21, 288 ДЕС).

Право на доступ к официальной документации. Признание этого права Хартией (ст.42), а также ДЕС (ст.255) в качестве основного служит отражением усилий по реализации принципа открытости, закрепленного в 1997г. в первой статье Договора о Европейском Союзе. В соответствии с указанными нормами частным лицам гарантируется доступ к документации трех политических институтов Союза - Европарламента, Совета и Комиссии.

Право петиций, то есть специальных обращений (индивидуальных и коллективных), адресуемым парламентским органам, в Европейском Союзе признано ст.44 Хартии и ст.194 ДЕС. В содержание данного права входит возможность граждан Союза, а также иных физических и юридических лиц, имеющих в ЕС место жительства (место нахождения), направлять в Европейский парламент обращения по любому вопросу, который их затрагивает и входит в компетенцию ЕС. Для рассмотрения подобных обращений в Парламенте действует специальная комиссия по петициям.

Наиболее важным источником прав и свобод человека в ЕС признается Хартия Европейского Союза об основных правах, в соответствии с которой утверждается, что человеческое достоинство неприкосновенно, закрепляется право каждого на жизнь (Никто не может быть подвергнут осуждению или наказанию в виде смертной казни), на целостность личности (Каждый человек имеет право на собственную физическую и психическую целостность), запрещается рабство и пытки (Никто не может подвергаться пыткам, а равно бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию), утверждается личная свобода и неприкосновенность, уважение частной и семейной жизни, свобода мысли, совести и вероисповедания (Данное право включает в себя свободу придерживаться собственных взглядов и свободу получать или распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны публичных властей и вне зависимости от государственных границ), свобода предпринимательства, равенство перед законом (Все равны перед законом). Кроме того, Хартия предусматривает право на беспристрастный суд, презумпцию невиновности, право каждого гражданина Союза баллотироваться на выборы в Европейский парламент, право на дипломатическую и консульскую защиту и др. Положения Хартии адресованы ко всем институтам и органам Европейского Союза, государствам-членам, которые должны их соблюдать.

 

44. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в Европейском Союзе.

Система гарантий включает 3 основных элемента:

1. Институциональные гарантии – связаны с функционированием органов, деятельность которых направлена на охрану и защиту нарушенных прав;

2. Процессуальные – реализуются при рассмотрении дел в судах, особенно в рамках УП-сса;

3. Материальные – право лица на компенсацию ущерба и других убытков, причиненных из-за нарушения его прав.

Институциональные.

Орган, играющий ключевую роль в защите П и С человека – Суд + Омбудсман, Еврокомиссия, дипломатические и консульские представительства.

1. Судебная защита.

Национальные суды гос-чл + приравненные к ним органы административной юстиции (трибуналы) - подведомственны любые дела, кроме юрисдикции судов ЕС.

Национальные суды гос-чл обеспечивают защиту прав от нарушений со стороны частных лиц и гос-чл, приоритет действующим нормам ПЕС перед национальным законодательством. Если неясность Þ приостановить дело + преюдициальный запрос в Суд Сообществ.

· Суды ЕС обеспечивают защиту П и С, нарушенных его институтами и органами. Право подавать иск имеют любые ФЛ/ ЮЛ, в т.ч. иностранные (не м. подавать иски с целью отмены нпа (оспаривать м. только индивидуальные предписания, прямо им адресованные/ непосредственно их касающиеся, и бездействие соответствующих органов). Исковая давность – 2 мес. Преодолеть эти ограничения – процедура косвенного обжалования – индивиды м. оспорить любые предписания органов ЕС (в т.ч. нормативные), даже после истечения срока исковой давности (косвенное – т.к. Суд/ Трибунал I инстанции рассматривает законность НПА не по иску об аннулировании, а в связи с рассмотрением другого дела).

· Европейски суд по правам человека (Страсбург) – ФЛ/ ЮЛ. Рассматривает дела только о нарушении субъективных прав, закрепленных в Конвенции 1950 г. Не имеет полномочий признавать акты органов власти недействительными/ недействующими (в отличии от судов ЕС). Результатом рассмотрения дела в нем может служить «выплата справедливой компенсации потерпевшей стороне» государством-нарушителем в размере, установленном Судом. Иски к институтам, в т.ч. и по причине нарушения Конвенции 1950г., поступают непосредственно в суды ЕС.

В рамках ЕС защиту гарантированных прав личности осуществляют 3 системы судов:

1. Национальные (суды гос-чл + трибуналы) – если нарушитель ФЛ/ЮЛ (при необходимости может направить запрос в Суд Сообществ)

2. Суды ЕС (Суд Сообществ + Трибунал первой инстанции) – если нарушитель ЕС или его органы, то иски направляются в Трибунал с правом кассационного обжалования в Суде Сообществ.

3. Европейский суд по правам человека – если индивид пострадал от действии наднациональных институтов ЕС (если от действий государств, то должен сначала обращаться в национальные суды).

2. Внесудебная защита

· Омбудсман – подведомственны дела о нарушении порядка управления в деятельности институтов и органов ЕС. Обращение к нему – одно из основополагающих прав граждан ЕС и др. ФЛ (ЮЛ), имеющих место жительства (нахождения) на территории ЕС. Жалобы на органы и должностных лиц гос-чл ему не подведомственны (д. рассматриваться национальными омбудсманами).

· Органы контроля специальной компетенции (рассматривают жалобы ФЛ и ЮЛ на нарушения их отдельных прав, в основном в информационной сфере) – Европейский контролер по защите данных, общий контрольный орган в рамках Европола и др.

· Комиссия (главный исполнительный орган ЕС, стоящий на страже общих интересов ЕС (ФЛ, ЮЛ). Обращение – повод для возбуждения расследования против гос-чл (в некоторых случаях для предприятий). Результатт – отмена нпа/ прекращение определенной практики (в т.ч. бездействия) по причине несоответствия объективному праву ЕС и нарушения закрепленных в его нормах субъективных прав ФЛ и ЮЛ.

· Дипломатические и консульские представительства – защита прав гражданина за рубежом на территории третьих стран.

Процессуальные (Хартия, Конвенция).

· обращение в беспристрастный суд за защитой любых П и С, установленных в юридических. нормах ЕС (с учетом подведомственности: национальные суд, суды ЕС, Европейский суд по правам чел.)

· справедливое и публичное рассмотрение дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом (ограничение этого принципа м.б. по соображениям морали, общественного порядка, государственной безопасности, в интересах несовершеннолетних/ защиты частной жизни сторон, если сам суд примет решение, что с учетом особых обстоятельств «гласность нарушала бы интересы правосудия».

· право на юридическую помощь (адвокат, защитник, представитель), м.б. безвозмездно.

Гарантии для подозреваемого, обвиняемого:

– презумпция невиновности,

– право на защиту, в т.ч. на незамедлительное и подробное уведомление о характерере и основаниях предъявляемого обвинения; право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; право защищать себя лично или через выбранного защитника; право на допрос свидетелей обвинения, н вызов и допрос свидетелей защиты; право пользоваться при необходимости бесплатной помощью переводчика.

– принцип законности и пропорциональности преступлений и наказаний (запрет обратной силы закона, устанавливающего/ отягчающего ответственность и придание обратной силы актам, которые ее понижают)

– недопустимость повторного привлечения к уголовно ответственности за преступления, в отношении которых лицо уже было осуждено/ оправдано в гос-чл. Отступление –если пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам/ были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела.

– запрет лишения свободы за долги

– право на аппеляцию по уголовным делам.

Материальные.

Имущественная ответственность:

1) ЕС обязано возместить индивидам любой ущерб, причиненный его институтами/ служащими при исполнении своих обязанностей – суды ЕС.

– имущественная ответственность гос-чл за нарушение субъективных прав, установленных нормами ЕС, введена недавно Судом Сообществ. Государство будет ответственно не только, если лицо пострадало в результате действий его органов и д.л., но и если властями страны не обеспечено точное и полное соблюдение изданных Сообществом предписаний.

2) ФЛ/ ЮЛ – законодательство гос-ч (+ законы, изданные во исполнение директив ЕС).

 

Конституция 2004 г. в полном объеме инкорпорировала Хартию как свою отд. часть Þ Х. получ. обяз. юрсилу, становится полноценно действующим инструментом по контролю за соблюд. П и С человека и гражданина.

Чтобы не было коллизий Х с др. источниками П и С (конституции гос-в-членов и Евроконв. о защите П человека и осн. С) в спецдекларации к Конституции помещен офиц. постатейный комментарий (разъяснения Х об осн. правах) – судам д/ толкования.

Содержит усл-е (треб.) о присоединении ЕС к Евроконенции о защите прав человека и осн. свобод 1950 г. в кач-ве отд. стороны. Если реализуется → д-я и реш-я органов ЕС м. будет обжаловать в Евросуде по правам человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.024 с.)