В какие инстанции следует обращаться в случае нарушения прав и свобод, гарантированных Европейским Союзом?(дополнительно прочитать) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В какие инстанции следует обращаться в случае нарушения прав и свобод, гарантированных Европейским Союзом?(дополнительно прочитать)



Права и свободы, закрепленные в источниках Европейского Союза, подлежат судебной защите, которая включает в себя право на компенсацию убытков, причиненных их нарушением. Подведомственность дел между судами разграничивается исходя из того, кто выступает субъектом нарушения:

- если установленные Союзом права физического или юридического лица нарушают его собственные институты или органы (например, Европейская комиссия), то соответствующие дела подведомственны союзным судам. Иск в этом случае подается в Трибунал первой инстанции с правом кассационного обжалования в Суде Европейских сообществ (см. вопросы N 54, 56 и 68);

- в остальных случаях, т.е. когда нарушителями выступают другие лица или государства-члены, споры рассматривают национальные суды. Например, если немецкому гражданину созданы препятствия в трудоустройстве на территории Франции, то он вправе обратиться за защитой в компетентный общий или административный суд этой страны. В случае необходимости последний направляет преюдициальный запрос Суду Европейских сообществ.

Согласно прецедентному праву Суда Европейских сообществ национальные судебные инстанции при рассмотрении подобных дел связаны двумя принципами: принципом эквивалентности и принципом эффективности.

Принцип эквивалентности (франц. principed'equivalence) означает, что условия защиты прав и свобод, установленных Союзом, должны быть не менее благоприятными, чем условия защиты прав, закрепленных в конституции и законодательстве соответствующего государства.

Принцип эффективности (франц. principed'effectivite) требует, чтобы государства-члены "не делали невозможными или чрезмерно трудными" условия реализации прав, гарантированных Союзом *(119).

Указанные принципы относятся, в частности, к срокам исковой давности в национальных судах, размерам компенсации, правилам доказывания и т.д. Их нарушение может послужить основанием для привлечения к ответственности соответствующего государства-члена перед Судом Европейских сообществ (см. вопрос N 50).

Государства также могут быть привлечены к ответственности перед Европейским судом по правам человека - в случае нарушения ими прав, гарантированных ЕКПЧ 1950 г. (см. вопрос N 50).

Кроме обращения к органам правосудия, физические и юридические лица с целью защиты нарушенных прав могут подавать жалобы во внесудебные учреждения. На уровне Европейского Союза это, прежде всего, Европейский омбудсман, которому подведомственны жалобы только на институты и органы этой организации (см. вопрос N 37). Широкое распространение получила также практика жалоб на государства-члены в Европейскую комиссию. Признав жалобу обоснованной, она вправе начать расследование против государства-нарушителя, которое может завершиться наложением на него штрафа (см. вопрос N 50).

45. Правовые основы единого внутреннего рынка ЕС: общая характеристика.

 

Внутренний рынок – пространство без внутренних границ, на котором обеспечивается свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов.

Два элемента, на которых основывается внутренний рынок:

· Создание внутреннего экономического пространства в рамках Евр. Сообществ в целях реализации свободы передвижения товаров, лиц, услуг, капиталов путем устранения любых барьеров для этого в отношениях между государствами-членами;

· Сами четыре экономические свободы, или принципы внутреннего рынка: свобода передвижения товаров, свобода передвижения лиц, свобода предоставления услуг, свобода передвижения капиталов.

Три составляющих общего рынка:

· 4 экономические свободы;

· общие политика, направления деятельности Сообщества, обеспечивающие и наполняющие конкретным содержание эти принципы;

· таможенный союз, включая общий таможенный тариф, а также проведение общей торговой политики по отношению к третьим странам.

Еще в ДЕС есть термин «единый рынок» - это составной компонент экономического и валютного союза.

Концепция внутреннего рынка – это относительно современный взгляд на экономическую интеграцию в рамках Евр. Союза. Ко времени появления концепции внутреннего рынка Договор о Евр. Сообществе уже содержал концепцию общего рынка (четыре экономические свободы; общие политики, направления деятельности общества; таможенный союз).

Единый внутренний рынок – составной компонент экономического и валютного союза, который в свою очередь, наряду с общим рынком составляет «средства» достижения целей Сообщества.

Создание и обеспечение деятельности внутреннего, общего и единого рынков входят в исключительную компетенцию Евр. Сообщества.

Право внутреннего рынка – совокупность норм права, регулирующих функционирование внутреннего рынка Евр. Сообщества – отрасль права Евр. Союза, нормы которой регулируют создание и функционирование внутреннего экономического пространства в рамках Евр. Сообщества и обеспечивают полную реализацию свободы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов на этом пространстве.

46. Принцип свободного передвижения товаров в рамках ЕВР ЕС.

Товары – все движимое имущество, включая электрический ток. (Регламент Европарламента и Совета).

Товары – все, измеряемое в денежной стоимости и являющееся объектом коммерческих операций. (Судебное решение).

Безусловно к товарам относятся золотые и серебряные слитки, опасные отходы.

Не входят в «товары» денежные средства, товары, сопутствующие оказанию услуг.

Содержание

3 элемента свободы:

· отмена таможенных пошлин и сборов, имеющих равнозначный эффект;

· запрет дискриминационного внутригосударственного обложения;

· запрет количественных ограничений на экспорт и импорт, а также мер, равнозначных им.

Сбор, равнозначный таможенным пошлинам – любой денежный сбор, каким бы малым он ни был и каковы бы ни были его назначение и способы взимания, наложенный в одностороннем порядке на отечественные и импортные товары при пересечении ими границы и не являющийся таможенной пошлиной в строгом смысле, даже если он не приносит прибыли государству, не является дискриминационным или протекционистским, и продукция, на которую он налагается, не является конкурирующей с любой отечественной продукцией.

К сборам, равнозначным таможенным пошлинам, не относятся сборы, являющиеся элементами внутригосударственного налого­обложения. А также сборы, представляющие со­бой плату за оказание услуг при пересечении границы в любом слу­чае, если услуги предоставляются добровольно, и при соблюдении условий, сформулированных Судом (на­пример, т.н. «обязательные инспекции»).

Условия: а) такой сбор не должен превышать фактической стоимости ус­луги; б) такая услуга является обязательной и единообразной для всех аналогичных продуктов Сообщества; в) такой сбор предписан законодательством ЕС в общих интересах Сообщества; г) такой сбор способствует свободному движению товаров путем устранения препятствий, которые могут возникнуть вследствие применения односторонних мер в соответствии со ст. 30 Договора о ЕС.

Положение о запрете дискриминационного внутригосударственного обложения применяется только к налогам, независимо от способа их взимания, и не касается таможенных пошлин. Платежей и равнозначных им сборов.

Суд делит дискриминационное внутригосударственное обложение на прямое и косвенное.

Прямое – непосредственно исключительное налогообложение иностранных товаров, завышение налоговых ставок для них; различия в способах взимания, если они дают преимущество отечественным производителям.

Косвенное – “Hamblot”(налог в зависимости от мощности. До 16CV – равномерно, выше – резкий скачок, Машины > 16CV во Франции не производились => неблагоприятные условия для иностранных производителей).

Количественные ограничения – любые исчисляемые меры, направленные на полное или частичное сдерживание импорта, экспорта или транзита товаров. Количественные ограничения существуют в виде запрета или в виде системы квот. В виде запрета могут распространяться на всю территорию государства или ее часть.

Меры, равнозначные количественным ограничениям – любые торговые правила, установленные гос-чл, которые могут прямо или косвенно, фактически или потенциально. Затруднить работу в рамках Сообщества. С оговорил, что такие правила м.б. введены, но только, если:

· отсутствует регулирование на уровне Сообщества;

· правила не затрудняют торговлю;

· являются разумными;

· доступны для всех частных лиц Сообщества.

«Тест разумности» = «Тест Cassis”.

Препятствия перемещения товаров в пределах Сообщества, возникающие в результате несоответствия законодательств гос-чл, касающиеся сбыта продукции, д.б. приняты постольку, поскольку эти положения м.б. признаны необходимыми для удовлетворения императивных требований, относящихся, в частности, в эффективности налогового контроля, защите здоровья общества, честности коммерческих сделок и защите потребителей. В этом деле впервые признан принцип взаимного признания стандартов, т.е. товар, допущенный на рынок в 1 государстве, д. свободно продаваться в другом гос-чл.

Суд исключил из мер, равнозначных количественным ограничениям т.н. маркетинговые меры (например, запрет работы в выходные дни).

Ограничения действия ст. 28 и 29 Договора о ЕС предусматривает ст. 30. В этой статье перечисляются основания, руководствуясь которыми государства-члены вправе вводить количественные ограничения на экспорт, импорт и транзит товаров, а также меры равнозначные им. Статья 30 содержит закрытый перечень таких оснований. К ним относятся:

1) общественная мораль;

2) общественный порядок и общественная безопасность;

3) защита здоровья и жизни людей и животных или сохранения растений;

4) защита национальных сокровищ, имеющих художественную историческую или археологическую ценность;

5) защита промышленной и коммерческой собственности.

 

47. Принцип свободы передвижения работников.

Свобода передвижения работников распространяется на них и на членов их семей.

Такая свобода включа­ет отмену любой дискриминации по признаку гражданства государ­ства-члена по отношению к найму, вознаграждению и другим усло­виям работы.

Ключевые права работни­ка-мигранта:

· право принимать реально сделанные предложения о трудоуст­ройстве;

· право свободно передвигаться с этой целью по территории Со­общества;

· право оставаться на территории государства-члена с целью тру­доустройства;

· право оставаться на территории этого государства-члена после окончания трудовой деятельности.

(1)Регламент Совета (ЕЭС) № 1612/68 от 15 октября 1968 г. о свободном передвижении работников внутри Сообщества;

Регламент Комиссии (ЕЭС) № 1251/70 от 29 июня 1970 г. о праве работников оставаться на территории государства-члена по­сле осуществления там трудовой деятельности;

Директива Европейского парламента и Совета 2004/38/ЕС от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей на сво­бодное проживание и выбор места жительства на территории госу­дарств-членов. (3)

 

Работник-мигрант – это лицо, работающее по найму и имеющее гражданство другого гос-чл.

Дополнительные характеристики:

· это лицо должно в течение определенного времени осуществлять работу. За которую предполагается прямое или косвенное вознаграждение;

· лицо должно осуществлять реальную и эффективную деятельность, независимо от условий з/п или рабочего времени;

· работник-мигрант – это также лицо, прекратившее трудовую деятельность и оставшееся на территории гос-чл с целью поисков новой работы, т.е. безработные.

Регламент (1) определяет условия доступа работников к работе по найму, включая равные возможности получения предложения о трудоустройстве в другом гос-чл. Отмену квот на привлечение рабочей силы из других гос-чл, + свободный доступ к получении помощи в службе занятости принимающего гос-чл.

 

Члены семьи.

Директива (3) – члены семьи это:

· супруг (а);

· партнер, имеющий с гражданином Союза зарегистрированное партнерство в соответствии с законодательством государства-члена, если принимающее государство-член признает зарегистрированное партнерство в качестве эквивалента браку и на условиях, преду­смотренных законодательством принимающего государства-члена;

·; потомки гражданина Союза и его супруга(и) или партнера, не достигшие 21 года или являющиеся иждивенцами;

· родственники по восходящей линии, находящиеся на иждиве­нии работника и его супруга(и) или партнера.

Супруг – только лицо, состоящее с работником в законном браке.

 

Право на проживание.

Реализация этого права регулируется Директивой (3).

При проживании на территории другого гос-чл в период до 3х месяцев никаких специальных документов для граждан Союза не требуется.

Для работников и членов их семей, находящихся на территории гос-чл больше 6 месяцев м.б. установлен режим регистрации.

3 ситуации когда работник может оставаться на территории принимающего гос-чл:

· пенсия

· нетрудоспособность

· получение работы в другом гос-чл

Этим право обладают и члены семьи даже в случае смерти работника.

Законно проживающий на терр-и принимающего госу­дарства в течение 5 лет непрерывно, имеет право постоянного жи­тельства на его терр-и. При этом срок сокра­щается: а) до 3 лет — для вышедших на пенсию; б) до 2 лет, если трудовые отношения были прерваны заболе­ванием или несчастным случаем; в) до 3 лет, если мигрант по­лучил работу в другом государстве-члене, но ежедневно или хотя бы раз в неделю возвращается в принимающее государство. Этими же правами обладают члены семьи.

Исключения. Договор о ЕС содержит два исключения из прин­ципа свободного передвижения лиц.

Первое из них содержится в параграфе 4 ст. 39 Договора о ЕС — свобода передвижения лиц не распространяется на публичную службу. Под государственной службой понима­ются «посты, связанные прямо или косвенно с участием в осуще­ствлении власти, предоставляемой публичным правом, и обязан­ностей, направленных на защиту общих интересов государства или других органов государственной власти. Такие посты, по су­ти, предполагают со стороны занимающих их лиц существование особых отношений преданности государству и взаимности прав и обязанностей, которые формируют основу уз гражданства».

Второе исключение содержит параграф 3 той же статьи. Госу­дарствам-членам позволено ограничивать свободу передвижения ра­ботников по мотивам общественного порядка, общественной без­опасности и здравоохранения (эпидемии, или иные инфекционные либо связанные с распростра­нением паразитов заболевания). Факт прежней судимости не является основанием для выдворения. По мотивам общественного порядка не могут быть выдворены:

лица, проживающие в принимающем государстве-члене послед­ние 10 лет;

несовершеннолетние, за исключением случаев, когда выдворе­ние соответствует их интересам согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.

Только заболевания, способные в соответствии с перечнем ВОЗ привести к эпидемии, или иные инфекционные или связанные с распространением паразитов заболевания, защита от которых предусмотрена в принимающем гос-чл, м.б. основанием для выдворения.

48. Принцип свободы учреждений.

 

Запрещается ограничивать свободу учреждения частных лиц одного государства-члена в другом (т.н. первичная сво­бода учреждения). Запрет в равной степени охватывает ограниче­ния, касающиеся создания агентств (представительств), отделений (филиалов) и дочерних компаний частными лицами одного государ­ства-члена, обосновавшимися в другом (т.н. вторичная свобода уч­реждения). Свобода учреждения, в зависимости от состава субъектов, ее осуществляющих, включает: свободу передвижения предпринимателей и свободу создания юридических лиц и иных объединений ком­мерческого характера (обществ).

Свобода учреждений включает:

· свобод передвижения предпринимателей;

· свободу создания ЮЛ и иных объединений коммерческого характера (обществ).

Общества – общества, учреждаемые на основе гражданского или коммерческого права, в т.ч кооперативы, а также другие ЮЛ, регулирующие публичное или частное право, за исключением обществ, не преследующих коммерческих целей.

 

Ограничения.

Два ограничения свободы учреждения:

· положения о свободе учреж­дения не применяются к деятельности, связанной с выполнением официальных обязанностей. (Суд: данная деятельность эквивалентна понятию государ­ственной службы).

· государства-члены могут по собственной инициативе ограничивать свободу учреждения по мотивам общественной без­опасности, общественного порядка и здравоохранения.

Обеспечение реализации свободы учреждения. Две группы мероприятий:

1. гармонизация положений о признании дипломов и квалифика­ций – Директива Совета 89/48/ЕЭС от 21 декабря 1988 г. об общей системе признания ди­пломов о высшем образовании, выданных по окончании профессио­нального образования и обучения, получаемого в течение минимум трех лет. (вторая система была принята 92г.) Механизм признания квалификации с целью обеспечения сво­боды учреждения заложен в положениях Директивы Европейского парламента и Совета 1999 г.

2. гармонизация и унификация норм права компаний. Юридические лица в ЕС делятся на:

1) национальные - учреждаются на основании законодательства государств-членов; не вправе перемещать юридический адрес в другие государства

2) европейские - учреждаются на основании законодательства (регламентов) ЕС; могут перемешать юридический адрес по всей территории Сообщества.

Появляется все больше новых видов надна­циональных юридических лиц, аналогичных государственным: 1) Европейское объединение с общей экономической целью -Регламент 1985 г. Имеет черты полного товарищества и частично ассоциа­ций (союзов) юридических лиц

2) Европейское акционерное общество - Регламент 2001 г. Уч­реждается только путем реорганизации, в том числе преобразова­ния национальных юридических лиц.; 3) Европейское кооперативное общество («Европейский кооператив»)-Регламент 2003 г. Проекты: «Европейская ассоциация», «Европейское общество взаимного кредитования», «Европейский фонд», «Европейское частное общество»

49. Принцип свободного предоставления услуг.

 

Услуги – то, которые обычно предоставляются за вознаграждение и не регулируются положениями о передвижении товаров, лиц, капиталов.

Виды деятельности, из которых такие услуги могут происходить:

· деятельность промышленного характера;

· коммерческого характера;

· ремесленников;

· лиц свободных профессий.

Предоставление услуг д.б. реальным и эффективным, не малозначительным и не вспомогательным.

Услуги всегда абстракты и оказываются персонально.

Необходимость отграничения свободы передвижения услуг и свободы учреждений. Признак свободы оказания услуг – оказание их на временной основе, независимо от возможного создания лицом, предоставляющим услуги, некоторой инфраструктуры.

 

Запрет на любые ограничения на предоставление услуг на территории Сообщества частными лицами, которые учреждены в государстве Сообщества, отличном от того, где учреждено лицо, ко­торому услуги предназначаются.

Свобода передвижения услуг реализуется в трех практических случаях.

1. Передвижения лица на территорию другого государства-чле­на с целью оказания услуг. Такое лицо вправе предоставлять услуги без какой-либо дискриминации по признаку принадлежности к другому гос-чл.

2. Передвижение лица на территорию другого государства-чле­на с целью получения услуг. При передвижении с целью получения услуг лицо должно пользоваться всеми преимуществами, которые существуют для граждан принимающего государства.

3. Передвижение услуг без сопутствующего передвижения лиц. Это — современная разновидность торговли услугами. Она подра­зумевает, что лицо, оказывающее услугу, и лицо, ее получающее, остаются в различных государствах-членах. Как правило Гос-чл могут вводить ограничения только на основе ДЕС или руководствуясь «Тестом Cassis”., посредством телекоммуникационных се­тей.

Пределы и ограничения.

· банковские, страховые и транспортные исключаются из сферы дейст­вия общих положений относительно свободы передвижения услуг. Оказание транспортных услуг регулируется специальным разделом Договора о ЕС (Раздел V «Транспорт»), для них созданы специальные правовые ре­жимы.

· не все услуги либерализованы. Каждый определен­ный вид услуг должен получить механизм либерализации, закреп­ляемый в директивах Совета согласно ст. 52 Договора о ЕС. Напри­мер, Директива Совета 1990 г. о комплекс­ном туризме, комплексном отдыхе... Кроме того, некоторые услуги не могут быть либерализованы (аборты)

· сам Договор о ЕС предусматривает исключения и ог­раничения свободы передвижения услуг. Посвященная этому ст. 55 Договора отсылает к соответствующим исключениям и ограничени­ям, предусмотренным для свободы учреждения.

Государства-члены имеют право ограничивать свободу пере­движения услуг по мотивам общественного порядка, общественной безопасности и охраны здоровья.

50. Принцип свободы передвижения капиталов и осуществления платежей.

 

Содержание.

Свободе передвижения капиталов в целом посвя­щены сегодня ст. 56 — 60 Договора о ЕС. Запрет на любые ограничения передвижения капиталов и платежей:

-между государствами-членами;

-между государствами-членами и третьими странами.

Пе­редвижение капиталов характеризуется следующим.

· это финансовые операции, связанные с инвестиро­ванием.

· такое инвестирование должно производиться в другое государство.

· невоз­вращение финансовых ресурсов в страну первоначального нахож­дения в разумный срок.

Сформулировав основные признаки передвижения капиталов именно таким образом, Суд практически свел его к понятию «пере­движение инвестиций».

В отличие от передвижения капиталов, передвижение плате­жей вклю­чает следующие компоненты:

· простые передвижения в иностранной валюте;

· передвижение между двумя государствами-членами;

· использование валюты одного из государств-членов.

· (трансграничные платежи в евро).

Ди­ректива 88/361/ЕЭС дифференцирует передвижение капиталов на 12 групп и устанавливает порядок их движения в наличной и безналичной форме.

В сфере текущих платежей сегодня важнейшим актом являет­ся Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) 2560/2001 от 19 декабря 2001 г. о трансграничных платежах в евро. Этот до­кумент применяется к трансграничным платежам, превышающим 50 тыс. евро. Регламент называет три вида такого рода платежей: 1) трансграничные кредитные переводы; 2) трансграничные электронные платежи; 3) трансграничные чеки.

Вопросы переводов подробно регулирует специально посвящен­ная им Директива Европейского парламента и Совета 97/5/ЕС от 27 января 1997 г. о трансграничных кредитных переводах.

Ограничения.

Два ас­пекта свободы: внутренний, который касается ее реализации между государ­ствами-членами, и внешний, затрагивающий передвижения капита­лов и платежей между ними и третьими странами.

ст. 58 содержит перечень мероприятий государств-чле­нов, которые могут ограничивать внутренний аспект передвижения капиталов. Это:

· применение различий в налоговом законодательстве между на­логоплательщиками;

· применение необходимых мер по предотвращению налоговых правонарушений, включая контроль;

· введение обязательного декларирования данных о движении ка­питалов;

· ограничения по мотивам публичного порядка и государственной безопасности.

В отношении ограничений внешнего аспекта ситуация несколь­ко более сложная. Можно выделить три группы таких ограниче­ний:

1. Ограничения status quo. Их определяет ст. 57 Договора о ЕС. Это ограничения на передвижение капитала с третьими страна­ми, введенные государствами-членами или Сообществом до 31 де­кабря 1993 г. и не отмененные по сей день. Такие ограничения мо­гут касаться четырех основных областей финансового сектора: 1. прямые инвестиции в предприятия; 2. вложения в недвижимость; 3. предоставление финансовых услуг; 4. допуск ценных бумаг на финансовый рынок.

2. Ограничения, связанные с функционированием ЭВС (экономический валютный союз). Этим мерам посвящена ст. 59 Договора о ЕС. Такие меры вводятся исклю­чительно на уровне Сообщества По своей природе это защитные меры, они еще ни разу не применялись на практике. Только в случае крайней необходимости и сроком не более шести месяцев.

3. Финансовое эмбарго. Эмбарго представляет собой введение экономических ограничений в качестве международных санкций к отношении одной или нескольких третьих стран по политическим мотивам. Следовательно, финансовым эмбарго будут подобные ог­раничения в отношении капиталов и платежей. М.б. коллективное эмбарго, вводимое на уровне Союза, может включать ограничения на капиталы и платежи (например, Афгани­стана) и одностороннее финансовое.

 

51. Правовые формы координации экономической политики членов-государств

Экономический и валютный союз представляет собой высшую форму международной экономической интеграции. Данная форма характеризуется двумя признаками:
а) координация всей экономической политики, включая политику в бюджетной сфере;

б) введение единой валюты и осуществление единой кредитно-денежной политики.
ЭВС суть два элемента в соответствии со ст. 4 Договора о ЕС. Первая составляющая — «экономический союз»;

вторая — «валютный союз».

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ

Экономический компонент:

Внутренний рынок

Координация экономических политик:

 а) запрет на осуществле-ние определенных операций;

б) (контроль за бюджетным дефицитом).

Определение общих целей

Валютный компонент:

ЕДИНАЯ ВАЛЮТА:

А) Определение единой валютной политики

Б) ЕСЦБ И ЕЦБ

В) Механизм обменных курсов

Следует обратить внимание, что Экономический и валютный союз, ко-торый создан в рамках ЕС, не является какой-то отдельной организацией или учреждением. В ЭВС входят все те страны, что и в ЕС, т.е. государства — члены Союза.

В настоящее время ЭВС — особая сфера деятельности Европейского Союза, предусмотренная в ст. 4 и разделе 7 части третьей «Экономическая и валютная политика» его учредительного договора. Данная статья и раздел 7 были включены в текст Договора в 1992 г. Маастрихтским договором и являются весьма объемными (4 главы, около 30 статей).

Итак, Экономический и валютный союз (ЭВС) — это форма инте-грации и, одновременно, сфера общественных отношений, в рамках которой Европейское сообщество, во-первых, координирует всю экономическую политику государств членов, во-вторых, проводит централизованную денежно-кредитную политику на основе единой валюты ЕС евро.

Единая денежно-экономическая политика, это то к чему пришел ЕС.

Договор от учреждении европейского сообщества 1957г. в ч.1 «Принципы» содержится ст., которая закрепляет (параграф 1- тесная координация экономической политики, закреплен принцип открытой рыночной экономики со свободой конкуренции; параграф 2- валютный: о введении единой валюты, упоминается ЭКЮ, указываются руководящие принципы экономической политики: а) стабильные цены; б) здоровые публичные финансы и условия денежного обращения, а также стабиль-ный платежный баланс). Раздел 7: 4 главы: 1) Экономический союз, 2) валютный; 3) европейский банк и экономический и финансовый комитет; 4) содержит переходные положения и раскрывает положения перехода на евро).

Частично вынесен в Протоколы- приложения к Договору о ЕС, которые являются его составной частью:

Протокол ЕСЦБ (европейская система центральных банках и ЕЦБ (ев-ропейский центральный банк);

Протокол о процедуре в отношении бюджетных дефицитов;

Протокол о критериях сближениях (переход на евро);

Протокол о некоторых положениях относящихся к Британии (возмож-ность повременить с переходом на евро); Протокол в отношении Дании;…

Правовой режим денежного союза.

Означает введение единой денежной единицы и проведение единой денежной политики. Сначала это была «экю». 03.05.98г. Регламент перехода на евро. 31.12.98г. были зафиксированы курсы, 01.01.99 было введено безналичное обращение, наличное ввели 01.01.02г. Эмиссия осуществляется через Центральный банк Европы. В ЕС есть федеративная система ЦБанков. Высший уровень Европейский ЦБ- (ставки рефинансировании…); 2-ой уровень национальные центральные банки, они помогают, но все элементы независимы. Все банки входят (даже у государств с изъятиями), но в принятии решений они участия не принимают.

Правовой режим экономического союза. ЭС- означает координацию европейским сообществом проводимым государствами членами. Здесь не такого масштаба и размаха, как у валютного.
Под экономической политикой понимается политика, направленная на регулирование экономики в целом (т.е. макроэкономическая политика): бюджетная, денежная, аграрная, антимонопольная….

Принципы: Здоровые публичные финансы;

Главные ориентиры экономической политики- ст. 99 Договора о евро-пейском сообществе- это такой программный документ, который принимается как план и включает: общие ориентиры и ориентиры для государств членов.

Меры по обеспечению бюджетной дисциплины, расположены в ст.101, 104: контроль за бюджетными дефицитами государств-членов, но только в зоне евро в полном мере.
Штраф от 0.2 -0.5 от ВВП

 

52. Правовой режим единой валюты ЕС – евро

Важнейшим элементом экономического и валютного союза яв­ляется единая валюта. В отличие от ЭКЮ, существовавшей до 31 де­кабря 1998 г. и являвшейся корзинной валютой, евро является само­стоятельной денежной единицей, заменяющей национальные де­нежные единицы государств-членов, перешедших на третий этап ЭВС. Евро стал единственно законным средством платежа.

Эмиссию единой валюты осуществляет Европейский централь­ный банк. Государства-члены, перешедшие на евро, конвертировали свои валюты на основе необратимо закрепленных обменных курсов, которые были определены Регламентом Совета № 2866/98/ЕС. В соответствии с Регламентом Совета № 1103/97/ЕС и «частное», и «официальное» ЭКЮ было конвертировано в евро но курсу один к одному, а все упоминания об ЭКЮ теперь считаются упоминаниями о евро.

Для того чтобы государства-члены перешли на евро, они должны отвечать целому ряду условий. Кроме того, сам ввод евро в действие имеет достаточно сложный механизм, состоящий из трех этапов.

Для того чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о ЕС и в специальном Протоколе «О критериях сближения», указанных в ст. 121. Эти критерии таковы.

1. Критерий достижения высокого уровня стабильности цен оз­начает, что показатель цен государства-члена, характеризующий долговременный средний темп инфляции, наблюдаемый в течение года, не превышает более чем на 1,5% такой же показатель у трех го­сударств-членов с наименьшим показателем.

2. Критерий защищенности финансового положения правитель­ства означает, что соответствующее государство-член не обладает на данный момент чрезмерным бюджетным дефицитом, т.е. против него не возбуждена процедура чрезмерного бюджетного дефицита.

3. Критерий нормального участия в механизме обменных курсов (МОК) за последние два года. Это понятие означает, что государст­во-член не прилагало особых усилий для участия в этом механизме. В частности, оно не предпринимало девальвации своей валюты в от­ношении валюты любого другого государства-члена (в том числе на двусторонней основе).

4. Критерий сближения, достигнутый государством-членом, и его участия в МОК, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок, в свою очередь, означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более чем на 2% этот же показатель у госу­дарств с наибольшим уровнем стабильности цен.

Вопрос о присоединении государства-члена к единой валюте ре­шается Европейским Советом, который в этом случае называется Договором о ЕС на основании докладов Комиссии и Европейского центрального банка (а ранее Европейского валютного института), а также оценки Совета. Доклады Комиссии и Европейского центрального банка подаются в Совет. В этих докладах отражаются два вопроса, необходимые для достижения экономического и валютного союза.

Первым является вопрос о соответствии национального законо­дательства в отношении национальных центральных банков Договора о ЕС и Статуту Европейской системы центральных банков и Евро­пейского центрального банка и, прежде всего, требований независимости национальных центральных банков.

Вторым вопросом (решение которого гораздо трудней) является достижение соответствия критериям сближения (или, как; их еще на­зывают, критериям конвергенции). Кроме этих вопросов доклады должны также принимать во внимание результаты интеграции рын­ков, положение и развитие платежных балансов, развитие стоимости (единицы труда и другие показатели.

На основе предоставленных докладов Совет по рекомендации Комиссии квалифицированным большинством оценивает, соответствует ли каждое конкретное государство-член необходимым условиям для перехода к единой валюте и соответствует ли большинство го­сударств-членов этим условиям. Такая оценка принимается в форме рекомендации. Также по этому вопросу дает заключение Европейский парламент. И то, и другое предоставляется Европейскому Совету, который в таком случае Договор о ЕС называет «Советом в составе глав государств и правительств». Он должен решить, могут ли со­ответствующие государства-члены перейти на евро. Такое решение оформляется не в форме решения или заключения Европейского Со­вета, а в форме решения Совета. При положительном ответе на этот вопрос определяется дата введения евро.

Первая фаза перехода на единую валюту началась в мае 1998 г. после того, как Европейский Совет назвал первую группу стран, ко­торые стали переходить на третий этап ЭВС. Сразу после этого на базе Европейского валютного института был создан Европейский центральный банк, который начал подготовительную работу для вто­рой фазы ввода евро.

Тридцать первого декабря 1998 г. Совет Регламентом № 2866/98/ЕС необратимо фиксировал обменные курсы для перехо­да на евро, после чего с 1 января 1999 г. собственно начался старт Экономического и валютного союза, евро стал полноценной, самостоятельной денежной единицей.

С 1 января 2002 года и за максимально короткий срок, определяемый самими государствами-членами (не более 6 месяцев), национальные валюты подлежали изъятию, и новые банкноты и монеты были введены в обращение. Процесс завершился в 1 июля 2002 года.

 

53. Правовой статус Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.

Основной институционной структурой, в рамках которой проис-ходит функционирование всех «валютных» компонентов Экономи-ческого и валютного союза и которая определяет и осуществляет еди-ную денежную политику Европейского сообщества, в соответствии с Договором о ЕС является Европейская система центральных банков.

В соответствии со ст. 107 Договора о ЕС Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) охватывает Европейский центральный банк и центральные банки государств-членов. Создание ЕСЦБ связывается с формированием Экономического и валютного союза, с заменой националь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.18 (0.113 с.)