Договор о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора: общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договор о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора: общая характеристика.



Договор о функционировании Европейского Союза в "лиссабонской" состоит из преамбулы и 358 статей, распределенных в семи частях.

Договор о Европейском Союзе 1992 г. (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) является основным учредительным документом Европейского Союза. В нем закреплены главные принципы устройства Европейского Союза, правовые начала его внутренней и внешней политики, деятельности ЕС, права граждан Союза, разъяснены полномочия институтов и органов Европейского союза.

В первой части "Принципы" закреплен принцип одинаковой юридической силы двух учредительных документов ЕС – данного договора и Договора о Европейском Союзе (1992 г.). В первом разделе данной части определены категории компетенции ЕС: исключительная компетенция; совместная компетенция; компетенция по координации экономической политики и политики в сфере занятости; компетенция в области внешней политики и политики безопасности; компетенция в области вспомогательных, координационных и дополнительных действий.

Часть вторая "Недискриминация и гражданство Союза" в соответствии с ее названием содержит ряд положений о запрещении дискриминации между гражданами государств-членов, об установлении прав граждан в связи с приобретением последних гражданства ЕС (например, свобода передвижения и проживания на всей территории ЕС).

Часть третья "Внутренняя политика и деятельность Союза" содержит изложение внутриполитической компетенции ЕС, то есть полномочий его институтов по изданию правовых актов, принятию др. мер в разных сферах общественных отношений, которые складываются внутри территории ЕС между государствами-членами, физическими и юридическими лицами. Количество сфер общественной жизни, отнесенных к внутриполитической компетенции ЕС, в настоящее время достаточно велико (более 20: транспорт, налоговые положения, денежная, социальная политика, культура, здравоохранение, туризм, энергия, окружающая среда и проч.). Поэтому часть третья Договора разбита на 24 раздела. Каждый из них посвящен одному конкретному направлению или группе взаимосвязанных направлений внутренней политики и деятельности Союза.

Целью части четвертой "Ассоциация с заморскими странами и территориями" является установление правовых форм взаимодействия между Союзом в целом и расположенными за пределами Европы государствами-членами, которые не вошли в состав ЕС.

В части пятой "Внешнеполитическая деятельность Союза" урегулирована международная деятельность ЕС экономического, социального, гуманитарного, торгового характера. В последнем разделе части пятой устанавливается принцип взаимопомощи государств-членов в случае, если одно из них подвергнется террористической атаке либо станет жертвой природной или техногенной катастрофы.

Шестая часть в структуре Договора о функционировании Европейского Союза посвящена организационно-правовым и финансовым аспектам деятельности ЕС ("Институциональные и финансовые положения"). Данная часть
включает в себяправила, закрепляющие статус центральных элементов механизма управления Европейским Союзом - институтов ЕС. В отношении основных институтов - Европейского парламента, Европейского совета, Совета, Комиссии и Суда Европейского Союза - нормы Договора о функционировании ЕС дополняют и уточняют действие основополагающих правил, сформулированных в Договоре о ЕС. Кроме того, в Договоре о функционировании ЕС в этой части даны основы правового статуса Европейского центрального банка и Счетной палаты.

В седьмой части «Заключительные положения» закреплено множество других положений общего и заключительного характера: в отношении статуса лиц, проходящих службу в органах Европейского Союза (европейскую публичную службу), или других сотрудников ЕС, привлекаемых им для работы по трудовому договору; о сборе информации и статистики, необходимой для деятельности ЕС; о неразглашении профессиональной тайны действующими и бывшими сотрудниками Союза и др.

 

15. Регламенты Европейского Союза: понятие и юридические свойства.

Регламенты. Согласно договору о функционировании ЕС понятие «регламент» определяется следующим образом: «Регламент имеет общее применение. Он обязателен во всех своих составных частях и подлежит прямому применению в каждом государстве-члене».

Из содержания нормативной дефиниции, а также из правотворческой практики вытекают следующие юридические свойства регламента:

- регламент содержит правила поведения общего, а не индивидуального характера, то есть являются источником норм права;

- регламент имеет обязательную силу на территории всех государств-членов Европейского Союза;

- регламент является нормативным актом прямого действия, то есть наделяет физических и юридических лиц субъективными правами и обязанностями.
Принятый регламент не требует для вступления в действие никакой ратификации или выполнения государствами-членами иных действий, осуществляемых при заключении международных договоров.
Издавая регламент, Союз непосредственно регулирует общественные отношения на всем пространстве Европейского Союза, вводит единообразные правила поведения их участников. Обладая верховенством над национальным правом, регламент вытесняет законы и подзаконные акты государств-членов из регулирования конкретный сферы общественной жизни.

Отсюда в западной доктрине регламент принято рассматривать в качестве инструмента унификации права, то есть введения полностью одинаковых (унифицированных) правил поведения участников общественных отношений в пределах всего Европейского Союза.
Подводя итог сказанному, общее определение регламента как источника вторичного права Европейского Союза можно сформулировать следующим образом:

«Регламент – это нормативный правовой акт Европейского сообщества, имеющий обязательную силу и прямое действие на его территории».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.17.177 (0.023 с.)