Техническая организация работы Суда ЕС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническая организация работы Суда ЕС



1.3 Техническую сторону работы Суда ЕС организуют секретари и сотрудники специализированных служб.

Судом ЕС назначается постоянный секретарь (грефье) сроком на 6 лет, работающий под руководством Председателя Суда.

Основные задачи секретаря сводятся к обеспечению различных процедурных вопросов, в числе которых:

· Прием и хранение документации;

· Контроль над хранением архивов, печати;

· Обеспечение опубликования решений и других учредительных документов Суда;

· Техническая помощь на заседаниях Суда ЕС и палат.

В своем подчинении грефье имеет административные и технические службы, он с помощью специального управляющего руководит бухгалтерией и финансовыми делами.

Секретарь является должностным лицом Суда, он обеспечивает прием, получение и передачу процессуальных документов, а также ведет протокол и опубликование решений Суда ЕС, а также осуществляет текущее руководство аппаратом Суда [10].

Секретаря назначает Суд сроком на 6 лет. В помощь ему суд вправе назначить также одного или нескольких заместителей.

 

31. Юрисдикция Суда Европейского Союза

1.2 Суд Европейского Союза обладает обязательной юрисдикцией в отношении государств – членов ЕС.

Юрисдикция Суда ЕС по своему содержанию включает в себя следующие группы полномочий:

· Разрешение споров из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС (прямая юрисдикция). Дела прямой юрисдикции – это споры, возникающие в ходе претворения в жизнь норм европейского права. В большинстве случаев это дела искового производства. Одна из сторон (истец) привлекает другую сторону (ответчика) к суду за предполагаемое нарушение юридической нормы Европейского Союза, а также ее субъективного права или интереса (например, в исках о возмещении вреда, причиненного частным лицам). По общему правилу Суд ЕС не рассматривает иски к частным лицам, а также к должностным лицам государств – членов ЕС;

· Рассмотрение запросов судебных органов государств – членов ЕС, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС (преюдициальная юрисдикция). Если национальный суд сталкивается с необходимостью применить норму права ЕС, то он может, а в ряде случаев обязан сначала обратиться в Суд ЕС за официальным разъяснением. В отличие от дел прямой юрисдикции, Суд в данном случае не выносит решения по существу конфликта – это делает национальный суд на основании собственной оценки фактических обстоятельств дела. В данном случае функция Суда ЕС заключается в разрешении правовой неясности, с которой сталкиваются органы правосудия государств – членов ЕС в ходе применения юридических норм ЕС;

· Разбирательство дела в порядке предварительного контроля. В делах предварительного контроля Суд рассматривает правомерность юридических актов на этапе подготовки проекта решения. Сюда относятся, в первую очередь, запросы о соответствии учредительному договору подписанных, но еще не вступивших в силу соглашений ЕС с третьими лицами и международными организациями – предварительный контроль международных договоров, аналогичный существующему во Франции.

К сфере предварительного контроля Суда ЕС можно также отнести следующие категории дел:

· Дела о снятии иммунитета с судей и генеральных адвокатов. Соответствующее решение Суд может вынести как по собственной инициативе, так и на основании обращения заинтересованных государств – членов ЕС в случае совершения членом Суда правонарушения;

· Дела о снятии иммунитета с имущества ЕС. Здания и помещения ЕС являются неприкосновенными. Государства – члены ЕС, на территории которых расположено имущество Союза, в.т.ч. денежные активы, могут применять к этому имуществу меры принудительного характера (реквизиция, конфискация и т.д.) лишь с разрешения Суда ЕС, полученного заблаговременно;

· Проверка законности процедуры привлечения государств – членов ЕС к ответственности за нарушение общих принципов права ЕС.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Суд Европейского Союза наделен достаточно широким кругом полномочий: он осуществляет функции, характерные для конституционного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Кроме того, Суд ЕС выступает также и как консультативный орган, заключению которого придается особая юридическая сила.

 

32. Основные виды исков, рассматриваемых Судом Европейского Союза.

Судом ЕС рассматриваются две основные категории исков:
- иски об аннулировании, т.е. иски, направленные на оспаривание правовых актов Европарламента, Совета, Комиссии, а также Европейского центрального банка. В случае удовлетворения иска Суд или Трибунал объявляют оспариваемый акт ничтожным с момента издания, хотя и могут оставить в силе некоторые его юридические последствия.
Срок исковой давности по таким делам весьма краток: два месяца с момента опубликования документа (например, регламента или директивы), доведения его до сведения адресата (например, индивидуального решения) или, в противном случае, со дня, когда истец узнал о существовании этого акта.
С помощью исков об аннулировании могут быть отменены любые правовые акты ЕС, кроме рекомендаций и заключений (так как они не имеют обязательной силы). Аналогичные иски также могут предъявляться в целях отмены рамочных решений и решений Союза, изданных в области борьбы с преступностью;
- иски из бездействия, целью которых служит "заставить" через Суд/Трибунал институты Союза или ЕЦБ принять решение, необходимое истцу. Перед подачей таких исков заинтересованная сторона в обязательном порядке должна сначала обратиться к соответствующему институту, "пригласить" его исполнить необходимое действие. Если последний не отреагировал на просьбу в течение двух месяцев, то на протяжении следующего двухмесячного срока к нему может быть предъявлен иск из бездействия.
Если Суд или Трибунал признают бездействие института или ЕЦБ противоречащим Договору о ЕС, то он констатирует нарушение. В таком случае ответчик должен принять необходимые меры для исполнения судебного решения, т.е. издать регламент или иной правовой акт в рамках Союза (кроме рекомендаций и заключений).
Круг субъектов, которые управомочены предъявлять иски к наднациональным институтами и ЕЦБ, шире, чем в исках о нарушении обязательств государствами-членами. Правом на подачу исков об аннулировании или из бездействия обладают, во-первых, любое государство-член; во-вторых, институты Союза и Европейский центральный банк.
Наконец, в качестве истцов по таким делам способны выступать физические и юридические лица, причем независимо от места их проживания или нахождения. Однако, в отличие от государств-членов и институтов (привилегированных истцов), индивиды могут оспаривать в судах Союза только акты, им адресованные, или, во всяком случае, "прямо и непосредственно их касающиеся". То же самое относится к искам из бездействия.

 

33. Косвенная (преюдициальная) юрисдикция Суда Европейского Союза

Косвенная юрисдикция суда ЕС:

1) Предъявление в ходе рассмотрения основного иска требований о проверки законности подлежащих применению актов ЕС.

2) Преюдициальные запросы.

Преюдициальные запросы (дела косвенной юрисдикции). Дела косвенной юрисдикции — это те дела, которые Суд Европейских сообществ рассматривает по запросам судебных органов государств-членов. Если национальный суд сталкивается с необходимостью применить норму права ЕС, то он может, а в ряде случаев обязан сначала обратиться в Суд Европейских сообществ за официальным разъяснением.

Такого рода запросы судебных органов государств-членов называются преюдициальными (т.е. они направляются до момента вынесения окончательного постановления по делу), а полномочия Суда их рассматривать — преюдициальной (или косвенной) юрисдикцией.

В отличие от дел прямой юрисдикции Суд в данном случае не выносит решения по существу конфликта (это делает национальный суд на основании собственной оценки фактических обстоятельств дела). Роль Суда иного плана: он призван разрешить правовую коллизию или неясность, с которой сталкиваются органы правосудия государств-членов в ходе применения юридических норм ЕС.

Решение Суда обязательно для национального суда, направившего преюдициальный запрос. Оно также служит прецедентом для всех других судов, которые сталкиваются с аналогичными проблемами в своих странах. Тем самым благодаря прежде всего преюдициальным росам обеспечивается единообразие судебной практики на территории ЕС.

 

35. Правовой статус Европейского совета.

Европейский совет (англ. European Council) — высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Членами Европейского совета являются также его Председатель, избираемый на 2,5 года, и председатель Еврокомиссии[1]. В его работе участвует Верховный представитель

Союза по иностранным делам и политике безопасности.

История создания

В основе создания Европейского совета лежала идея президента Франции Шарля де Голля о проведении неформальных встреч лидеров государств Европейского союза, что должно было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 года. В 1974 году на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Функции

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год.

Вырабатываемые и принимаемые им решения имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, юридически обязаны их исполнить и обеспечить проведение в жизнь.

Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. После ратификации странами-членами Лиссабонского договора 2009 года Европейский совет приобрел статус института Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно значимость и высокую легитимность.

Европейский совет квалифицированным большинством избирает своего Председателя сроком

на два с половиной года, который может быть возобновлен один раз. Европейский совет может

прекратить его полномочия согласно аналогичной процедуре в случае возникновения препятствий кисполнению обязанностей или серьезного проступка.

Председатель Европейского совета:

a) возглавляет и активизирует работу Европейского совета;

b) обеспечивает подготовку и преемственность работы Европейского совета в сотрудничестве с

Председателем Комиссии и на основе работы Совета по общим вопросам;

c) старается облегчить достижение сплоченности и консенсуса внутри Европейского совета;

d) представляет Европейскому парламенту доклад по итогам каждого заседания Европейского

совета.

Председатель Европейского совета на своем уровне и в своем качестве обеспечивает

представительство Союза на международной арене по вопросам, относящимся к общей внешней

политике и политике безопасности, без ущерба полномочиям Верховного представителя Союза по

иностранным делам и политике безопасности.

Председатель Европейского совета не может осуществлять национальный мандат <*>.

 

36. Правовой статус Европейской счетной палаты.

Европейская счетная палата: проверяет счета доходов и расходов Европейского Союза и, если не предусмотрено иначе, всех органов управления Союза; проверяет, были ли доходы получены, а расходы произведены на законных основаниях и надлежащим образом, и продуманно ли осуществлялось управление финансовой деятельностью, иными словами, надлежащее ли внимание уделялось экономии средств, эффективности и результативности их использования; составляет годовой отчет об исполнении бюджета Европейского Союза на каждый финансовый год, включая Документ о гарантиях (БАЗ) достоверности счетов Европейского Союза за истекший финансовый год, законности и правильности осуществления соответствующих операций; в любое время может предоставлять свои наблюдения по конкретным, выбранным ею самой темам, в частности в форме Специальных докладов; составляет доклады о случаях правонарушений или вероятного мошенничества, выявленных при проведении проверок; предоставляет официальные заключения по вносимым законопроектам ЕС, имеющим финансовый характер; предоставляет консультации по любым предложениям, предусматривающим принятие мер по борьбе с мошенничеством; содействует Европейскому парламенту и совету в осуществлении контроля за исполнением бюджета Европейского Союза посредством опубликования отчетов и заключений о проведении ревизий. У Палаты нет судейских правомочий, поэтому ее отчеты и заключения не имеют обязательной юридической силы. Однако ее работа имеет большое значение для совершенствования методов управления финансовой деятельностью тех, -на ком лежит ответственность за разработку правовой базы, управление и администрирование программами и финансовыми ресурсами ЕС.

Состав Европейской счетной палаты. Договор о Европейском Союзе определяет состав Европейской счетной палаты, которая формируется из представителей стран-членов ЕС, по одному от каждой страны. Аудиторов назначает Совет Европейского Союза после консультаций с Европейским парламентом по кандидатурам, предложенным странами-членами ЕС. Договором предусматривается, что кандидатами могут стать лица, работающие или работавшие в органах внешнего аудита, или имеющие необходимую квалификацию для того, чтобы занять этот пост. Пребывание на посту ограничивается шестью годами и может быть продлено. От членов Палаты требуется выполнение свор1х обязанностей, будучи ни от кого не зависимыми, они исходят исключительно из интересов Европейского Союза. Решения членами Палаты принимаются коллегиально. Каждый член Палаты несет ответственность за выполнение задач, внесенных в его ежегодный план работы. В работе им помогает имеющий специальную подготовку персонал. Возглавляет Европейскую счетную палату Президент, избираемый членами Палаты из своего числа. Президент является первым среди равных. Он председательствует на заседаниях Палаты, следит за исполнением принятых Палатой решений, обеспечивает компетентное управление самой организацией и ее деятельностью. Президент представляет Палату во всех ее внешних сношениях, в частности, с организациями с правом принятия решения об исполнении бюджета, другими институтами ЕС и странами, получающими средства от ЕС.

Самым высокопоставленным чиновником является назначаемый Палатой Генеральный секретарь, который отвечает за функциональное руководство, ведение хозяйственных дел и работу секретариата. Кадровый состав Европейской счетной палаты насчитывает около 800 человек - это ревизоры, переводчики и работники администрации. Ревизоры Счетной палаты имеют самую разную профессиональную подготовку и опыт работы, полученный как в государственном, так и в частном секторе, бухгалтерском учете, внешнем и внутреннем аудите, юриспруденции и экономике. В Палате работают граждане из стран-членов ЕС, что обеспечивает ее потребности в знании иностранных языков и профессиональной подготовке кадров. Организационная структура Европейской счетной палаты Счетная палата представляет собой коллегиальный орган, утверждающий отчеты и заключения о проведенных проверках большинством голосов. Заседания Палаты закрыты для широкой публики. Палата самостоятельно разрабатывает правила внутреннего распорядка и процедуры и направляет на утверждение Советом ЕС.

 

37. Правовой статус консультативных органов ЕС (Экономический и социальный комитет, Комитет регионов).

Основными консультативными органами Европейского Союза являются: Экономический и социальный комитет; Комитет регионов. Экономический и социальный комитет — консультативный орган ЕС, призванный оказывать содействие Комиссии ЕС и Совету министров в подготовке решений по вопросам регулирования внутреннего рынка, других областей экономической и социальной политики. В его состав входят представители различных групп экономической и социальной деятельности, промышленников, фермеров, работников транспорта, трудящихся, коммерсантов, ремесленников, лиц свободных профессий и представителей общественности. В состав комитета входят: работодатели (руководители и члены предпринимательских союзов, торгово-промышленных палат); наемные рабочие и служащие (в лице представителей профессиональных союзов); группа с различными интересами (фермеры, представители организаций по защите прав потребителей, по защите окружающей среды, научных и академических обществ и т. д.). Члены Экономического и социального комитета и Комитета регионов не связаны никаким императивным мандатом. Они осуществляют свои функции полностью независимо в общих интересах Союза. Число членов Экономического и социального комитета, равно как и число комитета регионов, не превышает трехсот пятидесяти. Члены Комитета назначаются на пять лет. Совет утверждает список членов, который составляется в соответствии с предложениями от каждого государства-члена. Комитет из числа своих членов избирает своего Председателя и свое Бюро сроком на два с половиной года. Он устанавливает свой внутренний регламент. Комитет созывается на заседания его Председателем по запросу Европейского парламента, Совета или Комиссии. Он также может собираться на заседания по своей собственной инициативе.

В задачу этих лиц входит организация и координация работы членов комитета по секциям: по вопросам сельского хозяйства и окружающей среды; по вопросам экономического и социального сплочения; по вопросам занятости, социальных отношений и гражданства; по вопросам внутренних отношений; по вопросам единого рынка, производства и потребления; по вопросам транспорта, энергетики, инфраструктуры и информационного общества. Важнейшей функцией Экономического и социального комитета является предоставление Совету министров и Комиссии ЕС консультаций по проектам законодательных актов и иных решений ЕС. Институты Союза могут запрашивать мнение комитета по просам его компетенции, однако он может высказывать свое мнение и без запроса. Обязательное проведение такой консультации по проектам нормативных актов предписывается в отношении свыше десятка различных вопросов, затрагивающих интересы широких слоев населения, например, по вопросам охраны окружающей среды, директив в области социальной политики и др.

1. Регламенты Европейского Союза: понятие и юридические свойства.

2. Правовой статус Европейского совета.

 

 

38. Правовой статус Европола.

Европейское полицейское ведомство или Европол — это орган Европейского союза, который осуществляет координацию, информирование и оказывает помощь деятельности полицейских служб государств-членов в сфере предотвращения и расследования тяжких преступлений, затрагивающих интересы двух и более стран.

Основными задачами Европола являются координация работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами.

Среди основных направлений работы Европола можно выделить: борьбу с терроризмом, нелегальной торговлей оружием, детской порнографией, созданию сетей нелегальной иммиграции и транспортировки людей. Европол также выступает в качестве центрального ведомства по борьбе с подделками евро.

Компетенция Европола также охватывает связанные преступления, которыми признаются: а) преступления, совершенные с целью приобрести средства совершения деяний, находящихся в сфере компетенции Европола; b) преступления, совершенные с целью облегчить или довести до конца совершение деяний, находящихся в сфере компетенции Европола; c) преступления, совершенные с целью обеспечить безнаказанность деяний, находящихся в сфере компетенции Европола [3].

Идея о создании Европола была впервые озвучена на Люксембургском саммите ЕС в июне 1991 г. Создание единой полицейской службы Европейского союза было предусмотрено в 1992 г. Маастрихтским соглашением. С 3 января 1994 г. служба существовала в ограниченном виде, как «Подразделение Европола по борьбе с незаконным оборотом наркотиков» (англ. Europol Drug Unit) [2].

В 1998 г. все страны-члены Евросоюза ратифицировали Конвенцию о Евро-

поле, и с 1 июля 1999 г. началась полноценная работа службы.

Европол создан и функционируетврамках организации «Европейский союз»и,

следовательно, распространяет свою деятельность на территорию его 28 государств-членов. Однако в качестве учреждения с правами юридического лица Европол уполномочен устанавливать сотрудничество с не входящими в Европейский союз государствами, а равно с международными организациями и учреждениями, включая Интерпол.

Европол имеет международную правосубъектность. В каждом государстве члене функционирует специальное бюро этой службы, которые выступают в роли представительства Европола. Они могут, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество и выступать стороной в суде.

Государства-члены рассматривают любой запрос Европола о возбуждении, проведении или координации расследований по определенным делам и уделяют этим запросам все необходимое внимание. Государства-члены сообщают Европолу, если запрошенное расследование будет возбуждено. Перед обращением с запросом о возбуждении уголовного расследования Европол информирует об этом Евроюст.

Европол подотчетен Совету министров внутренних дел и юстиции, который отвечает за его деятельность, назначает директора и его заместителей.

Европол координирует работу полицейских служб всех 28 стран-членов Европейского союза. В Европоле на данный момент числятся порядка 630 сотрудников, из них около 120 офицеров связи Европола откомандированных государствами-членами ЕС в качестве представителей их национальных правоохранительных органов.

С 1 января 2010 г. Европол стал Агентством ЕС, что увеличило его возможности, поставив его в то же время под более строгий контроль Европарламента.

1 июля 2011 г. Европол переехал в новую штаб-квартиру в Гааге

 

39. Основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе: понятие, источники, система.

Термин "европейское право в области прав человека" используется в современной доктрине для обозначения совокупности норм, которые закрепляют и гарантируют основные права личности в "европейском масштабе", т.е. в рамках Европы в целом или, по крайней мере, значительного числа расположенных в ней государств.
В настоящее время европейское право в области прав человека служит предметом научных исследований и преподается в виде отдельного учебного курса студентам зарубежных университетов*(111).
Особенность европейского права в области прав человека состоит в том, что оно создается усилиями двух европейских интеграционных организаций: Европейского Союза и Совета Европы.
Созданный в 1947 г., Совет Европы не обладает, в отличие от Союза, законодательными полномочиями. Однако еще до создания Европейских сообществ в рамках этой организации был подписан уникальный международный договор, который впоследствии стал ядром общеевропейской системы защиты прав человека: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Европейский Союз заимствовал эту Конвенцию в свою правовую систему, но не ограничился этим. В 2000 г. была разработана и торжественно провозглашена Хартия Европейского Союза об основных правах, которая со временем способна получить роль второго важнейшего источника европейского "билля о правах".
Таким образом, на сегодняшний день система источников европейского права в области прав человека слагается из двух частей, которые взаимодополняют друг друга. При этом документы, принятые в рамках Совета Европы, имеют потенциально более широкую сферу действия (в состав этой организации входят 47 стран). Они являются обязательными и для России при условии подписания и ратификации нашей страной конвенций, подготовленных Советом Европы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.052 с.)