Работа над пословицами и поговорками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над пословицами и поговорками



Работу над пословицами и поговорками целесообразно начинать после изучения литературного произведения, с которым они связаны тематически. Методика работы приблизительно одинакова.
Например, на заключительном этапе изучения сказки «Лиса и журавль», после того как определены главная мысль сказки, идея произведения, учитель обращается к пословице Как аукнется, так и откликнется. Он задает вопросы учащимся: «Как вы поняли эту пословицу? Вспомните, как угощала лиса журавля. Как вы думаете, журавль обиделся на лису или нет? Как журавль поступил с лисой? Почему? Как вы думаете, лиса обиделась?»
Учитель комментирует и разбирает смысл пословицы на примере сказки «Лиса и журавль»: «Если ты кого-то обидел, то с тобой могут поступить так же и тебе тоже будет обидно. Поэтому помни: как ты относишься к людям, так и люди будут относиться к тебе. В этом заключается смысл пословицы».
3. Кроме толкования пословиц, поговорок, загадок, в учебнике предлагаются другие виды работ, рекомендованные специальной методикой начального обучения:

  • подбор пословиц, поговорок к темам учебника: «Сказки», «Времена года»;
  • подбор к поговорке из текста рассказа (Рады люди лету, а пчелы цвету. В каком стихотворении есть строчки, соответствующие поговорке?);
  • подбор рассказа к пословице (например, из какого рассказа в учебнике можно подобрать строчки к поговорке Нет лучше дружка, чем родная матушка?).

Указанные виды работ развивают память, логическое мышление, умение обобщать и анализировать прочитанный материал, а также способствуют тому, чтобы речь учащихся становилась образной.
Вся работа проводится при активной и значительной помощи учителя.

1 Словарная работа предполагает уточнение словаря, значений слов, а также совершенствование техники чтения.
2 Автор уделяет большое внимание описанию того, как тает снег в лесу, как он постепенно изменяется; показывает временнýю последовательность таяния снега: сначала он потемнел и осел, затем выступила облетевшая коричневая хвоя (значит, лес был не только лиственным, но и хвойным), потом появились сухие сучья, которые замело снегом, и только потом — прошлогодние палые (опавшие) листья и проталины.
Временнáя последовательность таяния снега представляет определенную сложность для понимания учащимися с нарушением интеллекта, так как они привыкли к простой причинно-следственной зависимости (тепло — тает снег — появляются проталины).
3 В работе использованы материалы З. Н. Смирновой.

 

 

Гусева Г. М., Моргачева Е. Н. Уроки чтения в 3 классе. Пособие для учителя

 

Организация работы по чтению Урок чтения и его особенности Урок — это форма организации учебно-воспитательного процесса. Любой урок должен быть подчинен главной задаче школы, содержанию обучения, конкретному этапу усвоения знаний. Уроки чтения соответствуют требованиям, предъявляемым дидактикой общей и специальной педагогики, общей и специальной методики преподавания русского языка и объяснительного чтения для детей с нарушениями интеллекта. Помимо общих положений специальной дидактики, уроки чтения должны соответствовать определенным требованиям:
  • расширять кругозор учащихся, обогащать их представления о природе, нравственных правилах поведения человека в обществе;
  • совершенствовать и развивать навыки сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;
  • формировать положительные личностные качества учащихся;
  • развивать речь и мышление;
  • знакомить с элементами литературоведческих представлений.
В практике работы специальной (коррекционной) школы VIII вида в настоящее время используются все типы уроков чтения, известные в методике обучения предмету:
  • вводные уроки (вступительные);
  • уроки чтения текстов учебника;
  • уроки тематического обобщения;
  • уроки контрольного чтения.
Вводные уроки—это уроки, которые проводятся в начале изучения конкретной темы. Они направлены на подготовку учащихся к работе над такими тематическими разделами книги, как: «Здравствуй, школа!», «Славная осень», «Народные сказки», «Вот пришли морозы, и зима настала». Одним из условий использования такого типа уроков, особенно если они связаны с сезонно-тематическими изменениями в природе, является проведение экскурсий, например, в лес, сад, парк с целью наблюдения за природой, изменениями в жизни растений, птиц, животных. Подобные экскурсии, помимо того что они обогащают жизненный опыт, расширяют круг знаний учащихся, позволяют использовать наблюдения для более точного понимания смысла литературных произведений и произведений изобразительного искусства. Вводные уроки по другим темам возможно проводить иначе, так как они могут быть направлены, например, на формирование морально-этических и нравственных качеств («Люби все живое», «Учимся трудиться», «Что такое хорошо» и т. д.). Приведем пример вводного урока по теме «Здравствуй, школа!». Цели урока 1.Сохранить торжественно-приподнятое настроение учащихся, которое возникло у них по пути в школу, а также на торжественной линейке, посвященной началу учебного года. 2. Создать условия для формирования делового настроя учащихся на учебную работу. Ход урока 1.Беседа. Учитель обращается к ученикам: «Я рада снова встретиться с вами. Вижу, что вы за лето отдохнули, загорели, выросли, набрались сил и рады видеть своих одноклассников. Посмотрите друг на друга и пожелайте друг другу всего самого хорошего. Обратите внимание — в нашем классе есть новенькие. Мы сегодня с ними познакомимся. Но сначала каждый из вас расскажет о себе. Чтобы было понятно, начну я». Образец рассказа учителя: «Меня зовут Галина Михайловна. Я уже третий год работаю в вашем классе. Мои ученики — хорошие ребята. Они помогают друг другу. Стараются хорошо учиться. Кто из вас, ребята, хочет рассказать о себе?» Заслушивают рассказы двух-трех учеников, которые отвечают на вопросы учителя. Примерный план рассказа 1)Как тебя зовут? 2) С кем ты дружишь в классе? 3) Какой твой любимый предмет? 4) Чем ты увлекаешься? 5) В каком кружке или спортивной секции ты занимаешься? Затем учитель представляет новых учеников, они также рассказывают о себе. 2. Знакомство учеников с новым учебником по чтению. Обращаясь к ученикам, учитель говорит: «Ребята, рассмотрим новый для вас учебник по чтению. Прочитайте его название. Для учащихся какого класса он написан? Рассмотрим рисунки, с которых начинается и которыми заканчивается учебник. Найдите оглавление книги. Для чего оно помещается в учебнике? Итак, перед вами учебник по чтению для 3 класса. Прочитав стихотворения, сказки, помещенные в нем, вы узнаете о добрых, смелых и находчивых людях, а также о том, почему нужно беречь и защищать природу. Учебник научит вас внимательно заботиться о себе и об окружающих вас людях. А теперь познакомимся с содержанием книги. Посмотрим, какие стихи, рассказы и сказки вы будете читать. Рассмотрим иллюстрации. Какую сказку, рассказ или стихотворение вы хотели бы сегодня услышать?» Учитель читает произведение по выбору. Оставшееся время он предоставляет учащимся для самостоятельного знакомства с учебником и его оглавлением. 3.Итоги урока. Учитель говорит: «Сегодня мы вновь встретились с вами, познакомились с новыми учениками, рассмотрели новый учебник по чтению и даже прочитали некоторые тексты». Основная группа уроков по предмету — это уроки чтения текстов учебника.Их содержание, целенаправленность, методическая разработанность и оснащенность разнообразны и определяются содержанием, логикой и структурой самого текста, жанровыми особенностями произведений. Количество уроков, выделяемых на организационную и содержательную работу над произведением, неодинаково и зависит от его объема. Для работы над произведением небольшого объема выделяется один урок, большого объема — от трех до пяти уроков. Примером работы над произведением большого объема является рассказ М. Пришвина «Ребята и утята» (см. с. 28—31 учебника). Уроки, посвященные изучению произведений небольшого объема, условно называются комбинированными. Они включают основные этапы учебного процесса: восприятие, усвоение, применение знаний на практике. План комбинированного урока 1) Организация класса для работы. 2) Речевая гимнастика. 3) Проверка домашнего задания. 4) Пятиминутка чтения. 5) Установка на восприятие текста. 6) Первичное восприятие текста. 7) Небольшая пауза для сохранения эмоционального состояния, настроения. 8) Эмоционально-оценочная беседа. 9) Многократное прочтение текста и работа над пониманием содержания. 10) Обобщающая беседа. 11) Работа над планом произведения. 12) Подготовка к пересказу. 13) Заключительное (итоговое) чтение или беседа. 14) Домашнее задание. 15) Оценка работы учащихся на уроке. Следует еще раз напомнить, что некоторые этапы урока (речевая гимнастика, пятиминутка чтения) могут совмещаться с работой над текстом. Примером комбинированного урока является работа над текстом стихотворения С. Михалкова «Важный день». Цели урока 1.Знакомство с содержанием стихотворения. 2. Совершенствование техники чтения. Словарь: важный день, примета, волнение, смущение, семилетние новички, календарь. Ход урока 1.Подготовка учащихся к восприятию стихотворения. Беседа. Учитель обращается к ученикам: «Началу учебного года, школе многие писатели, поэты посвятили свои произведения. Вспомните такие стихотворения, как «Первое сентября» С. Маршака, «Пролетели паутинки» Е. Трутневой, с которыми вы познакомились ранее. Стихотворение, которое мы будем сегодня изучать, написал Сергей Владимирович Михалков. Он назвал его «Важный день». Прочитайте, что написано на доске.
Первое сентября — важный день.

Кто из вас догадался, о каком важном дне пойдет речь в стихотворении? (О Первом сентября.) Почему Первое сентября — важный день для многих детей? (Заканчиваются каникулы, начинается новый учебный год, и все дети школьного возраста идут в школу.)
Первого сентября первый раз в школу идут и самые маленькие школьники — первоклассники. Для них это особый день, важный день. Раньше они ходили в детский сад и назывались дошкольниками, дошколятами. А теперь они выросли и стали школьниками.
Вспомните их лица, когда они шли в школу, как их по-доброму приветствовали на торжественной линейке, как старшеклассники провожали их в класс. Как вы думаете, какие чувства были у первоклассников от такого внимательного к ним отношения? Вспомните себя, свой первый день в школе. Как вы себя чувствовали?»
Ребята рассказывают о своих впечатлениях, учитель актуализирует словарь: волнуются, смущаются, радуются, что стали школьниками.
2. Чтение и работа над содержанием стихотворения.
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Повторное чтение стихотворения учителем. Задание для учеников: «Прослушайте стихотворение. Назовите самый главный, самый важный день в сентябре».
3. Подготовка детей к самостоятельному чтению стихотворения.
3.1. Словарная работа. Цель: работа над словами, трудными для прочтения и понимания.
Слова, трудные для прочтения, учитель пишет на доске в послоговой разрядке. Эти слова разбираются непосредственно перед чтением:
иду-щи-е (дети) — по иду-щим детям;
вол-не-ни-е — по вол-нень-ю;
сму-ще-ни-е — сму-щень-ю;
ка-лен-дарь.
Слова, трудные для понимания, учитель объясняет в ходе работы над текстом.
Комментарий для учителя: смущаться — стыдиться, стесняться; волнение — беспокойство; календарь — таблица или книжка с перечислением всех дней в году; примета — отличительный признак (признаки этого дня: цветы, музыка, смех, шум около школы и т. д.).
3.2. Чтение про себя — тихое, «жужжащее» чтение.
4. Совместное чтение стихотворения учителем с учениками с целью запоминания правильного прочтения трудных слов, соблюдения логических пауз и логического ударения.
5. Чтение текста по четверостишиям и анализ содержания четверостиший, составляющих логически связанные части.
Учитель говорит: «Назовите главные приметы, признаки Первого сентября»:
1-е четверостишие: в школу идут дети во всех городах, деревнях страны;
2-е четверостишие: волнение и смущение первоклассников — семилетних новичков;
3-е четверостишие: почему автор считает Первое сентября одним из самых главных дней в календаре? Какие другие главные праздники, кроме Первого сентября, вы знаете?
6. Чтение стихотворения цепочкой по логически завершенным частям — четверостишиям.
7. Чтение детьми (по желанию) стихотворения по памяти.
Домашнее задание: научиться читать стихотворение без ошибок, отвечать на вопросы учебника; нарисовать иллюстрацию на тему «Первое сентября».
Дополнительный материал к уроку. Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок» или А. Платонова «Еще мама».
При работе над произведением большого объема указанная выше схема меняется: большой объем текста не позволяет провести на одном уроке все виды работ по восприятию и усвоению произведения. К произведениям большого объема относятся рассказы: «Здравствуйте» Т. Чинаревой, «Что любит Мишка» В. Драгунского, «Ребята и утята» М. Пришвина, «На горке» Н. Носова и др.

Современная методическая литература предлагает учителю два варианта работы над таким текстом:
1) разбить произведение на части, работать над каждой частью по обычной схеме;
2) разъединить чтение и анализ и проводить их последовательно.
В последнем случае на первом уроке — уроке знакомства с новым произведением — проводится подготовка к восприятию произведения, его прослушивание, проверка восприятия.
Следующие уроки — уроки анализа произведения — посвящаются анализу и проведению разных видов работы с текстом.
Главное место на уроке занимает чтение. Остальные виды работы над текстом должны быть: 1) направленными на сознательность восприятия и усвоение идеи произведения; 2) взаимосвязанными и взаимодополняемыми; 3) доступными для выполнения каждым учеником.
Завершающим этапом работы над произведением большого объема является обобщение материала.

Уроки тематического обобщения являются необходимой формой организации работы по чтению, так как способствуют развитию логического мышления учащихся. Обобщающий урок проводится в конце изучаемой темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы. Уроки чтения, экскурсии, наблюдения по теме чтения сопровождаются составлением словарных таблиц, выполнением рисунков, чтением учителем дополнительных текстов и книг по теме, демонстрацией иллюстративного материала.
Материал для уроков обобщения достаточно подробно подготовлен методическим аппаратом учебника.
Небольшим исключением из правила является проведение уроков тематического обобщения по разделу «Весна в окно стучится...».
Данная тема является достаточно обширной и включает в себя несколько логически завершенных подразделов:

  • состояние природы, настроение людей, которые встречают весну;
  • «Праздник бабушек и мам»;
  • «День космонавтики»;
  • «День Победы».

Учитывая вышесказанное, работу по обобщению материала данного раздела целесообразно разбить на несколько этапов и проводить непосредственно после отработки конкретной подтемы. Поэтому после завершения каждой подтемы на эту работу иногда можно отводить не весь урок, а большую его часть.
Разработку каждой подтемы нужно начинать с основательной подготовительной работы. Например, изучение подтемы «Весна» из темы «Весна в окно стучится...» необходимо предварить экскурсией, наблюдениями за природой, работой с живописными и музыкальными произведениями; изучение подтемы «Праздник бабушек и мам» следует начать с беседы о роли женщин в семье, об уважительном отношении к ним; при изучении подтемы «День космонавтики» до школьников необходимо донести важность этого весеннего праздника в жизни нашей страны; изучение подтемы «День Победы» необходимо предварить рассказами о Великой Отечественной войне, о величии подвигов солдат, отстоявших свободу и независимость нашей страны, о том, что на войне было трудно не только взрослым, но и детям.
В связи с тем что последние две подтемы представлены небольшим количеством текстов, следует шире использовать материалы внеклассного чтения, кинофильмы, произведения музыки и живописи.
Приведем пример урока-обобщения.

Урок-обобщение по теме «Здравствуй, школа!»

1. Беседа. Учитель обращается к ученикам: «Мы закончили читать рассказы и стихотворения из первого раздела учебника. Кто из вас помнит, как он называется? Почему? Кто из вас догадался? (В нем рассказывается о школе, о начале учебного года.) Кто из вас назовет стихотворение, отрывок из которого я прочитаю?

Учись читать, учись читать, Важнее нет науки...

Помните, как мы озаглавили это стихотворение?» («Читателю».) Учащиеся продолжают читать это стихотворение коллективно.
Вопрос учителя: «Кто знает другие стихи о школе?»
2. Рассматривание рисунков, которые выполнили дети к этой теме.
Далее учитель продолжает: «Кто вспомнил, к какому стихотворению мы нарисовали иллюстрацию? (К стихотворению С. Михалкова „Важный день“.) Почему это стихотворение так называется? Рассмотрим рисунки на первой странице учебника. Кого изобразил художник? (Ребят, которые идут в школу.) Как вы думаете, какое настроение детей передал художник на втором рисунке? (Радостные ученики идут с букетами цветов, они улыбаются, торопятся в школу.)».
3. Учитель предлагает ученикам несколько вариантов карточек с напечатанными словами и спрашивает: «Кто из вас догадался, из каких текстов раздела взяты слова, напечатанные на карточках?»
Карточка 1: школьный коридор; здравствуй, Владик; портфель; будильник; вареники; воспитанный; огорченно («Здравствуйте» Т. Чинаревой).
Карточка 2: простая примета; идущие дети; семилетние новички; календарь; важный день («Важный день» С. Михалкова).
Карточка 3: Борис Сергеевич; Шопен; композитор; слоненок; лань; древние воины; яблоки; котлеты; фасоль («Что любит Мишка» В. Драгунского).
Карточка 4: неприятно; он ударил; не должен делать; адрес; фамилия; ездил к бабушке; нашел собаку; принес домой; Сергей Васильевич, ты неплохой человек («Петя и его жизнь» В. Коршунова).
4. Вопрос учителя: «Какой рассказ вам понравился? Вспомните, о чем в нем говорится».
5. Чтение рассказа, который понравился ученикам.
6. Вопрос учителя: «Персонаж какого рассказа или стихотворения вам понравился? Объясните почему».
7. Учитель говорит: «Откройте учебник на странице 16 и рассмотрите рисунки. Что делают ребята на первом рисунке? (Они показывают дежурному свои руки.) К какому тексту выполнен этот рисунок? Найдем это стихотворение, прочитаем его, чтобы вспомнить (стихотворение „Кто прав“, с. 13)».
Некоторые ученики читают один-два вопроса, отвечают на них, читают и выполняют задания к тексту.
Далее учитель продолжает: «Рассмотрите второй рисунок. Чтобы понять, что хотел изобразить художник, я прочитаю вам отрывок из этого рассказа». Читает: «Еще Петя написал, как он на улице нашел собаку. Она была еще маленькая и не умела бегать. Петя принес ее домой. Она ему очень понравилась. Но на другой день он прочитал в газете: „Я потеряла маленькую черную собаку. Если найдете ее, позвоните по телефону 189-30-21“. Он позвонил, приехала девочка и взяла эту собаку». Так что же изобразил художник на втором рисунке? Выберите правильный ответ (Петя возвращает девочке найденную им собаку; девочка не хочет брать собаку; маленькая собачка).
Мы вспомнили рассказы «Что любит Мишка» В. Драгунского и «Петя и его жизнь» В. Коршунова. Скажите, чем похожи эти мальчики».
8. Чтение учителем любого занимательного текста на тему «Школа».
9. Итоги урока.
Уроки контрольного чтения помогают проверить и закрепить навыки чтения учащихся.
Проверку навыков чтения1 проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказа или комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний учащихся.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Трех-четырех учеников в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка их ответов мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения в конце года рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема: 1-й класс — 10 слов; 2-й класс — 15— 20 слов; 3-й класс — 25—30 слов.
При выставлении оценки принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями на каждый год обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года обучения.
Первая контрольная работа проводится 10—15 сентября, через две недели после начала учебного года.
Вторая контрольная работа проводится в конце первого полугодия.
Третья контрольная работа проводится в начале четвертой четверти для проверки состояния знаний, умений и навыков учащихся по чтению за третью четверть.
Четвертая контрольная работа проводится в конце учебного года.
Тексты контрольных работ утверждаются на методическом объединении и администрацией школы.
Материал для контрольных работ готовится учителем заблаговременно с делением на микротемы.
В зависимости от уровня подготовки учащихся, а также численного состава класса на выбор учителя может быть подобрано два-три текста. Учитель также готовит материал для выполнения заданий литературоведческого характера, для проверки уровня сформированности навыка чтения про себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.013 с.)