Порядок проведения контрольной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок проведения контрольной работы



1) Чтение учащимися текста про себя.
2) Выяснение значения непонятных слов, их объяснение учителем.
3) Чтение текста вслух по микрочастям по цепочке с обязательными ответами на вопросы учителя по микротемам.
Если в контрольной работе предлагаются несколько текстов, то учитель предварительно ориентирует группы учащихся на то, кто какие тексты читает. После чтения про себя и ответов на вопросы учащихся учитель дает установку: «Внимательно слушаем чтение и ответы на вопросы ваших товарищей».
В конце урока подводится итог работы учащихся и объявляются оценки. Оценки должны быть аргументированными.
Контрольные работы проводятся, как правило, в виде фронтальной проверки. Для умственно отсталых школьников, опережающих программу или отстающих, используются индивидуальные формы работы (чтение по специально подготовленным карточкам).
В содержание третьей контрольной работы могут вводиться дополнительные задания литературоведческого характера (например, определение жанра литературного произведения (стихотворение, рассказ, сказка), проверка сформированности навыка чтения вслух и про себя).
Материалом для первой контрольной работы могут служить тексты из учебника предыдущего года обучения2. (Эти материалы представлены в Приложении в конце пособия.)
Во второй контрольной работе могут быть использованы материалы учебника по чтению для 3 класса (авторы-составители З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева), которые совпадают с тематическим планированием. В частности, это может быть рассказ «Огурцы» Н. Носова или «Волшебное слово» В. Осеевой. Содержание этих текстов после проведения контрольной работы более подробно разбирается на последующих уроках.
Третья контрольная работа может быть проведена на материале рассказа Н. Носова «Живая шляпа» и дополнена выполнением следующих заданий: чтение про себя заданий, написанных на плакате («Покажи тетрадь», «Подними руку», «Встань»); определение литературного жанра изученных произведений. «Найдите в учебнике раздел „Люби все живое“; в этом разделе найдите тексты Л. Толстого „Котенок“ (с. 17), В. Орлова „Ученый кот“ (с. 19). Определите, какой из этих текстов является рассказом, какой — стихотворением».
Для выполнения этого задания следует заготовить индивидуальные карточки со словами стихотворение, рассказ.
Четвертая контрольная работа проводится на материале рассказа «Купание медвежат» В. Бианки. При чтении текста следует обратить внимание на качество чтения про себя («жужжащее», тихое с проговариванием, чтение про себя). Тип чтения про себя является также показателем усвоения программы 3 класса.
В качестве дополнительного может быть использовано задание на определение жанра литературного произведения: «В разделе „Смешные истории“ найдите тексты К. Чуковского „Путаница“ и Н. Носова „Как Незнайка катался на газированном автомобиле“. Вспомните их и скажите, можно ли назвать эти тексты сказками. Докажите почему».
На результаты контрольного чтения влияют упражнения учащихся в самостоятельном чтении (см. раздел «Внеклассное чтение») и указания в учебнике по этому виду деятельности (например, самостоятельно прочитайте последнюю часть рассказа, прочитайте самостоятельно рассказ). Это направление работы также отражено в тематическом планировании.
Следует помнить, что самостоятельное чтение учащихся не заменяет уроков контрольного чтения.
Несмотря на то что проверка скорости (темпа) чтения (с использованием секундомера) в специальной (коррекционной) школе VIII вида не используется, желательно провести в начале и конце учебного года временны́е замеры темпа чтения учащихся. Сделать это можно следующим образом. По команде учителя дети начинают читать и также по команде прекращают. Затем каждый школьник считает количество прочитанных слов и сообщает свой результат учителю. Временны́е границы замеров устанавливает учитель (2—5 минут). Они должны быть постоянными в начале, середине, конце учебного года.
Контрольную работу проводит учитель (с логопедом).
В ходе проверки знаний учащихся ведутся записи выполнения контрольных работ каждым учеником. На основании этих записей составляется специальная таблица, в которой отмечаются ошибки каждого ученика.

Оценка навыков чтения

2 класс

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз, неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении стихотворения наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: затрудняется вчтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
Оценка «1» учащимся 2 класса не ставится.

3 класс

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает в основном целыми словами, трудные слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает в основном по слогам даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл; не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не отвечает на вопросы и не может передать содержания прочитанного; не знает наизусть стихотворения.
Помимо пятибалльной системы оценки, рекомендуется и другая, альтернативная система учета знаний — система «измерителей знаний», автором которой является И. М. Бгажнокова.
Автор вводит собственную шкалу оценок, основанную на суммарном количестве правильно или неправильно выполненных заданий от общего количества заданий, предложенных к выполнению.
Соответственно предлагается следующая шкала оценки знаний: «удовлетворительно» (зачет) ставится при условии, если дети выполнили 35—50% задания, «хорошо» — при выполнении 50—65% задания, «отлично» — при выполнении свыше 65% задания.

1 См.: Программы специальных общеобразовательных школ VIII вида для умственно отсталых детей. — Сб. 1. — М.: Просвещение, 1990 (раздел «Проверка знаний, умений, навыков по русскому языку», с. 60—62).
2 См.: Ильина С. Ю. Книга для чтения: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. — СПб.: Просвещение, 2004; Воронкова В. В., Пушкова И. Е. Книга для чтения: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. — М.: ВЛАДОС, 2006.

Гусева Г. М., Моргачева Е. Н. Уроки чтения в 3 классе. Пособие для учителя        

 

Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению Для того чтобы правильно организовать работу в 3 классе, необходимо выявить характер затруднений, имеющихся у учащихся. В этом учителю или логопеду поможет предварительное обследование. При обследовании навыков чтения учащихся необходимо учитывать их возрастные, индивидуально-типологические особенности, а также возможности чтения. Важным является то, что обследование навыка чтения должно строиться на изучаемом программном материале. Как правило, при обследовании навыка чтения подбираются тексты из школьной программы. Предъявляемые тексты должны сопровождаться методическим аппаратом — вопросами и заданиями, направленными на выявление понимания смысла прочитанного. Вопросы могут задаваться устно (если учащийся не умеет читать или техника чтения крайне несовершенна и не позволяет ему правильно сориентироваться в тексте и понять смысл) или даваться в письменном виде. Если ребенок не владеет навыками чтения текста, тогда пытаются определить, знает ли он буквы, может ли складывать буквы в слоги (сначала закрытые, затем открытые) и читать их, может ли он складывать слоги в слова и читать их. Кроме того, необходимо проверить, есть ли у него навык звукового анализа слогов и слов. Для указанных случаев целесообразно активно использовать кассу букв. При обследовании навыка чтения прежде всего необходимо обратить внимание на способ чтения, т. е. как ребенок читает. По способу чтения выделяется: побуквенное чтение (учащийся последовательно называет буквы слога, слова, не сливая буквы в слоги, слоги в слова), послоговое чтение (учащийся сливает буквы в слоги и слова), синтетическое чтение (учащийся читает целыми словами). Есть еще один способ чтения — переходный от послогового к синтетическому. Из всех способов чтения наиболее нерациональным является побуквенное чтение, так как в данном случае приходится говорить о несформированности навыка вообще, т. е. об отсутствии слитности чтения, но самое главное — об отчуждении смысла. Как правило, ребенок либо понимает с большим трудом, либо вообще не понимает того, что он прочитал. Послоговое и синтетическое способы чтения являются наиболее рациональными. Вместе с тем в случае, когда школьник читает по слогам, необходимо обратить внимание на возраст ребенка и опыт его обучения в школе. Для учеников общеобразовательной школы допускается читать по слогам в течение первого года обучения, но к концу учебного года они должны читать слитно, целыми словами. Для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида эти требования несколько отсрочены по времени — учащиеся должны перейти к слитному чтению к концу третьего года обучения. Следующее, на что необходимо обратить внимание в процессе обследования навыка чтения, — его правильность. Правильное чтение—это чтение без ошибок. Часто учащиеся при чтении допускают большое количество ошибок, и поэтому их необходимо правильно анализировать. Все ошибки, которые допускают ученики при чтении, можно разделить на две группы: неспецифические и специфические, связанные с нарушениями формирования навыка чтения (дислексия). Примером неспецифических ошибок выступают неправильная расстановка ударений в словах, отдельные ошибки в окончаниях слов. Данный тип ошибок, как правило, не влияет на понимание прочитанного и в основном обусловлен неполнотой представлений учащихся об окружающем мире или недостаточным владением русским языком. Специфические ошибки являются более распространенными и, как было указано выше, связаны с нарушением формирования навыка чтения. К специфическим ошибкам относятся: стойкие, повторяющиеся замены букв, как гласных (о читается как а, е как у),так и согласных по акустическому сходству (косы — козы, липа — пила), оптическому сходству (т — г, н — п); пропуски букв, слогов, отдельных слов; перестановки внутри слога, слова; недочитывания или неправильное, аграмматичное прочтение слов и целых фраз (нарушения согласования существительных с прилагательными, употребление слов в начальной форме, пропуски предлогов). Это часто связано с нарушением грамматического строя речи. Особенностью специфических ошибок является то, что они значительно затрудняют установление смысла прочитанного. Кроме того, наличие данного вида ошибок косвенно свидетельствует не только о нарушениях чтения, но и о нарушениях письма. Указанное требует особого внимания и обязательной помощи логопеда. Сознательность (осознанность чтения) является одной из самых важных составляющих навыка, требующая проверки. Осознанность чтения выявляется с помощью вопросов (методического аппарата) текста, который должен быть тщательно разработан. О том, что чтение является осознанным, свидетельствует тот факт, что школьник достаточно хорошо ориентируется в тексте, самостоятельно, развернуто отвечает на вопросы, может сам пересказать текст или воспроизвести его детали, существенные для понимания смысла. О непонимании смысла прочитанного свидетельствуют следующие особенности учащихся, выявляемые при ответах на вопросы: ответы невпопад, наугад, логически не связанные с задаваемым вопросом; подмены ответа на вопрос попытками (чаще неудачными) пересказа содержания; активное использование не связанных с содержанием собственных рассуждений; неправильное привлечение личного опыта или имеющихся знаний; активное и достаточно быстрое (без обдумывания) использование формальных, не связанных с содержанием (плохо, потому что плохо) или альтернативных (не плохо, значит, хорошо; хорошая; нехорошая, значит, плохая) конструкций; одновременное использование всех возможных характеристик главных героев, образов, персонажей текста (лиса — хитрая, рыжая, старая, молодая). Кроме того, одним из первых признаков, свидетельствующих о непонимании прочитанного, является характер чтения текста: учащиеся читают, не соблюдая знаков препинания, формальных границ предложения. Следует еще раз подчеркнуть, что фактором, который может существенно ухудшить понимание смысла прочитанного, является очень плохая техника чтения и наличие специфических ошибок. В этом случае педагогу необходимо еще раз прочитать ученику текст, чтобы он мог воспринять его на слух, и после этого задавать вопросы из методического аппарата (устно). В зависимости от ответов учащегося можно сделать вывод о том, понял ли он смысл прочитанного или нет. Необходимо зафиксировать результаты наблюдений. Следует отметить, что в любых случаях, когда имеются сомнения относительно понимания прочитанного, учащимся надо оказывать помощь. Эта помощь может быть незначительной в виде уточняющих, наводящих вопросов. Если помощи в таком объеме им будет достаточно, то это считается хорошим показателем. В более сложных случаях рекомендуется прямое объяснение или разъяснение содержания прочитанного, зачастую ставящего ученика перед необходимостью в одном слове или в предложении суммировать (чаще всего просто повторить) результат рассуждений взрослого (данный вид помощи считается развернутым). Если ребенок оказывается невосприимчивым ни к одному из видов помощи, то можно сделать вывод о том, что смысл прочитанного остался для него недоступным. В процессе обследования навыка чтения необходимо обратить внимание на темп (скорость чтения).Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи. Следует еще раз подчеркнуть, что в практике работы специальной (коррекционной) школы VIII вида не используется замер количества прочитанных слов в минуту и темп чтения определяется субъективно (на слух). Как показывает практика, скорость чтения приближается к нормальной лишь в тех случаях, когда у учеников нет осложняющих нарушений чтения. Замедленный темп чтения, как правило, характерен для учащихся, чья техника чтения оказывается крайне несовершенной, с большим количеством пауз и ошибок. Замедленный темп чтения является также характерным на этапе первоначального овладения навыком чтения и может быть связан с природным темпом деятельности ученика. Еще один показатель, на который необходимо обратить внимание в процессе обследования навыка чтения, его выразительность.Данный показатель также напрямую связан с качеством техники чтения: чем лучше техника чтения, тем выразительнее и эмоциональнее читают дети. Невозможно и нецелесообразно требовать выразительного чтения на этапе послогового чтения, когда основное внимание учащихся привлекает техническая и смысловая сторона процесса чтения. Требование к выразительности можно предъявлять лишь в тех случаях, когда учащиеся бегло читают целыми словами. Основными показателями недостаточной выразительности чтения в этот период выступают: монотонность, эмоциональная невыразительность либо скандированный характер чтения; неправильная постановка логических ударений; игнорирование знаков препинания в конце предложения (особенно вопросительного и восклицательного знаков). Результаты обследования чтения учащихся можно представить следующим образом:
  • чтение целыми словами, правильное, выразительное; темп нормальный; смысл прочитанного устанавливает правильно, самостоятельно;
  • чтение целыми словами; темп замедленный; монотонное; не соблюдает границ предложения; преобладают ошибки специфического характера (охарактеризовать конкретно, с примерами все пропуски, замены, перестановки и т. д.). Смысл прочитанного самостоятельно не устанавливает. Требуется значительная помощь разъяснительного характера. Оказание помощи не улучшает понимания прочитанного (или к помощи индифферентен).
Для преодоления имеющихся нарушений навыка чтения разрабатывается коррекционно-развивающая программа. Работа начинается с того уровня техники чтения, на котором находится ребенок по результатам обследования, и проводится логопедом в форме индивидуальных, индивидуально-групповых занятий. Помимо индивидуальной, необходимо вовлекать учеников в коллективные формы работы на уроке, соблюдая при этом определенные требования к их деятельности:
  • на уроках чтения отстающие ученики должны читать чаще других детей. Это помогает поддерживать их работоспособность и активизировать внимание;
  • давать для чтения короткие и легкие части текста; следует исключать (особенно на первоначальном этапе) незнакомые слова, слова со сложной слоговой структурой1, большим количеством согласных, сложных или провоцирующих ошибки звукосочетаний (мышка — миска, были — били);
  • добиваться громкости и отчетливости при чтении. Это создает благоприятные условия для развития самоконтроля;
  • использовать специальные закладки при самостоятельном чтении, при чтении текста одноклассниками. Это помогает учащимся сосредоточить внимание на читаемом материале, создает благоприятные условия для восприятия читаемого, активизирует деятельность зрительного и слухового анализаторов;
  • использовать индивидуально составленные учителем карточки, содержание которых составляют тексты учебников предыдущих лет обучения, а также буквари для разных типов школ;
  • работа должна проводиться не только над техникой чтения, но и над пониманием содержания прочитанного.
Кроме того, в специальной (коррекционной) школе VIII вида учатся дети, которые испытывают трудности в чтении, не связанные с нарушением интеллекта, анализаторной недостаточностью, речевым недоразвитием. Эти затруднения могут быть обусловлены другими причинами: природным темпом деятельности, характерологическими особенностями личности, темперамента, сочетанием умственной отсталости с билингвизмом, недостаточной сформированностью навыков, составляющих основу техники чтения, например знание букв и неумение сливать звуко-буквы в слоги (побуквенное чтение). Для учащихся, о которых идет речь, в каждом конкретном случае необходим свой, особый подход в решении имеющейся проблемы. Остановимся на общих направлениях работы, методике проведения дополнительных индивидуальных занятий с учащимися, имеющими такие особенности. Умственно отсталые учащиеся с билингвизмом.Таким ученикам свойственно плохое знание букв русского алфавита, отсутствие в родном языке произношения отдельных звуков русского языка (чаще всего мягкого знака как показателя мягкости предшествующей согласной), отсутствие в родном языке важных для овладения русским языком грамматических категорий рода, числа, одушевленности. Указанные особенности создают определенные сложности для учащихся. Для преодоления указанных затруднений работа должна проводиться по следующим направлениям: 1) над звуко-буквами русского языка, начиная с повторения звуко-букв; сравнения, установления их отличительных особенностей (ш-щ, с-з, значение мягкого знака и т. д.); 2) над формированием лексико-грамматических категорий, в частности над согласованием существительных с прилагательными (красное солнце, красная звезда, красный мак), глаголов с существительными в роде, числе (для глаголов — согласование во времени и в роде: мальчик прочитал — девочка прочитала); 3) над устной отработкой падежных окончаний имен существительных2 (пилить пилой — резать ножом); 4) над опережающей, заблаговременной подготовкой учащихся к чтению текстов в классе. Необходимо определить отрывок для чтения, грамматический строй каждого предложения (чтобы избежать ошибок в построении фразы); особое внимание следует обратить на слова, которые могут спровоцировать ошибки (сирень, читать); объяснить незнакомые слова; отработать слова, трудные для прочтения. Заранее подготовленный текст ученик обязательно должен читать в классе в ходе коллективной работы над текстом. В тех случаях, когда ученики и в 3 классе остаются на уровне побуквенного чтения,учителю необходимо: 1) показывать учащимся, как на основе последовательного распознавания букв и слияния соответствующих им звуков сливать буквы в слоги3; тренировать детей в слиянии букв в слоги, слогов в слова; 2) проводить упражнения в чтении слоговых структур различной сложности, использовать разрезную азбуку; 3) тренировать учеников в чтении по слогам и целыми словами; использовать различные модификации печатного текста (словесные лесенки, специально подготовленные таблицы (карточки) на выделение слов среди буквенных текстов); 4) проводить работу по расширению поля зрения при чтении; 5) осуществлять постепенный переход к чтению слов целиком при зрительном объединении воедино отдельных слогов. Условием успешной работы является обязательное чтение вслух с использованием на начальном этапе послоговой разбивки читаемых слов, обобщенное чтение коротких слов. В процессе индивидуальной работы тексты всех упражнений также должны прочитываться вслух. Учащиеся с нарушением интеллекта с различными характерологическими особенностями (природным темпом деятельности).Взависимости от того, к какому типу природного темпа деятельности относятся учащиеся (при условии, если этот темп является причиной трудностей в овладении чтением), необходимо проводить специальную работу, направленную либо на замедление, либо на увеличение темпа чтения. В первом случае (замедленный тип деятельности) рекомендуется:
  • давать задания читать на время (это касается чтения текстов, слоговых структур) с учетом количества прочитанных слов (их число должно увеличиваться);
  • стимулировать выработку нужного темпа чтения (читать скороговорки и чистоговорки);
  • использовать таблицы с буквами и цифрами, которые определенным образом и в определенной последовательности расположены в пространстве. При этом работа над увеличением скоростных пределов не должна влиять на правильность выполнения заданий.
Во втором случае, когда учащиеся читают быстро, но допускают при этом большое количество ошибок, работа строится по-другому. Учитель должен работать над тем, чтобы ребенок читал медленно, внимательно, без ошибок. Можно использовать различные приспособления4. Необходимо сочетать медленный темп с обязательным дочитыванием каждого слова. 1 Отказ от использования данных слов и словосочетаний в условиях класса не означает, что работа над ними не ведется: данные слова отрабатываются на индивидуальных занятиях. 2 Данное направление представлено в работах И. В. Баранникова, Л. В. Варковицкой «Русский язык в картинках». В 2 частях. Можно использовать материалы для обучения школьников с нарушениями слуха (см. работы К. Г. Коровина, А. Г. Зикеева). 3 Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1965. — С. 48—49. 4 См.: Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. — М.: Ось-89, 1999.

 

<Содержание> Следующий раздел>> Гусева Г. М., Моргачева Е. Н. Уроки чтения в 3 классе. Пособие для учителя  

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.013 с.)