Русская народная сказка «Лиса и журавль» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская народная сказка «Лиса и журавль»



Во вступительной беседе учитель спрашивает учащихся, какие они знают сказки о животных, какой зверь в этих сказках самый хитрый (лиса), что они знают о журавле. Если знаний у детей о журавле недостаточно или они неверные, учитель может показать картинку с изображением журавля и коротко рассказать об этой птице, обратив внимание учащихся на характерные особенности внешнего вида, на то, как и чем питается журавль.
Далее учитель сообщает о том, что сегодня учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Эту сказку сочинили люди: один человек придумал, другой добавил, третий продолжил, и получилась сказка.
Учитель читает, а еще лучше рассказывает сказку и проводит краткую беседу по вопросам: «Кто главные персонажи сказки? (Лиса и журавль.) Кто к кому ходил в гости?»
Сказка условно делится на четыре части: 1) лиса с журавлем подружились; 2) журавль в гостях у лисы; 3) лиса в гостях у журавля; 4) дружба лисы с журавлем распалась.
Чтение сказки по частям. Учащиеся читают сами. Чтение каждой части сопровождается разбором по вопросам учителя, направленным на то, чтобы научить детей размышлять, находить в тексте ответы на заданные вопросы, которые должны помочь учащимся понять характер сказочных героев.
Первая часть. Почему лиса решила пригласить журавля в гости?
Вторая часть. Чем потчевала (угощала) лиса журавля? Как угощала лиса журавля? Как вела себя лиса за обедом? Как оправдывалась перед журавлем? На вопрос «Почему журавль пригласил лису в гости?» ответ может быть разный (потому что хотел отомстить, пригласил в ответ на приглашение лисы), но его должен подсказать учитель.
Третья часть. Что приготовил журавль? В какой сосуд налил еду? Как вел себя журавль? Смогла ли лиса поесть окрошки? Какие слова лисы повторил журавль, когда угощал гостью?
Четвертая часть. Почему лиса была раздосадована угощением журавля? Почему распалась дружба лисы с журавлем? (Оба поступили плохо, обманывая друг друга.)
Выборочное чтение. С какими словами и как обращалась лиса к журавлю? Прочитайте. Как вела себя лиса, чтобы достать окрошку? Найдите слова сказки, которые относятся к иллюстрации. Прочитайте окончание сказки и найдите самые главные слова. Как вы их понимаете?
Другие задания учащимся.
1) Какие еще рисунки можно сделать к этой сказке?
2) Объясните выражения званый пир, не обессудь, больше потчевать нечем, пошла домой несолоно хлебавши.
3) Чтение по ролям.
Подготовительная работа к выполнению этого задания.
1) Соотнесите текст с персонажами (найдите слова автора, лисы, журавля).
2) Определите по тексту, как лиса обращается к журавлю, как журавль обращается к лисе.
3) Объяснение учителем того, как содержание текста и поведение персонажей сказки отражается на характере их диалогов.
Подумайте и ответьте: «Одинаковым ли тоном надо читать слова за лису, за журавля? Почему вы так думаете? Как нужно читать — быстро или медленно — слова автора, лисы, журавля?»
Работа над пониманием жанровых особенностей сказки.
1) Почему это произведение можно назвать сказкой? (Лиса и журавль ведут себя, как люди: ходят в гости, готовят обед, разговаривают, едят кашу, окрошку — пищу человека.)
2) Найдите слова, которые, как правило, используются в сказках (однажды, званый пир, потчевать, несолоно хлебавши).
3) Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями?
4) Чему учит сказка? (Коллективный ответ под руководством учителя.)
Работа над характеристикой персонажей. Лиса — хитрая, журавль — сообразительный, не позволяет себя обижать. Докажите это словами из сказки.
Работа над планом. Чтение текста по частям и коллективное озаглавливание каждой части: лиса с журавлем подружились, журавль в гостях у лисы, лиса в гостях у журавля, дружба лисы с журавлем распалась.
Опорные слова и выражения: подружились, вздумала угостить, пошла звать (первая часть); званый пир, наварила, размазала, потчует (угощает) (вторая часть); окрошка, кувшин с узким горлышком, угощает, вертится, лизнет, понюхает, не достанет, клюет да клюет (третья часть); взяла досада, несолоно хлебавши, дружба распалась (четвертая часть).
Пересказ сказки по плану с использованием опорных слов и сочетаний.
На работу со сказкой следует отвести не менее двух уроков.
Вопросы к сказке могут быть дополнены материалами из методического аппарата учебника по чтению для 3 класса (с. 110—112).
В последнее время учителя специальных (коррекционных) школ VIII вида стали использовать в работе над текстом (опираясь на различные исследования, в том числе М. И. Омороковой) прием структурирования: ученик должен определить структуру текста и составить его модель, затем соотнести текст с моделью, наглядно выделяя связь содержания с текстом.

Порядок работы

1. Ученики читают сказку и изображают ее текст графически.

2. Подбирают к модели сказки текст, обосновывают свой ответ:
1) записывают вступление, зачин;
2) записывают концовку;
3) объясняют и записывают ответ на вопрос: «Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями?»
С нашей точки зрения, прием, который используют некоторые учителя-новаторы специальных (коррекционных) школ VIII вида, не прошел достаточно объективной и широкой апробации, поэтому нецелесообразно рекомендовать его для работы.

Чтение стихотворений

В 3 классе изучаются различные по тематике и эмоциональному настрою стихотворения: о школе и школьниках («Кто прав» А. Григорьева, «Важный день» С. Михалкова, «Учись читать», «Мальчики и девочки» Р. Сефа); о природе («Ласточки пропали...» А. Фета, «Осень наступила» А. Плещеева, «Зима недаром злится...» Ф. Тютчева, «Зима» И. Сурикова, «Колокольчики мои» А. Толстого); о труде и трудолюбии («Какого цвета ремесла», «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари); о войне («Спать легли однажды дети» С. Михалкова).
Главная задача в работе над стихотворением — донести до детей чувства и эмоциональное настроение, выраженные в нем. Поэтому вначале учитель должен определить, что это за стихотворение, какие чувства оно вызывает, какие картины рисует и, следовательно, как его нужно читать: бодро и весело, или печально и задумчиво, или торжественно и с пафосом, или просто и спокойно. Цель вступительной беседы — настроить учащихся на те чувства и мысли, которые хотел выразить поэт.
Первый раз стихотворение выразительно читает учитель. Стихотворение не следует разбирать очень подробно, останавливаясь на каждом слове: это может быть скучно для детей. Лучше еще раз прочитать его. Разбирать стихотворения необходимо постепенно: при первом чтении ставить одни вопросы, при втором — другие. Не нужно требовать пересказать стихотворение своими словами, так как при этом исчезают и настроение, и поэтический образ.
Основное место в работе со стихотворением должно занимать выразительное чтение, которое помогает лучше понять его содержание и основную мысль.
Не все стихотворения нужно непременно заучивать. Большие по объему стихотворения даны в учебнике только для выразительного чтения.
Ниже приводятся несколько образцов работы над стихотворными текстами, изучаемыми в 3 классе.

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»3

Главное в работе над этим стихотворением — вызвать у детей яркие представления двух противоположных образов: зимы — злой, коварной старухи и весны — красивого, веселого и жизнерадостного ребенка. При чтении стихотворения важно передать радостное оживление природы, которое всегда бывает ранней весной.
1. Работу над стихотворением нужно начать с беседы, подытоживающей наблюдения за весенними изменениями в природе. Можно также рассмотреть репродукции картин о ранней весне (например, «Март» И. Левитана, «Весна» К. Юона, «Грачи прилетели» А. Саврасова и др.).
2. Затем учитель читает стихотворение и проводит краткую беседу по примерным вопросам: «Понравилось вам это стихотворение? Что вам в нем понравилось? На кого похожа зима? А на кого похожа весна? Дружат ли зима и весна?»
Получив представление о впечатлении, которое произвело на детей стихотворение, учитель дает задание нескольким ученикам прочитать его вслух.
3. Далее следуют упражнения в выборочном чтении по вопросам и заданиям учителя: «Как зима боролась с весной? Прочитайте. Кто был рад весне? Прочитайте. А теперь постараемся прочитать это стихотворение так, чтобы было видно, что все обрадовались приходу весны, повеселели.
Какое чувство передается в этом стихотворении? (Радостное.) Почему это чувство радостное? (Потому что победила весна.) Как автор называет весну? Как автор называет зиму?»
4. Проанализировав таким образом эмоциональную сторону стихотворения, учитель говорит: «Послушайте внимательно, я еще раз прочитаю это стихотворение. Я тоже очень люблю весну, рада ее приходу, ее победе над зимой, поэтому я буду читать стихотворение радостно».
5. Далее стихотворение читают учащиеся по частям. В первом четверостишии обращается внимание на то, что голосом нужно выделить слово недаром. После прочтения каждой части происходит ее разбор: «Как сказал Тютчев о приходе весны? Прочитайте эти строчки.

Весна в окно стучится И гонит со двора.

Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о шумном, веселом приходе весны.

И все засуетилось, Все гонит зиму вон, И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.

Какие строчки говорят о том, что весна не боится зимы? Почему про весну сказано: „Хохочет и пуще лишь шумит“? Как это шумит весна? (Ручейки журчат, птицы поют.) В этих строчках мы должны выделить голосом слово пуще. Как вы понимаете выражение пуще шумит?»(Шумит еще сильней, еще больше.)
6. Готовясь к выразительному чтению, учащиеся читают стихотворение про себя.
«Теперь читаем все стихотворение выразительно, радостно», — говорит учитель. Два-три ученика по очереди читают стихотворение.
7. Оценивается чтение учащихся. На дом дается задание выучить стихотворение наизусть.

Р. Сеф. «Учись читать...»

1. Подготовка к восприятию стихотворения. Чтение рассказа В. Голявкина «Спрятался».
Учитель говорит: «Я прочитаю вам рассказ В. Голявкина „Спрятался“, а вы скажите мне, почему это короткое произведение так называется. Чтобы не оказаться в таком неловком положении, как мальчик Витя, нужно научиться хорошо читать. Чтение — это целая наука: надо выучить буквы, научиться складывать их в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения, предложения — в тексты рассказов, стихотворений, математических задач. Нужно уметь не только грамотно, без ошибок читать, но и понимать все, о чем вы читаете».
2. Чтение стихотворения учителем. После эмоциональной паузы он спрашивает: «Чему призывает поэт учиться каждого из вас?» (Учиться читать.)
3. Чтение стихотворения по частям с разбором содержания каждой части. Вопросы к частям.
Первая часть. Почему автор говорит, что учиться читать — важная наука? (Чтение — целая наука, важная наука; без него нельзя овладеть другими науками, которыми вам предстоит заниматься и сейчас, и в старших классах.)
Вторая часть. Почему человек, который умеет читать, не знает скуки, не умеет скучать? (Если человеку скучно, он откроет веселую, интересную книгу или журнал и забудет о грустном и печальном.)
Третья часть. Почему автор предупреждает вас о том, что учиться читать надо всю жизнь? (Если вы не будете читать, то можете забыть, как это делается.)
Четвертая часть. Как вы понимаете последние строчки стихотворения? (Учись читать, учись пока не поздно! — чем позже начинаешь читать, тем труднее овладеть чтением.)
4. Чтение текста учащимися по цепочке с соблюдением логических частей стихотворения.
5. Выборочное чтение. Задания:
1) Найдите в тексте слова, которые говорят о том, что автор к каждому из вас относится ласково, с любовью.
2) Найдите строчки стихотворения, в которых автор дает совет, как нужно читать.
6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. Медленное, выразительное чтение стихотворения учителем.
7. Чтение стихотворения двумя-тремя учениками по их желанию. Следить, чтобы школьники читали по памяти, в случае затруднений опирались на текст учебника.
8. Обобщающая беседа.
9. Поэт не дал заглавия этому стихотворению. А как вы бы озаглавили его? («Учись читать», «Ученику», «Читателю».)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.008 с.)