Учимся говорить громко, тихо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учимся говорить громко, тихо



Научить ребенка говорить громко или тихо помогут упражнения, направленные на развитие умения регулировать силу голоса в зависимости от ситуации. Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением, например стихотворение Е. Трутневой «Эхо» и др. Некоторые упражнения для речевой гимнастики имеются в методическом аппарате учебника по чтению.
Пятиминутка чтения — этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:

  • чтение слоговых таблиц различных модификаций;
  • чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;
  • чтения по догадке.

Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения.
Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.

1 Термин предложен А. К. Аксеновой в книге «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» (М.: ВЛАДОС, 2001. — С. 158).
2 См.: Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. — С. 127.
3 См.: Смирнова З. Н. Обучение чтению учащихся I—IV классов вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1976. — С. 134.
4 Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М.: Просвещение. — С. 137—141.
5 Используется материал из книги Т. П. Сальниковой «Методика обучения чтению». — М.: Творческий центр, 2000.

 

 
Гусева Г. М., Моргачева Е. Н. Уроки чтения в 3 классе. Пособие для учителя

 

Методика работы над художественными произведениями и научно-популярными статьями В 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида методика работы над художественными произведениями похожа, но не совсем идентична методике работы и разбору художественных произведений в начальной общеобразовательной школе. Основой обучения чтению детей с нарушением интеллекта являются тексты литературных произведений. Условно они разделяются на художественные и научно-популярные. В учебнике по чтению для 3 класса последних немного. Объясняется это тем, что тексты учебника, содержащие элементарные научные сведения о явлениях природы, жизни человека, поведении животных, птиц, часто имеют занимательный характер и четкую принадлежность к таким жанрам литературы, как рассказ, сказка, стихотворение (это, например, сказка Н. Грибачева «Рыжие листья», рассказы И. Соколова-Микитова «Улетают журавли», А. Чехова «Первый снег», Н. Сладкова «Воробьиный термометр», А. Баркова «Голубой апрель», стихотворение В. Фетисова «Что такое лето?»). Для того чтобы перейти к методике работы над литературным (художественным) произведением в младших классах специальной (коррекционной) школы VIIIвида, необходимо прежде всего перечислить основные этапы этой работы:
  • подготовка к восприятию текста;
  • чтение текста учителем;
  • краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному;
  • чтение текста учащимися по частям и анализ текста;
  • повторное чтение текста учащимися;
  • пересказ прочитанного;
  • заключительная (обобщающая) беседа.
Этапыработы над произведением могут варьироваться, их количество может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от жанровых особенностей и объема произведения. Основные этапы работы над текстом I. Подготовка к восприятию текста.Задача данного этапа — расширить представления учащихся о событиях и явлениях, изображенных в произведении, подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения, раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение произведения будет затруднено. Подготовка к первичному восприятию может быть организована в различных формах. Вот некоторые методы, формы и приемы, которые используются при подготовке детей к восприятию художественных произведений. Вступительное слово.Учитель очень коротко сообщает ученикам о том, какое произведение они будут изучать в тематическом разделе учебника: «Мы с вами читали стихи и рассказы об осени. Сегодня мы продолжим эту работу и будем читать сказку Н. Грибачева „Рыжие листья“». Беседа.Проводится с разной целевой установкой: 1) выявить запас знаний и представлений учащихся о событиях, являющихся составной частью содержания. Например, перед чтением рассказа Е. Пермяка «Знакомые следы» учитель организует беседу с детьми и просит их ответить на вопросы: «Кто из вас был в деревне? Кто видел следы каких-нибудь зверей? Где и когда это было?» Перед чтением рассказа В. Бианки «Еж-спаситель» учитель задает вопрос: «Знаете ли вы, где живет и чем питается еж?» Перед работой над рассказом Л. Толстого «Гроза» учитель спрашивает: «Кто из вас видел грозу?»; 2) воссоздать чувства, которые дети ранее испытывали в той или иной ситуации. Например, перед чтением рассказов Н. Артюховой «Большая береза» и В. Бианки «Еж-спаситель» учитель спрашивает: «Лазали ли вы когда-нибудь на деревья? Было ли вам страшно в этот момент? Видели ли вы когда-нибудь змею или ежа? Что вы испытали при встрече с ними?» Рассказ учителя.Это может быть рассказ-воспоминание взрослого о ярком, запомнившемся событии (например, о Великой Отечественной войне перед чтением рассказа Е. Олейника «Полюшко-поле», стихотворения С. Михалкова «Спать легли однажды дети»; о космонавтах перед чтением рассказа В. Драгунского «И мы»), это может быть также рассказ учителя о писателях И. Д. Соколове-Микитове, К. Д. Ушинском, Л. Н. Толстом и др. Экскурсия.Организуется, как правило, перед чтением произведений о природе для углубления знаний учащихся и формирования у них умений наблюдать за сезонными изменениями в природе. В лесу, в поле, на реке можно не только увидеть то, что изобразил автор в произведении (снег, как белая скатерть, цвета золотой осени, пробуждение природы весной, появление первых цветов и листьев), но и услышать то, о чем автор пишет (стук дятла, звук капающего дождя, шум воды, пение птиц). Слушание музыки.Является эффективным средством для восприятия произведений, несущих большой эмоциональный заряд. Программы по чтению и музыке дают большие возможности для использования музыкальных произведений и отрывков из них перед чтением текстов на историческую тему, а также стихотворений и сказок. В некоторых случаях перед чтением полезно показать детям картину, подходящую к конкретному тексту, или фрагменты из диафильмов и кинофильмов. Словарная работа.На этом этапе объясняются только те слова, непонимание смысла которых затрудняет восприятие текста. Все отобранные для объяснения слова должны включаться в живую речь учащихся или учителя, так как, оторванные от контекста, они малопонятны. Например, перед чтением стихотворений С. Михалкова «Важный день» учитель объясняет значение слов ученики, новички, примета; В. Берестова «Где право, где лево» — значение слова развилка; Д. Родари «Чем пахнут ремесла» — значение слова ремесла; перед чтением рассказа Л. Толстого «Котенок» — значение слова амбар и т. д. На предварительную работу по тексту на уроке нужно отводить не больше 3—7 минут. II. Чтение текста учителем.Цель данного этапа — обеспечить первичное целостное восприятие текста, которое не предполагает глубокого проникновения в произведение, осмысливания его со всех сторон. На этой ступени восприятия ответы учащихся могут быть спорными или даже ошибочными. Но не следует сразу же давать правильный ответ, лучше весь дальнейший анализ произведения провести с учетом первичного восприятия, подводя учащихся к правильным суждениям и выводам. Художественное произведение первым читает учитель. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей такого важного качества чтения, как выразительность. III. Краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному,как правило, проводится в тех случаях, когда изучается произведение остросюжетного характера, или тогда, когда эмоциональные переживания героев очевидны и доступны для понимания учащимися с нарушением интеллекта. После первого прочтения проводится короткая беседа по содержанию, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы общего характера, не углубляясь в смысл и содержание текста. Кроме того, иногда учащиеся должны ответить на вопрос, который учитель ставит непосредственно перед чтением. IV. Чтение текста учащимися по частям и анализ текста.Основная цель этого этапа — усвоение содержания читаемого текста и его анализ. Учитель заранее намечает, на какие логически законченные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются ее содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений. С помощью соответствующих вопросов учащиеся подводятся к осознанию образов, их взаимоотношений. При этом выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам. V. Повторное чтение текста учащимися.Цель повторного чтения — закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения. Задания здесь могут быть самые различные. Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени была потрачена на чтение, а не на разговоры по поводу прочитанного. Ориентиром постановки основной группы вопросов должны служить вопросы и задания из методического аппарата учебника. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана. Работа над планом предусмотрена методическим аппаратом книги и включает следующие задания: озаглавьте части рассказа, из заголовков составьте план прочитанного, составьте рассказ по предложенному плану. VI. Пересказ прочитанного.Цель пересказа — выяснить, насколько учащиеся правильно поняли содержание прочитанного текста, как они прочувствовали его. При передаче содержания прочитанного своими словами учащиеся упражняются в построении фраз, учатся излагать текст по плану и последовательно. В зависимости от характера произведения, его объема, целевой направленности и возраста учащихся на уроках могут практиковаться различные виды пересказов: словесное рисование, подробный и краткий пересказ, пересказ из личного опыта. В специальной (коррекционной) школе VIII вида на третьем году обучения не используют графическое иллюстрирование текста. VII. Заключительная (обобщающая) беседа.Цель заключительной беседы состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные выводы, сделанные при разборе частей. В заключительную беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. Здесь разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относятся автор и сами учащиеся. Заключительная беседа проводится не на каждом уроке, а лишь тогда, когда работа над произведением уже закончена. Мы назвали лишь основные этапы работы над художественным произведением. Но необходимо помнить, что чтение нельзя проводить всегда по одному плану. Несомненно, что формы работы будут меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объема и жанровых особенностей. Работа над сюжетным рассказом потребует одних приемов, работа над стихотворением и басней — других. Сказка как разновидность устного народного творчества должна читаться по-особому. Ниже рассматриваются некоторые наиболее существенные особенности чтения произведений различных жанров. Чтение рассказов В учебнике по чтению для 3 класса встречаются разные по видам рассказы: нравоучительные («Здравствуйте!» Т. Чинаревой, «Петя и его жизнь» М. Коршунова, «Смородинка», «Бумажный змей» Е. Пермяка, «Секретное слово» С. Полетаева); юмористические («Что любит Мишка» В. Драгунского, «Огурцы», «Живая шляпа», «На горке» Н. Носова); много рассказов о животных; рассказы, содержащие лирические описания родной природы («Улетают журавли» И. Соколова-Микитова, «Первый снег» А. Чехова, «Стальное колечко» К. Паустовского, «Голубой апрель» А. Баркова), а также остросюжетные рассказы, в которых быстро разворачивается действие, раскрываются характеры и поступки героев, а сюжеты сопряжены с эмоциональными переживаниями («Акула» Л. Толстого, «Большая береза» Н. Артюховой, «Ребята и утята» М. Пришвина). Общая система работы над рассказом помещена в разделе «Основные этапы работы над текстом». Приведем пример работы над конкретным рассказом. М. Пришвин. «Ребята и утята» 1.Вступительное слово учителя о М. М. Пришвине как о человеке, который любил, знал природу и призывал всех защищать ее. В одном из своих писем к детям писатель говорил: «Охранять природу — значит охранять Родину». Прежде чем стать писателем, М. М. Пришвин в молодые годы обошел пешком с охотничьим ружьем весь север нашей страны и написал об этом путешествии книгу. Был тогда север диким, людей там было мало, птицы и звери жили, не пуганные человеком. Так и назвал Пришвин свою первую книгу — «В краю непуганых птиц». М. М. Пришвин не только детский писатель. Свои книги он писал для всех, писал о том, что видел и сам пережил. 2.Чтение рассказа учителем. 3.Эмоционально-оценочная беседа по вопросам: понравился ли рассказ? Почему? Когда вам было особенно жалко уточку и утят? 4.Чтение рассказа по частям. Разбор содержания каждой части по вопросам. Первая часть. О ком рассказывается в этой части? (О дикой уточке, которую охотники зовут чирок-свистунок.) Что она решила сделать? (Она решила перевести своих утят из леса к озеру.) Откуда уточка повела своих детенышей? (Из леса.) Куда она их вела? (К озеру, на свободу.) Почему уточка повела утят в обход деревни? (Она боялась, что обидят ее птенцов.) Близко или далеко находилось озеро от того места, где было гнездо утят? Почему уточка свила гнездо так далеко от озера? (Весной озеро сильно разливалось, поэтому прочное и удобное место для гнезда можно было найти только версты за три на кочке в болотистом лесу.) Подтвердите ответ словами из текста. Словарь 1 к первой части: слова, которые нужно объяснить: чирок-свистунок, в обход деревни, верста, на кочке, прочное место; слова, трудные для чтения: ре-ши́-лась, раз-ли-вá-лось, пу-те-шéст-во-вать. Вторая часть. Как передвигалась утиная семья по дороге к озеру? (На открытых местах мать шла позади утят.) Почему во время перехода уточка шла позади? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.) Что произошло у кузницы? Что натворили ребята? (Утят увидели ребята и зашвыряли их шапками.) Почему дети так поступили? (Не думая, им было интересно.) Как чувствовала себя утка? (Очень волновалась.) Кого ребята собрались поймать, так же как и утят? (Утку.) Кто спас утку с утятами? (Автор рассказа.) Словарь ко второй части: вы-пус-кáть (утят из виду); ни на мину́ту; ку́з-ни-ца; заш-вы-ря́-ли. Третья часть. Как отнесся автор к поступку ребят? (Он их осудил.) Из чего это видно? (Он разговаривал с ними очень сердито.) Какие вопросы автор задавал детям? (Зачем вам надо было ловить утят? Где теперь мать?) Подтвердите это словами из текста. Как вели себя ребята? (Они струсили.) Что отвечали ребята автору рассказа? (Пустим.) Что приказал ребятам автор? (Идите и отдайте ей всех утят.) Словарь к третьей части: хóлмик, паровóе поле (не засевáется, отдыхáет — находится под паром); дей-стви́-тель-но; с рас-кры́-тым ртом. Четвертая часть. Как ребята исправили свою ошибку? (Отдали утят утке.) Как приняла уточка птенцов? (Бросилась их спасать.) Куда побежала уточка с утятами? (К овсяному полю.) Для чего? (Для того, чтобы скрыться от врагов; путь к озеру лежал через овсяное поле.) Словарь к четвертой части: об-рá-до-ва-лись; брó-си-лась спасать. Пятая часть. Чему обрадовался автор? (Ребята отпустили утят и оставили в покое утку.) Почему дети смеялись над автором рассказа? (Он снял шляпу и помахал утятам.) Как он объяснил свой поступок? (Утятам трудно попасть в озеро.) Что он велел сделать ребятам? (Снять шапки и кричать «До свидания!».) Прочитайте последний абзац рассказа. Почему и автору, и ребятам стало радостно? (Делать счастливыми других всегда приятно.) Словарь к пятой части: за-сме-я́-лись; глу-пы-ши́; за-пы-лён-ные. 5. Другие задания и вопросы к повторному чтению текста. 1) Выборочное чтение: прочитайте ту часть текста, где уточка изображается как заботливая мать. Найдите место в рассказе, где говорится о том, как уточка пыталась спасти утят. Найдите и прочитайте предложение, в котором выражается беспокойство уточки. 2) К каким предложениям в тексте относится рисунок? (По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята.) 3) Словесное рисование: какие еще иллюстрации вы можете сделать к этому рассказу? 4) Составьте два коротких рассказа: первый — «Как вели себя ребята при встрече с утятами», второй — «Как ребята исправили ошибку». В коротких рассказах используйте следующие планы: План к первому рассказу 1) Где повстречали ребята утиную семью? 2) Что они стали делать с утятами? 3) Кого они еще захотели поймать? 4) Как вели себя ребята? 5) Какое при этом у них было настроение? План ко второму рассказу 1) Кто увидел, как гонялись ребята за утятами и уткой, и остановил их? 2) Как изменилось настроение у ребят? 3) Что ребята сделали, чтобы исправить свою ошибку? 4) Стыдно ли было детям за свой поступок? Работу можно продолжить, отвечая на вопросы и выполняя задания к этому рассказу. 1) Почему рассказ называется «Ребята и утята»? О чем этот рассказ? 2) Давайте попытаемся вместе соотнести поступок автора с его словами: «Охранять природу — значит охранять Родину». 3) Представьте себе автора рассказа. Какие черты характера писателя вы можете назвать? (Умный, добрый.) Подтвердите это. 4) Чему учит этот рассказ? 6. Заключительная (обобщающая) беседа. На изучение данного произведения отводится три урока. 1-й урок. Вступительное слово учителя; чтение учителем сказки целиком. Оценочная беседа по тексту сказки, которую слушали учащиеся. Работа над первой и второй частями текста сказки. 2-й урок. Работа над третьей частью текста. 3-й урок. Работа над четвертой частью текста. Обобщающая беседа. Словесное рисование и составление небольших рассказов (по выбору учителя). Наиболее сложными для изучения текста являются рассказы-описания (отрывок из сказки К. Паустовского «Стальное колечко», А. Баркова «Голубой апрель»), поэтому рассмотрим последовательность работы над одним из этих произведений. К. Паустовский. «Стальное колечко» Текст является достаточно сложным для чтения, восприятия и понимания его умственно отсталыми учащимися, несмотря на то что он связан с хорошо известной для них сезонной темой «Весна, ее признаки». Сложности обусловлены следующими причинами:
  • незнание детьми содержания произведения (текста сказки);
  • соединение в описании весенней природы реальных признаков (крик галок, таяние снега, капель) с их поэтически обобщенным образом (образ весны);
  • композиционные особенности текста;
  • большое количество слов, сложных по слоговой структуре и трудных для чтения.
В связи с этим, прежде чем приступить к работе над текстом, необходимо: 1) провести большую подготовительную работу: экскурсию в парк или на школьный двор с последующим обобщением результатов наблюдений. Время экскурсии должно совпасть с тем состоянием природы, описание которого дается в тексте (очень ранняя весна). Следует обратить внимание учащихся на деревья, снег, капель, поведение птиц, яркость солнца, звуки, краски ранней весны; 2) познакомить учащихся с полным содержанием сказки К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Тогда будет понятно не только название отрывка, но и почему Варюша особенно ждала весны; 3) подготовить текст учебника для работы, карточки с упражнениями для чтения трудных слов, также слов, словосочетаний, на которые учащимся следует обратить особое внимание, так как их понимание дает возможность уточнить содержание текста (далее дается текст с условными обозначениями); карточки с упражнениями для чтения трудных слов (их четыре).
Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 Карточка 4
проснулась зажмурилась перегоняя друг друга выглянула растрепал блестели (ветки) шуршал, сползая с крыш, мокрый снег посмотреть начинал булькать, переливаться ручей вступила облетевшая хвоя наломала зажелтели прошлогодние (листья) палые (листья) проступили проталины

Работа над текстом

Урок 1.
Вступительное слово учителя: «Сегодня мы будем читать сказку К. Г. Паустовского „Стальное колечко“. Сказка написана в годы войны, в ней рассказывается о девочке Варе, которая жила в маленькой деревушке, вдали от железной дороги, у самого леса».
Чтение сказки учителем и ответы на вопросы: «Где жила девочка и ее дедушка? Что заставило девочку пойти в соседнее село? Почему она угостила бойцов махоркой? Где Варя потеряла колечко и почему не могла его найти? Чему больше всего она огорчилась, когда потеряла колечко?»
Работа продолжается на последующих уроках. На работу над отрывком отводится не менее двух уроков.

Урок 2.
Вступительное слово учителя: «С каким произведением мы познакомились? Кто его написал? С сегодняшнего дня мы будем работать над отрывком из этого произведения».
Чтение учителем текста учебника с предварительным заданием: «Послушайте и скажите, о каком времени года идет речь в этом отрывке».
Ответ на вопрос учителя: «Как вы догадались, что это весна?» «Сравните содержание текста с вашими наблюдениями на экскурсии».
Слово учителя: «Сегодня мы будем работать над первой и второй частями этого отрывка».
Подготовка детей к самостоятельному чтению (уяснение ими условных обозначений, важных для организации чтения: границы логических частей, послоговая разрядка трудных слов).
Чтение первой и второй частей текста учителем. Задание: «Послушайте и скажите, все ли слова вам понятны».
Подготовка детей к чтению первой части: словарная работа (объясните слово оконце, чтение трудных слов по слогам), тихое, «жужжащее» чтение учащимися первой части.
Чтение текста по микрочастям и ответы на вопросы.
Первая часть. Как зовут девочку? Какие звуки Варюша услышала за окном? (Крик галок, звук капели.) Как вы понимаете выражение горячий свет бил в оконце? (В оконце светило яркое, теплое солнце.)
Обобщенный вывод учителя: «Однажды Варя проснулась и почувствовала, что наступила весна. Девочка услышала крик птиц, звуки капели».
Вторая часть. Вторая часть делится на три микрочасти. Чтение второй части проводится поочередно учениками и учителем (сопряженное чтение). Ученики принимают участие в анализе текста микрочастей с последующим их чтением. Первые три предложения читают сами, остальной текст — учитель (по микрочастям).
Первая микрочасть. Где оказалась Варюша? (На улице.) Что она почувствовала, выглянув на улицу? (Теплый ветер дунул ей в глаза.) Что подумала и сказала Варя вслух? Вспомните, почему Варюша особенно была рада весне.
Вторую и третью микрочасти читает учитель. Учащиеся следят за чтением и отвечают на вопросы. Чтение детьми этих микрочастей предваряет подробная работа над пониманием содержания.
Вторая микрочасть. О каких признаках весны идет речь? Чтобы уточнить, о каких признаках весны идет речь, мы должны выбрать в тексте слова и выражения, которые их подтверждают. Прочитайте этот маленький отрывок, найдите выделенные выражения, а я запишу их на доске.
Блестели черные ветки. Шуршал мокрый снег. Шумел сырой лес.
Учитель продолжает: «Постараемся объяснить каждое предложение. Читаем первое предложение: Блестели черные ветки. Кто догадался, почему блестели черные ветки? (Они были мокрые от снега, поэтому блестели, освещенные солнцем, и черные оттого, что еще не распустились листочки.)
Как вы понимаете второе предложение: Шуршал мокрый снег? А если я вам скажу так: мокрый снег шуршал потому, что сползал с крыши? Он шуршал потому, что подтаял и сползал с крыши, издавая особый шум.
Третье предложение: Шумел сырой лес. Помните, Варюша почувствовала теплый ветер, когда вышла на улицу? Этот ветер и заставлял шуметь лес. Он был мокрый потому, что светило солнце, таял снег и везде было сыро».
Учитель повторно медленно читает эту микрочасть, а ученики внимательно слушают его. Затем эту микрочасть читает ученик с хорошей техникой чтения.
Третья микрочасть. Как автор называет весну и почему? (Молодая хозяйка.) Зима ушла и уступила место весне. Весна хозяйничает везде — на улице, в лесу, в овраге. Найдите в этом отрывке выделенное предложение. (Начал булькать и переливаться ручей.) Как вы его понимаете? (От тепла, которое весна приносит с собой, тает снег, текут ручьи; они издают особые звуки — булькают, переливаются, звенят.) После разъяснения смысла этой микрочасти учитель повторно читает ее. Затем эту микрочасть читает хорошо читающий ученик.
Вернемся к началу этого отрывка и будем читать его еще раз. Повторное прочтение первой и второй частей учащимися.
Подготовка к чтению текста.
Дополнительные вопросы и задания: как автор относится к девочке? Докажите это. Что увидела Варюша, когда однажды весенним утром вышла на улицу? Какие звуки она услышала? Докажите, что на улице было тепло. Как можно догадаться, что весна только начинается?
Работа с карточками 1, 2, 3. Задание: «Прочитайте слова на карточках и определите, к какой части текста они относятся». Порядок работы: дети по очереди читают слова и вместе с учителем соотносят слова карточки с текстом.
Можно предложить ученикам сделать рисунки на тему весны по их представлениям или зарисовку пейзажа весенней природы.

Урок 3.
Чтение и разбор третьей части2.
Чтение учителем текста с предварительным заданием: 1) «Прослушайте и скажите, как тает снег»; 2) «Как вы понимаете слова палые листья?»3) «Какие цветы появляются первыми?» (Мать-и-мачеха.)
Подготовка к чтению текста учащимися.
Чтение и разбор слов на карточке 4.
«Жужжащее» чтение.
Чтение отрывка про себя и ответ на вопрос: «Как тает снег в лесу?» При ответе на вопрос учащиеся используют следующий план:
сначала снег (темнеет);
затем выступает (хвоя);
потом появляются (сухие сучья);
затем проступают (желтые листья и проталины).
Какой рисунок можно сделать к этой части рассказа? (Снег растаял, и появились первые цветы.)
Подумайте и скажите, как можно озаглавить отрывок из этой сказки. («Ранняя весна», «Идет весна» и т. д.)
Расскажите, о каких приметах весны вы прочитали у К. Паустовского.
Просмотр рисунков учащихся.

Чтение сказок

Сказка является одним из жанров художественного произведения. В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с особенностями сказки как жанра. Обращается внимание на такую особенность сказки, как наличие вымысла.
В 3 классе ученики изучают около шестнадцати сказок. Это бытовые сказки и сказки о животных. Чуть больше половины из них составляют авторские сказки (например, «Проказы старухи зимы» К. Ушинского, «В гостях у дедушки Мороза» В. Одоевского, «Путаница» К. Чуковского, «Хрюк на елке» Б. Заходера и др.), а также народные сказки (например, «Колосок», «Лиса и журавль», «Как мужик волка спас», «Про бурого мишку и мышку-вертушку»).
Народные сказки с их занимательным сюжетом, ясной последовательностью действий, легко запоминающимися повторами, с непременной победой добра над злом — любимый жанр детей.
Сказка сложилась как вид устного народного творчества. На протяжении веков она пересказывалась. Это наложило определенный отпечаток на ее язык. Образный зачин и концовка, типично сказочные обороты речи, непосредственное обращение к слушателям — это особенности сказки, требующие, чтобы ее читали по-особому — рассказывая.
Этапы работы над сказкой существенно не отличаются от этапов работы над реалистическим произведением и включают те же этапы:
1. Чтение сказки.
2. Анализ содержания сказки с использованием различных видов работ по чтению (выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, словесное рисование, чтение по ролям).
И только на последнем этапе работы учитель обращает внимание на жанровые особенности сказки: наличие вымысла, особый, образный язык, обороты речи, а также на ее поучительный смысл.
В связи с тем что изучаются не только русские народные сказки, но и сказки других народов, следует обращать внимание учащихся на национальные особенности и традиции: бытовые, языковые, культурные.
Определенную сложность представляет работа над авторскими сказками. Несмотря на некоторую общность с народными сказками — наличие волшебства, поучительная направленность, они, как правило, не сохраняют сюжетных, композиционных, языковых традиций народных сказок.
Рассмотрим более подробно формы работы по содержанию некоторых сказок.
В 3 классе учащиеся будут читать сказку Н. Грибачева «Рыжие листья». Сказка длинная, ей можно посвятить четыре-пять уроков. Ее своеобразие состоит в том, что в художественной форме читателям сообщаются многие познавательные сведения. Например, как звери готовятся к зиме, как они проводят зиму, как меняется цвет шерсти зайца в разные времена года, какие опасности его подстерегают, как лисе помогает охотиться окраска ее шерсти (под цвет желтых осенних листьев) и др. Эту сказку следует читать в сентябре или в начале октября, т. е. в период золотой осени.
Во вступительной беседе учащиеся вспоминают, какие сказки про лису они знают, какой всегда изображается в них лиса, какого цвета ее мех, сравнивают окраску меха лисы с цветом осенних листьев. Далее выясняется, какими в сказках изображаются медведь, белка и заяц, как проводят они зиму. Можно рассмотреть картинки с изображением этих животных.
После этого учитель читает сказку неторопливо, с паузами после каждой части. Затем он задает учащимся вопросы: «За кого вы очень волновались, когда слушали сказку? Каким был заяц Коська? С кем встречался заяц Коська? Удалось ли лисе съесть его?»
После ответов на вопросы учитель говорит: «А теперь будем читать сказку по частям и разбирать каждую часть».
Сказка разделена на пять частей. После каждой части даются подробные вопросы. В зависимости от состава класса можно взять для чтения и разбора на одном уроке сразу две части. Очень важно при разборе сказки не забывать о таких заданиях, как озаглавить прочитанную часть, читать ее в лицах, так как эта сказка содержит богатый материал для коллективной работы над планом и для упражнений в выразительном чтении.
Каждая часть сказки должна быть прочитана на уроке не один раз. После упражнений в выразительном чтении учащиеся пересказывают содержание прочитанных частей. При этом учащиеся узнают об образе жизни животных.
В заключение учащиеся отвечают на вопросы по содержанию всей сказки, пересказывают особенно полюбившиеся части. Выясняют, что нового они узнали о жизни и поведении животных осенью и зимой. И в самом конце работы на этом этапе речь уже может идти о том, что в данной сказке правда (образ жизни зверей), а что вымысел (у ежа есть кухня, сени, животные разговаривают между собой).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.013 с.)