Чтение вслух и чтение про себя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение вслух и чтение про себя



Чтение вслух и чтение про себя

Чтение может быть громким (вслух) и молчаливым (про себя).
Чтение вслух — это чтение для других, оно должно донести до слушателей содержание произведения. Вместе с тем чтение вслух, как свидетельствуют исследования З. Н. Смирновой, является важным условием для осознания и понимания ребенком с нарушением интеллекта смысла и содержания текста. Данный вид чтения позволяет учителю проверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работы класса.
Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Овладение этим видом чтения имеет практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя.
При обучении чтению про себя можно использовать следующие приемы:

  • чтение про себя заданий, написанных на доске или на карточке, с последующим их выполнением (например, «покажи тетрадь», «подними руку»);
  • учащиеся читают вслух вопросы, записанные на доске, затем читают указанный учителем текст про себя, после чего отвечают на вопросы, поставленные учителем;
  • после молчаливого чтения учащиеся рисуют словесные картины к тексту или отдельным его частям, отвечают на вопросы, помещенные в учебнике по чтению.

Чтение про себя развивается постепенно, начиная с 3 класса, и только к концу 4 класса должно быть хорошо и качественно сформировано.
Переход от чтения вслух к чтению про себя тесно связан с этапом «жужжащего», тихого чтения, который является следующей ступенью к формированию этого сложного навыка.
Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляется в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.
Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.
Речевая гимнастика проводится в течение 3—5 минут (можно до 10 минут) в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. В отдельных случаях, когда упражнения речевой гимнастики можно сочетать с материалами изучаемого текста, она как отдельная структурная часть урока не проводится. Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая гимнастика может проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических упражнений).
Речевая гимнастика включает:

  • упражнения для дыхания;
  • упражнения по модуляции силы голоса;
  • упражнения по отработке интонации, темпа речи;
  • упражнения по совершенствованию выразительности речи;
  • упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).

Приведем примеры речевой гимнастики.

Учимся регулировать дыхание

Упражнение выполняется стоя. Учитель объясняет детям, что стоять нужно прямо, спокойно, непринужденно, не прикасаться к доске или стене, не раскачиваться. Учитель встает лицом к классу и показывает, как следует набирать воздух в легкие и как при выдохе медленно расходовать его; обращает внимание на то, что вдох делается через нос, бесшумно и легко.
Затем учащиеся вместе с учителем делают вдох; на счет «раз» задерживают дыхание, потом хором на одном выдохе считают до трех, затем до четырех и пяти. Вместо счета при выдохе тихо произносят либо предложение, либо слова математика, электричество. Учитель обращает внимание на то, чтобы конец слова (предложения) звучал четко и с такой же силой, как начало.
В дальнейшем этот навык закрепляется при чтении. Учитель демонстрирует детям, как надо переводить дыхание во время чтения: дышать ровно и незаметно для слушателей; перед чтением длинных предложений (без пауз) он напоминает ученикам, чтобы они набрали достаточно воздуха, экономно его расходовали для того, чтобы прочитать предложение от начала до конца, не прерываясь.

Работа над текстом

Урок 1.
Вступительное слово учителя: «Сегодня мы будем читать сказку К. Г. Паустовского „Стальное колечко“. Сказка написана в годы войны, в ней рассказывается о девочке Варе, которая жила в маленькой деревушке, вдали от железной дороги, у самого леса».
Чтение сказки учителем и ответы на вопросы: «Где жила девочка и ее дедушка? Что заставило девочку пойти в соседнее село? Почему она угостила бойцов махоркой? Где Варя потеряла колечко и почему не могла его найти? Чему больше всего она огорчилась, когда потеряла колечко?»
Работа продолжается на последующих уроках. На работу над отрывком отводится не менее двух уроков.

Урок 2.
Вступительное слово учителя: «С каким произведением мы познакомились? Кто его написал? С сегодняшнего дня мы будем работать над отрывком из этого произведения».
Чтение учителем текста учебника с предварительным заданием: «Послушайте и скажите, о каком времени года идет речь в этом отрывке».
Ответ на вопрос учителя: «Как вы догадались, что это весна?» «Сравните содержание текста с вашими наблюдениями на экскурсии».
Слово учителя: «Сегодня мы будем работать над первой и второй частями этого отрывка».
Подготовка детей к самостоятельному чтению (уяснение ими условных обозначений, важных для организации чтения: границы логических частей, послоговая разрядка трудных слов).
Чтение первой и второй частей текста учителем. Задание: «Послушайте и скажите, все ли слова вам понятны».
Подготовка детей к чтению первой части: словарная работа (объясните слово оконце, чтение трудных слов по слогам), тихое, «жужжащее» чтение учащимися первой части.
Чтение текста по микрочастям и ответы на вопросы.
Первая часть. Как зовут девочку? Какие звуки Варюша услышала за окном? (Крик галок, звук капели.) Как вы понимаете выражение горячий свет бил в оконце? (В оконце светило яркое, теплое солнце.)
Обобщенный вывод учителя: «Однажды Варя проснулась и почувствовала, что наступила весна. Девочка услышала крик птиц, звуки капели».
Вторая часть. Вторая часть делится на три микрочасти. Чтение второй части проводится поочередно учениками и учителем (сопряженное чтение). Ученики принимают участие в анализе текста микрочастей с последующим их чтением. Первые три предложения читают сами, остальной текст — учитель (по микрочастям).
Первая микрочасть. Где оказалась Варюша? (На улице.) Что она почувствовала, выглянув на улицу? (Теплый ветер дунул ей в глаза.) Что подумала и сказала Варя вслух? Вспомните, почему Варюша особенно была рада весне.
Вторую и третью микрочасти читает учитель. Учащиеся следят за чтением и отвечают на вопросы. Чтение детьми этих микрочастей предваряет подробная работа над пониманием содержания.
Вторая микрочасть. О каких признаках весны идет речь? Чтобы уточнить, о каких признаках весны идет речь, мы должны выбрать в тексте слова и выражения, которые их подтверждают. Прочитайте этот маленький отрывок, найдите выделенные выражения, а я запишу их на доске.
Блестели черные ветки. Шуршал мокрый снег. Шумел сырой лес.
Учитель продолжает: «Постараемся объяснить каждое предложение. Читаем первое предложение: Блестели черные ветки. Кто догадался, почему блестели черные ветки? (Они были мокрые от снега, поэтому блестели, освещенные солнцем, и черные оттого, что еще не распустились листочки.)
Как вы понимаете второе предложение: Шуршал мокрый снег? А если я вам скажу так: мокрый снег шуршал потому, что сползал с крыши? Он шуршал потому, что подтаял и сползал с крыши, издавая особый шум.
Третье предложение: Шумел сырой лес. Помните, Варюша почувствовала теплый ветер, когда вышла на улицу? Этот ветер и заставлял шуметь лес. Он был мокрый потому, что светило солнце, таял снег и везде было сыро».
Учитель повторно медленно читает эту микрочасть, а ученики внимательно слушают его. Затем эту микрочасть читает ученик с хорошей техникой чтения.
Третья микрочасть. Как автор называет весну и почему? (Молодая хозяйка.) Зима ушла и уступила место весне. Весна хозяйничает везде — на улице, в лесу, в овраге. Найдите в этом отрывке выделенное предложение. (Начал булькать и переливаться ручей.) Как вы его понимаете? (От тепла, которое весна приносит с собой, тает снег, текут ручьи; они издают особые звуки — булькают, переливаются, звенят.) После разъяснения смысла этой микрочасти учитель повторно читает ее. Затем эту микрочасть читает хорошо читающий ученик.
Вернемся к началу этого отрывка и будем читать его еще раз. Повторное прочтение первой и второй частей учащимися.
Подготовка к чтению текста.
Дополнительные вопросы и задания: как автор относится к девочке? Докажите это. Что увидела Варюша, когда однажды весенним утром вышла на улицу? Какие звуки она услышала? Докажите, что на улице было тепло. Как можно догадаться, что весна только начинается?
Работа с карточками 1, 2, 3. Задание: «Прочитайте слова на карточках и определите, к какой части текста они относятся». Порядок работы: дети по очереди читают слова и вместе с учителем соотносят слова карточки с текстом.
Можно предложить ученикам сделать рисунки на тему весны по их представлениям или зарисовку пейзажа весенней природы.

Урок 3.
Чтение и разбор третьей части2.
Чтение учителем текста с предварительным заданием: 1) «Прослушайте и скажите, как тает снег»; 2) «Как вы понимаете слова палые листья?»3) «Какие цветы появляются первыми?» (Мать-и-мачеха.)
Подготовка к чтению текста учащимися.
Чтение и разбор слов на карточке 4.
«Жужжащее» чтение.
Чтение отрывка про себя и ответ на вопрос: «Как тает снег в лесу?» При ответе на вопрос учащиеся используют следующий план:
сначала снег (темнеет);
затем выступает (хвоя);
потом появляются (сухие сучья);
затем проступают (желтые листья и проталины).
Какой рисунок можно сделать к этой части рассказа? (Снег растаял, и появились первые цветы.)
Подумайте и скажите, как можно озаглавить отрывок из этой сказки. («Ранняя весна», «Идет весна» и т. д.)
Расскажите, о каких приметах весны вы прочитали у К. Паустовского.
Просмотр рисунков учащихся.

Чтение сказок

Сказка является одним из жанров художественного произведения. В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с особенностями сказки как жанра. Обращается внимание на такую особенность сказки, как наличие вымысла.
В 3 классе ученики изучают около шестнадцати сказок. Это бытовые сказки и сказки о животных. Чуть больше половины из них составляют авторские сказки (например, «Проказы старухи зимы» К. Ушинского, «В гостях у дедушки Мороза» В. Одоевского, «Путаница» К. Чуковского, «Хрюк на елке» Б. Заходера и др.), а также народные сказки (например, «Колосок», «Лиса и журавль», «Как мужик волка спас», «Про бурого мишку и мышку-вертушку»).
Народные сказки с их занимательным сюжетом, ясной последовательностью действий, легко запоминающимися повторами, с непременной победой добра над злом — любимый жанр детей.
Сказка сложилась как вид устного народного творчества. На протяжении веков она пересказывалась. Это наложило определенный отпечаток на ее язык. Образный зачин и концовка, типично сказочные обороты речи, непосредственное обращение к слушателям — это особенности сказки, требующие, чтобы ее читали по-особому — рассказывая.
Этапы работы над сказкой существенно не отличаются от этапов работы над реалистическим произведением и включают те же этапы:
1. Чтение сказки.
2. Анализ содержания сказки с использованием различных видов работ по чтению (выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, словесное рисование, чтение по ролям).
И только на последнем этапе работы учитель обращает внимание на жанровые особенности сказки: наличие вымысла, особый, образный язык, обороты речи, а также на ее поучительный смысл.
В связи с тем что изучаются не только русские народные сказки, но и сказки других народов, следует обращать внимание учащихся на национальные особенности и традиции: бытовые, языковые, культурные.
Определенную сложность представляет работа над авторскими сказками. Несмотря на некоторую общность с народными сказками — наличие волшебства, поучительная направленность, они, как правило, не сохраняют сюжетных, композиционных, языковых традиций народных сказок.
Рассмотрим более подробно формы работы по содержанию некоторых сказок.
В 3 классе учащиеся будут читать сказку Н. Грибачева «Рыжие листья». Сказка длинная, ей можно посвятить четыре-пять уроков. Ее своеобразие состоит в том, что в художественной форме читателям сообщаются многие познавательные сведения. Например, как звери готовятся к зиме, как они проводят зиму, как меняется цвет шерсти зайца в разные времена года, какие опасности его подстерегают, как лисе помогает охотиться окраска ее шерсти (под цвет желтых осенних листьев) и др. Эту сказку следует читать в сентябре или в начале октября, т. е. в период золотой осени.
Во вступительной беседе учащиеся вспоминают, какие сказки про лису они знают, какой всегда изображается в них лиса, какого цвета ее мех, сравнивают окраску меха лисы с цветом осенних листьев. Далее выясняется, какими в сказках изображаются медведь, белка и заяц, как проводят они зиму. Можно рассмотреть картинки с изображением этих животных.
После этого учитель читает сказку неторопливо, с паузами после каждой части. Затем он задает учащимся вопросы: «За кого вы очень волновались, когда слушали сказку? Каким был заяц Коська? С кем встречался заяц Коська? Удалось ли лисе съесть его?»
После ответов на вопросы учитель говорит: «А теперь будем читать сказку по частям и разбирать каждую часть».
Сказка разделена на пять частей. После каждой части даются подробные вопросы. В зависимости от состава класса можно взять для чтения и разбора на одном уроке сразу две части. Очень важно при разборе сказки не забывать о таких заданиях, как озаглавить прочитанную часть, читать ее в лицах, так как эта сказка содержит богатый материал для коллективной работы над планом и для упражнений в выразительном чтении.
Каждая часть сказки должна быть прочитана на уроке не один раз. После упражнений в выразительном чтении учащиеся пересказывают содержание прочитанных частей. При этом учащиеся узнают об образе жизни животных.
В заключение учащиеся отвечают на вопросы по содержанию всей сказки, пересказывают особенно полюбившиеся части. Выясняют, что нового они узнали о жизни и поведении животных осенью и зимой. И в самом конце работы на этом этапе речь уже может идти о том, что в данной сказке правда (образ жизни зверей), а что вымысел (у ежа есть кухня, сени, животные разговаривают между собой).

Порядок работы

1. Ученики читают сказку и изображают ее текст графически.

2. Подбирают к модели сказки текст, обосновывают свой ответ:
1) записывают вступление, зачин;
2) записывают концовку;
3) объясняют и записывают ответ на вопрос: «Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями?»
С нашей точки зрения, прием, который используют некоторые учителя-новаторы специальных (коррекционных) школ VIII вида, не прошел достаточно объективной и широкой апробации, поэтому нецелесообразно рекомендовать его для работы.

Чтение стихотворений

В 3 классе изучаются различные по тематике и эмоциональному настрою стихотворения: о школе и школьниках («Кто прав» А. Григорьева, «Важный день» С. Михалкова, «Учись читать», «Мальчики и девочки» Р. Сефа); о природе («Ласточки пропали...» А. Фета, «Осень наступила» А. Плещеева, «Зима недаром злится...» Ф. Тютчева, «Зима» И. Сурикова, «Колокольчики мои» А. Толстого); о труде и трудолюбии («Какого цвета ремесла», «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари); о войне («Спать легли однажды дети» С. Михалкова).
Главная задача в работе над стихотворением — донести до детей чувства и эмоциональное настроение, выраженные в нем. Поэтому вначале учитель должен определить, что это за стихотворение, какие чувства оно вызывает, какие картины рисует и, следовательно, как его нужно читать: бодро и весело, или печально и задумчиво, или торжественно и с пафосом, или просто и спокойно. Цель вступительной беседы — настроить учащихся на те чувства и мысли, которые хотел выразить поэт.
Первый раз стихотворение выразительно читает учитель. Стихотворение не следует разбирать очень подробно, останавливаясь на каждом слове: это может быть скучно для детей. Лучше еще раз прочитать его. Разбирать стихотворения необходимо постепенно: при первом чтении ставить одни вопросы, при втором — другие. Не нужно требовать пересказать стихотворение своими словами, так как при этом исчезают и настроение, и поэтический образ.
Основное место в работе со стихотворением должно занимать выразительное чтение, которое помогает лучше понять его содержание и основную мысль.
Не все стихотворения нужно непременно заучивать. Большие по объему стихотворения даны в учебнике только для выразительного чтения.
Ниже приводятся несколько образцов работы над стихотворными текстами, изучаемыми в 3 классе.

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»3

Главное в работе над этим стихотворением — вызвать у детей яркие представления двух противоположных образов: зимы — злой, коварной старухи и весны — красивого, веселого и жизнерадостного ребенка. При чтении стихотворения важно передать радостное оживление природы, которое всегда бывает ранней весной.
1. Работу над стихотворением нужно начать с беседы, подытоживающей наблюдения за весенними изменениями в природе. Можно также рассмотреть репродукции картин о ранней весне (например, «Март» И. Левитана, «Весна» К. Юона, «Грачи прилетели» А. Саврасова и др.).
2. Затем учитель читает стихотворение и проводит краткую беседу по примерным вопросам: «Понравилось вам это стихотворение? Что вам в нем понравилось? На кого похожа зима? А на кого похожа весна? Дружат ли зима и весна?»
Получив представление о впечатлении, которое произвело на детей стихотворение, учитель дает задание нескольким ученикам прочитать его вслух.
3. Далее следуют упражнения в выборочном чтении по вопросам и заданиям учителя: «Как зима боролась с весной? Прочитайте. Кто был рад весне? Прочитайте. А теперь постараемся прочитать это стихотворение так, чтобы было видно, что все обрадовались приходу весны, повеселели.
Какое чувство передается в этом стихотворении? (Радостное.) Почему это чувство радостное? (Потому что победила весна.) Как автор называет весну? Как автор называет зиму?»
4. Проанализировав таким образом эмоциональную сторону стихотворения, учитель говорит: «Послушайте внимательно, я еще раз прочитаю это стихотворение. Я тоже очень люблю весну, рада ее приходу, ее победе над зимой, поэтому я буду читать стихотворение радостно».
5. Далее стихотворение читают учащиеся по частям. В первом четверостишии обращается внимание на то, что голосом нужно выделить слово недаром. После прочтения каждой части происходит ее разбор: «Как сказал Тютчев о приходе весны? Прочитайте эти строчки.

Весна в окно стучится И гонит со двора.

Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о шумном, веселом приходе весны.

И все засуетилось, Все гонит зиму вон, И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.

Какие строчки говорят о том, что весна не боится зимы? Почему про весну сказано: „Хохочет и пуще лишь шумит“? Как это шумит весна? (Ручейки журчат, птицы поют.) В этих строчках мы должны выделить голосом слово пуще. Как вы понимаете выражение пуще шумит?»(Шумит еще сильней, еще больше.)
6. Готовясь к выразительному чтению, учащиеся читают стихотворение про себя.
«Теперь читаем все стихотворение выразительно, радостно», — говорит учитель. Два-три ученика по очереди читают стихотворение.
7. Оценивается чтение учащихся. На дом дается задание выучить стихотворение наизусть.

Р. Сеф. «Учись читать...»

1. Подготовка к восприятию стихотворения. Чтение рассказа В. Голявкина «Спрятался».
Учитель говорит: «Я прочитаю вам рассказ В. Голявкина „Спрятался“, а вы скажите мне, почему это короткое произведение так называется. Чтобы не оказаться в таком неловком положении, как мальчик Витя, нужно научиться хорошо читать. Чтение — это целая наука: надо выучить буквы, научиться складывать их в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения, предложения — в тексты рассказов, стихотворений, математических задач. Нужно уметь не только грамотно, без ошибок читать, но и понимать все, о чем вы читаете».
2. Чтение стихотворения учителем. После эмоциональной паузы он спрашивает: «Чему призывает поэт учиться каждого из вас?» (Учиться читать.)
3. Чтение стихотворения по частям с разбором содержания каждой части. Вопросы к частям.
Первая часть. Почему автор говорит, что учиться читать — важная наука? (Чтение — целая наука, важная наука; без него нельзя овладеть другими науками, которыми вам предстоит заниматься и сейчас, и в старших классах.)
Вторая часть. Почему человек, который умеет читать, не знает скуки, не умеет скучать? (Если человеку скучно, он откроет веселую, интересную книгу или журнал и забудет о грустном и печальном.)
Третья часть. Почему автор предупреждает вас о том, что учиться читать надо всю жизнь? (Если вы не будете читать, то можете забыть, как это делается.)
Четвертая часть. Как вы понимаете последние строчки стихотворения? (Учись читать, учись пока не поздно! — чем позже начинаешь читать, тем труднее овладеть чтением.)
4. Чтение текста учащимися по цепочке с соблюдением логических частей стихотворения.
5. Выборочное чтение. Задания:
1) Найдите в тексте слова, которые говорят о том, что автор к каждому из вас относится ласково, с любовью.
2) Найдите строчки стихотворения, в которых автор дает совет, как нужно читать.
6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. Медленное, выразительное чтение стихотворения учителем.
7. Чтение стихотворения двумя-тремя учениками по их желанию. Следить, чтобы школьники читали по памяти, в случае затруднений опирались на текст учебника.
8. Обобщающая беседа.
9. Поэт не дал заглавия этому стихотворению. А как вы бы озаглавили его? («Учись читать», «Ученику», «Читателю».)

Работа над загадками

1. Чтение загадки.
2. Соотнесение завуалированного образа с конкретным предметом.
3. Демонстрация (по возможности) предмета и конкретизация существенных частей (деталей), отраженных в загадке.
Рассмотрим это на примере загадки «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик». Учитель показывает ножницы, читает части загадки: «два конца» — показывает их у ножниц; «два кольца» — демонстрирует прорези для пальцев; «посередине гвоздик» — показывает гвоздик, который соединяет две части ножниц.
Наиболее сложными являются авторские загадки, так как они всегда содержат поэтический образ. Например, рыжий лист — рыжий Егорка (мальчик). При работе над этой загадкой учитель должен возвратиться к сказке «Рыжие листья», обратить внимание на заглавие сказки и спросить у учеников, о чем идет речь в этой загадке (если рыжие листья, значит, пойдет речь о рыжих листочках), с кем сравнивает автор листочек (с мальчиком Егоркой). Учитель поясняет: «Наверное, этот мальчик такой же рыженький, как листик. Почему это маленький листик?» (На этот вопрос дает ответ вторая часть загадки: он (листок) такой легонький, что даже не всколыхнул воды в маленькой лужице.)
Кроме этого, необходимо и правильное чтение самой загадки. Учителю следует обратить внимание учащихся на значение слова озерко (есть большое озеро, есть маленькое озерко) и прочитать слова вско-лых-нýл, о-зер-кó в послоговой разрядке.

Оценка навыков чтения

2 класс

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз, неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении стихотворения наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: затрудняется вчтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
Оценка «1» учащимся 2 класса не ставится.

3 класс

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает в основном целыми словами, трудные слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает в основном по слогам даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл; не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не отвечает на вопросы и не может передать содержания прочитанного; не знает наизусть стихотворения.
Помимо пятибалльной системы оценки, рекомендуется и другая, альтернативная система учета знаний — система «измерителей знаний», автором которой является И. М. Бгажнокова.
Автор вводит собственную шкалу оценок, основанную на суммарном количестве правильно или неправильно выполненных заданий от общего количества заданий, предложенных к выполнению.
Соответственно предлагается следующая шкала оценки знаний: «удовлетворительно» (зачет) ставится при условии, если дети выполнили 35—50% задания, «хорошо» — при выполнении 50—65% задания, «отлично» — при выполнении свыше 65% задания.

1 См.: Программы специальных общеобразовательных школ VIII вида для умственно отсталых детей. — Сб. 1. — М.: Просвещение, 1990 (раздел «Проверка знаний, умений, навыков по русскому языку», с. 60—62).
2 См.: Ильина С. Ю. Книга для чтения: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. — СПб.: Просвещение, 2004; Воронкова В. В., Пушкова И. Е. Книга для чтения: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. — М.: ВЛАДОС, 2006.

Гусева Г. М., Моргачева Е. Н. Уроки чтения в 3 классе. Пособие для учителя        

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 2981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.02 с.)