ТОП 10:

ЗАГОВОР И ПРИОГОВОР ОТ НЕДРУГОВ



Запись включает заговор и приговор:

— 1) пусть Господь приведет имярека в руки Богородицы, в сердце матери (ср. № 35); 2) сколько в избе потолочных досок, столько недругов у имярека; 3) как в избе две матицы крепки, так крепки у имярека два друга; 4) как те матицы держат потолочные доски, так друзья имярека держат его недругов (ср. № 104);

— 5) как ступа упала, так пусть упадут недруги имярека.

Исслед.: (Елеонская 1994: 163, 167).

 

ЗАГОВОР ОТ ПОРЧИ

Заговор включает 3 формулы:

1) на море стоит дуб (ср. № 52); 2) под ним лежит змея, подъедает (?) порчу у имярека (ср. № 9); 3) некие существа летают над дубом, снимают порчу с имярека. Первая часть текста имеет близкую параллель в заговоре от укуса змеи: «На море на Окияне, на высоком на кургане стоит дуб Маревской. Под тем дубом Маревским лежит руно... Под тем руном лежит змея Скорея, всем змеям царица» (Виноградов 1908/1: 63, № 80; из недатир. ркп., Тотем. у. Вологод. губ.).

 

ЗАГОВОР ОТ СУПОСТАТОВ

Заговор включает 2 фрагмента и 12 формул:

— 1) инвокация; 2) имярек прикрылся небесами, оделся облаками и защитился крестом (ср. № 18, 88, 89); 3) он помолился св. Георгию; 4) св. Георгий обуздал 70 царей; 5) пусть он также обуздает врагов имярека; 6) пусть св. Георгий укротит их как овец перед волком; 7) пусть он укрепит имярека как льва и волка (ср. № 88); 8) «замок»;

— 9) имярек завяжет всех врагов в узел, чтобы они не могли говорить против него (ср. № 56, 85); 10) пусть они будут тьмой; 11) пусть у них будет воловий язык; 12) пусть они бегают от имярека как зайцы, а он гоняется за ними как волк.

Первая часть заговора восходит к группе апокрифических молитв, которые произносили, отправляясь в путь, на войну или на суд (то же в № 88; ср.: РГАДА 40, № 1; РНБ 218, № 3; РГБ 515, № 1). Такие молитвы известны в рукописной традиции южных славян XVII в.; наиболее ранние фиксации — не позднее XV в. (Топорков 2005: 80–84). Композиционная особенность текста («закрепка» расположена в середине текста, а не в конце) выдает его составной характер. Вторая часть заговора практически дословно совпадает с фрагментом заговора конца XVII — начала XVIII в. из собрания крестьян Корниловых (Пигин 2002: 242). Этот фрагмент необычайно экспрессивен и напоминает колдовское заклятие. Подобные анималистические формулы широко представлены в заговорах и неканонических молитвах южных и восточных славян (Топорков 2005: 47–53, 76–96).

 

ЗАГОВОР ОТ ПОРЧИ И БОЛЕЗНЕЙ

 Заговор включает 8 формул:

1) инвокация; 2) есть море-океан; 3) на море есть остров, на острове золотой муж; 4) золотой муж ездит на коне, поднимается на небо, наводит страх на колдунов, монахов и др.; 5) имярек избивает грыжу, порчу и всякую болезнь, 6) он ссылает их в сучья и пески; 7) как утихли ветры на море, пусть так утихнут болезни у раба Божия; 8) пусть на имяреке всегда будет милость Божия.

 

Б. ЗАГОВОР ОТ БОЛЕЗНИ И ПОРЧИ

 Заговор включает 6 формул:

1) инвокация; 2) добрые слова начинают- ся от Христа (ср. № 103, 111); 3) есть в море камень, в камне утица, а в утице яйцо; 4) яйцо пригодится для лечения всякой болезни; 5) пойдет от того яйца по всем жилам человеку на здоровье; 6) морю на славу, а имяре- ку на память (ср. № 111, 116в).

 

Часть 2. Заговоры из рукописей XVII века

 

Заговор от порчи

Список же с Тимошкина письма Полохова.

Господи Боже, *благослови отче5. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Есть море акиян, на том море окияне стоит бел камень, на том белом камене седит святый Власей // (л. 168) на золоте стуле, держит золото блюдо, на блюде золоты ножницы держит святый Власей свои кормилицы. И тот же святый Власей постригает уроки и призоры, лихую порчю, и белово, и черново, и красново, и рыжево, и черново отрока и отро(ко)вицы и девки головочески, от чер(н)ца и черницы и от лихие крови. Есть святое море-акиян, на том море-акияне стоит гора Осионская, на той горе Осионской стоит церковь святый Власей. И приходит Марья царица девица, и молитца, и поклоняетца, и говорит Марья царица: Осударь святый Власей, дай мне царице Марье молока и густые сметаны и красново масла на завтрак и на обед, и на паужину и на ужину по всякой день, по всякой час и по всякое время, и на молоду, и на ветху, и на всяком мисеце, и во весь год с Великово четверга и до Великово четверга. Список. РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. № 30. Ч. 1. Л. 167–168.

 

РГАДА. Ф. 210. № 1133. 1688–1689 гг







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.005 с.)