ТОП 10:

Заговор от потницы у лошади или от трясовиц



Лошади от потниц153.

Есть чистое поле, и есть в чистом поле стоит Егор дуб, и под дубом Егором седит Пречистая Мати Б(о)жия со своими с трема с тритцати апостолы, с Михаилом архан(г)елом и з Гаврилом архан(г)елом, и с Петром, и с Павлом, и Иванном Предтечем, и со Иванном Богословом, и со Иванном Златоустом, и со всеми аггелы, и архан(г)елы, и херувими, и серафими, и со всеми апостолы. И посмотрит Пречистая Богородица на поле на чистое и на море на синее; и по морю идут бредущии и по полю идут мятущии и простовласыи. И зговорит Пречистая Богородица со своими аггелы и архангелы, и с трема с трицати апостолы: Ой же вы, по морю бредущии и по полю мятущии и простовласыи, куда вы пошли? Мы вет(ь) куем от раба Б(о)жия, куем крюки железные и палицы железныи, крукамы вас закрючим, паличми убьем154. И зговорят по морю бредущыи и по полю мятущии простовласые: Мы от раба Б(о)жия имярек кружим за 300 верст и за 30, ни бли(з)ко к нему, имя- рек, не подойдем, ни ко двору его, ни к лошаде его, имярек. // (л. 22) Говор(и) лошади от потниц на гриву, говор(и) 3 ж, или на воду, да лошад(ь) обдай. Да те ж слова от трясавиц говор(и). Как станет говорит(ь), и ты почерпни воду благословяс(ь), сколке человек мож(ет) выпит(ь). Или в рябину наговаривай на кореню у кореня, да, наговорив, вынят(ь) ряби- на да положыт(ь) на постел(и) подле человека тог(о). А говор(и) 3 ж.

 

Заговор от вывиха и других болезней

Слова уразнии.

Есть в мope окияне стоит бел камен(ь), и выходит на тот бел камен(ь) стар человек на исцеление и на избавление болезни, прикладывает кость к кости, снимает щепоту и болезни и всякие уразы у сег(о) ра(ба) Б(о)жия имярек. Во веки веком. Амин(ь).

 

Заговор на скот

О том же.

Аще хощеш(ь) скота отпущат(ь) мног(о), и ты щуку свежую да 3 яйца да 3 бочки меду розсыти, да *пели ш сел па олкмош в утморпое162 место *па шылтик163, а *пели ноукму мапо цо лоспда164. А сам говор(и) так: Государь *дапь Чопчой и дамида Чочея, и лыпоше, и цогеми165 и слуги, вам ощец166, щука свежая, да три белые *сещеци167, да три бочки меду; а приймете *ш гелки168, а за то стерегите и берегите и пасите вес(ь) мой скот, и сколко именуй скота, // (л. 24 об.) от всих выжлецов, и от леших зверей, от (черных) и от серых, от рыскунов и долгохвостых и всякия притчи во все лето и до белог(о) снегу. Да сам поворотис(ь) по солнцу.

 

****161 Сверху заклеено несколько слов. Текст дается по публикации В. И. Срезневского; 162 То есть: неси в лес на остров (в) укромное; 163 То есть: на вы- скит(ь) (бурелом).164 То есть: а неси поутру рано до солнца. Слово лспда в ркп. под титлом; 165 То есть: царь Гонгой и царица Гогея, и сынове, и дочери; 166 То есть: обед; 167 То есть: лебеди; 168 То есть: в чести.

 

Свадебный оберег

Свадбы отпущат(ь).

Итыстан(ь) со всемпоездомпред образомПречистоюБогородицею да положы десят(ь) перогов сырных на блюдо, а сам говори так: Святая госпожа Богородица, родила еси Христа, Царя Небеснаг(о), буди, государыня, помощница и заступница на всяком месте, на воды и на земли, князя новобрачног(о) стереги со всем поездом; и, родители, государи, стан(ь)те вы, деды и бабы и весь род мой, и князя новобрач- ного постерегите и поберегите на воды и на земли, и на всяком месте со всем поездом, а вам здес(ь) 6 пирогов. И вы стерегите и берегите от ведуна и от ведун(ь)и , и от колдуна, и от колдун(ь)и, и от водянного, и от лешего, и от усопшаго, и от беса. На кол(ь)ко версть отпустиш(ь), именуй. Да пироги платком покрой, да пусть покамест ездиш(ь) до 3 ж ночей, да приехав домой, да клади на двери 4 пирога, да пирог(и) съежь, да родителей поминай. // (л. 25)

 

А. Заговор от болезни и порчи

Здун(ь), здун(ь), буйной ветр, свей, свей медвянную росу с ли- ствянна древа, и так здун(ь) с раба Б(о)жия имярек, из его костей и из его жил, из его суставов всю щепоту и всю болезнь.

 

КОММЕНТАРИИ

 

ОБРЯДЫ ПРОТИВ НЕДРУГА

Запись включает описание обрядовых действий и пять сопровождающих их текстов.

1-й текст включает 2 формулы: 1) пусть мертвец разрешит взять у него земли; 2) имярек принес мертвецу белую лебедь.

2-й текст включает 2 формулы: 1) имярек принес мертвецу белую лебедь; 2) пусть он встанет ему на помощь со всеми родителями.

3-й текст поврежден.

4-й текст включает одну формулу: ‘как этот мертвец умер без покаяния, так пусть и некто умрет без покаяния’.

5-й текст включает 3 формулы: 1) пусть мертвец возьмет белую лебедь; 2) пусть он заберет прочь родителей; 3) пусть человек опять будет здоров. Исслед.: (Елеонская 1994: 163–165).

Ритуал имеет эзотерический характер: совершается на закате или ночью, втайне от других людей; имярек вскрывает могилу, берет могильную землю, бросает топор через голову по направлению к северу; некоторые передвижения совершаются по солнцу, другие — против солнца.

 

ЗАГОВОР ОТ СГЛАЗА

Заговор включает 6 формул: 1) инвокация; 2) в море Хвалынское впа- дает черная река; 3) над рекой под елью сидит черный человек; 4) у него волосы, конь и кнут черные; 5) он отгоняет порчу от человека; 6) пусть ветер веет на поганых немцев, на смоляные пеньки (то же в № 16). См. вар-ты ниже, № 16, 80. Сходные заговоры известны у вепсов (Строгальщикова 1988: 99). Исслед.: (Елеонская 1994: 118–119).

В тексте имеется сквозной симпатический эпитет черный/черн, который встречается еще в двух заговорах ОС (№ 80, 103). Все три заговора призваны защитить от сглаза или порчи; во всех трех действует черный человек, который ликвидирует порчу, действуя при этом кнутом, луком или ударом ноги. Заговор имеет отчетливую ритмическую организацию и включает рифмы и рифмоиды.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.146.16 (0.098 с.)