Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заговор от потницы у лошади или от трясовицСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Лошади от потниц153. Есть чистое поле, и есть в чистом поле стоит Егор дуб, и под дубом Егором седит Пречистая Мати Б(о)жия со своими с трема с тритцати апостолы, с Михаилом архан(г)елом и з Гаврилом архан(г)елом, и с Петром, и с Павлом, и Иванном Предтечем, и со Иванном Богословом, и со Иванном Златоустом, и со всеми аггелы, и архан(г)елы, и херувими, и серафими, и со всеми апостолы. И посмотрит Пречистая Богородица на поле на чистое и на море на синее; и по морю идут бредущии и по полю идут мятущии и простовласыи. И зговорит Пречистая Богородица со своими аггелы и архангелы, и с трема с трицати апостолы: Ой же вы, по морю бредущии и по полю мятущии и простовласыи, куда вы пошли? Мы вет(ь) куем от раба Б(о)жия, куем крюки железные и палицы железныи, крукамы вас закрючим, паличми убьем154. И зговорят по морю бредущыи и по полю мятущии простовласые: Мы от раба Б(о)жия имярек кружим за 300 верст и за 30, ни бли(з)ко к нему, имя- рек, не подойдем, ни ко двору его, ни к лошаде его, имярек. // (л. 22) Говор(и) лошади от потниц на гриву, говор(и) 3 ж, или на воду, да лошад(ь) обдай. Да те ж слова от трясавиц говор(и). Как станет говорит(ь), и ты почерпни воду благословяс(ь), сколке человек мож(ет) выпит(ь). Или в рябину наговаривай на кореню у кореня, да, наговорив, вынят(ь) ряби- на да положыт(ь) на постел(и) подле человека тог(о). А говор(и) 3 ж.
Заговор от вывиха и других болезней Слова уразнии. Есть в мope окияне стоит бел камен(ь), и выходит на тот бел камен(ь) стар человек на исцеление и на избавление болезни, прикладывает кость к кости, снимает щепоту и болезни и всякие уразы у сег(о) ра(ба) Б(о)жия имярек. Во веки веком. Амин(ь).
Заговор на скот О том же. Аще хощеш(ь) скота отпущат(ь) мног(о), и ты щуку свежую да 3 яйца да 3 бочки меду розсыти, да *пели ш сел па олкмош в утморпое162 место *па шылтик163, а *пели ноукму мапо цо лоспда164. А сам говор(и) так: Государь *дапь Чопчой и дамида Чочея, и лыпоше, и цогеми165 и слуги, вам ощец166, щука свежая, да три белые *сещеци167, да три бочки меду; а приймете *ш гелки168, а за то стерегите и берегите и пасите вес(ь) мой скот, и сколко именуй скота, // (л. 24 об.) от всих выжлецов, и от леших зверей, от (черных) и от серых, от рыскунов и долгохвостых и всякия притчи во все лето и до белог(о) снегу. Да сам поворотис(ь) по солнцу.
****161 Сверху заклеено несколько слов. Текст дается по публикации В. И. Срезневского; 162 То есть: неси в лес на остров (в) укромное; 163 То есть: на вы- скит(ь) (бурелом).164 То есть: а неси поутру рано до солнца. Слово лспда в ркп. под титлом; 165 То есть: царь Гонгой и царица Гогея, и сынове, и дочери; 166 То есть: обед; 167 То есть: лебеди; 168 То есть: в чести.
Свадебный оберег Свадбы отпущат(ь). Итыстан(ь) со всемпоездомпред образомПречистоюБогородицею да положы десят(ь) перогов сырных на блюдо, а сам говори так: Святая госпожа Богородица, родила еси Христа, Царя Небеснаг(о), буди, государыня, помощница и заступница на всяком месте, на воды и на земли, князя новобрачног(о) стереги со всем поездом; и, родители, государи, стан(ь)те вы, деды и бабы и весь род мой, и князя новобрач- ного постерегите и поберегите на воды и на земли, и на всяком месте со всем поездом, а вам здес(ь) 6 пирогов. И вы стерегите и берегите от ведуна и от ведун(ь)и, и от колдуна, и от колдун(ь)и, и от водянного, и от лешего, и от усопшаго, и от беса. На кол(ь)ко версть отпустиш(ь), именуй. Да пироги платком покрой, да пусть покамест ездиш(ь) до 3 ж ночей, да приехав домой, да клади на двери 4 пирога, да пирог(и) съежь, да родителей поминай. // (л. 25)
А. Заговор от болезни и порчи Здун(ь), здун(ь), буйной ветр, свей, свей медвянную росу с ли- ствянна древа, и так здун(ь) с раба Б(о)жия имярек, из его костей и из его жил, из его суставов всю щепоту и всю болезнь.
КОММЕНТАРИИ
ОБРЯДЫ ПРОТИВ НЕДРУГА Запись включает описание обрядовых действий и пять сопровождающих их текстов. 1-й текст включает 2 формулы: 1) пусть мертвец разрешит взять у него земли; 2) имярек принес мертвецу белую лебедь. 2-й текст включает 2 формулы: 1) имярек принес мертвецу белую лебедь; 2) пусть он встанет ему на помощь со всеми родителями. 3-й текст поврежден. 4-й текст включает одну формулу: ‘как этот мертвец умер без покаяния, так пусть и некто умрет без покаяния’. 5-й текст включает 3 формулы: 1) пусть мертвец возьмет белую лебедь; 2) пусть он заберет прочь родителей; 3) пусть человек опять будет здоров. Исслед.: (Елеонская 1994: 163–165). Ритуал имеет эзотерический характер: совершается на закате или ночью, втайне от других людей; имярек вскрывает могилу, берет могильную землю, бросает топор через голову по направлению к северу; некоторые передвижения совершаются по солнцу, другие — против солнца.
ЗАГОВОР ОТ СГЛАЗА Заговор включает 6 формул: 1) инвокация; 2) в море Хвалынское впа- дает черная река; 3) над рекой под елью сидит черный человек; 4) у него волосы, конь и кнут черные; 5) он отгоняет порчу от человека; 6) пусть ветер веет на поганых немцев, на смоляные пеньки (то же в № 16). См. вар-ты ниже, № 16, 80. Сходные заговоры известны у вепсов (Строгальщикова 1988: 99). Исслед.: (Елеонская 1994: 118–119). В тексте имеется сквозной симпатический эпитет черный/черн, который встречается еще в двух заговорах ОС (№ 80, 103). Все три заговора призваны защитить от сглаза или порчи; во всех трех действует черный человек, который ликвидирует порчу, действуя при этом кнутом, луком или ударом ноги. Заговор имеет отчетливую ритмическую организацию и включает рифмы и рифмоиды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.90 (0.008 с.) |