Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурно-семантическая группировка русских заговоров ОС.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Структурно-семантическая группировка русских заговоров ОС. Если взять за основу классификации не функции заговоров, а их структурные и содержательные характеристики, то можно выделить уже не 4, а 5 групп: 1) нарративные заговоры, 2) заговоры-просьбы, обращенные к сверхъестественным существам, 3) заговоры-сравнения, 4) бес-субъектные заговоры, включающие формулы разного типа, 5) заговоры-диалоги.
2) 9 текстов ОС имеют характер просьб или молитв, обращенных к сверхъестественным существам или олицетворяемым природным объектам (№ 1б, 52, 55, 13, 25, 49, 58, 59, 116а). Их можно также назвать «заговоры-молитвы» или «молитвоподобные заговоры». По своей форме они близки молитвам, однако обращены к таким персонажам, как заря Аграфена, мертвец, лесные цари и проч. К этой группе мы причислили также такие заговоры-молитвы, которые обращены к христианским персонажам, но имеют нецерковное содержание, например, имярек предлагает св. Георгию черного барана или просит св. Илью «отшибить» порчу от младенца. В таких случаях христианские персонажи по существу играют роль сверхъестественных персонажей народных поверий. Характерна такая ситуация, когда в одном и том же тексте имя- рек сначала обращается за помощью к Богородице, а вслед за этим — к покойным родителям (№ 59).
№ 1б, 52, 55, 13, 25, 49, 58, 59, 116а
Б. Заговор на любовь и почет По тому ж. В первый день молода месяца, как утрення зоря заиметца, и, став против зори, да изговорити: Государыни красная зоря Огрофена, дай мне, рабу Б(о)жию имя- рек, доброе здравие и во всем корысть и радость, от всех людей жалован(ь)е и честь и любов(ь) сердечную во вся дни и нощи и часы живота моег(о). Да изговоря поклонис(ь) 3 ж в землю, да изговори 3 ж. // (л. 2 об.)
Заговор от кровотечения О том. Господи, Боже, благослови, отче. Святый государь папа Римский чюдотворец Климент, морский чюдотворец, и яз вам, государи, помо- люс(ь), и вы мне, государи, пособляйте и помогайте своею м(и)л(о)стию и приходите, государи, и приносите трои щелки розноличные. Надоб(ь), государи, зашиват(и) у раба Б(о)жия имярек кровавые раны, топорные кровавые раны, ножевые кровавые раны, копейчатые кровавые раны, стрел(ь)ные кровавые раны, сабел(ь)ные кровавые раны; надоб(ь), госу- дари, зашивати тело, а в теле горячая кров(ь) и кости, а в костех мозги и жылы, чтоб те раны ни болели, ни щепели, ни свербели. Говори 3 ж, плюнь 3 ж на рану.
Заговор от порчи ребенка, взрослого или скотины Слова мл(а)д(е)нцу о уроце моли или скотине. С(вя)тый государь Илья пророк, поедеш(ь), государь, на ветреннем коне, розшиби, государь, дуб в поли, камен(ь) в море, так отшиби, госу- дарь, от сего раба Б(о)жия имярек ил(и) младенца, или от сея животины всякие уроки и всякую порчю, и притчю, и призор, и прикос, и всякую болезнь от раба Б(о)жия имярек. Отныне и до века. Амин(ь)147.
Заговор от вывиха и других болезней Слова уразнии. Есть в мope окияне стоит бел камен(ь), и выходит на тот бел камен(ь) стар человек на исцеление и на избавление болезни, прикладывает кость к кости, снимает щепоту и болезни и всякие уразы у сег(о) ра(ба) Б(о)жия имярек. Во веки веком. Амин(ь).
Заговор на скот О том же. Аще хощеш(ь) скота отпущат(ь) мног(о), и ты щуку свежую да 3 яйца да 3 бочки меду розсыти, да *пели ш сел па олкмош в утморпое162 место *па шылтик163, а *пели ноукму мапо цо лоспда164. А сам говор(и) так: Государь *дапь Чопчой и дамида Чочея, и лыпоше, и цогеми165 и слуги, вам ощец166, щука свежая, да три белые *сещеци167, да три бочки меду; а приймете *ш гелки168, а за то стерегите и берегите и пасите вес(ь) мой скот, и сколко именуй скота, // (л. 24 об.) от всих выжлецов, и от леших зверей, от (черных) и от серых, от рыскунов и долгохвостых и всякия притчи во все лето и до белог(о) снегу. Да сам поворотис(ь) по солнцу.
****161 Сверху заклеено несколько слов. Текст дается по публикации В. И. Срезневского; 162 То есть: неси в лес на остров (в) укромное; 163 То есть: на вы- скит(ь) (бурелом).164 То есть: а неси поутру рано до солнца. Слово лспда в ркп. под титлом; 165 То есть: царь Гонгой и царица Гогея, и сынове, и дочери; 166 То есть: обед; 167 То есть: лебеди; 168 То есть: в чести.
Свадебный оберег Свадбы отпущат(ь). Итыстан(ь) со всемпоездомпред образомПречистоюБогородицею да положы десят(ь) перогов сырных на блюдо, а сам говори так: Святая госпожа Богородица, родила еси Христа, Царя Небеснаг(о), буди, государыня, помощница и заступница на всяком месте, на воды и на земли, князя новобрачног(о) стереги со всем поездом; и, родители, государи, стан(ь)те вы, деды и бабы и весь род мой, и князя новобрач- ного постерегите и поберегите на воды и на земли, и на всяком месте со всем поездом, а вам здес(ь) 6 пирогов. И вы стерегите и берегите от ведуна и от ведун(ь)и, и от колдуна, и от колдун(ь)и, и от водянного, и от лешего, и от усопшаго, и от беса. На кол(ь)ко версть отпустиш(ь), именуй. Да пироги платком покрой, да пусть покамест ездиш(ь) до 3 ж ночей, да приехав домой, да клади на двери 4 пирога, да пирог(и) съежь, да родителей поминай. // (л. 25)
ОБРЯДЫ ПРОТИВ НЕДРУГА Запись включает описание обрядовых действий и пять сопровождающих их текстов. 1-й текст включает 2 формулы: 1) пусть мертвец разрешит взять у него земли; 2) имярек принес мертвецу белую лебедь. 2-й текст включает 2 формулы: 1) имярек принес мертвецу белую лебедь; 2) пусть он встанет ему на помощь со всеми родителями. 3-й текст поврежден. 4-й текст включает одну формулу: ‘как этот мертвец умер без покаяния, так пусть и некто умрет без покаяния’. 5-й текст включает 3 формулы: 1) пусть мертвец возьмет белую лебедь; 2) пусть он заберет прочь родителей; 3) пусть человек опять будет здоров. Исслед.: (Елеонская 1994: 163–165). Ритуал имеет эзотерический характер: совершается на закате или ночью, втайне от других людей; имярек вскрывает могилу, берет могильную землю, бросает топор через голову по направлению к северу; некоторые передвижения совершаются по солнцу, другие — против солнца.
ЗАГОВОР ОТ СГЛАЗА Заговор включает 6 формул: 1) инвокация; 2) в море Хвалынское впа- дает черная река; 3) над рекой под елью сидит черный человек; 4) у него волосы, конь и кнут черные; 5) он отгоняет порчу от человека; 6) пусть ветер веет на поганых немцев, на смоляные пеньки (то же в № 16). См. вар-ты ниже, № 16, 80. Сходные заговоры известны у вепсов (Строгальщикова 1988: 99). Исслед.: (Елеонская 1994: 118–119). В тексте имеется сквозной симпатический эпитет черный/черн, который встречается еще в двух заговорах ОС (№ 80, 103). Все три заговора призваны защитить от сглаза или порчи; во всех трех действует черный человек, который ликвидирует порчу, действуя при этом кнутом, луком или ударом ноги. Заговор имеет отчетливую ритмическую организацию и включает рифмы и рифмоиды.
ЗАГОВОР ОТ ПОРЧИ Заговор включает 6 формул: 1) инвокация; 2) «Ставают воды сами»; 3) имярек был у святого мужа; 4) святой муж охраняет имярека от лихих людей; 5) святой муж поставит вокруг имярека железный тын; 6) (пусть) порча не прикоснется к имяреку и его товарищам.
ЗАГОВОР ОТ ВСЯКИХ БОЛЕЗНЕЙ Заговор включает 4 формулы: 1) инвокация, 2) есть синее небо и синее море, а в море трость; 3) имярек вынет трость и заговорит кость; 4) имярек вынет болезнь из тела раба Божия и пошлет ее на все 4 стороны.
ЗАГОВОР ОТ ПОРЧИ ЛОВУШЕК Заговор включает 4 формулы: 1) инвокация, 2) имярек пойдет на до- брые дела и помолится; 3) пусть Козма и Дамиан поставят вокруг ловушек железный тын; 4) как небо закроет землю от воды, так пусть имярека и его ловушки закроют от лихих людей.
ЗАГОВОР ОТ ПОРЧИ ЛОВУШЕК Заговор включает 4 формулы: 1) инвокация; 2) имярек пошел на про- мысел; 3) пусть около него встанет железный тын (вар.: № 25); 4) некто (?) с железными зубами стоит и (стреляет) колдунов. Поскольку вторая часть текста испорчена, остается неясным, о ком в нем идет речь и какие действия совершает этот персонаж. В сходных контекстах в заговорах обычно выступает чудесная щука: «...есть камен(ь) во глубине морской, под тем каменем стоит щука железная и зубы у ней железные, из(ь)едает на море пену морскую; и так бы из(ь)едала щука вещиц и ведунов...» (ОС, № 114); «...есть под тем белым латарем каменем стоит свежая рыба щука, очи бисерные, зубы железные...» (наст. изд., с. 478; РГБ 10460, л. 4); «...пот тем камнем стоит щука, сама она медна, голова желез- на и зубы железны, глаза оловянны...» (наст. изд., с. 508; РНБ 4194, № 3). Подобные функции приписываются и киту: «Есть в морской глубины кит рыба и преедает грыжу и болезнь у раба Б(о)жия имярек» (ОС, № 111). Однако и щука, и кит водятся в море или даже заплывают под камень, а в нашем тексте дело происходит на суше. Следовательно, речь может идти о каком-то персонаже мужского рода вроде «железного мужа»; ср. в свадебном обереге: «На том же древе сидит железен муж, осматривает железен муж всякаго ведуна, колдуна, кудесника...» (Ефименко 1878: 146, № 9; из стар. ркп.; Холмогор. у.). См. также описание «железной бабы» с «железными глазами»: «...на том стуле желез- ном седит баба железная...; и зубы, и глаза железные, и вся она в железе» (ОС, № 12). Что касается действия, то здесь важно подобрать такой глагол, который может сочетаться с существительными в винительном и в родитель- ном падеже с приставкой от. Это может быть, например, глагол стрелять, ср.: «...стреляют чародеица и чародеицу, и черньца, и черницу, и отрока, и девицу, ведуна и ведуниху, колдуна и колдуниху... и их всех в сердце и звезду их в небе стреляют от меня, раба Б(о)жия имярек» (ОС, № 117). Таким образом поврежденный фрагмент можно гипотетически восстановить след. образом: «Стои(т) (железен муж), зубы у него железные, очи (железные, стреляет) (ве)дунов и ве(дуниц), и колдунов и колдуниц, и отрока и отроковиц, белца и белицы, черньца и черницы, от раб(а) Б(о)жия имярек и от моег(о) промысла».
ЗАГОВОР ОТ ПОРЧИ Заговор включает 3 формулы: 1) на море стоит дуб (ср. № 52); 2) под ним лежит змея, подъедает (?) порчу у имярека (ср. № 9); 3) некие существа летают над дубом, снимают порчу с имярека. Первая часть текста имеет близкую параллель в заговоре от укуса змеи: «На море на Окияне, на высоком на кургане стоит дуб Маревской. Под тем дубом Маревским лежит руно... Под тем руном лежит змея Скорея, всем змеям царица» (Виноградов 1908/1: 63, № 80; из недатир. ркп., Тотем. у. Вологод. губ.).
ЗАГОВОР ОТ СУПОСТАТОВ Заговор включает 2 фрагмента и 12 формул: — 1) инвокация; 2) имярек прикрылся небесами, оделся облаками и защитился крестом (ср. № 18, 88, 89); 3) он помолился св. Георгию; 4) св. Георгий обуздал 70 царей; 5) пусть он также обуздает врагов имярека; 6) пусть св. Георгий укротит их как овец перед волком; 7) пусть он укрепит имярека как льва и волка (ср. № 88); 8) «замок»; — 9) имярек завяжет всех врагов в узел, чтобы они не могли говорить против него (ср. № 56, 85); 10) пусть они будут тьмой; 11) пусть у них будет воловий язык; 12) пусть они бегают от имярека как зайцы, а он гоняется за ними как волк. Первая часть заговора восходит к группе апокрифических молитв, которые произносили, отправляясь в путь, на войну или на суд (то же в № 88; ср.: РГАДА 40, № 1; РНБ 218, № 3; РГБ 515, № 1). Такие молитвы известны в рукописной традиции южных славян XVII в.; наиболее ранние фиксации — не позднее XV в. (Топорков 2005: 80–84). Композиционная особенность текста («закрепка» расположена в середине текста, а не в конце) выдает его составной характер. Вторая часть заговора практически дословно совпадает с фрагментом заговора конца XVII — начала XVIII в. из собрания крестьян Корниловых (Пигин 2002: 242). Этот фрагмент необычайно экспрессивен и напоминает колдовское заклятие. Подобные анималистические формулы широко представлены в заговорах и неканонических молитвах южных и восточных славян (Топорков 2005: 47–53, 76–96).
ЗАГОВОР ОТ ПОРЧИ И БОЛЕЗНЕЙ Заговор включает 8 формул: 1) инвокация; 2) есть море-океан; 3) на море есть остров, на острове золотой муж; 4) золотой муж ездит на коне, поднимается на небо, наводит страх на колдунов, монахов и др.; 5) имярек избивает грыжу, порчу и всякую болезнь, 6) он ссылает их в сучья и пески; 7) как утихли ветры на море, пусть так утихнут болезни у раба Божия; 8) пусть на имяреке всегда будет милость Божия.
Заговор от порчи Список же с Тимошкина письма Полохова. Господи Боже, *благослови отче5. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Есть море акиян, на том море окияне стоит бел камень, на том белом камене седит святый Власей // (л. 168) на золоте стуле, держит золото блюдо, на блюде золоты ножницы держит святый Власей свои кормилицы. И тот же святый Власей постригает уроки и призоры, лихую порчю, и белово, и черново, и красново, и рыжево, и черново отрока и отро(ко)вицы и девки головочески, от чер(н)ца и черницы и от лихие крови. Есть святое море-акиян, на том море-акияне стоит гора Осионская, на той горе Осионской стоит церковь святый Власей. И приходит Марья царица девица, и молитца, и поклоняетца, и говорит Марья царица: Осударь святый Власей, дай мне царице Марье молока и густые сметаны и красново масла на завтрак и на обед, и на паужину и на ужину по всякой день, по всякой час и по всякое время, и на молоду, и на ветху, и на всяком мисеце, и во весь год с Великово четверга и до Великово четверга. Список. РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. № 30. Ч. 1. Л. 167–168.
РГАДА. Ф. 210. № 1133. 1688–1689 гг Заговор от ведуниц На море на окияне стоит древо, на камене пот тем д(р)евом63 седем светителей и Пресветая Богородица. Василия Великаго, Иоан Златоу(с)того и зговори: о, иж(е) есть братие, скуем мы, седм светителей, скуем мы три прута железных, дадим мы ведуницам...64 Згаворит сестьре65 мен(ь)шея, бол(ь)ше сестьра66 *сведод: осм67 мы от рода велика и станем мы бегат(ь) от востока и до запода. Господи, благослови. Въстану прекрестътяс(ь) на железу на дни. // (л. 187)
63 Испр., в ркп. девом; 64 1 слово нрзб.; 65 Испр., в ркп. сесьри сестьре; 66 Испр., в ркп. се стура; 67 Текст, по-видимому, испорчен. Возможно чтение: сведодоем. 14. ЗАГОВОР ОТ ВЕДУНИЦ По-видимому, текст испорчен и значительно сокращен при записи. Возможно, он относится к группе заговоров, которые включают диалог между сакральными персонажами и антропоморфизированными болезнями; такие заговоры обычно используются для лечения от лихорадки, но могут выполнять и другие функции (см. коммент. к ОС, № 52). Содержание заговора можно реконструировать след. образом: 1) на море стоит дерево, 2) на камне под деревом семь святителей и Богородица; 3) Василий Великий и Иоанн Златоуст предлагают святителям сковать три прута железных и побить(?) ведуниц; 4) одна из сестер говорит другой, что они станут бегать от востока до запада.
Заговор от пищалей и стрел Молитва Господу нашему Иисусу Христу. Господи, благослови, отче. Ест(ь) море акиан и ест(ь) железное море, на том железном мopе ест(ь) железной столб, на том железном столбу есть железной цар(ь), стоит от востоку до заподу, noдперся сво- им посахом железным и замолвяя, и заповедая своим детям: железу и красному булату, и синему булату, и стали, и красному железу, и укладу, и всякому железу // (л. 190) простому и каленому железу: Выйди, железо, в свою мат(ь) землю от меня, раба Божия имярек, осмнатцат(ь) зрак (?), а древо, пойди в лес, а ты, пер(ь)я, пойди в свою мат(ь) птицу, птица в небо, а ты, клей, пойди в свою мат(ь) рыбу, а рыба в море. Святы(й) Михайла архангел, защити меня, раба Божия имярек, своим златым щитом от меча и от топорка, и от секеры, и от коп(ь)я, и от землянаго бою, и oт сабли, и от ножа, и от пищали, и от стеры, и от всякого неистоваго удару, и от всяких нечистых ударов. Сьвятый Тихан, утиши, го- сударь, плече немирное69. Святый Миня, помилуй мя, Господи. Святы(й) Лука евангелист, за луки хватайся. Святый Микита мученик, Господь, избави своим скипетром от коп(ь)я и от топорка, и от стрелы, и всякое плече немирное70. Святая Пречистая Богородица, защити меня, раба Божия имярек, своими святыми молитвами, железными затворы от востоку до заподу. Буди же мое тело крепьчая белого камен(ь)я и синева булату; буди же мое плат(ь)я на мне, ко...71 крепчае панцыря и кальчуги72... булатныя73... Святы четыре евангелиста: Лука, Марк, Матфей и Иoaнн Богослов, сойдите с небеси, снимите замок со всех четы-рех сторон, от востоку до западу.
16. ЗАГОВОР ОТ ПИЩАЛЕЙ И СТРЕЛ Текст включает 14 формул: 1) инвокация; 2) есть море-океан; 3) на железном море есть железный столб; 4) на железном столбе есть железный царь; 5) он приказывает своим детям — всякому железу; 6) пусть железо вернется в землю, дерево — в лес, перья — в птицу, клей — в рыбу; 7–12) пусть архангел Михаила, св. Тихон, св. Миня, евангелист Лука, св. Никита, Богородица защитят имярека от разных видов оружия; 13) пусть тело имярека будет крепче камня, одежда — крепче панциря; 14) пусть 4 евангелиста спустятся с неба и снимут замок(?). с. 341...выйди, железо, в свою мать землю от меня... а древо, пойди в лес, а ты, перья, пойди в свою мать птицу, птица в небо, а ты, клей, пойди в свою мать рыбу, а рыба в море. — По наблюдениям А.А.Турилова и А.В.Чернецова, формула имеет параллель в зороастрийском погребальном обряде и несет в себе черты мифопоэтической архаики (Турилов, Чернецов 2002а: 38). Отметим параллель в былине «Дюк Степанович» из Сборника Кирши Данилова: «Потому трем стрелам цены не было, — / Колоты оне были из трость-древа, / Строганы те стрелки во Нове-Городе, / Клеяны оне клеем осетра-рыбы, / Перены оне перьицам сизa орлa...» (СКД 1977: 21). Структурно-семантическая группировка русских заговоров ОС. Если взять за основу классификации не функции заговоров, а их структурные и содержательные характеристики, то можно выделить уже не 4, а 5 групп: 1) нарративные заговоры, 2) заговоры-просьбы, обращенные к сверхъестественным существам, 3) заговоры-сравнения, 4) бес-субъектные заговоры, включающие формулы разного типа, 5) заговоры-диалоги.
2) 9 текстов ОС имеют характер просьб или молитв, обращенных к сверхъестественным существам или олицетворяемым природным объектам (№ 1б, 52, 55, 13, 25, 49, 58, 59, 116а). Их можно также назвать «заговоры-молитвы» или «молитвоподобные заговоры». По своей форме они близки молитвам, однако обращены к таким персонажам, как заря Аграфена, мертвец, лесные цари и проч. К этой группе мы причислили также такие заговоры-молитвы, которые обращены к христианским персонажам, но имеют нецерковное содержание, например, имярек предлагает св. Георгию черного барана или просит св. Илью «отшибить» порчу от младенца. В таких случаях христианские персонажи по существу играют роль сверхъестественных персонажей народных поверий. Характерна такая ситуация, когда в одном и том же тексте имя- рек сначала обращается за помощью к Богородице, а вслед за этим — к покойным родителям (№ 59).
№ 1б, 52, 55, 13, 25, 49, 58, 59, 116а
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.140 (0.012 с.) |