Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаг 5: формирование творческой ЦелиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Летом 1939 года Ж.-И.Кусто довелось нырять у берегов Туниса. Там, на глубине нескольких метров, он обнаружил удивительное место: под плоским каменным дном скрывалась обширная полость, где в легких сумерках плавали стаи рыб. Он нырнул и поплыл в своеобразном подводном храме до ближайшего отверстия. В запасе оставалось около 30 секунд; пора подниматься наверх. Он просунул голову в отверстие, и с ужасом почувствовал, что туловище не проходит. Что делать?! Поверхность в нескольких метрах над головой, а на обратный путь не хватит времени. Накапливающийся в легких углекислый газ уже начал жечь горло и туманить голову. Стараясь не терять самообладания Кусто огляделся и заметил неподалеку еще одно отверстие. Если и оно окажется узким... Он метнулся к нему и, обдираясь, протиснулся на свободу. Позже он вспоминал об этом случае: "...главный вывод, который я сделал, - подводному пловцу нужен дыхательный аппарат, чтобы не зависеть от времени. Дюма, Тайе и я видели на дне моря столько заманчивого, но задержаться, чтобы рассмотреть все поближе, не могли. Дыхательные аппараты... Это было больным местом..." Достаточно распространено мнение о том, что творческая Цель - мысль заняться какой-либо конкретной проблемой - внезапно и случайно приходит творческой личности. Казалось бы, приведенный выше эпизод должен подтвердить ее. Анализ творческих биографий показывает обратное: постановке творческой Цели предшествует целый ряд событий, закономерно формирующих ее и делающих эту встречу неизбежной. Мы уже рассматривали, как формировался главный вектор творческого поиска Кусто - изучение подводного мира. Поэтому само стремление найти способ как можно дольше оставаться под водой вполне закономерно. Кроме того, Кусто с друзьями затеял съемки подводных фильмов, чтобы поделиться своими открытиями с окружающими. Это еще больше обострило потребность в продолжительном пребывании под водой. Они начали испытывать различные типы существующего водолазного снаряжения, но ни один не удовлетворил их, как не удовлетворили и попытки самостоятельно усовершенствовать их. Тогда Кусто сделал первую попытку сконструировать самодельный кислородный аппарат, напоминающий спасательные аппараты подводников. Обе попытки испытательных погружений едва не завершились гибелью конструктора: чистый кислород уже на малых глубинах становится ядовитым. Что бы ни пытались предпринять друзья в направлении главного вектора творческого поиска, всюду они наталкивались на одно и то же препятствие. Случай в подводной пещере лишь подхлестнул события и заставил Кусто сформулировать четкую Цель: необходим простой и надежный аппарат на сжатом воздухе, позволяющий долго и свободно плавать под водой. Весь предшествующий опыт убеждал Кусто, что исследовать подводный мир можно, лишь став равным среди равных, плавая свободно, как рыбы. Работа над этой Целью окончилась в конце 1942 года созданием акваланга. И.И.Сикорский, работая в направлении своего главного вектора творческого поиска, пытался усовершенствовать - весьма успешно! - конструкцию самолета. Но все, что он делал, чуть лучше или хуже делали другие, а ведь он стремился внести в развитие авиации нечто принципиально новое. По мере накопления опыта и знаний он пришел к выводу, что людям в первую очередь нужны надежные самолеты, способные перевозить грузы и пассажиров на большие расстояния, независимо от погоды, а не легкокрылые "стрекозы". Так, в общем направлении поисков выявилась проблема - создать тяжелую многомоторную машину с закрытой кабиной - задача, по тем временам считавшаяся абсолютно неразрешимой. Собственные расчеты и опыт убеждали 25-летнего конструктора в достижимости поставленной Цели. На все доводы скептиков он скупо возражал: "Не нужно бояться тяжелых машин! Дайте им скорость и вы пустите в воздух вагон." Первый же успешный полет "Русского витязя" блестяще опроверг самых ярых скептиков. Этот замечательный самолет положил начало развитию всей современной пассажирской и транспортной авиации. А.Л.Чижевский еще во время учебы в реальном училище сменил простое любование планетами и звездами на серьезный интерес к Солнцу. Но интерес интересом, а с чего начинать поиски своей Цели? Он начал ежедневно наблюдать за поверхностью светила, аккуратно зарисовывать солнечные пятна, отмечать в дневнике изменения их формы и расположения. Эта регулярная практическая работа, в сочетании с его разносторонними интересами, вывела на никем ранее не исследованную проблему влияния Солнца на земную жизнь и тем самым помогла уточнить главный вектор творческого поиска. Дальнейший выбор конкретной проблемы в этом направлении не вызвал особых затруднений: исследовать влияние на организм аэроионов, образующихся под воздействием Солнца. Многолетняя работа в этом направлении привела к созданию основ гелиобиологии. Отнюдь не с головокружительных "замахов" начинали свою творческую деятельность и другие, упоминавшиеся в этой книге творцы науки и техники. Например, Г.Селье свои первые шаги в экспериментальной медицине начинал с простых экспериментов по определению влияния витамина D на свертываемость крови. И.А.Ефремов начинал с освоения основ препараторского искусства и других приемов работы палеонтолога, с участия в качестве коллектора в зоологических экспедициях. П.Н.Яблочков практическую деятельность в электротехнике начинал со скромных попыток усовершенствовать телеграф. Н.В.Гулиа начинал свой путь к творческой Цели с экспериментов над известными накопителями энергии и попыток их усовершенствования. Итак, сделаем вывод. Для окончательного формирования главного вектора творческого поиска необходимо заняться конкретной практической деятельностью в интересующей области науки или техники, т.е. от усвоения знаний перейти к простейшим попыткам применения их на практике, к решению простых проблем и задач. Такая практическая деятельность является главным условием для выхода на свою будущую творческую Цель. Как мы уже убедились, такие первые попытки не обязаны отличаться какой-либо особой оригинальностью и новизной. Главная их задача в другом: самостоятельное решение простых (даже известных) практических задач, затем все более сложных выводит на передний край знаний в выбранной области, прямо к барьеру НЕВОЗМОЖНОГО. При дальнейшем продвижении в направлении главного вектора творческого поиска неизбежна встреча с той или иной конкретной проблемой, решение которой уже находится по ту сторону барьера (см. рис.30). В таблице 2 сведены некоторые примеры выбора творческих Целей, выявленных в направлении главного вектора творческого поиска. Главный вектор творческого поиска можно уподобить своеобразной стреле мечты. Как верно пущенная стрела достигает своей цели, так и правильно направленная стрела мечты обязательно встретит на своем пути возможные творческие Цели. Таблица 2. Некоторые примеры творческих Целей
* * * Итак, мы познакомились с пятью этапами становления творческой личности. Определили, что все они связаны с подготовкой к выбору и самим выбором творческой Цели. С выбором творческой Цели в целом завершается начальная стадия формирования творческой личности, и начинается собственно работа по достижению поставленной Цели, заключающаяся в постановке и решении необходимых для этого творческих задач. Кому-то такой путь может показаться слишком долгим, но другого нет. Зато он доступен каждому, кто тянется к новому, неведомому. В сочетании с развитием определенных качеств творческой личности, которые нам еще предстоит рассмотреть, на этом пути можно добиться самых удивительных результатов. * * * Приключение под водой Однажды Кусто и его товарищи снимали фильм на большой глубине. Внезапно раздался хлопок, и аквалангист, державший герметичный бокс с осветительной лампой, в мгновение ока очутился на дне. Выяснилось, что из-за большого давления лопнул толстый стеклянный иллюминатор, воздух вырвался наружу, и невесомый до этого бокс (стальной "колокол" с иллюминатором) превратился в пудовую болванку. Попытки оторвать его ото дна оказались тщетными. Как быстро поднять дорогой прибор на поверхность?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.111 (0.007 с.) |