Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаг 4: формирование главного вектора творческого поискаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для формирования своего главного вектора творческого поиска, т.е. стремления самостоятельно внести в выбранную область науки или техники нечто новое, необходим переход от простого интереса к устойчивому интересу. Есть только один путь к нему - стремление как можно больше узнать об этой области науки или техники, углубить свои знания в ней, понять суть изучаемых явлений, попытаться разобраться в их тончайших взаимосвязях, причинах и следствиях. Здесь-то пролегает первый и основной барьер между подлинно творческим, устойчивым интересом и обычным любопытством - увлечением или хобби, - потому что первый подразумевает упорный труд по освоению новых знаний. Анализ творческих биографий показывает, что есть три пути освоения новых знаний - самообразование, работа в коллективе единомышленников и под руководством Учителя, - которые одновременно являются основными путями формирования главного вектора творческого поиска. Самообразование В юности К.Э.Циолковскому пришлось выдержать жестокий жизненный экзамен: возникшая после болезни глухота поставила почти неодолимые барьеры на пути к знаниям. Он не мог нормально общаться со сверстниками, учиться как все в школе. За всю жизнь у него не было ни одного учителя! Всем, чего достиг этот выдающийся человек, он был обязан самообразованию, то есть самостоятельному освоению новых знаний по книгам. В чем же магическая сила этого метода? Самостоятельно изучая физику, химию, математику, геометрию и другие науки, Циолковский сталкивался со множеством непонятного, а помочь было некому. Приходилось самостоятельно докапываться до истины, отвечать на многочисленные "почему?", "как?", доказывать теоремы и законы, проводить физические и химические опыты, истолковывать их результаты, перепроверяя свои выводы по другим фактам и книгам, сопоставляя с ранее накопленными знаниями. Вспоминая об этих годах, он писал: "Меня страшно занимали "разные вопросы", и я старался сейчас же применить приобретенные знания к решению этих вопросов." Так, изучая механику он задавал себе вопросы типа: "Какую форму принимает поверхность жидкости в сосуде, вращающемся вокруг отвесной оси?" На основании известных ему физических законов сделал вывод: поверхность параболоида. Где можно это применить практически? Возникла идея телескопа с жидким (ртутным) параболическим зеркалом, изменяя частоту вращения которого, можно регулировать кривизну поверхности. Кстати, позже к этой же идее пришел и осуществил ее американский физик Р.Вуд. Постепенно такой режим работы вошел в привычку, и он часто брался сам выводить какую-либо теорему или формулу физического закона. Не всегда удавалось, но бывали и успехи. Позже он вспоминал: "17-ти лет, по книгам, я уже прошел курс дифференциального и интегрального исчисления и решал задачи по аналитической механике, не имея о ней никакого понятия. И решал, как потом оказалось, верно." "Открывая" новые знания, он все ближе подходил к переднему краю науки и техники. Так, в 24 года он сумел "открыть" основы кинетической теории газов, незадолго до этого предложенной немецким физиком Л.Больцманом! Можно спросить: зачем еще раз "открывать Америку?" Не проще ли и быстрее усваивать "готовые" знания, и, тем самым, сократить подготовку к будущей творческой работе? Безусловно, проще и быстрее, но... "Открывательское" самообразование, более медленное и трудное, дает неоспоримые преимущества в будущем, так как оно сродни работе исследователя и изобретателя. В обоих случаях приходится преодолевать неизвестность, только в первом случае барьер существует для одного человека. Зато он подходит к переднему краю науки и техники психологически подготовленным, имеющим навыки творческой работы, с почти гарантированным главным вектором творческого поиска. Так, стремление найти ответ на возникший в юности вопрос - можно ли преодолеть притяжение Земли? - определило все последующее творчество великого ученого. При "открывательском" самообразовании развиваются самостоятельность и независимость мышления, стойкость в преодолении возникающих трудностей. Возникает значительно больше вопросов, чем при обычном обучении, для ответа на которые приходится серьезно углубляться в самую суть изучаемого - формируется ценнейшая творческая черта! Приходится сопоставлять ранее полученные знания с новыми, максимально использовать их для ответа на новые вопросы, т.к. другой "точки опоры" нет: формируется еще одна ценнейшая творческая черта - умение использовать свои знания на практике. Наконец, ничто не усваивается так хорошо, как добытое собственным трудом. Для самообразования полезно придерживаться нескольких простых правил, обобщающих опыт великих самоучек:
Все выше сказанное в полной мере относится к конструированию моделей и игрушек, которыми многие увлекаются в детстве и юности. И здесь следует стремиться к самостоятельному поиску технических решений. Не беда, если потом выяснится, что они давно известны: сознательное копирование "взрослой" техники сродни зубрежке в учебе. Следует также помнить, что такие великие игрушки прошлого, как волчок, паровая турбинка Герона Александрийского, "колесо жизни", Лейденская банка и многие другие несли в себе черты техники будущего. Изучая физику, Циолковский самостоятельно "изобрел" повозку, движимую реактивной струей пара, аэростат, заполненный водородом. А на одной из самодельных колясок установил ветровое колесо, и она могла двигаться даже против ветра. Только в наше время инженеры стали подумывать о применении такого двигателя для морских судов. Известный писатель С.Лем в детстве "изобрел" дифференциальную передачу. Придумал самолет с огромной линзой, фокусирующей солнечные лучи на паровом котле, и с паровыми турбинами, вращающими винты. Мы уже познакомились с некоторыми "изобретениями" и самыми настоящими изобретениями Ж.-И.Кусто, И.И.Сикорского, Н.В.Гулиа, сделанными в детстве и юности. Подобных примеров в творческих биографиях великое множество. У современных школьников есть огромное преимущество: используя ТРИЗ, можно ставить и решать самые сложные изобретательские задачи современной техники. Циолковский использовал самообразование по суровой жизненной необходимости, но история науки и техники знает множество других великих самоучек, добившихся выдающихся результатов: М.В.Ломоносов, И.П.Кулибин, М.Фарадей, Т.Эдисон, О.Хэвисайд, П.Н.Яблочков, И.И.Сикорский... Этот метод обретения новых знаний в той или иной степени использует каждая творческая личность, так как учеба для нее не прекращается всю жизнь. Коллектив единомышленников В выбранной области науки или техники, недавно возникшей или находящейся в стадии зарождения, знания могут быть еще очень малочисленны, сильно рассеяны по литературе и т.п. Тогда на пути самообразования в процессе формирования главного вектора творческого поиска возникают дополнительные трудности. Как в этом случае можно продолжать углубление знаний, не утратить свой интерес под натиском этих трудностей, поддержать его до выхода на настоящую творческую Цель? Когда Кусто в середине 30-х годов впервые заинтересовался подводным миром, тот был столь же мало изучен, как Антарктида, хотя его отделяло от поверхности всего несколько сантиметров воды. Большую поддержку в тот период ему оказала встреча с такими же энтузиастами ныряния - Ф.Тайе и Ф.Дюма. Друзья делились друг с другом крохами знаний и слухов о подводном мире, собственным небольшим опытом, вместе мастерили примитивное подводное снаряжение. Каждый вносил что-то свое. Дюма придумал новый способ скоростного погружения под воду, Тайе учил друзей плавать под водой подобно дельфинам, Кусто изготовил гидрокостюм и предложил использовать кинокамеру для подводных съемок... Так постепенно, от одного маленького успеха к другому формировался главный вектор творческого поиска Ж.-И.Кусто - стремление к серьезному изучению подводного мира. И.И.Сикорский всерьез заинтересовался авиацией в первые годы ее становления. Вся авиационная наука того времени преподавалась за несколько дней на летном поле у крыла какой-нибудь этажерки. Несколько лет безуспешных попыток построить летательный аппарат у кого угодно могут отбить охоту к дальнейшим экспериментам. Тем более, что перед Сикорским стоял выбор - или продолжение занятий авиацией, или учеба в Киевском политехническом институте. Его дальнейшую судьбу предопределила встреча с другим энтузиастом авиации Ф.И.Былинкиным, также имевшим солидный "опыт" неудачника. Они задумали строить аэроплан сообща. Вскоре вокруг них организовался небольшой коллектив единомышленников. Работа в таком коллективе позволила Сикорскому быстро обретать опыт и практические знания и в короткий срок выйти на передовые рубежи авиации. Позднее, когда его пригласили на должность главного конструктора авиационного отдела знаменитого Русско-Балтийского вагоностроительного завода, этот коллектив стал ядром отдела. Главный конструктор первых космических кораблей С.П.Королев также начинал свою деятельность в коллективе единомышленников, создавших группу изучения реактивного движения (ГИРД), которую шутники именовали группой инженеров, работающих даром. Таким образом, поиск единомышленников-энтузиастов и работа в таком коллективе - эффективный прием формирования устойчивого интереса и углубления знаний в новой, только зарождающейся области науки или техники. Кстати, любопытно, что студенты высших учебных заведений при подготовке к особо сложным экзаменам стихийно образуют подобные "группы". В основе этого явления лежит известное правило: "хочешь научиться сам - учи других". Учитель Обратная ситуация возникает, когда интерес проявляется к давно развивающейся области науки и техники. Тогда накопленные знания могут оказаться чересчур многочисленны, сложны для восприятия неподготовленным новичком, потребовать специфических навыков, например, знания латыни. В таких областях могут быть накоплены свои специфические методы исследований, о которых также мало упоминают в доступной литературе. Да и не всегда это возможно, как невозможно в книге объяснить, например, искусство управления самолетом. Как в такой ситуации избежать преждевременного угасания интереса? Вспомним, с какими трудностями столкнулся И.А.Ефремов при попытках самостоятельно освоить основы палеонтологии. Ему помогло знакомство с известным ученым П.П.Сушкиным, который стал его Учителем, ввел в удивительный мир этой науки, обучил азам препараторского искусства и многим другим навыкам, необходимым ученому в этой области. Огромное влияние на творческую судьбу В.И.Вернадского оказали его Учителя - выдающиеся ученые Д.И.Менделеев и В.В.Докучаев. Учителем А.Л.Чижевского был великий Циолковский; они познакомились в Калуге, когда Чижевский учился в реальном училище, а Циолковский преподавал там физику. Первые навыки в проведении хирургических операций знаменитый биолог Г.Селье приобрел в клинике отца, а формированием своих научных интересов во многом был обязан крупнейшему американскому физиологу У.Кеннону. Таким образом, поиск своего Учителя - эффективный прием формирования устойчивого интереса и углубления знаний в обширной, давно развивающейся области науки или техники. Таким Учителем может быть только творческая личность, активно работающая в интересующей новичка области. На это можно возразить: встреча с настоящим Учителем - редкая удача, дело случая; какой же это прием?! Что ж, сошлемся еще раз на биографию И.А.Ефремова и напомним, в каких неблагоприятных условиях возник его интерес к палеонтологии, и с каким упорством и настойчивостью он искал своего Учителя. Настоящий воспитатель просто не мог отмахнуться от такого ученика. Кстати, И.И.Сикорский сперва также вел очень активные поиски своего Учителя. В Париже, тогдашней авиационной столице, он даже познакомился с одним из пионеров авиации Ф.Фербером. Но, к сожалению, авиация была слишком молода, и познания Фербера не на много превышали познания ученика. Как справедливо заметил Г.Селье: "Ни один ученый не появляется спонтанно, без предшественников, но в отличие от сына по крови, сын по разуму может по крайней мере выбрать себе родителя." Поиск энтузиастов-единомышленников и Учителя ни в коем случае не отменяет необходимость самообразования, а лишь дополняет, усиливает в определенных ситуациях позиции будущей творческой личности (особенно на этапе формирования главного вектора творческого поиска). В любом случае в первую очередь следует рассчитывать на собственные силы и помнить о примере К.Э.Циолковского. * * * Авария в стратосфере Во время полета на стратостате ФНРС О.Пикар и его спутник, уже поднявшись на высоту 16 километров, обнаружили на полу кабины большую лужу ртути, которая вытекла из случайно разбитого барометра. Ртуть требовалось срочно удалить, так как она могла очень быстро разъесть насквозь тонкую алюминиевую стенку герметичной кабины. За бортом - вакуум. Смертельная опасность! Насоса у них не было. Как удалить ртуть с пола?!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.01 с.) |