Слово о критике Александре Баженовой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово о критике Александре Баженовой



 

«…я знала и щедрую благодать родины, родной природы, отеческого, или, вернее, материнского края, так как родиной своей фактически считала не место, где родилась, а места, где прошло детство, и где затем (поблизости) я прожила все свои шестьдесят лет, – родину предков моей мамы. Это степной «пятачок» земель на левобережье Волги: село Шумейка (на левом рукаве Волги Ерике, впадающем в Колдубань)…

В детстве, когда слова для выражения благодати родины ещё не родились, как точно выразился поэт Г. Ступин, «Ещё, как степь, душа дика…» была, – восторженность души уже присутствовала, притяжение земли действовало безмолвно и мощно. Большую часть времени суток проводила с другими детьми на природе. Небо сквозь невесомый воздушный хрусталь смотрело прямо на меня своим загадочным бездонным оком днём, а ночью – тысячеокой тьмой, и видело всю мою жизнь до пульсирующих жил. Передо мною было мироздание великое, вечность могучая, безграничная тайна природы. В солнечной тиши НЕЧТО из этого ряда незаметно перемогало немоту души. Под таким неусыпным Божьим надзором не было смысла как-то лукавить в жизни и ловчить».

Это строки из книги Александры Баженовой «За всё добро расплатимся добром…», названной строкой стихотворения вологодского поэта Николая Рубцова.

Передо мной – хронологический указатель трудов А.И. Баженовой. Писатель, историк, журналист, философ, энциклопедист, искусствовед… И, конечно, поэт.

Даже в таком фундаментальном издании, как «Энциклопедия Саратовского края», написанное ею, можно отличать по взволнованному порыву её души.

Когда я пыталась вникнуть в суть темы книги «Славян родные имена. Словарь исторических родокоренных имён и прозваний славян и руссов за два тысячелетия», подумала, что здесь опечатка: как возможно создать такой труд одному человеку. Оказалось – не опечатка! Автор «Словаря…» за два десятка лет, проделала титанический труд, работая в архивах, библиотеках, музеях. Собрала, систематизировала, исторически обосновала около двадцати тысяч дохристианских имён!

Иначе – кем быть нам, беспамятным, под небом своей родины?!

«Большая часть моих родственников лежит на тихом уютном кладбище в Шумейке (где и я хотела бы лежать)[9]. Тело рода ушло под землю и там оно (та часть его) больше, чем здесь… Недавно, в 2005-м, ушла туда моя мама, которая (вместе со своими близкими), олицетворяла для меня генетическую связь родины, родни, памяти, вечности, космоса между собой. В. Распутин писал, что когда у человека уходит мать, он вдруг оказывается на краю бездонной пропасти, которую раньше не замечал (мать заслоняла собой пропасть). После смерти мамы я остро ощутила вдруг эту пропасть.

И после смерти мамы я бываю в райских местах своего (и её) детства, гуляю в родных пространствах Великой Степи, она касается моего лица невидимой своей рукой, наполняет неоскудевающей силой душу. Я понимаю, хотя мамы нет, но опора (моя почва) в родной точке земли всё же есть. Терапия, благодать родных полей, лесов, рек нам так же нужна, как и родительская любовь, а память о шуме листвы и плеске волн в наших генах так же укоренена, как и генетическая память рода. Земля – мой щит, защита».

Это слова Александры Баженовой из той же книги.

Удивляюсь тысячам публикации Александры Ивановны в периодической печати, а ведь она ещё и мать, бабушка, была дочерью, женой. И друг, как говорят её близкие, верный.

«…творческая и исследовательская работа заключает в себе много добра, благодати. Радует сам процесс, не только публикация новых книг, хотя труд предпринимается именно для результата… Возможна часть этого добра заложили мои предки, часть – учителя…»

Это тоже отрывок из вышеуказанной книги.

И ещё факт биографии Александры Ивановны известный, думаю, всему читающему обществу. Из статьи Председателя правления саратовского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры Тамары Кайль «Первый праздник славянской письменности в Саратове»: «В 1993 году Александра Ивановна приняла мужественное решение: в 1994 году впервые провести Праздник славянской письменности и культуры в Саратове. Мы встретили такое смелое решение со снисходительными улыбками. Была сделана отчаянная попытка найти деньги, но все наши походы с письмами в «солидные» организации, к «солидным» предпринимателям не имели успеха.

Однако 24 мая 1994 года праздник, посвящённый памяти славянских просветителей Кирилла и Мефодия, состоялся. Никто не учёл несокрушимой энергии нашего председателя, подкреплённой её желанием и решительностью.

…Навсегда 24 мая 1994 года должно быть занесено в летопись Саратовского края как дата первого праздника славянской письменности и культуры, прошедшего в нашем городе благодаря неутомимому энтузиазму всего лишь одной саратовской писательницы, патриота и истинного бойца культурного фронта Александры Ивановны Баженовой».

В книге «Звёздный влёт русской культуры» Александра Баженова, обращаясь к творчеству Валентина Распутина, пишет: «У Валентина Григорьевича Распутина есть завидное умение ограничить себя от туристического охвата ширей и далей, он идёт не в ширь, а в патриархальную глубь психологии русских, исследует коренные связи человека с нравственными устоями своих предков, при этом оставаясь современным, работая на самом современном и актуальном материале».

Думаю, эти слова можно отнести к творчеству самой Александры Баженовой.

 


Елена Умнова

с. Елань Ртищевского района

 

«ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ,

ДОМ, ЧТО СТАЛ РОДНЫМ…»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.007 с.)