Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отзыв на книгу м. и а. кошелевых
«ЧТО ВСПОМНЮ Я?»
В наше время – расцвета полиграфических возможностей – появление книги может остаться незаметным явлением среди океана различных печатных явлений. Но книга, которую создали Марина и Андрей Кошелевы «Что вспомню я?» – одна из немногих, которую пришлось держать в руках и восхищаться всеми её ипостасями: безупречным оформлением внешнего вида и, самое главное, её внутренним содержанием – текстом и фотографиями. Казалось бы, что нового можно сказать о великом русском поэте Николае Михайловиче Рубцове, о котором уже много написано книг? И его биография и творческие воплощения стали известны широкому кругу любителей поэзии и всему просвещённому люду. Чем ещё можно приятно удивить читателя? Чем ещё просветить его? Какую лепту внести в уже сказанное и написанное? И задача, которую взялись решить Кошелевы, оказалась не из лёгких. С одной стороны уже вроде бы всё известно, всё сказали о нём друзья поэта, его родственники, сослуживцы, коллеги, все те, кто знал поэта или каким-то боком прикасался к нему. С другой стороны – человек, как Микрокосм, находящийся в Макрокосме, бесконечной, безграничной Вселенной, сам являет собой необъятную Вселенную и о нём можно узнавать и узнавать неограниченное количество информации. И вот, обобщить, упорядочить все известные сведения о Н. Рубцове, а также рассказать и о неизвестных и малоизвестных фактах из жизни поэта, открыть читателю новые грани жизни и творчества Николая Михайловича решились М. и А. Кошелевы. И сложная задача, поставленная перед авторами книги, была решена в превосходной степени. В итоге после кропотливых и праведных трудов, на свет появилось новое печатное издание, новая книга с потрясающим содержанием. Взяв в руки эту книгу нестандартного формата, уже понимаешь, что это не рядовая продукция, и лицо поэта на обложке, одухотворённое внутренней тайной, подтверждает первые интуитивные предчувствия. Открывая каждую страницу книги, восхищаешься её содержанием и иллюстрациями, которые представлены в книге не для того, чтобы украсить её текст, а чтобы дополнить её содержание. И симбиоз текста и фото как нельзя удачно передаёт читателю не только мысль авторов, но и позволяет почувствовать нечто глубокое, истинное, что заставляет вспомнить о загадочной русской душе, которую до сих пор не могут понять другие народы в мире, как и в целом, всю нашу Россию.
Каждая фотография – не случайная красивая картинка, а стоящее на своём нужном месте дополнение к текстовому сообщению, создаёт целостный блок для восприятия и понимания. В книге известный материал о поэте подан своеобразно, красиво и по-своему ново. Но кроме того, присутствует здесь и собственно новизна, т. е. некоторые моменты, которых не найти в других изданиях о поэте. В частности, интересные художественные параллели творческих исканий с такими известными литераторами, как Иван Бунин, Сергей Есенин, Фёдор Тютчев, Иосиф Бродский и другими. Всё это говорит о том, что наряду с другими маститыми российскими писателями, Рубцов писал о том же, что волновало и их, только своими словами, своими мыслями, своими чувствами, своим неповторимым почерком, и это в какой-то мере и роднит его с вышеперечисленными классиками русской литературы. Как и они, Рубцов жил в России и передавал её неповторимый колорит. Есть в книге и важное для краеведов сообщение, уточняющее дату события из жизни поэта. Отрадно также осознавать, что в нашем жестоком материальном мире нашлись чуткие люди с неоскудевшей душой, которые поняли назначение этой книги, её будущность, важность, значимость этого шедевра, переживущего, возможно, века, и выступили меценатами этой книги, таким образом помогли появиться ей на свет. Тем самым и они оставили свой след на земле, как и след, оставленный нам всем великим поэтом, который смотрит на нас через призму лет и в восторге говорит: «Я вспомнил всё!..»
ПУБЛИЦИСТИКА
Валентина Суханова г. Ртищево
«РУССКИЙ ОГОНЁК»
Три письма мастеров слова. Письмо Виктора Астафьева, в отличие от письма Николая Рубцова, которое не сразу стало литературной ценностью, – нигде не опубликовано. Письмам Владимира Пыркова ещё предстоит стать достоянием русской литературы, а городу Саратову – местом паломничества, как сейчас – Вологда и Овсянка. Возможно, такая судьба ждёт и город Ртищево, где в пятидесятые годы жил Виктор Астафьев, при условии, что его письмо ртищевской школьнице Кате Палкановой – единственный источник, где писатель говорит об этом, – станет достоянием литературной общественности России.
В каждое вложена душа. За каждым стоит сверхранимый и боящийся поранить другого – человек. Каждое письмо – это ненаписанные собственные произведения. Такие космически разные адресанты, но такие схожие своим неистребимым «русским огоньком».
Письмо Виктора Астафьева
Дорогая Катя!
Вместе с «Роман-газетой» и договором на издание моей повести в ней пришло Ваше милое и доброе письмо. Уж как оно попало – одному Богу известно. Я уже не отвечаю на многие письма, нет времени и сил. Сознаюсь, плохо со зрением, а и всегда было не очень хорошо, на Днестре при ранении я потерял зрение правого глаза, но левого хватило надолго, а ныне всё разладилось, да и что жаловаться-то. Моя жена, закалённая юмористка, говорит, что в нашем возрасте не болеть – неприлично. Да, конечно, Катенька, выложив на бумагу материал, писатель освобождается от какой-то части тяжести, которую таскает в себе, но с годами это плохо удаётся. Жизнь в России слишком перегружает человека вообще, а писателя, если он истинный писатель, тем паче, и, когда мне говорят дежурное: «Живите 100 лет»» – я говорю в ответ: «Избави меня, Господи, от этого. Я слишком устал и всё чаще хочу «забыться и заснуть». Да и кругом становится так пусто, что это угнетает душу и жизнь отдаляется сама по себе, становится негативной, часто раздражает, будто в Африке живёшь, и ни языка, ни нравов белокожих и чернокожих братьев не понимаешь. Я (неразб.) пишу, макая ручку в пузырёк, не знаю, что за штука компьютер, не умею включать диктофон и совсем уж (неразб.), хотя меня всё время пытаются вовлечь в это бесовство. Жизнь убыстряет шаг, люди сами не знают, куда и зачем торопятся, и коли предначертан человечеству (неразб.) конец, значит, к концу и торопятся люди. Прежде всего русские, замороченные зависят от (…) происходящего, Бога (…) веру во всё потерявшие. Вот и бросил я писать (…), охота лишь написать повесть для детей, ибо во многом я дитём и остался, и хотел бы с ними разговаривать и играть. Кланяюсь тебе, Катенька, желаю тебе всего только хорошего в жизни. В Вашем городе я бывал в 50-х годах и даже жил недолго, но впечатлений никаких не осталось. Прости. Поклон Вашим близким. За почерк не извиняюсь, как-нибудь разбирайтесь. 6 мая 2000 года. Красноярск. В. Астафьев
Письмо Николая Рубцова
Неизвестному
Уважаемый Иван Игнатьевич! Добрый день! Тема Вашего стихотворения – полёт в космос – была уже использована во множестве стихотворений разных авторов, т.е. эта тема, как говорится, общая и старая. Смысл стихотворения – прославление героев-космо-навтов – также был выражен во множестве стихотворений такого же рода. Слова, которые Вы употребляете в стихотворении для прославления этих героев, также были уже употреблены всё в том же множестве стихов на эту тему. Вашего оригинального настроения в стихотворении – нет. Вашего оригинального мировоззрения в стихотворении тоже нет. Вот по всему по этому Ваше стихотворение не произвело на меня впечатления. А жаль. Жаль потому, что человеку, любящему стихи, любому такому человеку всегда бывает радостно, когда он находит в стихах поэзию, т.е. свежую тему, свежий смысл, свежее настроение, мировоззрение, мысли, свежие оригинальные слова. И всегда приходится огорчаться, когда всего этого нет в стихах.
Уважаемый Иван Игнатьевич! Я искренно написал здесь о главных недостатках Вашего стихотворения, ничуть не желая убедить Вас в верности моего мнения о нём, о Вашем стихотворении. Вполне, вполне возможно, что я ошибаюсь, когда думаю о нём так, и вполне возможно, что это Ваше стихотворение другим читателям понравится. И я от всей души желаю Вам этого. Ещё немного. Когда я говорю Вам, что тема Вашего стихотворения старая и общая, это ещё не значит, что я вообще против старых тем. Тема любви, смерти, радости, страдания – тоже темы старые и очень старые, но я абсолютно за них более всего за них! Потому я полностью за них, что эти темы не просто старые (вернее, ранние), а это темы вечные, неумирающие. Все темы души – это вечные темы, а они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны. В Вашем же стихотворении, как я уже говорил, нет оригинального настроения, т.е. нет темы души. Вы, очевидно, думаете, что достаточно взять какую-нибудь тему современного прогресса, особенно популярную, и уже получится поэтическое стихотворение. Но это не так. Хорошо, когда поэт способен откликаться на повседневные значительные события
жизни общества. Но надо сначала своими стихами убедить людей в том, что Вы поэт. Чтобы к Вашим словам относились с вниманием и интересом, а потом уже откликаться на эти значительные события. Так что главное для Вас, я думаю, попробовать сначала свои силы в умении выражать свои душевные переживания, настроения, размышления, пусть скромные, но подлинные. Поэзия идёт от сердца, от души, только от них, а не от ума (умных людей много, а вот поэтов очень мало!) Душа, сердце – вот что должно выбирать темы для стихов, а не голова. Коротко о подробностях стихотворения. Вот Ваши эпитеты: «Небо голубое», «сильная грудь», «могучие крылья», «улыбка светлая и весёлая», «знамёна алые», «седая голова», «золотая звезда», «почтительное молчание», «великий подвиг». Неужели Вы не заметили, что всё это очень, очень общие, распространённые, примелькавшиеся эпитеты, потерявшие свою выразительность. А разве это не поверхностные средства, которые сразу же любому в таких случаях приходят в голову: «Космический корабль несётся быстрее птицы. Москва приветствует, были все потрясены» и т.д.
Кое-где у Вас совершенно отсутствуют рифмы, т.е. созвучия на конце строк. Например: В сиянье неба голубого, В блеске солнечных лучей Корабль «Восход» быстрее птицы Плавно нёсся над землёй. «Голубого – птицы», «лучи – земли» – разве это рифмы? Можно, конечно, писать стихи и без рифмы, но почему же тогда в других местах стихотворения они у Вас есть? Где есть, где нет, и каждый раз бездумно – это не годится. Вы пишете «быстрее птицы плавно нёсся…» Эту плавность при полёте быстрее птицы невозможно представить. Да неужели ракета летит только быстрее птицы. Вот так коротко о Вашем стихотворении, Иван Игнатьевич. Не могу судить вообще о Ваших стихах, т.к. Вы послали мне только одно. А Вы ни разу не бывали в редакции местной газеты? Там есть люди, которые могли бы с Вами поговорить о стихах или с которыми Вы могли бы поговорить. Ещё раз повторяю, что не берусь судить о Ваших стихах вообще и что, возможно, я ошибаюсь в своём мнении о Вашем стихотворении. От всей души желаю Вам всего самого доброго! С искренним уважением Николай Рубцов. Такие недостатки, которые есть, на мой взгляд, в Вашем стихотворении, сейчас довольно широко распространены в стихах и у множества других авторов. Причём частенько такие стихи всё же печатают, и если Вы встречаете такого рода стихи в печати, то не думайте, пожалуйста, что так и надо писать. Всем нам надо учиться писать так, как писали настоящие, самые настоящие поэты – Пушкин, Тютчев, Блок, Есенин, Лермонтов. Законы поэзии одни для всех. Н. Рубцов. 12 января 1964 г. Фрагмент письма Владимира Пыркова от 26 апреля 1985 г.
Здравствуйте, Валентина Михайловна!
Вы не расстраивайтесь из-за того, что «стихи не пишутся». У поэтов эти полосы – молчания и оживления – в порядке вещей. Блок это выразил по-своему. Он считал, что в художнике должна звучать музыка, и нужно постоянно прислушиваться к себе: звучит ли? Что ж, тем и таинственно творчество, тем оно мучительно, а талант самого творца так раним и так зависит от любой мелочи. Вы спрашиваете, что я пишу. Года два пишу, зная, что то или иное надо написать для дела, ради обещания, но ради музыки в себе – это редко. И вот сейчас в смятении, надо восстанавливаться. Знаете, это похоже на первый весенний цветок. Уже под снегом, под старой листвой начинается его жизнь, хранится глубоко и тепло, отстаивается чистота красок и нежность аромата, и вдруг – прикасается нежными лепестками к снегу, храбрый, отчаянный, красивый! И слово, видно, тоже вызревает, (неразб.) солнца, своего весеннего дня. Правда, можно и убаюкать себя такими рассуждениями и безбоязненно ждать-пождать счастливого наития. Но мы, конечно, не наивны и понимаем, что коль жизнь отражается в стихах, надо уметь и жизнь свою строить, про- гнозировать так, чтобы она была интересной, нескучной. Однако (неразб.) Словом, стихи есть смысл писать, когда невозможно не писать, когда это праздник (и мука!), когда готов к творчеству, когда ты чем-то – жаворонок, зависший над тёплым дыханием проталинки. И как же бывает радостно, когда что-нибудь удастся! Человеком себя чувствуешь.
Впрочем, Ваша работа – тоже творчество и к ней применимы законы поэзии. У меня есть стихи, написанные в разное время и нигде не напечатанные. Я Вам их посылаю, как-то обидно, что их никто не читал. Вот… Дом юности твоей, Его весёлый лик… Всё отрешённей, всё темней. Глаза твои от книг, И всё скупей день ото дня, Всё сдержанней слова. …Приходят письма от меня, а в письмах – синева. Но сколько неба за окном, Всех васильков синей. И опечалился твой дом, Дом юности твоей. Верна загадочной мечте, Ты в небо воспаришь, Но жаль, что в этой высоте Меня не различишь. И только письма. Долго им, Вернее голубей, Кружить над именем твоим И над судьбой твоей.
«ПШЕНИЦУ НЕ ОБИДИТ РОЖЬ»
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.051 с.) |