Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический отбор как средство, снижающее риск выгорания агентовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Существует мнение, что только 5‑10 % людей обладают идеальными способностями к торговле, только для них общение с клиентами не оборачивается стрессом. Соответственно и отбор торговых агентов должен основываться на знании и выявлении способностей и профессионально важных качеств (ПВК), необходимых для их успешной деятельности и противостояния стрессам, связанным с работой. Специалисты в области продаж выделяют следующие профессионально важные качества и умения успешного торгового агента: чувство эмпатии (способность проникнуться чувствами клиента) и самолюбивая целеустремленность, личная потребность в совершении продажи. Также подчеркивается значение мотивации достижения, умение влиять на других, энергичность, уверенность в себе, постоянная жажда денег, отработанность профессиональных приемов и восприятие любого возражения, сопротивления или препятствия как вызова себе (Хопкинс, 1998). Индивидуальные психологические особенности, необходимые для торгового агента. Профессиональная деятельность торгового агента подразумевает большую степень активности. Он должен быть мобилизован и готов к взаимодействию с клиентами в различных условиях. Очевидно, желательным будет достаточно сильный, устойчивый тип нервной системы, который позволит выдерживать длительные нагрузки, владеть проявлениями своих чувств и сохранять самообладание в сложных или конфликтных ситуациях. Рассматривая свойства темперамента, следует отметить, что важны: экстраверсия (открытость и способность общаться с новыми людьми, расширять контакты); реактивность (готовность быстро мобилизовать свои психические возможности); средний уровень сензитивности (необходимо демонстрировать понимание клиента, но не перекладывать на себя груз его эмоциональных проблем); пластичность (быстрая приспособляемость к новым людям и ситуациям); уравновешенность (терпеливость, сдержанность, умение слушать собеседника). Сенсорно‑перцептивные свойства. Данные требования относятся к ощущениям и восприятию различных модальностей. Профессиональная деятельность торгового агента не предъявляет особых требований к сенсорно‑перцептивным свойствам. Желательно, чтобы они находились на нормальном уровне развития.
Психомоторные свойства. Профессиональная деятельность торгового агента не диктует каких‑либо особенных требований к скорости, точности, координации движения. Желательно, чтобы они были в пределах нормы. Аттенционные свойства. Для профессиональной деятельности торгового агента важны такие свойства внимания, как его сосредоточенность на определенной профессиональной задаче, а также переключаемость и распределение между несколькими вопросами, ситуациями. Необходимо произвольное внимание, способность волевым усилием в течение определенного времени сосредоточиваться на определенном объекте. Мнемические свойства. Свойства памяти обладают своей значимостью для деятельности торгового агента. Оперативная память позволяет сохранять информацию, необходимую для решения определенной профессиональной задачи, долговременная – сохранять информацию на длительный срок. Торговый агент должен помнить и безошибочно воспроизводить ассортимент товара и его потребительские свойства, поддерживать отношения со старыми клиентами, помнить условия сделки, переговоров и т. д. Имажитивные свойства. Можно сказать, что свойства воображения играют большую роль в работе торгового агента. Важная функция воображения состоит в планировании и программировании деятельности. Воображение помогает человеку ориентироваться в ситуации, когда практические действия затруднены или нецелесообразны (Немов, 1995). Для торгового агента важен творческий, оригинальный подход к выполнению своих профессиональных задач (реклама товара, убеждение клиента), который обеспечивается развитыми имажитивными свойствами. Мыслительные свойства. В профессиональные задачи агента входят анализ рынка, потребностей клиента, реальной ситуации взаимодействия с ним, построение переговоров с клиентом, поэтому мыслительным свойствам уделяется немалое значение. Для выполнения многих профессиональных задач требуется аналитическое мышление (выделить приоритеты в процессе принятия решения, оценить ситуацию и выбор стратегии поведения, а также последствия решения). Требуется умение оценивать проблему с различных точек зрения и схватывать суть основных взаимосвязей, присущих ей.
Эмоционально‑волевые свойства. Важное место занимает регуляция эмоциональных процессов. В процессе своей деятельности торговому агенту приходится сталкиваться с различными людьми и ситуациями, поэтому нужно контролировать проявление эмоций, особенно отрицательных. Важные черты – выдержанность, уравновешенность, самообладание, умение передавать положительный эмоциональный заряд, быть приятным клиенту. В работе торгового агента задействованы и волевые свойства. Важная функция волевой регуляции – повышение эффективности деятельности, целенаправленное преодоление внешних и внутренних препятствий. Сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка, самообладание, уверенность в себе, а также ответственность и дисциплинированность играют большую роль в деятельности торгового агента, поскольку он сам организует таковую, определяет ее распорядок, отвечает за результаты своего труда. Следует отметить не всегда положительное отношение к работе торгового агента, связанное с негативными стереотипами, касающимися торговли, поэтому волевые качества просто необходимы для преодоления трудностей данного вида деятельности. Коммуникативные свойства. Одни из наиважнейших в работе лиц данной профессии, поскольку ее успешность во многом определяется коммуникативной компетентностью (совокупностью знаний, умений, навыков, которые обеспечивают эффективное протекание процесса коммуникации) и навыками социального влияния на других. Выделение двух уровней общения (Петровская, 1989) – внешнего (поведенческого) и внутреннего (глубинного, затрагивающего личностно‑смысловые образования) – отражает сложность и многогранность проблемы компетентности в общении. Умение находить общие точки позиций, мнений, взглядов не менее принципиально, чем компетентное ведение беседы на поведенческом уровне (умение слушать, умело выражать свои мысли, строить систему аргументации и др.). Ведение деловых и телефонных переговоров требует умения понимать и убеждать других людей, выбирая наиболее оптимальную форму общения в зависимости от их психологического состояния и индивидуальных особенностей. Владение коммуникативными техниками и приемами, культура речи необходимы для данного вида деятельности. Мотивационные свойства. Мотивация – это системообразующий фактор в любой деятельности. Высокая профессиональная мотивация служит основой формирования способов психологической компенсации. Многие специалисты в области продаж рассматривают мотивацию достижения, направленность на успех как важное профессиональное качество торгового агента. В результате опроса опытных торговых агентов были выделены несколько групп профессионально важных качеств, включающих в себя личностные свойства, умения и навыки, знания, особенности поведения и речи, которые влияют на эффективность деятельности. 1. Профессиональные качества, знания и информированность: деловая компетентность; правовая компетентность; компьютерная компетентность; знание рынка продукции и конкурирующих фирм; прогностические способности; креативность; организованность в работе; ответственность; профессиональная культура речи; оперативность принятия решений; умение работать в неординарных ситуациях. 2. Профессиональные коммуникации (качества и навыки делового общения с клиентами):
коммуникабельность; умение распознать клиента (выяснить его интересы, потребности); умение найти общий язык с клиентом; умение доходчиво объяснить и продемонстрировать преимущества использования продуктов; умение контролировать действия, убеждать; владение гибким стилем взаимодействия в конфликтных ситуациях. 3. Психическая саморегуляция: владение собой в эмоционально‑значимых ситуациях (ситуациях профессиональных стрессов); умение психологически настроиться на клиента; психическая и физическая выносливость; быстрая адаптация; владение приемами психологической разгрузки; умение найти поддержку в сложных ситуациях. Выводы. Профессиональная деятельность торгового агента содержит трудные (напряженные) ситуации, предрасполагающие к развитию профессионального стресса и синдрома выгорания, чему способствует недостаток важных для профессии качеств и умений. К личностным факторам риска выгорания относятся низкая коммуникабельность, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень социальной смелости и экспрессивности, подозрительность, сосредоточенность на себе, низкая мотивация достижения, непрактичность (развитое воображение), нонконформизм, низкая самооценка, низкая проницательность. К поведенческим факторам риска выгорания принадлежат избегание, асоциальное, агрессивное и манипулятивное поведение.
Список литературы
Нартова‑Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. Хисрик Р. Д., Джонсон Р. В. Торговля и менеджмент продаж. М., 1996. Хопкинс Т. Как стать мастером продаж. М., 1998.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.127.59 (0.009 с.) |