Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Можно ли «возродиться из пепла».
По мнению Кристины Маслач, полностью «выгоревший» человек, вероятно, никогда не изменится. Мы же предпочитаем верить, что выгорание – процесс обратимый. Такой оптимизм основан на отдельных результатах «обновляющих» тренингов, о которых было упомянуто выше. Обнадеживает выявленное нами уменьшение эмоционального истощения у специалистов «помогающих» профессий (учителей, медицинских работников) после двухмесячного отпуска, полного отключения от рабочих дел и активного использования техник восстановления эмоциональных и когнитивных ресурсов преодоления. Степень выгорания снизилась у безработных в возрасте 35–50 лет, которые не работали более трех месяцев. Однако это наблюдалось только у тех, кто не потерял веру в свои силы, надежду найти достойную вакансию и получал сильную поддержку со стороны близких людей или семьи. Существенное снижение степени выгорания отмечалось у женщин‑менеджеров, регулярно занимавшихся в группах танцевально‑экспрессивного тренинга, причем таковое отмечалось сразу по двум компонентам: эмоциональному истощению и редукции личных достижений. Как показывают исследования, если степень выгорания достаточно высока, то для достижения «обновленности» как вновь обретенного «ресурсного» состояния пассивный отдых явно недостаточен. Он должен сопровождаться активным и целенаправленным восполнением внешних и внутренних ресурсов стрессоустойчивости. На первом этапе человеку, подвергнувшемуся выгоранию, полезны уединение и тишина; ему следует свести к минимуму все контакты с другими людьми, в особенности с теми, кто служит носителем негативных эмоций, рабочих (профессиональных) стрессов. Восстановлению психической «свежести» помогают общение с природой и любимыми домашними животными, путешествия. На втором этапе необходимо ежедневно работать над собой, чтобы укрепить здоровье, приумножить ресурсы жизнестойкости и сформировать стиль жизни вне стрессов. Это переструктурирование иррациональных убеждений и неконструктивных моделей поведения, планирование новых целей и задач личностного роста, трансформация отношений к жизненным и рабочим стрессам и др. Одновременно с этим важным представляется совершенствование психической саморегуляции – самостоятельное или в оздоровительных группах (освоение медитации, аутогенная тренировка, занятие йогой, цигун и др.).
На третьем этапе – реализация в реальной жизни нового нестрес‑согенного стиля жизни с применением конструктивных моделей поведения, навыков эффективного общения и психической саморегуляции. Наблюдение за людьми, подверженными выгоранию, показало: на первой стадии (1‑3‑я фазы по модели Голембиевского и Мунзенридера) признаки выгорания проявляются эпизодически и непродолжительны. В этом случае человек может помочь себе сам. Этому содействуют психофизическая релаксация (расслабление), организация перерывов в работе и прочие приемы саморегуляции, направленные на снижение рабочего стресса. На второй стадии выгорания (4‑5‑я фазы) симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек, находясь на первых двух стадиях выгорания, может восстановиться, используя техники самопомощи, способен развивать умение управлять собой или обратиться за профессиональной помощью к психологу‑консультанту. Однако чтобы вернуться к прежнему состоянию свежести и бодрости, к так называемому состоянию «обновленности», лицу, испытывающему выгорание, требуется приложить немало усилий для восполнения утраченного, либо научиться жить с тем, что есть, либо радикально изменить свою жизнь и прежде всего себя. Признаки и симптомы третьей стадии выгорания (6‑8‑я фазы) уже хронические. Для восстановления необходима квалифицированная помощь специалистов по стресс‑менеджменту или психотерапии. Если степень выгорания высока, приемы самопомощи почти не приносят обновляющего эффекта и даже профессиональная помощь мо ж ет не дать быстрого облегчения и возрождения «сгоревших дотла». И все же нельзя терять веру и надежду, для чего мы рекомендуем ежедневно использовать формулы самовнушения: Я хочу восстановить душевное равновесие и энергию… Я могу и буду делать все, что намечено мной по самообновлению… Мне нравится заботиться о себе и заниматься самосовершенствованием, укрепляя свои ресурсы, вырабатывая новый стиль жизни, развивать позитивное мышление.
Я верю в успех! Каждое предложение может быть досказано с учетом личных целей и ситуации. Предложения должны содержать только положительные утверждения (без частицы «не»).
Технология «самообновления»
Если вы обнаружили у себя признаки выгорания и не хотите превратиться в «пепел», то рекомендуем составить личный план «самообновления», в который должны войти: постановка новых целей и задач вашего личностного роста; освоение и активное использование специальных техник восстановления «сгоревших» ресурсов жизнестойкости и позитивного мироощущения. Например, это: определение новых целей в работе и личной жизни; приобретение новых знаний и навыков эффективного общения с другими людьми и отношения к себе; личностный рост (стремление к самоактуализации); обучение или помощь малоопытным коллегам (подчиненным); развитие лидерских умений; оптимизация режима труда и отдыха; периодическая переоценка себя и своих достижений; сбалансированный образ жизни; изменение микроклимата в своем доме и семье; преобразование «стрессового» стиля жизни в «нестрессовый». Специальное внимание следует уделить совершенствованию умений управлять своим временем, поскольку дефицит времени, как и неразумное его использование, приводит к переживанию неудовлетворенности своими результатами и «загнанности». Полезные советы по управлению своим временем можно найти в литературе по тайм‑менеджменту.[122] «Ловушки времени», способствующие редукции личных достижений (Зайверт, 1995) Обычные ошибки – бегство от дел 1. Ублажение себя. (Делать только то, что доставляет удовольствие.) 2. Беспредметное общение с другими. (Продолжительные разговоры по телефону. Предлог для «пустой» болтовни.) 3. Длительное времяпрепровождение у телевизора, откладывание непрочитанного, несделанного, «переливание из пустого в порожнее». 4. Непродуктивные способы работы. (Делать работу за других, решать чужие проблемы. Переживать за других. Давать советы другим, когда этого не просят.) 5. «Бессмысленные» перемещения (по городу, офису и т. д.). 6. Мечтания вместо четкого планирования и реальных действий. 7. Планирование без контроля над выполнением планов. 8. Чрезмерное старание – наведение идеального порядка, обсуждение подробностей. Постоянный контроль подчиненных. 9. Трата времени на вредные привычки, например курение. 10. Откладывание дел на «потом». 11. Нерациональные – разрушающие – эмоции (злость, обвинение, беспокойство, жалость к себе, ненависть и др.). При составлении плана «обновления» можно воспользоваться представленной ниже технологией «накопления ресурсов» и примерами отдельных техник, описанных выше (в предыдущем разделе книги).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.94.217 (0.011 с.) |