Профессиональные факторы выгорания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные факторы выгорания



Давно признано, что работа с определенными группами больных является дополнительным психотравмирующим фактором для специалистов‑психологов или психотерапевтов. К таким группам относятся люди старческого возраста, хронически или смертельно больные, пациенты, требующие интенсивного ухода, новорожденные, психически больные, лица, употребляющие психоактивные вещества, и пациенты с агрессивным и угрожающим поведением. Выгорание считают исключительно расстройством сверхпреданных и трудолюбивых работников, а эти группы «трудных» больных в целом имеют ряд общих особенностей, которые притягивают преданных идеалистов; некоторые из этих пациентов плохо поддаются лечению, заставляя медицинских работников переживать чувство бессилия от невозможности облегчить страдания других.

 

По числу публикаций проблема выгорания медсестер и специалистов по уходу за больными занимает второе место после рассмотрения педагогических профессий. Однако выгорание среднего и младшего медперсонала и его профилактика все еще изучены недостаточно.

Наше исследование было посвящено изучению сферы переживаний у медсестер с различной выраженностью синдрома выгорания. Было обследовано 68 сотрудниц хирургического и реанимационного отделений в возрасте от 25 до 45 лет. В результате нами установлено, что в работе медицинских сестер количество ситуаций с негативными переживаниями существенно больше, чем с положительными переживаниями.

Частота переживаний медсестер в профессиональных ситуациях представлена на рис. 3.4. Для оценки этих переживаний использовался контент‑анализ высказываний данной группы лиц о профессионально трудных ситуациях.

Преобладание негативных переживаний в работе медсестер – важная причина развития у них выгорания. Сравнительный анализ работников с низкой степенью выгорания (1‑3‑я фазы) и с высокой степенью выгорания (6‑8‑я фазы) по модели Голембиевского показал существенные различия между ними по частоте негативных и позитивных переживаний (рис. 3.5).

Из рисунка видно, что подвергшиеся выгоранию медсестры имеют больший дисбаланс между позитивными и негативными переживаниями, нежели их коллеги с низким уровнем выгорания.

Наибольшая интенсивность негативных переживаний проявляется в ситуациях общения медсестер с родственниками больных и вышестоящим руководством (администрацией), а позитивных – в ситуациях общения с коллегами (табл. 3.4).

Рис. 3.4. Переживания медсестер в профессиональных ситуациях

Рис. 3.5. Переживания медсестер с разной степенью выгорания

Таблица 3.4

Интенсивность переживаний, баллы

Результаты данного исследования свидетельствуют о необходимости специальных внутриорганизационных мероприятий, направленных на предупреждение негативных переживаний медицинского персонала. Таковыми, например, могут быть повышение культуры делового общения, снижение уровня напряженности в деловом общении, использование системы подкрепления позитивного отношения к выполняемой работе и привлекательности работы в данном медицинском учреждении, психологическая разгрузка во время дежурства или после него. Важно также создание такой психологической атмосферы и организационной культуры, которая способствует балансу позитивных и негативных переживаний, сопровождающих работу медицинского персонала в конкретном учреждении.

 

Список литературы

 

Роберте Г. А. Профилактика выгорания // Вопросы общей психиатрии. 1998. Вып. 1.

Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт, 1998.

Golembiewski R. Т., Munzenrider R. T. Phases of Burnout: Developments on Concepts and Applications. New York: Praeger, 1988.

Freudenberger H. J. Staff Burnout // Journal of Social Issues. 1974. V. 30.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.004 с.)