Рф, Г. Уфа, фгбоу во «бгпу им. М. Акмуллы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рф, Г. Уфа, фгбоу во «бгпу им. М. Акмуллы»



 

Совершенствование системы высшего образования в России на сегодняшний день можно считать важнейшей предпосылкой динамичного развития современного общества. Ключевыми составляющими успешной образовательной деятельности на наш взгляд можно считать следующие: четко выстроенная и качественно проработанная система взаимосвязи государственного регулирования и поддержки, организация и реализация доступных специальных программ подготовки и переподготовки студентов, наличием современной технической и технологической инфраструктуры. При этом эффективность системы высшего образования выражается в подготовке мобильной, быстро обучаемой, инициативной молодежи, способной активно применять знания и умения во всех сферах жизнедеятельности.

Контроль как функция управления в системе образования объективно необходим на всех уровнях. Как и в других областях общественной деятельности в сфере образования осуществляется контроль плана намеченных действий, реализации решений и утвержденных целевых программ.

Современная система высшего образования России руководствуется требованиями законодательства Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, типовыми положениями об образовательных учреждениях.

Минобрнауки России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

- высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;

- научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий;

- развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов;

- социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики и др. [2].

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Функциями Рособрнадзора выступают:

- контроль и надзор упраздненного Министерства образования Российской Федерации;

- контроль и надзор в сфере науки упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

Рособрнадзор действует на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 885; Регламента внутренней организации Рособрнадзора, утвержденного приказом Рособрнадзора от 19.07.2011 № 1691 [1].

Ключевым документом, регламентирующим деятельность образования в РФ, является Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273 от 29 декабря 2012 г. В частности, в нем предусмотрено, что: ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит контроль исполнения законодательства РФ в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов (ст.28).

Целью контроля в процессе ведения образовательной деятельности является разработка и осуществление эффективного управленческого воздействия, призванного способствовать максимальному снижению и ликвидации возможных нежелательных профессиональных (образовательных), экономических, финансовых и других последствий выявленных недостатков и нарушений.

В процессе контроля решаются следующие задачи:

- выбор конкретного объекта контроля;

- определение контролируемых параметров (направления развития системы образования в целом и данного образовательного учреждения, утвержденные показатели и сроки);

- применение наиболее эффективной методики контроля;

- выявление и документальное оформление отклонений;

- подготовка предложений о принятии необходимого управляющего воздействия;

- утверждение соответствующим руководителем предложенного управляющего воздействия и организация его осуществления.

С позиции науки контроль рассматривается как форма обратной связи, посредством которой управляющая система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и степени реализации управленческих решений, законов, постановлений, приказов, инструкций, положений, правил, заданий, норм, целевых программ, методических указаний, уставов и других локальных нормативных актов.

Контроль профессиональной (образовательной) деятельности осуществляется как внешний, так и внутренний, предварительный, текущий и последующий, путем специальных инспекционных проверок и в ходе комплексных ревизий. Такой контроль осуществляется как в органах управления образованием, так и непосредственно в образовательных учреждениях.

По способу организации различают следующие методы контроля: обследование, анализ, экспертиза, наблюдение (мониторинг), надзор, ревизия и проверка.

Наибольший эффект достигается на практике посредством применения образовательных организациях следующих методов контроля:

- плановая и внезапная проверка;

- тематическая и комплексная проверка;

- документальная и фактическая проверка;

- выборочная и сплошная проверка;

- сквозная и встречная проверка.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) представлены требования обязательные при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по различным направлениям подготовки.

В частности, в ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» прописаны аспекты направления подготовки по формам обучения, срокам получения образования; даны характеристики профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата. Особую важность представляют требования к результатам освоения программы бакалавриата, выраженные в общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенциях. Теоретическое и практическое освоение компетенций ФГОС ВО предполагает, что выпускник по итогам изучения базовой и вариативной части, прохождения трех видов практик и сдачи государственной итоговой аттестации должен обладать достаточными знаниями, умениями и навыками в области менеджмента и управления организацией.

В процессе образовательной деятельности ключевые моменты ФГОС подробно раскрываются в Учебных планах каждого направления и профиля. В Учебном плане бакалавриата по направлению и профилю подготовки 38.03.02 «Менеджмент» «Менеджмент организации» соответственно подробно расписан календарный учебный график по месяцам и неделям на все годы обучения с выделением теоретического обучения и рассредоточенными практиками, а именно: экзаменационными сессиями, учебной, производственной и преддипломной практиками, подготовкой к сдаче и сдаче государственного экзамена, каникул, нерабочих праздничных дней, продолжительностью обучения.

Сводный план данного документа состоит из 3 блоков, которые постатейно расписаны в дисциплинах (модулях) базовой и вариативной части, практик, государственной итоговой аттестации и факультативов.

Таким образом, система высшего образования в России ориентирована на соблюдение контроля как на внешнем (макроуровне), так и на внутреннем (внутривузовском уровне).

 

Список литературы

1.Официальный сайт РОСОБРНАДЗОР email: pochta@obrnadzor.gov.ru

2.Официальный сайт Министерства науки и высшего образования info@minobrnauki.gov.ru

 

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Нигматуллина И. И.,

РФ, г. Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы

Габитова Э.М.

РФ, г. Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы

 

Принцип активности обучающихся в процессе квалифицированной подготовки кадров выступает одним из главнейших принципов профессионального обучения и формирования дополнительных профессиональных компетенций [2]. Под активностью обучающегося в процессе образования понимается деятельность, характеризующая себя высочайшим уровнем мотивации, осознанной необходимостью к освоению профессиональных компетенций, результативностью и соответствием социальным нормам.

Известно, что каждая технология обучения подразумевает использование средств, которая активизирует и интенсифицирует деятельность учащихся. Данные технологии в профессиональном образовании получили общее название – технологии интерактивного обучения. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы освоения компетенций (усвоения знаний, формирования умений и навыков) в процессе тесного взаимодействия обучаемого и преподавателей как субъектов образовательной деятельности. Главный смысл этих технологий заключается в том, что они основываются не только на процессах восприятия, памяти, внимания, но, так же на творческом, продуктивном мышлении, общении, поведении, при том обучающий процесс построен таким образом, что при обучении они учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации [3].

Педагогическая (дидактическая) игры занимает особенное место среди технологий интерактивного обучения. Спектр возможностей педагогических и дидактических игровых форм обучения довольно широк, но в практике они применяются не в полном объеме. При этом, теория и практика профессионального образования демонстрирует нам, что компетенции могут быть сформированы только в процессе самостоятельной деятельности, в следствие чего процесс образования должен быть построен так, чтобы обучающиеся оказывались в условиях, содействующих их становлению. Для этого требуется формирование конкретных ситуаций, выбор соответствующих организационных форм, методов и средств обучения, воспитания.

Как нам уже известно важнейшими из педагогических игр являются деловые и ролевые игры. Именно данные педагогические технологии мы решили рассмотреть, как педагогическую технологию для формирования дополнительных профессиональных компетенций. Для этого рассмотрим каждый из видов более подробно.

Предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности наиболее широко рассматриваются в деловой игре, в которой могут быть смоделированы такие системы отношений, характерные только для данной деятельности, а также с помощью которых можно сформировать дополнительные профессиональные компетенции. Любой участник усваивает абстрактные, знаковые по форме знания в реальных процессах подготовки и принятия решений, регуляции игровых и учебных действий, принимая те нормы отношений, которые действуют в производственных коллективах, подчиняясь им, согласуя личностные интересы с интересами иных участников, каждый обучающийся принимает свою активную позицию [4].

Вербицкий А. А. определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, характерные для данной деятельности как целого. Такое воссоздание достигается за счет знаковых средств, ролей и моделей, проигрываемых другими людьми. При верной организации игры, обучающимся выполняется квазипрофессиональная деятельность, то есть деятельность профессиональная по форме, но по своим результатам и основному содержанию учебная [1].

В сравнении с традиционными формами обучения (например, лекцией) результативность деловых учебных игр достигается не только за счет более полного описания реальных условий профессиональной деятельности, но и за счет более полного личностного включения обучаемого в ситуацию игры, усиления межличностного общения, наличия ярких эмоциональных переживаний, успеха или неудачи. В отличие от тренинговых и дискуссионных методов в игре есть возможность направленного вооружения обучаемого эффективными средствами для решения задач, которые задаются в игровой форме и воспроизводящих весь контекст значимых элементов профессиональной деятельности.

К отличительным свойствам деловых игр проблемной направленности относятся:

- наличие в предлагаемой проблемной ситуации реальной профессиональной задачи, которая требует от ее участников использования профессиональных знаний, умений с целью принятия решений;

- моделирование соответствующих реальной производственной действительности атрибутов: обстановки, социально-психологической установки взаимоотношений активных участников (руководитель - подчиненный; специалист - помощник);

- наличие компетентного специалиста в качестве участника игры, который осуществляет организацию действий участников;

- наличие и разделение ролей согласно основному сценарию, который связан с моделированием ситуации профессиональной деятельности;

- наличие одной командной цели у игроков. Они обязаны быть одной командой, поскольку именно от их компетентных действий зависит успех поставленной задачи. Ошибки допустимы (они не приводят в данном случае к реальным потерям), но нежелательны, поскольку демонстрируют еще недостаточную профессиональную компетентность игроков;

- множество альтернатив для решения.

Деловые игры позволяют обсудить решения, которые будут приняты, рассмотреть различные варианты и смоделировать их использование.

Ролевая игра - это интерактивный метод, позволяющий обучаться на собственном опыте методом специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.

В таблице 1 мы рассмотрели сравнительную характеристику деловых и ролевых игр.

 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.019 с.)