Россия, Г. Уфа, бгпу им. М. Акмуллы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия, Г. Уфа, бгпу им. М. Акмуллы



 

В современном мире образование играет решающую роль. Уже невозможно единожды обучиться и использовать полученные знания в работе. Требуется обучаться постоянно, повышать квалификацию.

Одним из способов решения этой задачи является дистанционное обучение, которое имеет целый ряд преимуществ, как для обучающегося, так и преподавателя.

Дистанционное обучение может использоваться при получении высшего и среднего профессионального образования, а так же и для дополнительного профессионального обучения, в виде специальных курсов повышения квалификации.

Данный вариант очень удобен для работающих людей, так как обучаться можно в удобное время после работы или в выходные.

Таким образом, экономия времени является одним из важнейших преимуществ дистанционного обучения. Причем экономится не только время обучаемого, который не тратит время на дорогу до места обучения и может обучаться в любое подходящее для него время, а также для преподавателя.

Для дистанционного обучения, как правило, используются подготовленные заранее материалы (видео-лекции, тестовые материалы и прочее), которые можно подготовить один раз и в дальнейшем использовать неограниченный период времени, внося необходимые коррективы только при устаревании материала.

Еще одно преимущество дистанционного обучения – это использование современных технологий и возможность проведения занятий в игровой форме. Такой материал лучше усваивается, так как изучать его намного интересней.

Кроме этого можно обучаться в своем темпе и самим определять образовательную нагрузку.

Дистанционное обучение также дает возможность обучать неограниченное количество учащихся, так как не нужно тратить средства на аренду помещений для обучения.

Однако, не смотря на все преимущества, дистанционное обучение не лишено недостатков.

Одним из главных их них является недостаток мотивации, в связи с чем процесс обучения может растягиваться на неопределенные сроки или вообще оставляться на середине пути. Поэтому необходимо использовать дополнительные способы мотивации при прохождении обучения.

Целью мотивации обучения персонала является стимулирование обучающихся проходить обучение полностью, а также развивает самостоятельность и самоорганизованность.

Способом решения данной проблемы может быть использование бально-рейтинговой системы при дистанционном обучении.

Рейтинг – с английского rating – это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг – метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей. (Б.Г. Ананьев)

Рейтинг студентов – метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом (В.С.Аванесов).

Балльно-рейтинговая система – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин (М.П. Батура, Л.В. Ломако).

В основе балльно-рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.

Основной алгоритм балльно-рейтинговой системы контроля знаний

1. Весь курс обучения по предмету разбивается на тематические модули, контроль по которым обязателен.

2. По окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.

3. В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка.

Данная технология дает возможность обучающимся проходить обучение более эффективно, стимулирует их завершать обучения быстрее за счет сравнения с баллами других обучающихся. Игровой и соревновательный эффект дает дополнительную мотивацию к прохождению обучения.

Как правило, обучающие материалы размещаются на специальных сайтах в Интернете, куда обучающиеся попадают, используя свой личный логин и пароль.

Данные сайты можно создавать самостоятельно с помощью программистов либо использовать готовые решения, например, getcourse.ru

Обучающие материалы могут создаваться в видео, аудио или текстовом формате. Кроме этого можно проводить обучающие вебинары с последующем выкладыванием записей на закрытом сайте.

Для проведения вебинаров можно использовать специальные вебинарные площадки, например, pruffme.com.

Либо проводить прямые трансляции с помощью youtube или социальных сетей (вконтакте, facebook). Этот способ хорошо подходит для открытых мероприятий с целью привлечения большого количества участников.

Для небольших групп обучающихся можно использовать средства видео-конференций (скайп, гугл-хангаутс). При данном варианте преподаватель может проводить индивидуальную работу с каждым участником.

Формой контроля при дистанционной форме обучения могут выступать тесты и практические задания (с автопроверкой или проверкой самим преподавателем).

Рассмотрим использование технологии в дистанционном обучающем центре «Азбуха».

В центре каждый обучающий курс, как правило, разбит на модули. В каждом модуле несколько уроков. В конце урока обучающимся предлагается пройти тест, по окончании которого присваиваются баллы.

Количество баллов зависит от сложности и размеров выполняемого задания. Итоговые баллы суммируются и дают возможность обучающимся использовать их на приобретение других обучающихся курсов проекта.

Также планируется внедрить возможность дополнительного поощрения наиболее активных обучающихся.

На первом этапе необходимо продумать, сколько баллов и за какие задания будут присваиваться.

По умолчанию баллы присваиваются за покупку курсов и за ответы на задания. Далее накопленные баллы можно использовать на покупку других курсов проекта, чтобы будет мотивировать получать баллы.

Затем необходимо сделать нужные настройки в обучающей системы. Обучение в дистанционном центре «Азбуха» происходит при помощи специальной платформы getcourse. По умолчанию в данную платформу уже встроено начисление баллов за выполнение заданий. За каждое задание начисляется 5 баллов. Также за прохождение модуля и выполнения всех его заданий добавляются награды.

Отдельные баллы начисляются за заполнение анкет. Например, внедрено анкетирование на входе в учебный процесс, в ходе которого проверяется имеющийся уровень знаний, а также опрос обучающихся об их целях и необходимости обучения.

По окончанию обучения предлагается заполнить еще одну анкету, в которой задаются вопросы о степени удовлетворенности обучения, а также удалось ли достичь своих целей и получить необходимый уровень знаний в ходе проведения обучения.

 

Далее полученные баллы можно конвертировать в рубли, которые обучающиеся могут использовать на покупку курсов и тренингов.

 

 

Технология балльно-рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

- домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),

- информационная активность (заполнение анкет на входе и выходе обучения),

- участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала.

В дальнейшем можно добавить соревновательный эффект в прохождение модулей и уроков курсов. Чтобы обучающиеся видели, сколько баллов набрали остальные участники и могли участвовать в соревновании. К сожалению, в текущей платформе данная возможность пока не реализована. Но такое есть в других обучающих платформах, например, antitrening.ru.

Что касается конкретных цифр, то в настоящее время всего 20% от начавших обучение проходят его полностью. Внедрение предложенных мероприятий предположительно позволит увеличить этот процент до 50-60%.

Помимо пользы для самих обучающихся, это даст возможность проекту работать более эффективно и получать больше обратной связи от лиц уже закончивших обучение, тем самым, совершенствуя и развивая проект исходя из полученных отзывов.

Балльно-рейтинговая система активизирует работу обучающихся во время прохождения курса, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность.

Кроме использования балловой системы, можно использовать сертификаты, которые подтверждают, что обучающийся завершил курс.

Сертификат можно использовать при устройстве на работу, а также на своем нынешнем месте работы для подтверждения более высокого уровня своих знаний.

В заключении можно отметить, что дистанционное обучение является важным компонентом современного образовательного процесса, и со временем его роль будет только увеличиваться, так как появляются новые технологии, которые смогут помочь организовать дистанционное обучение более удобно и продуктивно. Поэтому при условии достаточной мотивации можно добиться значительного улучшения в прохождении курсов и дать дополнительную мотивацию обучающимся.

 

Список литературы

1. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых [Текст]/ Аверченко Л. К. // Философия образования. – 2011. – № 6 (39). – С. 322-329.

2. Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении [Текст]/ Ольнев А. С. // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - N 1. - С. 96.

3. Рауш Л. И. Компьютер как инструмент самореализации и саморазвития человека [Текст]/ Рауш Л. И. // Среднее образование: управление, методика, инновации. - 2012. - № 1. - С. 71-77.

4. Самари Ш. М. Пути применения дистанционного обучения в системе образования [Текст]/ Самари Ш. М. // Аспирант и соискатель. – 2009. – N 5. – С. 84-88.

5. Топунова М. К. Оценка качества знаний учащихся при дистанционном обучении в системе начального общего образования [Текст]/ Топунова М. К. // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 2. – С. 31-42.

6. Усова С.Н. Электронное обучение в профессиональном образовании: тенденции и направления развития [Текст]/ Усова С.Н. // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2017. – № 1. – С. 21-32.

 

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кудашева Р.И.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.012 с.)