Сравнительная характеристика деловых и ролевых игр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика деловых и ролевых игр



Ролевые игры Деловые игры
Как действовать участникам не описано, а даны только роль, ситуация и задание, самим определить: цель, задачи, интересы, замысел и алгоритм действий. Указаны конкретные дей­ствия. Поставлена конкретная задача, требующая решения.
Участники полностью погружаются в проигрываемую игру. Решая ситуацию, участники следуют строгой инструкции. Погружения в роль не требуется.
В игре акцент на поведение и реакцию участников. Особый акцент на действиях и на то, как участники достигают цели.
Направленность на изменение установок и поведение участников. Направленность на поиск решения конкретных задач в условиях реальной деятельности компании.
Тренер – консультант, который помогает осознать участникам неэффективные формы поведения с помощью демонстрации их через опыт группы. Тренер – фасилитатор, который направляет ход работы.
Ролевые игры не могут быть организованы как самостоятельное мероприятие. Деловые игры могут быть организованы как самостоятельное мероприятие.
Участие всей группы невозможно, кроме исполнителей конкретных ролей. Участие всей группы обязательно.

 

Ролевые и деловые игры могут быть применены в качестве метода обучения, для того, чтобы предостеречь будущих специалистов от вероятных ошибок в своей профессиональной деятельности, жизненных ситуациях, научить правильно выходить из любых проблемных ситуаций.

Различие ролевой игры от деловой состоит в том, что деловая игра проблемной направленности базируется на абсолютно реальных проблемных ситуациях профессиональной деятельности. Деловые игры же формируют те необходимые профессиональные компетентности и самостоятельное критическое мышление, которые могут позволить принимать взвешенные, профессионально грамотные решения в проблемных ситуациях.

Ролевая игра решает несколько иные задачи. Она моделирует реальные ситуации или создаёт вымышленные, даже фантастические, сказочные, но все ситуации должны включать в себя определенную социально значимую проблему. Ее главная задача – не формирование профессиональных компетентностей, а именно решение какой-то социальной, межличностной задачи.

Таким образом, рассмотрев две наиболее распространенные и современные педагогические технологии мы можем говорить о том, каждая из рассмотренных технологий имеет свои плюсы и минусы, свои цели и задачи, дают разные возможности для реализации поставленных целей, например, направленность ролевой игры это – изменение установок и поведения участников, а деловой – на поиск решения конкретных задач в условиях реальной деятельности компании.

Но главное в том, что деловые и ролевые игры могут быть использованы в комплексе как педагогическая технология по формированию дополнительных профессиональных компетенций и быть отличными помощниками педагогов профессионального образования в подготовке студентов.

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2017. – 336 с.

2. Габитова Э.М., Вахидова Л.В. Производственно-ориентированные педагогические условия формирования транспрофессиональных компетенций/ Э.М. Габитова, Л.В. Вахидова // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 6-1 (113). – С. 68-72.

3. Плаксина И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие / И. В. Плаксина; Владим. гос. ун-тим. А. Г. иН. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-воВлГУ, 2014. – 163 с.

4. Сивашинская Е. Ф., Пунчик В. Н. Педагогические системы и технологии: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик; под. общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. — Минск: Экоперспектива, 2010. – 196 с.

 

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Гильметдинов А.Р.

РФ, г. Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы

Вахидова Л.В.

РФ, г. Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы

Мировое сообщество, включая Россию, вступило в новый этап развития цивилизации – построение информационного общества. Этот процесс называют третьей социально-технической революцией, информатизацией общества. Информатизация общества не обошла стороной и образование. На сегодняшний день большинство имеет представление о роли и месте информации в развитии общества, об информационной ситуации в мире, о месте России в глобальном информационном обществе, перспективах информатизации всей страны и образования в частности. Много ученых, в том числе и отечественных, писали работы об информационном обществе. В нашей статье мы хотели бы вспомнить японского профессора Йоней Масуда, автора работы «Информационное общество как постиндустриальное общество» [1]. Масуда обосновал и обобщил основные характеристики информационного общества и выделил 17 критериев-различий индустриального и информационного общества, а так же предсказал социальные проблемы информационного общества. «Причина будущих социальных проблем вызвана противоречием между быстрой трансформацией общества и медленной адаптацией личности к этим изменениям» – пишет Масуда. Актуальность этой проблемы мы можем увидеть в нашем образовании. В российских школах, несмотря на широкое вхождение ИКТ в школьную практику, одной из основных причин, тормозящих процесс информатизации образования, является проблема недостатка кадров, владеющих новыми технологиями и способных включать их в свою профессиональную деятельность, хотя большинство учителей прошли курсы повышения квалификации, направленные на применение ИКТ на уроках.

Для анализа уровня ИКТ компетентности часто применяют рекомендации ЮНЕСКО, построенные с учетом подходов к информатизации школы, которые связаны с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде. Первый подход – «Применение ИКТ» – требует от учителей способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы. Второй – «Освоение знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире. Третий – «Производство знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества [2].

Как мы писали выше, в школах есть учителя, у которых не сформированы даже так называемые базовые ИКТ компетенции. Это учителя, которые работают в школе уже более 10-20 лет. Возникает вопрос «как они работали и продолжают работать и по сей день, с минимальным знанием компьютера, если рабочие программы составляются в электронном варианте, если в некоторых школах применяется электронный дневник, если администрация требует прохождения курсов повышения квалификации по применению информационных технологий»? Рабочие программы скачиваются и распечатываются с интернета не без помощи кого-нибудь (родственники, друзья, коллеги). Заполнение электронного дневника перекладывается на учителя информатики. Прохождение КПК, как правило, проходит лишь формально, т.к. имеет коммерческую основу.

Человек, обучавшийся в школе и вузе двадцать и более лет назад, отличается от того, который сегодня уже с детского возраста связан с компьютером. Поменялись внутренние психологические характеристики личности, стиль мышления, самооценка, способы и содержание общения. При формировании базовых ИКТ компетенция у людей старшего возраста необходимо соблюдение следующих условий:

- учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей взрослых и их потенциальных возможностей;

- блочное структурирование учебного материала, отражающее логику познавательной деятельности взрослого.

- стимулирование познавательной самостоятельности на основе развития рефлексивных учебных действий;

- развитие творческой активности на основе создания творчески ориентированной среды [3].

Для сформирования базовых ИКТ компетентностей мы предлагаем создать специальную информационно-образовательную программу, состоящую из следующих блоков:

1. Общие сведения о компьютерах:

Знакомство с видами информации и способах ее передачи, историей создания вычислительной техники, типы компьютеров, принцип работы компьютера. Педагог на­глядно показывает устройства компьютера: мониторы, принтеры, сканер, ксерокс и др. Работа с клавиатурой, программы-тренажеры быстрой печати, комбинации на клавиатуре. Способы выделения текстов. Работа с папками и программами, установка и удаление программ. Графический интерфейс ОС, персональная настройка.

2. Пакет MS Office (PowerPoint, Word, Excel):

Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звуки на слайдах. Демонстрация презентаций. Текстовый редактор Word. Интерфейс программы – структура окна программы. Создание документа. Форматирование документов. Сохранение, открытие и создание нового документа. Предварительный просмотр документа, печать. Использование панели инструментов «Рисование». Создание нумерованных и маркированных списков. Создание колонтитулов, вставка символов.

3. Основы работы в глобальных информационных сетях:

Локальная компьютерная сеть. Глобальная компьютерная сеть. Браузеры. Поиск информации в интернете. Почтовые сервисы. Образовательные сайты. Работа в чатах, регистрация на почтовом сервере. Использование облачных технологий. Социальные сети. Этика общение в глобальной сети интернет.

4. Системы дистанционного обучения:

Обзор дистанционных курсов. Регистрация в СДО, работа с ресурсами, работа с тестами, форум.

Каждый последующий блок основывается на полученных ранее знаниях и, таким образом, в процессе изучения нового материала происходит закрепление ранее изученных знаний. Конечной целью нашей программы будет являться не только обучение азам компьютерной грамотности, но и формирование для каждого педагога персонифицированной информационно-образовательной среды.

Персонифицированная информационно-образовательная среда – это специально организованный процесс трансформации субъекта путем выполнения деятельности с определенной структурой по преобразованию содержания среды в соответствии с заданными индикаторами и с помощью совершенствуемых информационных технологий, реализующих макро- и микронавигацию, интерактивное взаимодействие и субагентный подход. [4].

Простыми словами, педагог, прошедший обучение по нашей образовательной программе, учится делать первый шаги в современном мире технологий и информации, выбирает собственную траекторию развития и присоединяется к модели непрерывного образования с использованием современных средств ИКТ.

Мы считаем, что предлагаемая программа обучения позволит педагогам получать только необходимые знания, пропуская ту информацию, которая уже известна. То есть, времени тратится меньше, денег тоже, результат выше. Кроме того, наша разработка может быть внедрена в систему мобильного обучения, можно будет проходить онлайн-проверку знаний, слушать аудиолекции и смотреть обучающие короткие видео или презентации там, где удобно обучающемуся. И, наконец, в программе предусматривается реализация концепции перевернутого обучения, где соединены преимущества традиционного образования за партами и онлайн-образования за гаджетами.

 

Список литературы

1. Masuda, Y. The Information Society as Post-Industrial Society. World Future Society. Washington, D. C. USA, 1981. 171 p.

2. UNESCO ICT COMPETENCY FRAMEWORK FOR TEACHERS/ FRANCE, PARIS 2011. – 95 р.

3. Рукина, Наталия Михайловна. Формирование компьютерной грамотности взрослых в сфере дополнительного образования [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. М. Рукина. - Оренбург, 2010. - 23 с.

4. Вахидова Л.В. Персонифицированная информационно-образовательная среда: концепция подготовки компетентного специалиста средствами обучающей программы // Педагогический журнал Башкортостана. № 2 (51). 2014. С. 77–83.

 

ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Емелёва М. Д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 2172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.013 с.)