Оценка выполнения здоровьесберегающих условий на уроке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка выполнения здоровьесберегающих условий на уроке



Цель задания: овладеть навыками анализа и применения здоровьесберегающих технологий на уроке.

Методика выполнения задания: 1. Посещение уроков студентов, однокурсников на педпрактике.
2. Заполнить карту выполнения здоровьесберегающих условий на уроке. Внимательно изучить приложения (Гигиенические критерии рациональной организации урока; Характеристики здоровьесберегающих технологий на уроке).

(Таблица заполняется на уроке учителя во время педпрактики (ОБЪЕКТИВНО!)) Ставим *

Критерии оценки: 0 - действия отсутствуют; 1 - слабо выражены, отмечаются изредка; 2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 - сильно выражены, наблюдаются постоянно.

 

  I. Действия педагога и учащихся        
    Учитель
    1.Проконтролировал готовность помещения к началу урока (достаточно освещено, проветрено, не запылено)        
    2. Способствует рациональной организации рабочих мест учащихся        
    3. Организовал включение учеников в учебную деятельность с учетом последствий предыдущих занятий (возбуждение, утомленность и т.д.)        
    4. Организует поддержание нормальной осанки учеников, при необходимости корректирует ее        
    5. Организует физические упражнения, физкультминутки        
    6. Использует приемы снятия эмоционального напряжения учащихся        
    7. На уроке создана уважительная, доброжелательная атмосфера        
    Учащиеся
    8. Большинство быстро включается в учебную деятельность        
    9. Действия свидетельствуют об их интересе к организованным учителем занятиям        
    10. Отсутствуют внешние признаки страха, стресса        
    11. Не наблюдается признаков значительной утомленности        
     
    II. Здоровьесберегающие действия педагога        
    Действия по поддержанию физического здоровья учащихся
    1. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья        
    2. Организует целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности учащихся        
    3. Организует правильное дыхание учащихся в ходе учебной работы        
    4. Организует зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения, обучает рациональной технике зрительного восприятия        
    5. Указывает учащимся на положительные и отрицательные примеры личной гигиены в их социальном окружении        

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Непосредственно образовательный компо­нент здоровьесберегающих педагогических техно­логий реализуется в профессиональной деятель­ности учителя в учебном процессе. Ему необходи­мо обратить внимание на целый ряд аспектов. Среди них особого внимания заслуживают следую­щие вопросы, которые необходимо решать в обуче­нии:

  • Учет в обучении индивидуальных особен­ностей школьников. Они включают целый ряд генотипических и фенотипических критериев. К первым относятся пол, тип темперамента, до­минирующее полушарие мозга, преобладающий тип памяти и др. последствиями.
  • Число видов учебной деятельности, исполь­зуемых учителем на уроке. Нормой считается 4-7 видов на урок. Однооб­разность урока способствует утомлению школь­ников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо по­мнить, что частые смены видов деятельности тре­буют от учащихся дополнительных адаптацион­ных усилий, а это также способствует росту утом­ляемости.
  • Позы учащихся и их чередование в зависи­мости от характера выполняемой работы. Вни­мание учителя к этому аспекту требуется в связи с тем, что значительная часть деформаций позво­ночника формируется именно в школьном возрас­те. Кроме того, характер позы школьника на уроке может служить показателем его психологичес­кого состояния, связанного с отношением к учите­лю. Например, диктат педагога ведет к тому, что ученики заметно напряжены, ожидая негативных реакций педагога в виде чрезмерных требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отража­ется на их характерах.

· Включение в содержательную часть урока, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым об­разом жизни. Для этого при рассмотрении учеб­ного материала учитель может прибегнуть к де­монстрации примеров, прослеживающих такие связи, обратить внимание на формирование отно­шения к человеку и его здоровью как к ценности, на выработку понимания сущности здорового об­раза жизни и потребности в нем, по мере возмож­ности вырабатывать индивидуальный способ бе­зопасного поведения, практиковать обсуждение возможностей и последствий выбора того или ино­го поведения и т.д.

· Учет закономерностей динамики измене­ний умственной работоспособности в течение урока. Общая закономерность ее изменений в том, что в первые 5 мин любого урока идет привыка­ние к учителю и предмету. После этого работо­способность постепенно повышается, достигая оп­тимума приблизительно к 10-й мин. Устойчивая работоспособность длится около 10-15 мин в на­чальной школе, 20-25 мин в основной школе и 25-30 мин в старшей. Таким образом, примерно к 20-25-й, 30-35-й и 35-40-й мин урока на разных сту­пенях обучения соответственно отмечается утомление, которое не только означает снижение продуктивности учебной работы, но и заставляет организм работать с большим напряжением.

С учетом динамики изменений умственной ра­ботоспособности можно рекомендовать следующие виды педагогической деятельности на раз­личных этапах урока (табл.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.004 с.)