Кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности



Кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности

 

 

Задание по школьной гигиене

В период педагогической практики

ФИО студента

________________________________________________________

 

Факультет, отделение______________________________________

 

курс, группа_____________________________________________

 

№ школы__________класс___»_____»

 

 

Время прохождения практики с _____ по_________2019г.

 

 

Методист: доцент Максиняева М.Р.

 

ДАТА СДАЧИ ОТЧЕТА__________

 

Москва 2019

Задание № 1

Оценка санитарно - гигиенического состояния школы № _______

( соответств. подчеркнуть )

1. Школа:

А) удаленность от мест скопления людей, транспортных магистралей, промышленных предприятий: далеко - близко,

Б) наличие школьного двора: есть - нет,

В) наличие спортивной площадки: есть – нет,

Г) ориентация окон: Юг, Ю-З, Ю-В,

Д) этажность: 2 – 3 – 4 – 5.

2. Спортивный зал:

А) возможность проведения занятий: по волейболу, баскетболу, гимнастики (подчеркнуть),

Б) душ: есть - нет,

В) раздевалка: есть ­­– нет,

какое состояние: удовл – неуд,

Г) возможность регулирования светового режима: есть – нет.

3. Школьная столовая:

А) количество посадочных мест: достаточно - не достаточно,

Б) уборка помещения (чистота): соблюдается – не соблюдается,

В) наличие умывальников: есть – нет,

чистота: соблюдается – не соблюдается,

Г) холодильник: есть – нет,

Д) повседневный контроль за работой столовой: соблюдается –

не соблюдается,

Е) все ли учащиеся получают горячие завтраки: да – нет,

Ж) на какой перемене: вторая – третья.

Выводы, предложения:

 

 

ЗАДАНИЕ № 2

Оценка санитарно-гигиенических условий школьного кабинета/класса

Задачи:

1.Определите размеры школьных кабинетов, вычислите общую площадь и площадь на одного человека по формуле: (S на одного человека(кв.м)= ……

S кабинета(кв.м): количество учеников в классе). Сравните полученные результаты с санитарно-гигиеническими нормами (см. приложение).

2. Используя комнатный термометр измерить температуру (t) в классе перед занятиями и после занятий (в классных комнатах замеры проводят у доски на уровне головы учащегося). Сравните полученные результаты с санитарно – гигиеническими нормами (см. приложение).

3.Сравните соответствие с санитарно- гигиеническими требованиями длительность сквозного проветривания кабинетов в зависимости от наружной температуры воздуха (см. таблицу в приложение).

Проанализировать полученные материалы путем их сравнения с нормативными данными. Сделать заключение о соответствии их гигиеническим требованиям.


 

Приложение 2

1.Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

- не менее 2,5 м2 на 1го обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не менее 3,5 м2 на 1го обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2. В зависимости от высоты помещений выделяют различные значения необходимой площади: — при высоте 3,5 м на одного учащегося требуется не менее 1,43 м2, — при высоте 3м—1,7 м2, — при высоте 2,5 м —2,2 м2.

2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С.

Задание № 3

Гигиенические рациональные характеристики школьного расписания


Параметры расписания

Гигиенически рациональные характеристики параметров


1. Начало занятий и их сменность

Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 ч. Запрещается проведение нулевых уроков. Лучшее время для начала занятий — 8.30-9.00 ч, с организацией их только в 1-ю смену.


2.Продолжительность урока

Для учащихся начальной школы рекомендуется 35 мин., в остальных классах — 45 мин.


3. Малые и большие перемены 4. Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах

Длительность малых перемен не должна быть менее 10 мин, а больших — 20-30 мин. 5-минутные перемены могут быть только после 30-35-минутных уроков. Лучше иметь две большие перемены по 20 мин с расположением их после 2-го и 3-го уроков. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх средней интенсивности.


4. Распределение по урокам учебных предметов в зависимости от их трудности

Учебные предметы по трудности должны быть распределены в течение дня в соответствии с поурочной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы ставятся на те уроки, когда работоспособность детей максимальна. Наиболее высокая работоспособность у младших школьников отмечается на 1 — 3-м уроках, оптимальная — на 2-ом уроке. Учебные предметы по трудности (с условной оценкой в баллах) располагаются в ранговомпорядке.


5. Распределение учебных предметов различной трудности!!! по дням недели

Учебные предметы по трудности должны быть распределены в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы должны приходиться на дни наиболее высокой работоспособности. Загруженность учебного дня можно определить количеством уроков и трудностью предметов (по баллам). Целесообразно распределять учебную нагрузку следующим образом: вторник и среда в 1 кл. — 4 урока с суммарной трудностью предметов до 25-27 баллов; во 2-4 кл. по 5 уроков, до 29 баллов (2 кл.) и до 30-32 баллов (3-4 кл.). Понедельник — 4 урока с суммарной трудностью предметов до 20 баллов (1-2 кл.) и до 22 баллов (3-4 кл.)- Четверг — 4 урока с суммарной трудностью предметов до 15-16 баллов (1-2 кл.) и до 17 баллов (3-4 кл.) Пятница — 4 урока с суммарной трудностью предметов до 18 баллов (1-2 кл.) и до 20 баллов (3-4 кл.). Суббота — 4 урока до 20 баллов (1-2 кл.) и до 22 баллов (3—4 кл.). + 3-й урок физкультуры


6. Распределение по урокам сходных по характеру учебных действий предметов

При освоении школьных предметов на уроках детьми выполняются преимущественно следующие виды учебных действий: аудиовизуальные, речевые, локомоторные, счетно-решающие, аналитико-синтетические. Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы не желательно располагать на смежных уроках. Например, сходными предметами для 1-4 кл. являются: русская литература — национальная литература — история; русский язык — национальный язык; труд за станком — физкультура; ручной труд — рисование.


7. Сдвоенные уроки по изучению одного учебного предмета

Для облегчения адаптации первоклассников необходимо уменьшить число уроков на первой неделе. В течение первого года обучения используется ступенчатый режим: 1-я четверть — 3 урока по 30 мин; 2-я четверть — 4 урока по 30 мин; 3-я и 4-я четверти — 4 урока по 45 мин.


ПРИЛОЖЕНИЕ С

Гигиенические требования к расписанию уроков в школе

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
    при 6-дневной неделе при 5-дневной неделе
  -  
     
3-4    
     
     
     
     
     
10-11    

 

ЗАДАНИЕ № 4

Приложение 2

Гигиеническая организация перемен.

Для поддержания работоспособности на протяжении дня помимо правильного построения и расписания уроков имеет значение организация перемен. Они должны быть достаточными по длительности, так как снятие утомления складывается из двух фаз: 1) восстановления и 2) упрочения достигнутого состояния восстановления. Если отдых ограничится только первой фазой, то новая, даже незначительная нагрузка сразу же возвращает организм в состояние сниженной работоспособности. Время упрочения восстановления работоспособности зависит от степени утомления и видов отдыха. Исходя из средней степени утомления, за гигиеническую норму принята длительность малых перемен 10 мин, большой — 30 или двух больших перемен по 20 мин каждая. Недопустимо сокращать длительность перемен ни за счет задержки детей на уроке, ни за счет предварительных звонков с перемены. Перемена важна и для проветривания класса.

Наибольший эффект имеют так называемые «подвижные перемены», проводимые на воздухе. Лица, ответственные за подвижные перемены (ученики дежурного класса, учителя), должны четко выполнять свои обязанности. Рекомендуется для каждого возраста организовывать одновременно несколько игр, чтобы была возможность выбрать наиболее интересную или поиграть самостоятельно (вдвоем, втроем, попрыгать со скакалкой и др.). Игры проводятся не только на больших, но и на малых переменах. Они заканчиваются за 2—3 мин до звонка на урок, что позволяет подготовиться к предстоящему уроку. «Подвижная перемена» обеспечивает 200- 1200 движений, удовлетворяет до 10 % суточной потребности детей в движениях, сохраняет двигательный покой на уроке, является резервом здоровья.

В обязанность медсестры школы входит контроль за санитарным состоянием мест, где проводятся перемены, а также за игровой нагрузкой в момент игры и на последующем уроке (определяется по частоте пульса).

Задание № 5

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Непосредственно образовательный компо­нент здоровьесберегающих педагогических техно­логий реализуется в профессиональной деятель­ности учителя в учебном процессе. Ему необходи­мо обратить внимание на целый ряд аспектов. Среди них особого внимания заслуживают следую­щие вопросы, которые необходимо решать в обуче­нии:

  • Учет в обучении индивидуальных особен­ностей школьников. Они включают целый ряд генотипических и фенотипических критериев. К первым относятся пол, тип темперамента, до­минирующее полушарие мозга, преобладающий тип памяти и др. последствиями.
  • Число видов учебной деятельности, исполь­зуемых учителем на уроке. Нормой считается 4-7 видов на урок. Однооб­разность урока способствует утомлению школь­ников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо по­мнить, что частые смены видов деятельности тре­буют от учащихся дополнительных адаптацион­ных усилий, а это также способствует росту утом­ляемости.
  • Позы учащихся и их чередование в зависи­мости от характера выполняемой работы. Вни­мание учителя к этому аспекту требуется в связи с тем, что значительная часть деформаций позво­ночника формируется именно в школьном возрас­те. Кроме того, характер позы школьника на уроке может служить показателем его психологичес­кого состояния, связанного с отношением к учите­лю. Например, диктат педагога ведет к тому, что ученики заметно напряжены, ожидая негативных реакций педагога в виде чрезмерных требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отража­ется на их характерах.

· Включение в содержательную часть урока, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым об­разом жизни. Для этого при рассмотрении учеб­ного материала учитель может прибегнуть к де­монстрации примеров, прослеживающих такие связи, обратить внимание на формирование отно­шения к человеку и его здоровью как к ценности, на выработку понимания сущности здорового об­раза жизни и потребности в нем, по мере возмож­ности вырабатывать индивидуальный способ бе­зопасного поведения, практиковать обсуждение возможностей и последствий выбора того или ино­го поведения и т.д.

· Учет закономерностей динамики измене­ний умственной работоспособности в течение урока. Общая закономерность ее изменений в том, что в первые 5 мин любого урока идет привыка­ние к учителю и предмету. После этого работо­способность постепенно повышается, достигая оп­тимума приблизительно к 10-й мин. Устойчивая работоспособность длится около 10-15 мин в на­чальной школе, 20-25 мин в основной школе и 25-30 мин в старшей. Таким образом, примерно к 20-25-й, 30-35-й и 35-40-й мин урока на разных сту­пенях обучения соответственно отмечается утомление, которое не только означает снижение продуктивности учебной работы, но и заставляет организм работать с большим напряжением.

С учетом динамики изменений умственной ра­ботоспособности можно рекомендовать следующие виды педагогической деятельности на раз­личных этапах урока (табл.).

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Литература

Основная:

1.Безруких М. Здоровьесберегающая школа. М., Московский психолого- социальный институт, 2008г.

2. В. Р. Кучма. Гигиена детей и подростков. Медицина, 2004г.

3. Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., АРКТИ. 2005г.

Дополнительная:

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л. И. физическая культура: молодежь и современность. М., 2007

2. Жуков Е. Давай посмотрим мир. Образовательная программа по охране зрения.

М., Чистые пруды. 2005 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей»)

3. Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Учитесь на здоровье. Здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке. М., Чистые пруды. 2007

(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей», вып. 22)

4. Казакова Т. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении. Методическое пособие. М., Чистые пруды. 2007

(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей», вып. 4(16)

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., «ВАКО». 2007

6. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. М., 2000

7. Пискунов В.А., Максиняева М.Р. и др. Здоровый образ жизни. Учебное пособие. М., «Прометей», МПГУ. 2012

8. Сухарев А.Г., Цыренова Н.М. Технология обучения, способствующая укреплению здоровья детей в современной школе. Методическое пособие. М., МИОО. 2004

9. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие. (под ред. Л.В.Баль, С.В. Барканова и др.). 2008.

10. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Научно-практический сборник инновационного опыта. М., Народное образование, Ставрополь «Ставропольсервисшкола». 2003

11. Целебная сила движений. Физкультминутки и подвижные игры в школе. М., Чистые пруды. 2008 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей», вып. 1(7)

 

Кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности

 

 

Задание по школьной гигиене



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.026 с.)