Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.

Поиск

Особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию.
При проектировании предметно-игровой среды в старших группах мы, прежде всего необходимо ориентироваться на цели развития и воспитания детей, исходить из сущности требований современной педагогики, активной роли ребёнка и взрослого в этом процессе.
Предметно-игровую среду в старшей группе организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещать по принципу нежесткого центрирования, что позволит детям объединяться подгруппами по общности интересов.
При организации предметно-игровой среды учитывать проявление интересов у детей к проблемам, выходящим за рамки из личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносить оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровую среду организовывать так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр; сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Создавая игровую среду, нужно будить познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.
Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. В связи с этим для детей старшей группы можно разработать примерную тематику сюжетно-ролевых игр например: бытовые («Семья», «Семейный праздник», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «Поездка на дачу» и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Агентство по продаже недвижимости», «Супермаркет», «ГИБДД», «Редакция газеты», «Дизайнерская студия», «Автосалон» и т.д.), общественные («Соревнование», «Школа», «Театр», «Цирк»), игры-путешествия («По родному краю», «В теплые страны», «По сказкам», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие на север» и др.), игры по сказкам.
Для каждой темы игры определить цели и содержание. Например, цель игры «Строитель»: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержание этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн, постройки и сдача объекта. Была спланирована предметно-игровая среда и спроектирована перспектива ее развития.
Больше внимания уделялять организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно «Телевидение», «Исследователь», «Редакция журнала (газеты)», «Корпорация «Билайн», «Химчистка», «Дизайнерская студия», «Банк». Можно спланировать пополнение и обновление предметно-игровой среды для большинства запланированных игр.
Атрибутика для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в связи с их особенностями восприятия окружающей действительности должно быть более детализирована. Например, для игры «Экологи» можно предлагать детям планы, карты, схемы местности, экологические знаки, «Красная книга», набор «Лаборатория», паспорта на различных животных и растений и т.д., а для «Дизайнерской студии» - альбомы по оформлению интерьеров, образцы тканей, обоев, краски, декоративные украшения, альбомы по флористике, фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений и др.
Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр комплектовать по коробкам, сделать надписи с названием игры и картинки, обозначающие ее тематику. Таким образом, дети будут иметь возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, остаются на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохраняется интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, использовать для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Мобильность создаваемой предметно-игровой среды позволит детям ее трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. В то же время большое внимание уделять функциональной надежности и безопасности среды. Современное оборудование и игровой материал должен соответствовать эстетическим требованиям.
При этом по ходу реализации примерного плана после окончания каждого игрового процесса вместе с детьми в непринужденной обстановке провести анализ характера их игрового взаимодействия: выявить свои минусы и плюсы, обсуждать проблемные ситуации, возникшие у детей в игре, и совместно принимать их правильные решения.
После проявления самостоятельности детей в играх: знаний правил; умения организовывать обстановку для игры; умения распределять роли и выполнять их; умения подчиняться установленным правилам; умения разрешать конфликтные ситуации; умения согласовывать свои действия друг с другом.
Дети будут принимать активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой самостоятельно развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, просмотре диафильмов, в полной мере использования предметно-игровой среды.

Вывод.

Таким образом, предметно-игровая среда при соблюдении следующих психолого-педагогических условий стимулирует детей к развитию высокого уровня игровых умений в игровой деятельности:
• целенаправленной организацией предметно-игровой среды в соответствии с принципами: активности; стабильности — динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциональности; закрытости — открытости учета половых и возрастных различий; современности и наукоемкости; вариативности и обогащенности, функционального комфорта; надежности и безопасности;
• обеспечении безопасной предметно-игровой среды для жизни и здоровья ребёнка;
• реализации личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка;
• обеспечении своевременной трансформации предметно-игровой среды с учетом изменения жизненного и игрового опыта детей, а также нового содержания и усложняющегося уровня игровых умений;
• организации непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовывать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу;
• создании условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них, в зависимости от своих интересов и желаний, а также эмоционального состояния, мог найти себе удобное и комфортное место;
• обеспечении качества и оптимального количества игр, игрушек, игрового оборудования;
• представлении детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др.;
• обеспечении доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребёнка;
• ведущей роли педагога, который создает предметно-игровую среду, организует ее направляющее воздействие, поддерживает познавательную активность детей, направленную на освоение и преобразование предметно-игровой среды.
Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:
• учитывать закономерности развития игровой деятельности,
• соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов;
• носить развивающий характер,
• соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребёнка, т.е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

Список использованной литературы.

1. Епончинцева Н.Д. Организация развивающей среды в ДОУ / автореф. дис. конд. пед. наук. Белгород: БГУ, 2001. 23 с.
2. Зайцев С.В. Школа оценки дошкольной среды / разработана в соответствии с программой «Сообщество». М., 2000. 12 с.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник. 6-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 416 с.
4. Коменик Н.П. Самовоспитание детей старшего в творческой сюжетно-ролевой игре / автореф. дис. на соиск. учен. степ. конд. психол. наук. М.: МПГУ, 2000. 18 с.
5. Максимова Г.Ю., Русова Л.Г. Предметно-пространственная игра в контексте отечественной педагогики развития (в дошкольном проекте программы «Сообщество»). Актуальные проблемы педагогики: сб. научных трудов. Вып. 4. Владимир: ВГПУ, 2000. С. 35-40.
6. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации. М.: Центр инноваций в педагогике. 1995. 64 с.
7. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Кводро». // Дошкольное воспитание. 1998. №4.
8. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2004. №1. С. 6-10.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999. 358 с.
10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: 2001. 365 с

 

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышение квалификации) специалистов Московской области.

Педагогическая академия последипломного образования.

Кафедра дошкольного и младшего школьного возраста

ЭССЕ

По теме «Развивающая среда в группе»

 

Слушательницы курса:

«Обучение и развитие дошкольников»

Оганисян Н. Ю.

МДОУ Д/с № 12 г. Чехов

2010г

Целенаправленно организованная предметно- развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Мы уважаем потребности ребенка в движении, в общении, в познании.

В нашей группе «Почемучки» (дети3-4лет), благодаря родителям созданы условия для развития детей. Спасибо родителям! Была приобретена мебель для игровых зон (уголок природы, уголок ряженья, физкультурный уголок, кухня).

Предметно-игровую среду группы организовали таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Мебель и оборудование устанавили так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния. Мы исходили из таких принципов: разнообразие, доступность (открытость), зонирование.

Предметно-развивающую среду группы мы поменяли исходя из того, что у нас в группе больше девочек и чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, “перерастает” ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

В нашей группе «Почемучки» имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрёшки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, разноцветные кубики, мячи, машинки, куклы, книжки с цветными картинками и др.).

 

Имеется игровой материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра).

Имеется игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты; аудиовизуальные средства (магнитофон).

Имеются материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, раскраски, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и прочее).

. Имеются игры и оборудование для развития навыков ходьбы и других движений, инвентарь и оборудование для физической активности детей (игрушки, которые можно катать, бросать, массажный коврик).

Для наших детей созданы условия для развития конструктивной деятельности, имеем мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительные материалы, разнообразные конструкторы (деревянные, пластмассовые, с различными способами соединения деталей). Имеются мозаики, разрезные картинки, пазлы и др. Имеется бросовый и природный материал для художественного конструирования.

Мы постарались создать условия для экологической культуры детей. Имеются наглядные пособия, иллюстрированный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры и пр.), уголки озеленения (комнатные растения), рассматриваем растения, делаем поделки из природного материала, проводим элементарные опыты (сажаем лук, наблюдаем за ростом), ухаживаем за аквариумными рыбками.

Имеются образцы предметов народного быта, национальных костюмов, куклы в национальных костюмах.

Развивающая среда в группе постоянно наполняется новыми материалами.

Игровое пространство должно быть таким, чтобы дети свободно занимались одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу, т е необходимости пространства для проявления активности детей. Но на практике мы сталкиваемся с проблемой ограниченности помещении групповых комнат.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.008 с.)