Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воинский устав о пехотной службе↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Воинский устав о пехотной службе Печатано в Типографии Ученого Комитета по Артиллерийской части. С.-Петербург. 1811 год.
© 2012 OCR, подготовка текстовой версии - Игорь Андреев-Попович, Екатеринбург (http://andreevigor.livejournal.com) Оглавление
Как полк строится. 4 О назначении мест штаб, обер и унтер-офицерам в батальоне. 5 О показании мест музыкантам. 6 О подпрапорщиках и унтер-офицерах под знаменами. 6 О обучении полков. 6 О обучении офицеров. 6 О обучении унтер-офицеров. 6 Отделение первое. Школа рекрут или солдат. 7 Разделение школы рекрутской. 7 Школы рекрутской часть первая. 8 Урок 1. О выправке, или как должно стоять солдату. 8 Урок 2. О поворотах. 10 Урок 3. О шаге тихом и скором. 11 Урок 4. О принимании. 11 Школы рекрутской часть вторая. 13 Урок 1. Как стоять под ружьем и с оным маршировать. 13 Урок 2. О приемах ружьем. 13 Урок 3. О заряжании ружья. 19 Урок 4. О пальбе. 24 Школы рекрутской часть третья. 29 Урок 1. О марше фронтом нескольких человек. 29 Урок 2. О марше и захождении по рядам. 32 Урок 3. О равнении. 33 Урок 4. О захождениях. 35 Отделение второе. О ротном учении. 39 Урок первый. 40 Глава 1. Как строить роту, о расчете оной и постановлении всех чинов по местам. 40 Глава 2. Как отступать шеренгам. 41 Глава 3. О осмотре ружей. 42 Глава 4. О равнении пошереножно. 42 Глава 5. Как приступать шеренгам. 43 Глава 6. О равнении с примкнутыми шеренгами. 43 Глава 7. О ружейных приемах и поворотах. 44 Урок второй. 45 Глава 1. О заряжании по команде. 45 Глава 2. О заряжании без команды. 45 Глава 3. О шаржировании дивизионом и шеренгами. 45 Глава 4. О шаржировании плутонгами. 47 Глава 5. О шаржировании рядами. 48 Глава 6. О шаржировании на заднюю шеренгу. 48 Урок третий. 49 Глава 1. О марше фронтом тихим и скорым шагом. 49 Глава 2. Как останавливать марширующий дивизион и оный выравнивать. 51 Глава 3. О принимании фронтом и о марше в пол-оборота. 51 Глава 4. О примыкании фронтом и о осаживании фронтом. 53 Глава 5. О марше фронтом на заднюю шеренгу. 53 Урок четвертый. 54 Глава 1. О марше по рядам. 54 Глава 2. О захождении по рядам. 55 Глава 3. О построении фронта по рядам на походе, направо и налево. 55 Глава 4. Идучи по рядам, как строить взводы и отделения. 56 Урок пятый. 58 Глава 1. О захождении повзводно. 58 Глава 2. О марше повзводно. 59 Глава 3. О перемене дирекции, идучи повзводно. 60 Глава 4. Как останавливать марширующую взводную колонну с полными дистанциями, и о захождении во фронт. 62 Глава 5. О захождении по отделениям из фронта и о захождении отделений во фронт на месте и на походе. (План XVII, фигура 1 и 2). 64 Урок шестой. 66 Глава 1. О вздваивании нескольких рядов во взводе и о вводе оных в свои места. 66 Глава 2. О марше повзводно вольным шагом и о различных движениях сим шагом. 68 Глава 3. О вздваивании взводов и о построении оных. 69 Глава 4. О марше по отделениям с правого и левого флангов взводов и о построении оных, и о марше справа и слева рядами. 71 Глава 5. О контр-марше. 72 Глава 6. Из взводной колонны с полными дистанциями как строить фронт в боевой порядок направо или налево. 73 Глава 7. О построении дивизиона на походе. 75 Глава 8. О смыкании колонны на полувзводные дистанции. 75 Глава 9. О смыкании в густую колонну. 76 Глава 10. О построении дивизиона на месте из густой колонны. 77 Глава 11. О перемене фронта. 78 Глава 12. О равнении повзводно вперед. 80 Общие замечания, касающиеся до ротного учения. 81 Об обучении стрелять в цель. 82 О приемах знаменем. 82 О приемах шпагою. 83 О приемах ружьем по унтер-офицерски. 85 Планы школы рекрутской, ротного и батальонного учения. 88
Часть I. О строевой службе.
Как полк строится.
Пехотный полк состоит из трех батальонов, которым именоваться: первым, вторым и третьим. Когда полк строится в боевой порядок, первому батальону быть на правом фланге, возле оного становится второй и потом третий батальон. Каждый батальон состоит из четырех рот; в гренадерских полках: из роты гренадер и трех фузилерных; в пехотных полках из роты гренадер и трех мушкетерских; в егерских полках: из роты гренадер и трех егерских. Во всех полках как линейной, так и легкой пехоты распределение рот по батальонам одинаково.
В пехотных полках:
Первый батальон состоит: из первой гренадерской роты, первой, второй и третьей мушкетерских рот. [2] Второй батальон состоит: из второй гренадерской роты, четвертой, пятой и шестой мушкетерских рот. Третий батальон состоит: из третьей гренадерской роты, седьмой, восьмой и девятой мушкетерских рот. Каждая рота делится на два взвода; в гренадерской роте первый взвод состоит из гренадер, а второй из стрелков, прочие роты делятся также на два взвода, из коих называть первый – первым, а другой вторым. Когда батальон строится в боевой порядок, гренадерский взвод становится на правый фланг батальона, возле оного по порядку, как выше сказано, три мушкетерские роты и, наконец, взвод из стрелков, который и будет стоять на левом фланге батальона. В батальоне четыре роты, а как каждая рота разделена на два взвода, то и будет в батальоне восемь взводов, которым называться: первым (гренадерскому), вторым, третьим, четвертым, пятым, шестым, седьмым (мушкетерским) и восьмым (взводу из стрелков). Первый (гренадерский) и второй взводы составляют первый дивизион; третий и четвертый взводы – второй дивизион; пятый и шестой – третий дивизион; седьмой и восьмой (из стрелков) – четвертый дивизион. Каждый батальон делится на два полубатальона, которые называются: первый полубатальон и второй полубатальон. [3] Первый полубатальон состоит из первого и второго дивизионов, а второй полубатальон – из третьего и четвертого дивизионов. Каждый взвод делится на два полувзвода, которые называются: первый полувзвод и второй полувзвод. Каждый взвод делится на отделения. В каждом отделении должно быть не менее четырех и не более шести рядов. В гренадеры и стрелки выбираются люди, невзирая на рост. Отлично доброе поведение, постоянство и терпение в трудах, мужество и храбрость в опасностях,– суть единые права к сему выбору. Гренадер разделать по росту их на две части. Те, которые больше и виднее, составят гренадер; малые же ростом составят взвод стрелков. Роты ранжируются по росту, начиная справа налево; третью часть, состоящую из самых рослых людей, становить в первую шеренгу, следующую за ними треть в третью шеренгу, а остальную треть во вторую шеренгу. В батальоне первый полубатальон ранжируется с права на лево, а второй полубатальон с лева на право. Шеренга от шеренги становится так, чтобы грудь человека, стоящего во второй шеренге, отстояла от спины стоящего пред ним в первой шеренге на пол-аршина. В батальоне взводы рассчитываются на равное число рядов, перемещая для сего, если [4] нужно будет, из одной роты в другую. Сие не касается до гренадер и стрелков, сколько бы рядов в оных ни было, ибо гренадеры и стрелки в расчет мушкетерами не входят. Во всяком случае, на фланги взводов, полувзводов и отделений становить расторопных и сое дело знающих солдат, ненадежных же и новых становить во вторую и третью шеренги; в первую же шеренгу становить таковых, если то нужно, исключая фланги, как выше сказано. О обучении полков.
Командующий полком – в отсутствии же его старший из штаб-офицеров, заступивший на его место – ответствует за общее обучение офицеров, унтер-офицеров и солдат своего полка. О обучении офицеров.
Офицеру необходимо нужно знать все, что предписано в школе рекрутской, в учении ротном и батальоном. Командующий полком обязан собирать офицеров у себя, или у батальонных командиров, столь часто, сколько будет признавать то нужным для истолкования всех правил школы рекрутской, ученья ротного и батальонного. Офицер, умеющий командовать и совершенно объяснять все, что заключается в сих трех ученьях, почтется офицером, свое дело знающим. При сем обращать внимание на правило и порядок эволюции, не требуя отнюдь от офицеров, чтоб предписанное учили слово от слова. Батальонным командирам собирать офицеров и заставлять оных маршировать, дабы сделали навык ходить равным и одинаковым шагом; стараться тщательно, чтобы во фронте офицер держал себя прямо и имел бы вид приличный офицеру. [8] О обучении унтер-офицеров.
Унтер-офицеров обучать всему предписанному в школе рекрутской и в ротном учении; требовать, чтобы они сами умели с точностью делать все то, что относится к солдатским ружейным приемам к пальбе и маршу; они основательно должны знать также приемы ружьем по унтер-офицерски. Батальонный командир имеет попечение, дабы унтер-офицеры его батальона всему предписанному были совершенно выучены. Весьма нужно толковать им правила школы рекрутской и ученья ротного, равно и всего того, что принадлежит до унтер-офицеров в батальонном учении. Когда случится перемена унтер-офицеров, то каждый фельдфебель должен обучать оных в своей роте; ротному же командиру смотреть, дабы сие с успехом производилось. Полковому начальнику заставлять учить почасту знаменные ряды и унтер-офицеров, на флангах взводов стоящих; наблюдая, чтобы подпрапорщики ходили прямо по данной дирекции и вели шаг установленной величины и равной скорости.
Урок 2. О поворотах. § 13. При поворотах смотреть, чтоб левый каблук всегда был на месте; на оном делать все повороты, вытянув колено, подымая немного носок и наблюдая при каждом приступе, чтобы каблуки были вместе; приступать вдруг с поворотом, коротко и крепко, подымая ногу не выше икры, и чтобы носок левой ноги и правую ногу, которой приступает, в одно время опускать на землю; делая повороты, схватывать за суму с низу правою рукою и относить оную вдруг с приступом живо в свое место, после того быть уже неподвижну. § 14. Повороты делать следующие: направо, налево, в пол-оборота направо, в пол-оборота налево и налево кругом. На-пра- ВО. Один темп. § 15. Поворотясь направо четверть круга, приступить, как сказано в § 13. Во- ФРОНТ. Один темп. Поворотясь налево, делать как в §13. На-ле- ВО. Поворотясь налево четверть круга, делать как в § 13. Во- ФРОНТ. Один темп. Поворотясь направо, делать как в § 13. В пол оборота на-пра- ВО. § 16. Поворотиться в половину поворота направо (или восьмую долю круга) и делать как в § 13. Во- ФРОНТ. Поворотиться налево (восьмую долю круга) и делать как в § 13. В пол оборота на-ле- ВО. Поворотиться в половину поворота налево и делать как в § 13. [18] Во- ФРОНТ. Поворотиться направо (восьмую долю круга) и делать как в § 13. На-лево-кру- ГОМ. В два темпа. § 17. По команде на лево, правую ногу поставить вперед так, чтобы каблук был против носка левой ноги. § 18. По команде кру -ГОМ, подняв носок левой ноги, на каблуке повернуться налево кругом, прочее делать, как в § 13 сказано. § 19. Смотреть, чтобы при поворотах солдат сохранял грудь и тело вперед.
Урок 4. О принимании. § 28. Выучив ходить верно тихим и скорым шагом, обучать приниманию. По команде: Принимай на-пра- ВО. § 29. Сделав шаг левою ногою вперед, начать принимать (план IV). § 30. Первый шаг. Правою ногою ступить косо вперед на аршин от левого каблука, не выворачивая правого носка, дабы левого плеча не выставлять. § 31. Второй шаг. Левою ногою ступить прямо вперед против каблука правой ноги, [21] делая полный шаг, и таким образом продолжать принимание по команде: РАЗ, ДВА, для означения шагов. По команде: Принимай на-ле- ВО. § 32. Первый шаг. Ступить левою ногою косо вперед на аршин от правого каблука, а правою шаг прямо вперед, впрочем, поступать по тем же правилам, как сказано в § 30 и 31. § 33. Для лучшего объяснения правил косого или облического шага останавливать рекрута вначале на каждом шаге. § 34. показав ясно рекруту правила принимания с остановкою на каждом шаге, заставлять его потом принимать направо и налево по томе же правилам, не останавливаясь, сохраняя шаг равный и 75 в минуту, продолжая принимание пока не будет скомандовано прямо. По команде: ПРЯМО. § 35. Тотчас перестать принимать и продолжать идти прямо. § 36. Принимая скорым шагом, делать 120 шагов в минуту, впрочем поступать по правилам принимания тихим шагом. О марше в пол-оборота. По команде: В пол-оборота на-пра- ВО. § 38. По последнему слову, ступив левою ногою, поворотиться на оной в пол-оборота или восьмую часть круга направо, потом ступить правою ногою и продолжать идти, как сказано в § 22, 23 и 24. Во- ФРОНТ. § 39. По сей команде, ступив правою ногою, поворотиться на оной восьмую часть круга налево; левою ногою сделав шаг вперед, продолжать идти, как сказано в § 22, 23 и 24. В пол-оборота на-ле- ВО. § 40. По последнему слову, ступив правою ногою, поворотиться на восьмую часть круга налево, потом левою ногою сделав шаг, продолжать идти, как сказано в § 38. Во- ФРОНТ. § 41. По сей команде, ступив левою ногою, поворотиться на оный осьмую часть круга направо, потом правою сделав шаг вперед, продолжать идти, как сказано в § 38. § 42. Идучи скорым шагом и делая в пол-оборота направо или налево, наблюдать те же самые правила. Общие замечания, относящиеся к прямому и косому, или облическому, шагу. [23] § 43. Чтоб удостовериться, точно ли наблюдаются предписанные правила, обучающему становиться чаще в 10 или 12 шагах впереди, поворотясь лицом к фронту, и если усмотрит, что рекрут, подымая и становя ногу, держит носок так, что подошв не видно, плечи равны и тело не качает, то сие будет доказательством, что все предписанное исполняет. § 44. Обучая двух и трех рекрут разом, не требовать, чтоб они между собою равнялись, дабы не развлечь их внимания, когда же навыкнут ходить шагом равной величины и равной скорости, то весьма легко им будет ходить во фронте и сохранять линию.
Урок 2. О приемах ружьем. § 49. Когда рекрут приобвыкнет держать ружье на плече при всяком движении твердо и без принуждения, тогда учить его приемам ружья, внушая ему с ружьем стоять недвижимо, быть внимательну к команде, делать приемы верно, ловко и проворно. § 50. Ружейным приемам обучать по флигельману; по команде СЛУШАЙ, повернув глаза направо, смотреть на оного, наблюдая при сем, чтоб голова, плечи и тело оставались в том же положении, как то предписано в § 2. § 51. Хотя бы одного человека обучали ружьем, то и тогда заставлять его делать по флигельману, а не по слову, в сем случае обучающий сам показывать будет знак тростью или рукою. § 52. Все приемы делать отрывисто и без размаху, руки от тела не отделять очень далеко, а столько, чтоб, действуя оными, не задевать за пуговицы и амуницию и иметь оные ближе к телу, плеч не выставлять и не заваливать. § 53. Ружейные приемы показывать следующим порядком. [26] На караул. В три приема. Первый прием. § 54. Хватка. Кистью левой руки, приподняв ружье в такую меру, чтобы, охватив изложину, кисть правой руки осталась не выше и не ниже локтя той же руки, повернуть оное так, чтоб курок прижат был плотно к телу снизу левого соска, наблюдая, чтоб повернутое ружье лежало прямо на сгибе плеча, а локоть левой руки не был много отведен в поле; правою рукою, не отделяя локтя от корпуса, схватить за изложину полною рукою (план VI, фиг. 1). Второй прием. § 55. Выноска. Вынесть ружье правою рукою перед собой против средины лица так, чтоб верхний шуруп змейки был против верхних пуговиц, и, не поворачивая ружья никуда, прижать приклад к телу; в то же время вынесть из-под приклада кисть левой руки, ладонью ударить по ремню, и как руку, так и локоть приставить плотно к ружью с левой стороны так, чтоб конец пальцев был против рта, а локоть у кисти правой руки (план VI,. фиг. 2). Третий прием. § 56. Осадка. Правою рукою, опуская, ружье повернуть стволом к телу, а ложею от себя и охватить кистью левой руки сверх ремня четырьмя пальцами над огнивною пружиною, а [27] большой палец, положив по дулу, живее осадить и прижать курком к телу; локоть левой руки и сгиб кисти прижать плотно к себе, дабы ружье не шевелилось, и держать оное в разрез левой ляжки; кисти левой руки с локтем быть наравне, а большому пальцу между дулом и телом; вместе с осадкою ружья правую ногу осадить за левой, каблук плотно, и податься телом немного вперед; кисть правой руки сжать и щипком держаться за изложину так низко, как позволит вытянутая рука (план VI, фиг. 3). На плечо. В два приема. Первый прием. § 57. Приподняв немного ружье, повернуть ложею к телу, а стволом в поле, правою рукою охватить изложину так, чтоб четыре пальца были ниже курка, а большой на змейке, и поставить в левую руку в разрез левой ляжки; правый локоть прижать к телу, и чтоб кисть была наравне с оным, четыре пальца на изложине, а большой на шурупе змейки. Ружье должно быть прямо по отвесу и отделено от тела против средины плеча; в то же время левою рукою, встретив у ляжки приклад, охватить оный, как сказано в §46, и правою ногою приступить крепко к левому каблуку, как сказано в § 13 (план VI, фиг. 4). Второй прием. § 58. Правою рукою толкнуть ружье к плечу, чтоб оно легло на сгиб оного, и проворно [28] отнести руку на свое место, в то же время левою рукою поставить приклад, не отделяя оного от ляжки, как сказано в § 46. § 59. Примечание. Если случится, что рекрут, делая на плечо и приступая, каблук правой ноги поставит не на одну линию с левым или не плотно, то оному позволяется со вторым темпом поправиться, чтоб стать, как сказано в § 2. От дождя. В три приема. Первый прием. § 60. Правою рукою охватить ружье всей кистью против левого плеча, не отделяя локтя. Второй прием. § 61. Правою рукою наклонить дуло вниз, и в то же время левую руку из-под приклада перенести и охватить всею кистью ружье ниже правой руки; большой палец иметь сверх ремня, придерживая оным шомпол, а локоть по ружью, коим прижать его к себе. Третий прием. § 62. Опустить правую руку на свое место; держа ружье от дождя, быть оному ремнем вверх, замок под левой мышкой, конец штыка опущен гораздо ниже колена, но не дотрагиваясь оным до земли; когда сей темп делают в шеренге, то должен всякий взглянуть и выровнять свое ружье с прочими во фронте. [29] На плечо. В три приема. Первый прием. § 63. Левою рукою приподнять ружье дулом вверх, поставить оное прямо, кисть левой руки иметь против плеча, и локоть прижать; в то же время правою рукою охватить за изложину, не отделяя локтя, и чтобы кисть была наравне с оным. Второй прием. § 64. Держа ружье правою рукою, левую опустив, охватить низ приклада и поставить ружье в разрез левой ляжки, как предписано в § 57. Третий прием. § 65. Поставить ружье к плечу так, как сказано в § 58. § 66. Примечание. Часовому, стоящему на часах, держа ружье от дождя, отдавать честь следующим образом. На караул. Делать, имея ружье от дождя. В три приема. Первый прием. § 67. Ударить четырьмя пальцами правой руки сверх ремня выше левой руки и, обернув к низу кисть, схватить теми же пальцами ружье и на том же месте чрез ствол, а большим пальцем сверх ремня. Второй прием. § 68. Приподняв сильно обеими руками дуло кверху, придерживая большим пальцем левой руки шомпол и, выпустив [30] почти ружье из обеих рук, повернуть немного курок вправо и в то же самое время схватить оное обеими руками вместе так, чтоб держать ружье перед собою в таком положении, как сказано в § 55. Третий прием. § 69. Осадку делать тем же образом, как сказано в § 56. От дождя. Делать с караула. В два приема. Первый прием. § 70. Правою рукою охватив изложину и приподняв ружье немного, повернуть его ложею к телу, а стволом от себя, концом же приклада с левой стороны левой ляжки; четыре пальца правой руки вытянув, держать сверх изложины под самым курком, а большой на змейке. В то же время левою рукою схватить ружье на линии глаз, четырьмя пальцами чрез ствол, а большой палец держать по ложу сверх ремня, придерживая оным шомпол, локоть на огнивной пружине и плотно по ружью; при повороте ружья правою ногою приступить к левому каблуку, притом наблюдать, чтоб ружье держать прямо, не уклоняя дула ни в которую сторону. Второй прием. § 71. Правою рукою толкнув приклад под левую мышку, отнести оную проворно на свое место; в то же время левою рукою опустить перед собою дуло к низу так, чтоб конец штыка гораздо был ниже колена, а курок под мышкою. Когда сей темп делают в шеренге, то должен [31] всякий взглянуть и выровнять свое ружье с прочими во фронте. На молитву. Делать, держа ружье у ноги. В три приема. Первый прием. § 72. Правою рукою уклонить ружье влево, не трогая приклада с места; положив оное в сгиб левой руки, придерживать оною ружье. Второй прием. § 73. По показанию. Правою рукою отстегнув у кивера ремень, взять оный у шишечки. Третий прием. § 74. Снять кивер и, опустив оный, взять в левую руку, держа его у пояса верхом от себя, а правую отнести на свое место. § 75. При сем приеме правая рука останется свободна, дабы, читая молитву, каждый мог удобнее молиться. На плечо. В шесть приемов. Первый прием. § 76. По показанию. Взять кивер правою рукою у шишечки. Второй прием. § 77. По показанию. Надеть кивер и, застегнув ремень, держать руку у оного. Третий прием. § 78. Опустив правую руку и вытянув [32] оную, охватить всею кистью ружье ниже левой руки. Четвертый прием. § 79. Правою рукою поставить ружье к ноге и держать, как сказано в § 105 с той разницей, что четыре пальца остаются по ремню, а левую руку отнести на свое место. Пятый прием. § 80. делать по показанию, исполняя, как предписано в § 101. Шестой прием. § 81. Исполнять, как сказано в § 58. На погребение. Делать с караула. В три приема. Первый прием. § 83. Держа ружье на карауле, правою рукою охватить изложину, а левою, приподняв и вывернув ладонью от себя, приложить к ружью так, чтоб конец пальцев был наравне с левым глазом; указательный по ложу, большой сверх ремня, локоть прижат, а руку по ружью. Второй прием. § 84. Охватив левою рукою ружье четырьмя пальцами чрез дуло, уклонить оное около плеча назад и передвинуть кисть немного к замку, имея большой палец на ложе; локоть прижать [33] прямо по телу, в то же время, правою рукою приподняв приклад за изложину, опустить локоть. Ружье должно быть замком вверх, плотно к левому боку, а конец приклада наравне с плечом. Третий прием. § 85. Правую руку отняв, опустить на свое место и приступить правою ногою к левому каблуку. На караул. В три приема. Первый прием. § 86. Правою рукою ударить по изложине и охватить оную четырьмя пальцами сверху, а большим снизу. Второй прием. § 87. Опустив правою рукою приклад книзу, а левою двинув дуло вверх, вынесть ружье около левого плеча на выноску, как сказано в § 55. Третий прием. § 88. Осадку делать, как сказано в § 56. На плечо. В два приема. §89. Делать, как сказано в §§ 57 и 58.
Урок 3. О заряжании ружья. § 118. Главные примечания при заряжании суть: чтоб заряжать ружье не мешкотно и не суетясь; в пальбе прикладываться верно и смело стрелять; для чего при обучении рекрут наблюдать следующее: § 119. При заряжании ружья толковать рекруту о каждом приеме особо, что и за чем [40] следует; ибо он должен многие приемы делать без команды и показания; приемы делать свободно и верно без малейшей торопливости. § 120. Изготовляться, прикладываться и стрелять всегда по команде (исключая, когда шаржируют рядами) и для того командовать коротко и ясно. Примечать, чтобы рекрут, приложась, смотрел по ружью и целил бы в то место, куда стреляет, заставляя его в пальбе всякий раз спускать курок непременно. § 121. Рекрут приучать к заряжанию и пальбе сначала примерно с деревянным кремнем и патроном, как же скоро узнает приемы и будет делать их верно, тогда учить его пальбе с порохом, приучая, чтоб выстрела не боялся и от огня лица не отворачивал.
Как заряжать ружьё. По команде. К заряду. В два приема. Первый прием. § 122. Хватка, которую делать, как сказано в § 54, и в то же время отодвинуть правый каблук за левый, имея оные вместе. Второй прием. § 123. Повернуться в пол-оборота направо на каблуках, правою рукою вместе с поворотом уклонить ружье и в то же время левою рукою встретить оное, подхватив у первой скобки от замка четырьмя пальцами снизу [41] чрез ремень, а большой палец иметь по ложу. Локоть и ружье прижать к телу, дабы тверже держать оное, коему быть, прикладу под локтем правой руки, которым и прижать оный, имея конец дула на линии глаз. Правой руки сжав четыре пальца, большим упереть в огниво (планIX, фиг. 1). § 124. Когда рекрут стоит в шеренге и держит к заряду, то должен взглянуть по шеренге, не шевеля головы, и выровнять свое ружье с прочими во фронте. § 125. Примечание. Когда во фронте делают к заряду, то третья шеренга со вторым приемом правою ногою отступает шаг назад, а левую приставляет к оной, имея их, как прочие шеренги; зарядив же ружье, с командою на плево опять приступает ко второй шеренге. Командовать. По команде с патроном чехлы долой заря- ЖАЙ. В шесть приемов. Первый прием. §126. Со словом ЖАЙ большим пальцем правой руки открыть полку, снять наполошник и подвернуть оный вокруг ружейного ремня; вынуть из сумы патрон, не отделяя для сего кисть от тела, перенесть его ко рту тем же образом и скусить оный до самого пороха; насыпать пороху на полку и закрыть оную, в то же время перенести левую [42] руку под верхнюю скобку ремня и держать ружье на ладони, вытянув пальцы по ложу; правою рукою двумя пальцами держать патрон, сжав его за скушенный конец, дабы порох не высыпался, а прочими за изложину; и локоть опустить. При сем ружье должно быть недвижимо; насыпая порох, смотреть на полку, а, закрывши оную, глядеть уже на флигельмана. Примечание. Смотреть, чтобы рекрут, вынимая патрон из сумы, брал осторожно, дабы других не выронить; на полку насыпал бы пороху столько, сколько нужно и понапрасну оный не рассыпал. § 127. Для лучшего истолкования рекруту, как заряжать ружье, разделять каждый прием на темпы. Взяв к заряду употреблять следующие команды: Первый прием. Разделяется на пять темпов. Первый темп. По команде ОТКРОЙ ПОЛКУ. Правой руки большим пальцем толкнуть огниво вперед так сильно, чтоб с одного раза открыть полку и, сняв с оного чехол, подвернуть его вокруг ружейного ремня. (План IX, фиг. 2). Второй темп. По команде ВЫНЬ ПАТРОН. Правою рукою, не отделяя кисть от тела, открыть суму и, опустив в оную руку, взять патрон и тем же образом вынесть перед собой так, чтоб оный был против рта завернутым концом вверх. а локоть прижать к телу. (План IX, фиг. 3). [43] Третий темп. По команде СКУСИ. Локоть и кисть правой руки приподнять вверх на линию рта, чтоб оные были равны, скусить патрон по самый порох и, опустив локоть, держать патрон, как выше сказано (план IX, фиг. 4). Четвертый темп. По команде СЫПЬ ПОРОХ НА ПОЛКУ. Наклонив патрон, насыпать немного пороху на полку, потом охватить патрон между большим и указательным пальцами скушенным концом вверх, сжав оный, а локоть по прикладу (план IX, фиг. 5). Пятый темп. По команде ЗАКРОЙ ПОЛКУ. Дернув сильно тремя пальцами за огниво к прикладу, закрыть полку в один раз, потом перехватить ружье обеими руками вдруг так, чтобы правой руки тремя пальцами держать чрез изложину сверху, патрон между большим и указательным пальцами скушенным концом вверх, локоть ближе к телу, левую руку подвинув к верхней скобке ремня, держать ружье на ладони, вытянув пальцы по ложу, а большой палец с левой стороны оного (план IX, фиг. 6 и 7). Второй прием. Обороти ружье. § 128. Что делается по флигельману. По показанию повернуться на каблуках во фронт, имея их вместе, с поворотом обеими руками перенести ружье на левую сторону; левой руке оставаться на том же месте, охватив [44] оную четырьмя пальцами ружье через дуло, а большим пальцем через ремень ниже скобки. Оборотя ружье, держать его следующим образом: ствол в поле, курком немного влево, приклад поставить тихо на землю с наружной стороны левой ноги; конец дула против левого глаза немного от себя, почти прямо; левая рука плотно к себе. Оборотя ружье, смотреть на конец дула, не нагибая для сего голову; правою рукою опустив патрон в дуло, взять за конец шомпола на щипок, имея локоть наравне с дулом. Второй прием разделяется на два темпа. По команде: Обороти ружье. Первый темп. По показанию повернуться на каблуках во фронт и придвинуть правый к левому; в то же время обеими руками перенести ружье на левую сторону, не трогая левую руку с места, охватить оной ружье четырьмя пальцами через дуло, а большим через ремень; правою рукою (двумя пальцами) держать патрон скушенным концом вверх, локоть опустить и кисть иметь наравне с дулом; оборотя ружье, поставить тихо на землю с наружной стороны левой ноги, выворотив курок влево; левой руки кисть прижать к ляжке, дуло уклонив направо, иметь против левого глаза, отделив немного от себя, и смотреть на конец оного, не нагибая для сего головы. (План IX, фиг. 8). [45] Второй темп. По команде ПАТРОН В ДУЛО. Правой руки локоть поднять вверх наравне с дулом и, повернув кистью к себе, положить патрон в дуло скушенным концом вниз; высыпав весь порох, опустить патрон и взять за конец шомпола на щипок, имея локоть наравне с дулом (план IX, фиг 9). Третий прием. Вынь шомпол. КомандоватьШОМПОЛ. § 129. Что исполняется по сей команде. Одним разом из всех трубок выдернуть шомпол и вложить нижний конец в дуло; руку почти совсем вытянуть и держать шомпол на щипок, имея кисть наравне со штыком. (План IX, фиг. 10). Четвертый прием. Прибей. КомандоватьБЕЙ. § 130. По сей команде крепче прибить заряд, опустив сильно весь шомпол в дуло, и, выдернув оный, вложить нижний конец в трубки и держать за верхний на щипок наравне со штыком. (План IX, фиг. 11). Примечание. В полках, где шомполы с нижнего конца тоньше верхнего, то для прибивания заряда оборачивать оные следующим образом. [46] Третий прием. Вынь шомпол. КомандоватьШОМПОЛ. Что исполняется по сей команде. Вытянув во всю правую руку шомпол, оставив конец в последней трубке, перехватить его против глаз и, выворотив ладонь в поле, иметь четыре пальца к себе, а большой с наружной стороны шомпола, коим прижать его к ладони; а локоть опустить по шомполу и смотреть на флигельмана; по показанию, выдернув шомпол из последней трубки, перевернуть его верхним концом вниз ладонью от себя и вложить оный немного в дуло. Шомпол поворачивать прямо перед собою между левым глазом и штыком, дабы, стоя в шеренге, не задеть концом возле стоящего человека. Третий прием разделяется на два темпа. Первый темп. По команде ВЫНЬ ШОМПОЛ. Выдернув шомпол во всю правую руку, оставив конец в верхней трубке и вывернув ладонью от себя, взяться за шомпол против глаз вытянутыми пальцами к себе, а большой палец с наружной его стороны так, чтобы шомпол был у сгиба большого пальца, а локоть опустить по шомполу (план IX, фиг. а). Второй темп. По показанию оборотить шомпол, выдернув совсем из [47] трубки шомпол; повернуть его толстым концом вниз, оборачивать шомпол прямо перед собою между левым глазом и штыком, дабы нижним концом, стоя в шеренге, не задеть возле стоящего человека; повернув шомпол, верхний конец вложить немного в дуло и держать вытянутой рукою на щипок наравне со штыком (план XI, фиг. b). Четвертый прием. Прибей. КомандоватьБЕЙ. Что исполняется по сей команде. Крепче прибить заряд, опустив сильно весь шомпол в дуло, правою рукою держать за конец на щипок, локоть опустить и смотреть на флигельмана. По показанию: выдернуть шомпол, оставив конец немного в дуле, и, перехватив его, вывернуть ладонь от себя против глаз, а локоть иметь по шомполу. По второму показанию: вынуть совсем шомпол из дула, перевернуть его от себя тонким концом вниз и вложить оный в трубки, держа на щипок за верхний его конец наравне со штыком. Четвертый прием разделяется на три темпа. Первый темп. По команде при- БЕЙ. Сильно правою рукою толкнуть в дуло шомпол, взять за конец шомпола у самого дула на щипок, а локоть опустить. [48] Второй темп. Вынимать шомпол. По показанию: выдернув из дула шомпол во всю правую руку, оставив конец немного в оном и вывернув ладонь от себя, перехватить против глаз вытянутыми пальцами к себе, а большим пальцем с наружной стороны шомпола. (План IX, фиг а). Третий темп. Оборачивать шомпол. По показанию: выдернув совсем из дула шомпол, перевернуть его толстым концом вниз, наклоняя для сего четырьмя пальцами от себя. Оборачивать шомпол прямо перед собою между левым глазом и штыком, а, повернув, вложить тонкий конец в трубку и держать на щипок за самый конец наравне со штыком (план IX, фиг. b). Пятый прием. в ложу. Командовать: в- ЛОЖЬ. § 131. Что исполняется по сей команде. Одним разом вложить шомпол в трубки и опустить правую руку на свое место, в то же время левую совсем вытянуть и поставить приклад к самому носку, имея ружье по ляжке, а дуло против самого сгиба плеча и смотреть прямо (план IX, фиг. 12). Шестой прием. На плечо. Командовать: на- ПЧО. § 132. Левою рукою приподняв ружье, [49] подхватить под курком; в то же время левою рукою взять за конец приклада, а правую отнести на свое место, поставив ружье к плечу, как предписано в § 46. По команде: К заряду. В два приема. Первый и второй приемы исполняются, как предписано в § 122 и123. Командовать: По команде без патрона: заря- ЖАЙ. В шесть приемов. Первый прием. § 133. Со словом ЖАЙ. Открыть полку, перенести правой руки кисть около тела к суме, ударить всею ладонью по крышке оной и тем же образом перенести ее к огниву, закрыть полку и держать ружье, как предписано в § 126. Стоя в шеренге, все сии приемы делать всем вместе, считая про себя, открыть полку раз, ударить по суме два, закрыть и перехватить ружье три. Второй прием. § 134. Обороти ружье. Третий прием. Вынь шомпол. [50]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.108 (0.018 с.) |