Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что можно сказать о перспективах использования солнечной энергии в энергетике?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Солнечная энергия относится к числу так называемых восполняемых, или нетрадиционных, источников энергии, ресурсы которых не зависят (не уменьшаются) от деятельности человека. К их числу относятся также гидроэнергия, энергия ветра, морских приливов и волн. Солнце – самый мощный источник энергии по сравнению со всеми другими, доступными человеку. Полная мощность солнечного излучения выражается огромной цифрой: 4·1026 Вт, или 4·1014 млрд. кВт. Даже вблизи Земли, на расстоянии около 150 млн. км от Солнца, на каждый квадратный метр поверхности, расположенной перпендикулярно солнечным лучам, приходится 1,4 кВт лучистой энергии. Средний радиус Земли равен 6370 км, а поперечное сечение Земли составляет 127,6·106 км2. Легко подсчитать, что полная мощность солнечной радиации, поступающей на Землю, равна 178,6·1012 кВт. Из этого следует, что в течение года на Землю в виде лучистой энергии передается 1,56·1018 кВт·ч. Как уже сказано, на 1 м2 поверхности Земли, расположенной перпендикулярно солнечным лучам, приходится 1,4 кВт солнечной радиации, а на 1 м2 поверхности Земли (сферы Земли) приходится в среднем 0,35 кВт. Следует, однако, иметь в виду, что больше половины энергии солнечной радиации не доходит непосредственно до поверхности Земли (суши и океана), а отражается атмосферой. Считается, что на 1 м2 суши и океана земли приходится в среднем около 0,16 кВт солнечной радиации. Следовательно, для всей поверхности Земли солнечная радиация составляет величину, близкую к 1014 кВт, или 105 млрд. кВт.
Каким образом ее использовать? Солнечная энергия может использоваться как для производства электроэнергии (точнее говоря, путем преобразования солнечной радиации в электрическую энергию), так и для отопления и горячего водоснабжения. Остановимся сначала на первой, более важной, хотя и более трудной задаче: преобразовании солнечной лучистой энергии в электрическую энергию. Для преобразования энергии солнечного излучения в электрическую энергию применяются два способа: 1) использование для этой цели полупроводниковых фотоэлектропреобразователей (ФЭП), способных превращать лучистую энергию непосредственно в электрическую; 2) создание паросиловых установок, в которых обычный паровой котел, работающий, например, на угле, заменяется «солнечным» паровым котлом. Первый способ, основанный на использовании ФЭП, более перспективен. ФЭП представляет собой устройство, действие которого основано на так называемом фотоэффекте – возникновении под воздействием солнечного излучения ЭДС (электродвижущей силы) полупроводниковом материале. Фотоэффект был открыт в XIX в. А. Г. Столетовым и получил объяснение в 1905 г. в работах А. Эйнштейна. Существо фотоэффекта заключается в том, что содержащиеся в материале катода ФЭП электроны под влиянием электромагнитного излучения, в данном случае излучения Солнца, изменяют свое энергетическое состояние.
Рисунок 10 Схема устройства АЭС на быстрых нейтронах
Первоначально наибольший интерес привлекал внешний эффект, состоящий в том, что под действием солнечного излучения электроны переходят с поверхности катода в окружающий ФЭП вакуум. Но КПД такого процесса оказался весьма малым. В дальнейшем было установлено, что гораздо более эффективными являются ФЭП, работающий с так называемым запирающим слоем, основанным на внутреннем, или вентильном, фотоэффекте (рис. 11).
Рисунок 11 – Схема запирающего слоя при контакте проводников n– и p– типа
Если на границу между п– и р –полупроводниками падает свет, то в этом случае в результате светового воздействия в обоих полупроводниках образуются пары «электрон–дырка». Под действием контактной разности потенциалов эти избыточные заряды смещаются – электроны в n– полупроводник, дырки – в р– полупроводник. Таким образом, образуется дополнительная разность потенциалов. Конечно, такое устройство (ФЭП) действует до тех пор, пока на него падает свет. Главными полупроводниковыми материалами для создания ФЭП являются кремний и германий. В чистом виде (без примесей) кремний и германий – диэлектрики. Но при добавке небольших количеств других веществ их можно превратить в полупроводники п– или р– вида. Коэффициент полезного действия (КПД) ФЭП – в пределах 25%. Но основной причиной пока еще относительно малого применения ФЭП является его высокая стоимость. Вследствие этого единственная область, где ФЭП нашли широкое применение – это космические аппараты. На рис. 12 представлены ФЭП–элементы солнечной батареи, совокупность которых служит источником электрической энергии в системе энергопитания космического аппарата. Мощность солнечной батареи может составлять несколько десятков и даже сотен кВт. Высокая стоимость солнечной батареи этого типа, в данном случае в качестве бортового источника тока космического аппарата, не имеет решающего значения, так как необходимая мощность ее невелика, а космические аппараты создают не таким, уж большим тиражом. Зато надежность таких солнечных батарей, а также их масса и габариты вполне приемлемы.
Рисунок 12 – Схема элемента солнечнойбатареи:
1 – поверхностный слой – кремний с проводимостью n –типа; 2 – монокристаллический кремний с проводимостью р –типа; 3, 4 – электроды
Второй способ преобразования солнечной энергии в электрическую – на создании паросиловых установок, в которых обычный паровой котел, работающий, например, на угле, заменяется солнечным паровым котлом. На рис. 10 представлена принципиальная схема установки, отличающаяся от схемы обычной ТЭС (см. рис. 1) тем, что вместо обычного котла, работающего на органическом топливе, здесь установлен паровой котел, в котором используется солнечная энергия и дополнительно имеются концентраторы энергии Солнца (гелиоконцентраторы). Схема солнечной паросиловой установки (см. рис. 12) настолько ясна, что не требуется дополнительных пояснений. Заметим только, что задачей гелиоконцентраторов (зеркал или линз) является повышение плотности солнечной радиации (иначе сказать, фокусировка солнечных лучей) и, следовательно, повышение температуры нагреваемого объекта, в нашем случае солнечного котла. Даже теоретически температура нагреваемых поверхностей котла не может быть выше температуры поверхности Солнца, приблизительно равной 5800 К. Если бы это было не так, то получилось бы противоречие со вторым законом термодинамики, согласно которому невозможно нагреть любое тело до температуры более высокой, чем температура источника тепла (источника излучения). Назначение гелиоконцентратора – сфокусировать солнечные лучи. Зеркала гелиоконцентратора с целью их эффективного использования должны быть подвижными. Другими словами, каждое зеркало в зависимости от географического расположения солнечного котла, времени года и времени суток должно занимать соответствующую позицию. Лучше всего это можно сделать с помощью ЭВМ.
Рисунок 13 – Принципиальная схема солнечной паровой установки
ЛЕКЦИЯ №5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.90 (0.01 с.) |