Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исходя из этих посылок, цепочка типовых элементов целевой сферы выглядит так: «миссия – стратегия – цели – задачи».

Поиск

С понятиями «стратегия» и «стратегические решения» тесно связано понятие «потенциал» предприятия. В каждый данный момент предприятие имеет вполне определенный социально-экономический потенциал: совокупность находящихся в распоряжении предприятия «стратегических» ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях. Здесь необходимы два уточнения.

В нормальных условиях в качестве составляющих потенциала следует рассматривать ресурсы, обеспечивающие достижение предприятием конкурентных преимуществ: отработанная технология, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты и т.д. По существу именно такая ситуация описывается в теории «пяти сил конкуренции» М. Портера (Porter, 1985). Потенциал предприятия не является постоянной величиной, он подвержен изменениям.

Система управления предприятием, основанная на стратегическом планировании, называется системой стратегического управления.

Стратегию предприятия следует отличать от политики предприятия. Политика предприятия определяет провозглашаемые намерения организации. Она призвана ориентировать процесс принятия решений в нужном для стратегии направлении. Поэтому понятие «стратегия» носит более широкий и фундаментальный характер, чем понятие «политика».

По содержанию стратегия предприятия должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения предприятия на рынках товаров и факторов, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т.п. Верхний уровень составляют семь следующих относительно самостоятельных направлений (видов) стратегии.

1. Маркетинговая стратегия, включающая:

а) Товарно-рыночную стратегию – совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке. В товарно-рыночную стратегию входит.

Номенклатурная стратегия: выбор типа номенклатуры
- Монономенклатурное производство
- Доминантно-номенклатурное производство
- Полисегментная номенклатура производства
-

Ассортиментная стратегия: выбор типа ассортимента
- Широкоассортиментное
- Узкоассортиментное

- Среднеассортиментное

- Изменение ассортиментного типа.

Стратегия обновления номенклатуры производства:
- Расширение (сокращение) номенклатуры за счет технологически близких к выпускаемым видов продукции;
- Расширение (сокращение) номенклатуры за счет близких по месту потребления к выпускаемым видов продукции;
- Расширение (сокращение) номенклатуры за счет продукции, получаемой с помощью дополнительной обработки выпускаемой продукции;
- Расширение (сокращение) номенклатуры за счет не связанных с производимыми видов продукции.

Стратегия масштабов производства
- Расширение масштабов производства или торговли
- Сокращение масштабов производства или торговли

- Сохранение масштабов.

Стратегия качества продукции
- Лидерство в качестве
- Минимальное качество

- Среднеотраслевой уровень качества.

Рыночная стратегия

Стратегия выбора структуры рынка сбыта продукции
- Моносегментный рынок сбыта
- Доминантно-сегментный рынок сбыта
- Полисегментный рынок сбыта
- Смена типа структуры рынка сбыта продукции

Стратегия рыночной экспансии
- Расширение охватываемого сектора товарного рынка
- Сокращение сектора рынка
- Сохранение сектора рынка

Стратегия рыночной конкуренции на товарном рынке
- Концентрация усилий на завоевании потребителя
- Концентрация усилий на рекламе продукции
- Концентрация усилий на отношениях с конкурентами

Стратегия ценообразования
- Ценообразование на базе уровня издержек
· Ценообразование на базе индивидуальных издержек на данную продукцию
· Ценообразование на базе издержек производства
- Ценообразование на базе уровня спроса
· Ценовое лидерство
· Ценообразование по принципу «гонки за лидером»
· Минимизация цен
· Компенсационное ценообразование.

б). Ресурсно-рыночную стратегию – совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых, торговых и иных факторов и ресурсов производства.

Ресурсная стратегия

Стратегия объема ресурсных запасов
- Формирование долгосрочного запаса ресурсов
- Формирование краткосрочного запаса ресурсов
- Формирование среднесрочного запаса ресурсов

Стратегия качества ресурсов
- Лидирующее качество
- Минимальное качество
- Среднеотраслевое качество

Стратегия на рынке ресурсов

Стратегия выбора структуры поставщиков ресурсов
- Моносегментный рынок поставщиков
- Доминантно-сегментный рынок поставщиков
- Полисегментный рынок поставщиков
- Переход от одного типа рынка поставщиков к другому.

2. Технологическая стратегия – стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.

3. Интеграционная стратегия – совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.

4. Финансово-инвестиционная стратегия – совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.

5. Социальная стратегия – совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.

6. Стратегия управления – совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.

В последнее время многие предприятия перестраивают свою внутреннюю технологическую, организационно-управленческую, коммерческую структуру, осуществляют перераспределение прав и обязанностей различных подразделений и подсистем. В связи с этим представляется целесообразным на данном этапе развития экономики выделить дополнительный раздел стратегии.

7. Стратегия реструктуризации – совокупность решений по приведению технологической, организационно-управленческой, коммерческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия.

· На практике разработка стратегии – это выполнение следующих этапов:
· уточнение границ предприятия, его хозяйственную, деловую, административную позицию в системе рыночной экономики;
· анализ стратегического потенциала предприятия;
· определение в соответствии с потенциалом предприятия возможных зон хозяйствования;
· позиционирование предприятия в рыночной зоне;
· определение технологической стратегии;
· формирование вариантов и выбор маркетинговой, товарно-рыночной стратегии предприятия;
· формирование вариантов и выбор ресурсно-рыночной стратегии предприятия;

Выделяются следующие роли стратегии в жизни предприятия

1. «Стратегия как образец»

Такая стратегия определяет в значительной степени репутацию, имидж предприятия.

«Стратегия как образец» допускает иерархическое представление в виде «стратегических образах»: «производство -> финансирование -> сбыт -> маркетинг -> конкуренция -> люди -> инновации -> ответственность перед обществом».

2. «Стратегия как власть» - рассматривается как результат политического процесса взаимодействия всех заинтересованных лиц, дающий чрезвычайные полномочия тем, кто призван реализовывать эту стратегию. Во многих случаях фактическая власть на предприятиях неизбежно разделена, и это разделение произведено независимо от интересов, принципов развития предприятия или степени демократии при принятии решений. Власть дробится просто потому, что никто из индивидуумов не может контролировать все желаемые аспекты деятельности организации. Это требует, чтобы лидеры контролировали структуру изменения власти – способ замены через некоторое время людей, контролирующих основные ресурсы предприятия.

3. «Стратегия как конкурентная позиция предприятия» - состоит в том, чтобы занять привлекательную и продуктивную позицию, обеспечивающую приток капитальных, человеческих и других ресурсов и облегчающую «отток» (реализацию) изделий и услуг заказчикам и другим клиентам.. Ключ к стратегическому успеху с этой позиции – это превышение средней отдачи от инвестиций посредством разработки и внедрения конкурентных стратегий.

По мере того, как конкуренты становятся более сильными, подразделения. обеспечивающие обратные связи предприятия, должны сосредоточиться, например, на удовлетворении потребностей наиболее важных поставщиков и заказчиков.

Следует отметить, что по мере усложнения внешней среды фундаментальная и скрытая роль конкуренции в обществе начинает оспариваться теми, кто предпочитает «преуспевания в хаосе» в уже хаотичном и обладающем скудными свободными ресурсами мире. Этот вопрос акцентируется теми, кто видит основную опасность в приближении предприятия (точнее, многих предприятий одновременно) к кризису по пути усиления конкурентоспособности любой ценой.

4. «Стратегия как реакция на внешние вызовы» - это внутрифирменные механизмы, непрерывно обеспечивающие подходящие ответы на новые стратегические проблемы и «вызовы».

Обследование более 500 предприятий показало, что 45,5% руководителей предприятий имели некоторый опыт стратегического планирования, причем 12% опрошенных разрабатывают стратегические планы и практически используют методы стратегического планирования.

Отвечая на вопрос о том, почему стратегические планы не разрабатывались: (29%) опрошенных - «надо было выживать, а не строить планы»,

(18%) – ссылались на «быструю изменчивость окружающей среды»

(10%) – на отсутствие знаний и специалистов по стратегическому планированию.

Те же руководители, кто имеет опыт стратегического планирования, относят к числу связанных с этим проблем и отсутствие методических пособий и рекомендаций (25%), и неподготовленность работников предприятия (23%), и невозможность освободиться от каждодневной текучки (20%), и сомнения в целесообразности разработки (23%).

Основными зонами внимания в действующих стратегиях являются:

· продвижение товаров на рынок;

· надежность финансового обеспечения работы предприятия;

· обновление ассортимента продукции;

· развитие технологии производства и торговли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.203 (0.008 с.)