IV. Программа итоговой аттестации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Программа итоговой аттестации



В заключение обучения в ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» студенты проходят государственную аттестацию в Государственной аттестационной комиссии, которая включает в себя публичную защиту каждым студентом выпускного курса дипломной работы и сдачу трех государственных экзаменов. Одной из профилирующих дисциплин, предназначенной для защиты дипломной работы и сдачи госэкзамена является теория государства и права.

Государственный экзамен по теории государства и права является обязательным для студентов выпускных курсов всех форм обучения в ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Учитывая методологическое значение изучения дисциплины теории государства и права, государственный экзамен по указанному предмету сдается первым в пределах предусмотренной государственной аттестации. Экзамен проводится в соответствии с учебными планами, рабочими программами дисциплины теории государства и права по билетам, утвержденным и подписанным заведующим кафедрой.

Дипломная работа является выпускной квалификационной работой студентов, обучающихся по основной образовательной программе специалиста. Она представляет собой логически завершенное, цельное и системное теоретическое исследование одной из актуальных тем по теории государства и права. Она показывает уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями в области юриспруденции и теории государства, умение производить теоретический анализ государственно-правовых явлений, предлагать пути решения стоящих перед наукой и практикой задач.

Знания студента оцениваются Государственной экзаменационной комиссией

Критерии оценки качества знаний выпускников:

1. Умение представлять теоретический материал в виде формулировки конкретных понятий, признаков, принципов, видов, форм, а также излагать соответствующий материал наиболее развернуто и полно.

2. Умение проводить сравнительные характеристики категорий юриспруденции, основных государственно- правовых понятий.

3. Умение отражать теоретические проблемы в схематическом виде и наоборот.

4. Умение приводить практические примеры по рассматриваемым теоретическим вопросам.

5. Работа студента с учебной, научной литературой.

6. Умение работать и делать ссылки при устном ответе на законодательство Российской Федерации и Саратовской области.

 

Вопросы для государственного экзамена

1. Предмет теории государства и права.

2. Методология теории государства и права.

3. Теория государства и права в системе юридических и иных гуманитарных наук.

4. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

5. Причины и формы возникновения государства.

6. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

7. Соотношение общества и государства.

8. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

9. Понятие и определение государства.

10. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

11. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

12. Правовое государство: понятие и принципы формирования.

13. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства..

14. Понятие формы государства.

15. Соотношение типа и формы государства.

16. Форма государственного правления: понятие и виды.

17. Форма государственного устройства: понятие и виды.

18. Политический режим: понятие и виды.

19. Место и роль государства в политической системе общества.

20. Понятие и классификация функций Российского государства.

21. Характеристика основных внутренних функций Российского государства.

22. Характеристика основных внешних функций Российского государства.

23. Формы осуществления функций государства.

24. Механизм государства: понятие и структура.

25. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

26. Орган государства: понятие, признаки и виды.

27. Понятие, сущность и определение права.

28. Понятие права в объективном и субъективном смысле.

29. Принципы права: понятие и виды.

30. Соотношение экономики, политики и права.

31. Правовая политика: понятие и основные приоритеты.

32. Функции права: понятие и классификация.

33. Понятие и структура правосознания.

34. Правовая культура: понятие и структура.

35. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы.

36. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

37. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

38. Понятие нормы права. Отличие правовых норм от иных социальных норм.

39. Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

40. Эффективность правовых норм.

41. Структура нормы права.

42. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.

43. Классификация норм права.

44. Понятие и виды форм права. Источники права.

45. Правотворчество: понятие, принципы и виды.

46. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

47. Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права.

48. Закон в системе нормативно-правовых актов.

49. Основные стадии законодательного процесса в РФ.

50. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

51. Систематизация нормативных актов: понятие, виды.

52. Понятие и структурные элементы системы права.

53. Частное и публичное право.

54. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

55. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

56. Институт права: понятие и виды.

57. Соотношение системы права и системы законодательства.

58. Понятие и основные принципы законности.

59. Понятие правопорядка. Соотношение и взаимосвязь законности, правопорядка и демократии.

60. Гарантии законности: понятие и виды.

61. Основные правовые системы современности.

62. Формы реализации права. Применение как особая форма его реализации.

63. Основные стадии процесса применения норм права.

64. Юридические коллизии и способы их разрешения.

65. Акт применения правовых норм: понятие, особенности и виды.

66. Толкование права: понятие и виды по субъектам.

67. Акты официального толкования: понятие и виды.

68. Способы и объем толкования правовых норм.

69. Пробелы в праве и способы их преодоления. Аналогия закона и аналогия права.

70. Юридическая практика: понятие и структура.

71. Правовое отношение: понятие и признаки.

72. Предпосылки возникновения правоотношений.

73. Понятие и виды субъектов правоотношений.

74. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность субъектов права.

75. Правовой статус личности: понятие и структура.

76. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура.

77. Объект правоотношения.

78. Понятие и классификация юридических фактов. Юридический состав.

79. Понятие и регулятивное значение правовых аксиом, презумпций и фикций.

80. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы.

81. Правомерное поведение: понятие, виды и мотивация.

82. Понятие, признаки и виды правонарушений.

83. Юридический состав правонарушения.

84. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

85. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность. Презумпция невиновности.

86. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

87. Основные теории происхождения государства.

88. Социологическая теория права.

89. Естественно-правовая теория.

90. Историческая школа права.

91. Психологическая теория права.

92. Нормативистская теория права.

93. Юридическая техника.

 

 

ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

1. Причины и формы происхождения государства

2. Сущность и социальное назначение государства

3. Гражданское общество

4. Правовое государство

5. Государство и личность: взаимная ответственность

6. Функции государства

7. Типология государства и права

8. Форма современного российского государства

9. Соотношение экономики, политики и права

10. Государство в политической системе общества

11. Механизм государства

12. Соотношение государственного управления и местного самоуправления

13. Проблемы правопонимания

14. Понятие и сущность права

15. Статика и динамика права

16. Функции права

17. Право и правовая система

18. Рецепция права

19. Право как мера свободы и ответственности личности

20. Принципы права

21. Правовой нигилизм и правовой идеализм

22. Нормы права

23. Соотношение права и морали

24. Правовые презумпции, аксиомы, фикции

25. Правосознание

26. Правовая культура

27. Формы права

28. Нормативно-правовой акт

29. Нормативный договор

30. Правовой прецедент

31. Правовой обычай

32. Правотворчество: понятие и виды

33. Механизм правотворчества

34. Региональное правотворчество

35. Система правовых актов РФ

36. Юридическая техника

37. Система права

38. Предмет и метод правового регулирования

39. Частное и публичное право

40. Систематизация нормативно-правовых актов

41. Правовое регулирование: понятие, сферы и пределы

42. Правовой режим

43. Юридические средства

44. Механизм правового регулирования

45. Эффективность правового регулирования

46. Реализация права: понятие и формы

47. Применение права

48. Коллизии и пробелы в праве

49. Толкование права

50. Юридическая практика

51. Правоотношения

52. Субъекты правоотношений

53. Юридические факты

54. Юридический процесс и юридическая процедура

55. Законность как юридическая категория

56. Правопорядок

57. Правомерное поведение

58. Правонарушения

59. Юридическая ответственность

60. Цели и средства в праве

61. Правовое регулирование и правовое воздействие

62. Стимулы и ограничения в праве

63. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве

64. Правовая политика

65. Правовые категории.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ДЛЯ ИНСТИТУТА ЮСТИЦИИ

 

 

1. Судейская и арбитражная практика как источник права

2. Юридическая природа судебного поручения

3. Подсудность как юридическая категория

4. Согласительная процедура

5. Понятие судопроизводства

6. Процессуальная форма

7. Судебная власть в Российской Федерации

8. Реабилитация

9. Внутреннее убеждение как метод оценки доказательств

10. Язык судопроизводства

11. Суд присяжных

12. Оправдательный приговор суда

13. Судебный контроль

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ДЛЯ ИНСТИТУТА ПРОКУРАТУРЫ

 

 

1. Понятие прокурорского надзора

2. Место и роль прокуратуры в системе государственных органов

3. Принцип единства и централизации в деятельности прокуратуры

4. Надзорная функция государства

5. Проблемы обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей в России

6. Соотношение обвинения и защиты в судебном разбирательстве

7. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

8. Понятие и сущность государственного обвинения в суде

9. Правовой статус прокурора

10. Задачи и функции органов прокуратуры Российской Федерации и зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ)

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ДЛЯ СЛЕДСТВЕННО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

 

 

1. Формы международного сотрудничества в расследовании преступлений

2. Юридическая природа версии

3. Принцип презумпции невиновности

4. Понятие доказательств в юриспруденции

5. Юридическая природа мер принуждения и мер пресечения

6. Юридическая природа принудительных мер медицинского характера

7. Юридическая природа экспертизы

8. Исполнение приговора

9. Процессуальные гарантии прав и законных интересов личности

10. Функция уголовного преследования

11. Правовой статус следователя

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ДЛЯ ИНСТИТУТА РОССИЙСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

 

1. Основные правовые семьи мира

2. Соотношение международного и национального права

3. Юридическая природа государственной территории

4. Государство как субъект правоотношений

5. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства

6. Правовой статус беженцев и переселенных лиц

7. Международные соглашения как источник права

8. Правопреемство государств

9. Формы международного сотрудничества правоохранительных органов

10. Состояние войны и его правовые последствия

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

Гражданское общество и правовое государство

Введение.

1. Понятие и признаки гражданского общества.

2. Сущность и основные принципы гражданского общества.

3. Структура гражданского общества.

4. Понятие и сущность правового государства.

5. Принципы правового государства.

6. Формирование правового государства в российском обществе.

Заключение.

 

Правосознание

Введение.

1. Понятие правосознания.

2. Структура правосознания.

3. Виды правосознания.

4. Формы и методы становления позитивного правосознания российских граждан.

Заключение.

 

 

V. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Требования к самостоятельной работе студентов

Исходя из требований Федерального Государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму дисциплины «Теория государства и права» по направлению подготовки «бакалавр» юриспруденции и отражая общее содержание стандарта, учитывая достижения сложившихся научных школ, науки и передового опыта по профилю дисциплины «Теория государства и права», а также особенности подготовки специалистов на кафедре теории государства и права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» (далее – Академия права) главной пружиной учебного процесса по дисциплине «Теория государства и права», или ведущим началом обучения, является самостоятельная работа студента, без которой нет и не может быть процесса овладения знаниями, умениями и навыками по теории государства и права. То, что попадает в голову студента – на лекции, семинаре, из учебника, – должно быть в ней переработано, усвоено и стать элементом личности специалиста.

Эффективность самостоятельной работы в учебном процессе по теории государства и права на кафедре обеспечивается рядом условий, но, прежде всего, типом взаимодействия труда преподавателя и труда студента. В целом, высшее учебное заведение должно учить учиться. Нужно, чтобы студенты в вузе по возможности трудились самостоятельно, а преподаватель руководил этим трудом. Таким образом, самостоятельная работа по изучению теории государства и права слагается из двух элементов:

1) Создание условий для самостоятельной работы;

2) Сама самостоятельная подготовка, её процесс.

Прежде чем приступить к изучению темы по нашему предмету, необходимо предварительно создать для этого надлежащие условия. Освоение учебного материала будет тем выше, чем лучше будет организован труд студента. Однако технической стороне в работе над изучением дисциплины часто не уделяется должного внимания. Вместо того, чтобы проявить должную распорядительность, предусмотрительность, студент подчиняет себя самотеку, работает в зависимости от того, как сложится обстановка в день занятий. Последствие неорганизованности – слабые знания, пассивность в аудитории.

К условиям, от которых зависит качество самостоятельной подготовки, следует отнести: а) точное и полное знание задания; б) обеспечение себя необходимой литературой, нормативно-правовыми актами, методическими пособиями; в) наличие конспектов лекций по предмету; г) выделение достаточного количества времени; д) надлежащее рабочее место. Соблюдение этих условий есть то, что называется организацией самостоятельной работы студента.

Особое внимание при организации самостоятельной работы следует уделить планированию подготовки. Практика показывает, что для самостоятельной подготовки к одному занятию по теории государства и права требуется минимум шесть часов при самом уплотненном режиме работы, что в принципе и спланировано кафедрой по учебно-тематическому плану. Выделение такого количества свободного от всяких других занятий времени может быть обеспечено путем правильного планирования. Планирование – важный фактор организации самостоятельной работы. Оно, во-первых, позволяет видеть перспективу работы, выявлять, распределять время и использовать его по своему усмотрению. Во-вторых, оно дисциплинирует, подчиняет поведение студента целям учебы.

В связи с этим обязательно следует планировать свою самостоятельную работу в пределах недели. В плане предусмотреть все виды самостоятельной работы, поручения деканата, время их

выполнения. После того, как составлен план, его следует строго выполнять. Всякие отступления от него по существу будут означать ликвидацию принятого плана и внесение стихийности в работу.

Говоря о планировании, необходимо обратить внимание на следующее: 1) Подготовка к практическому занятию может быть проводится накануне или в течение нескольких дней, предшествующих занятию. 2) Желательно, чтобы подготовка по теории государства и права намечалась на один день. Это позволяет сосредоточить свое внимание на заданной теме и сохранить в памяти более ясное о ней представление. 3) Нельзя планировать подготовку только на канун занятий, ибо такая подготовка может быть сорвана из-за непредвиденных обстоятельств. 4) Основная часть задания должна быть выполнена за несколько дней до занятия, другая часть в любой день, в который по плану выделено время. Итак, правильно учитывая в течение недели свое время и распределяя его в соответствии с расписанием занятий, студент при строгом соблюдении намеченного плана сможет выделить достаточное количество часов для самостоятельной работы над предметом теория государства и права.

2. Нормы затрат времени на самостоятельную работу студентов

Учебное время студента и преподавателя в Академии права должно обеспечивать все формы учебного процесса по теории государства и права. Как известно, учебное время студента делится на две большие части: аудиторное и внеаудиторное. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки – юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр» предусматриваются выделение в учебных планах вузов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, как правило, не должен превышать 54 часов в неделю. При этом из общих 252 часов по теории государства и права – 142 должно отводится на самостоятельную работу.

3. Методические рекомендации по выполнению заданий самостоятельной работы студентов

Среди всех форм организации учебного процесса по теории государства и права на кафедре главной является самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа студента – это не только домашняя, внеаудиторная работа над книгой. На лекции, на семинаре, на консультации по теории государства и права студент тоже самостоятельно работает: слушает лекцию, записывает её, участвует в работе семинаров, задает вопросы преподавателю – всё это проявление его самостоятельности.

Студенческий труд, как правило, должен быть самостоятельным. Самостоятельность требует личных усилий, студент должен овладеть методами учебной работы по теории государства и права: уметь конспектировать источники, находить в библиографических справочниках нужную книгу, овладеть навыками быстрого чтения, уметь выделять главное, анализировать и сопоставлять положения науки теории государства и права. Только то, что добыто самостоятельным учебным трудом, только оно и останется прочно в сознании.

На первом курсе обучения в Академии права преподаватель кафедры теории государства и права должен уделять много внимания помощи студенту: указать, что читать, что и как конспектировать, на что обратить главное внимание. Строго выполняя эти указания преподавателя, студент работает лично, но уровень его самостоятельности низок: он точно выполняет «подсказку» преподавателя. По мере того, как студент овладевает наукой теории государства и права, её языком, понятиями, категориями и принципами, методами работы над книгой, преподаватель кафедры обязан уменьшать свою помощь студенту, снижать уровень учебного руководства, стимулируя тем самым активную самостоятельную работу студента. То есть между руководством преподавателя и самостоятельностью студента существует обратная пропорция. Чем выше руководство, тем ниже самостоятельность, и наоборот.

Итак, самостоятельность студента – это особое дидактическое понятие, обозначающее такой порядок его учения, при котором он без помощи преподавателя овладевает знаниями при помощи книг, справочников или других источников. Его самостоятельность базируется на прочных знаниях методов изучения науки теории государства и права. Тем не менее, самостоятельность полезна и нужна в том случае, когда студент уже перешел порог первоначального обучения, овладел языком науки и методами её изучения.

Поэтому методика организации самоподготовки студентов по теории государства и права включает ряд необходимых положений.

Первое. Одна из главных составляющих аудиторной подготовки – работа студента на лекции. Ведь лекция составляет научно-методическую основу всех форм обучения. Лекция – не только источник знаний, но и организующая форма самостоятельного обучения, устанавливающая своеобразный метод обучения, при котором стимулируется активная познавательная деятельность студентов. Лектор должен в ходе лекции думать вместе со слушателями, катализировать самостоятельность мышления студентов, вести повествование лекции так, чтобы его мысль и мысли студентов совпадали.

В целом, педагогическая практика показывает, что самостоятельный труд студента должен быть до, во время и после лекции. Например, читая по программе курса «Теория государства и права» лекцию на тему «Сущность и типы государства», лектор дает задание студентам прочитать главы учебника по темам «Функции государства» и «Формы государства».

Второе. Закрепление лекционного материала и контроль за самостоятельной работой студента входят в задачи и функции семинарского занятия. Но это не главные функции, а побочные, второстепенные. Главная цель семинара – привитие студентам навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации. То есть подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных документов и монографических работ, их реферирования, а также написания докладов и сообщений.

Например, в списке литературы к плану семинарского занятия «Происхождение государства и права» рекомендована работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21). Вполне целесообразно начать подготовку к семинару с конспектирования указанной работы, тем более что она охватывает сразу несколько вопросов плана.

Такая подготовка особенно актуальна при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов, деловых игр и т. п. В. последнее время всё большее распространение на кафедре получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателей, применение иных аудиовизуальных материалов. Вывод: на семинарских занятиях необходимо обеспечивать максимум самостоятельности студентам.

Третье. Письменные студенческие сочинения (работы), предусмотренные учебным планом, являются важной формой обучения и выполняют свои специфические дидактические задачи (самостоятельный письменный обзор или (и) исследование избранной темы), главная из которых – пробуждение интереса студентов к самостоятельному научному исследованию.

Такими сочинениями на кафедре теории государства и права Академии права являются курсовые, контрольные работы (рефераты) и квалификационные (дипломные) работы. Для всех письменных работ студента характерны учебные и практические функции, которые непосредственно связаны с самостоятельной подготовкой студентов. Рассмотрим этот процесс более подробно.

I. Учебные функции состоят, во-первых, в том, что письменное сочинение подводит итог изученному предмету «Теория государства и права» или спецкурсу «Проблемы теории государства и права» и свидетельствует о том, на каком учебном уровне студент овладел дисциплинами, насколько он в них свободно ориентируется, в том числе и самостоятельно.

Во-вторых, письменная работа вырабатывает у студента умение и навыки самостоятельности, что очень важно для специалиста-юриста. Дипломная и курсовая работа – это самостоятельный труд, при котором закрепляются и развиваются умения самостоятельности учебы.

В-третьих, письменные сочинения формируют навыки самостоятельной работы с научной литературой: а) поиска научной книги; б) умение её читать; в) конспектировать; г) сопоставлять данные.

И, наконец, в-четвертых, письменная работа развивает умение самостоятельно анализировать и обобщать факты жизни и науки, учит приемам самостоятельного научного исследования. Конечно, научно-исследовательские элементы в студенческих работах выражены в различной степени. Так, в дипломных работах значительно шире используются приемы, их научный уровень несравненно выше, чем в курсовых работах.

Напротив, в курсовых работах научно-исследовательские моменты представлены слабо, а в работах студентов-первокурсников, заочников и вечерников их почти нет. Объясняется это тем, что здесь первая курсовая работа подготавливается на начальных этапах высшего образования, а для заочников и вечерников – без достаточного научного руководства, практически полностью – самостоятельно. Однако порой студенты – заочники и вечерники – не умеют изучать предмет «Теория государства и права» самостоятельно.

II. Учебные функции письменных работ студентов связаны с их практическими функциями. К ним относятся, во-первых, функции приобретать умение самостоятельно оперировать доказательствами. Юридическое мышление – это доказательное мышление, рассуждения, подкрепленные доказательствами. В письменном сочинении студент учится самостоятельно доказывать научную истину, что помогает практическому поиску истины, например, в суде.

Во-вторых, письменные работы воспитывают у студента трудолюбие, навыки самостоятельной систематической работы, требуют волевых усилий преодолевать трудности, то есть помогают формировать характер будущего специалиста.

В-третьих, письменные сочинения воспитывают аккуратность. Кафедра теории государства и права требует от студента закончить работу в установленный срок, самостоятельно и технически правильно её оформить. Внешний вид работы аттестует аккуратность студента.

Таким образом, практические и учебные функции письменного сочинения студента свидетельствуют о самостоятельной роли этих работ, как особой организационной формы учебного процесса, выполняющей свои дидактические задачи, в том числе и развитие самостоятельности у студентов.

В целом, самостоятельная подготовка письменного доклада, требующая упорного труда, вырабатывает навыки умелого изложения своих мыслей на бумаге, помогает углублять и закреплять знания, закладывает основы для научной работы, способствует развитию личности студента.

Четвертое. Перейдем к рассмотрению вопроса о консультации в Академии права – как форме контроля и организации самостоятельной познавательной деятельности студента, как помощь преподавателя кафедры теории государства и права студенту в усвоении предмета «Теория государства и права». В соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» консультация является одной из форм руководства самостоятельной работой студентов, то есть она может рассматриваться и как самостоятельная организационная форма обучения, выполняющая специфические дидактические задачи.

Они состоят, во-первых, в том, что консультация есть форма и метод организации самостоятельной работы студента в деле поиска им научной истины. Все формы учебного процесса на кафедре теории государства и права влияют на организацию самостоятельного учебного труда студента, но консультации позволяют сделать это непосредственно, а другие формы, пожалуй, косвенно.

Во-вторых, консультации по теории государства и права обеспечивают обратную связь – от студента к преподавателю. По студенческим вопросам преподаватель кафедры теории государства и права судит о характере учебных трудностей студента.

В-третьих, консультации выполняют контрольные задачи, с их помощью выясняется уровень усвоения предмета «Теория государства и права». Такие контрольные функции характерны для некоторых видов консультаций по теории государства и права – вызывные, текущие, итоговые, индивидуальные, групповые и др.

В соответствии с кафедральным расписанием учебные консультации по теории государства и права проводятся в двух основных видах: текущие и предэкзаменационные. Но есть и другие виды – вызывные коллоквиумы, консультации для подготовки реферата (контрольной работы), научного доклада, курсовых и дипломных работ, которые в свою очередь бывают групповыми, индивидуальными, а также тематическими (например, по вопросам, не рассмотренным на лекции или на семинаре).

В течение каждого семестра на кафедре теории государства и права Академии права не реже одного-двух раз в неделю проводятся текущие консультации (на одну группу студентов отводится 5% – по очной форме обучения, 10% – по очно-заочной (вечерней) форме обучения, 15% – по заочной форме обучения от числа лекционных часов по теории государства и права).

Предэкзаменационная консультация состоит в основном из двух частей: 1) Методических рекомендаций по подготовке к экзамену (повторение учебного материала, приведение его в определенную систему, изучение специальной литературы, составление логичного ответа на достаточно обширный вопрос предмета, знакомство студентов с критериями оценки их знаний); 2) Ответов преподавателя на вопросы студентов (ответы предполагают четкость и ясность разъяснения сложных вопросов предмета).

И последнее: самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем теории государства и права, то есть самостоятельная подготовка к занятиям может быть индивидуальной и коллективной. Но коллективность не должна подменять самостоятельность в работе над заданием. Каждый обязан работать сам. Коллективность следует использовать, главным образом, для обсуждения прочитанного, для взаимных консультаций.

Применяемая в Академии права методика организации самостоятельной подготовки студентов по теории государства и права позволила установить, что, во-первых, на 1-м курсе обучения преподавателям кафедры необходимо уделять особое внимание развитию способности студентов к самостоятельной работе.

Во-вторых, численность студенческой группы влияет на уровень активности студентов, причем малая группа (20-25 человек) повышает активность и качество подготовки специалистов. Увеличение её размера (30-40 человек) отрицательно сказывается на учебном процессе, снижая качество подготовки студентов.

В-третьих, организационным условием обеспечения самостоятельной работы студента по теории государства и права является темп обучения. Он должен быть таким, чтобы студенты могли проработать и усвоить в часы самостоятельных внеаудиторных занятий полученные знания. При этом желательно, чтобы семинар по теории государства и права проводился не менее одного раза в неделю на 1-м курсе и не более двух спецсеминаров в месяц на выпускном курсе по дисциплине «Проблемы теории государства и права».

 

4. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы студентов

«Учебно-методический комплекс по теории государства и права в 5 ч.» под редакцией профессора В.Л. Кулапова (Саратов: Изд-во «Саратовская государственная академия права», 2009. –) и изучение учебника «Теория государства и права: Курс лекций» под ред. профессоров Н.И. Матузова и А.В. Малько (2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 776 с.). Данные учебные издания подготовлены коллективом кафедры теории государства и права Академии права.

Заслуживают внимания также учебник профессоров Н.И. Матузова и А.В. Малько «Теория государства и права» (М.: Юристъ, 2001. – 512 с.) и учебные пособия профессора В.Л. Кулапова «Теория государства и права» (4-е изд., испр. и доп. – Саратов: Изд-во «Саратовская государственная академия права», 2006. – 374 с., 2008 г.) и «Проблемы теории государства и права» (Саратов: Изд-во «Саратовская государственная академия права», 2006. – 378 с., 2009.г.).

Кроме того, в качестве дополнительной литературы при изучении ряда тем курса «Теория государства и права» и спецкурса «Проблемы теории государства и права» с учетом советов преподавателей кафедры окажут помощь такие специальные научные журналы, как: «Правовая политика и правовая жизнь», «Вестник СГАП» и «Вопросы теории государства и права», издаваемые в Академии права.

 

 

Задание для самостоятельной работы студента очной и очно-заочной форм обучения:

1. Ознакомиться с рекомендованной литературой по каждой теме занятия для получения более углубленных знаний по рассмотренным вопросам и для формирования собственного мнения по основным проблемам темы.

2. Выполнить задание для самостоятельной подготовки по каждой изучаемой теме (Часть 2. Учебно-методический комплекс по теории государства и права в 5 ч.: Учебно-методическое пособие / под ред. В.Л. Кулапова. Саратов, 2009.)

 

ЗАДАНИЯ

для самостоятельной работы студентов очной, очно-заочной (вечерней)и заочной форм обучения

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
И ПРАВА

 

Самостоятельная работа студентов 6 часов (очная форма), 10 часов (очно-заочная форма), 11 часов (заочная форма обучения)

 

5. Назовите отличие предмета изучения от объекта изучения.

6. Классификация юридических наук.

7. Система методов познания (очная форма обучения, заочная форма обучения).

8. Становление теории государства и права как науки и учебной дисциплины (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.136 с.)