Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы.



Озабоченный проблемой лучшей жизни, Платон пытался решить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум. Основная идея государства – добродетель, истинное знание, от этого зависит идеальное правление; эта цель состоит прежде всего в том, чтобы спасти бессмертную душу человека. Его интересует сущность и формы государства с точки зрения личностных критериев, особенно это относится к личности правителя. Правителями его идеального государства являются философы.

С позиций своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:

1. Приемлемые государственные формы:

а) Платоново идеальное государство;

б) Аристократия (аристократическая республика)

2. Регрессивные или упадочные государственные формы:

а) Тимократия

б) Олигархия

в) демократия

г) тирания

Это модель «идеального» сообщества, которого еще нет в реальности, но проект его осуществления все-таки возможен. Для этого необходимо, чтобы правителями стали подлинные философы. Но почему Платон делает такой выбор? По его мнению, философы – это «люди, способные постичь то, что тождественно самому себе». То есть, философ не останавливается на множестве отдельных явлений, которые лишь кажутся существующими (не поддается иллюзиям), но непрерывно идет далее, пока его страсть не утихнет, соприкоснувшись с самой сущностью каждой вещи.

42. Платоновская Академия — религиозно-философский союз, основанный Платоном приблизительно в 388 году до н. э.[1] близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших; основным методом обучения была диалектика (диалог).

Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!». В 529 году указом христианского императора Юстиниана были закрыты все философские школы в Афинах.

43. Философия Аристотеля. Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) –автор произведений «Физика», «Механика», «Органон», «О душе», «Никомахова этика», «Политика», «Риторика». Аристотель по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него.

Три вида философии Аристотеля:

- теоретическая – изучающая проблемы бытия, происхождения всего сущего;

- практическая – изучающая деятельность человека, устройство государства;

- поэтическая

Основные положения аристотелевсого учения:

1. Аристотель создал учение о категориях. Это учение основывается на платоновской теории идей и мысли о разнокачественных идеях. Аристотель различает, прежде всего две категории: сущности («субстанция») и качества («акциденция»). Так, например, идея добра и само добро соотносится как сущность и качество. Сущность существует сама по себе, а не в чем-то другом. Качество (и количество) всегда соответствует какой-либо сущности, а не существует само по себе. «Добро», например, это категория качества, т.к. существует не само по себе, но как чье-то свойство (добрые люди, добрые поступки).

2. Учение о материи и форме или означающее учение о двух началах каждой вещи. Аристотель первый из философов ввел понятие материи, для чего использовал обыденный язык и понятие «материал». Форма у Аристотеля – это не облик предмета, а деятельное начало, заставляющее материю сделаться определенной вещью.

3. Логика. Изучение бытия возможно лишь с помощью логики, считал Аристотель. Логику он называл «органической» наукой, т.к. она есть орудие («органон») для изучения бытия. Логика, по Аристотелю, имеет методологическое значение для познания. Она помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выведения общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией (выведение общего из частного). Метод доказательств из силлогизмов, т.е. из общих выводов – получение производных суждений, частных, он назвал дедукцией.

Учение о душе. Главное преимущество человека – его разум, которого нет у животного. Разум есть способность мыслить общее. На этом основано наличие речи у человека (именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствие ее у животных. Далее, у человека есть наука (т.е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает готовность человека к нравственному выбору ( который в свою очередь основан на знании общего).

По Аристотелю, в душе человека есть как бы две совершенно различные части: животная и разум. Разум – нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. Разум у всех один, он чужд индивидуальных различий. Он не связан с телесными процессами, а потому душа бессмертна только в своей разумной части.

2. Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");

практическую - о деятельности человека, устройстве государства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона,согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

44 ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА,Перипат, или Ликей – философская школа Аристотеля, основанная им в 334 в Афинах. Термин «перипатетик» происходит от слова peripatos – \rtlch«\ltrchкрытая галерея\rtlch»\ltrch, служившая местом для занятий. Здание галереи и прилегающая земля были приобретены в собственность для школы Теофрастом, другом и учеником Аристотеля (Теофраст был афинским гражданином, а Аристотель, будучи уроженцем Стагиры, не имел права приобретать частную собственность в Афинах). Название «Ликей» (Lykeion) является топонимом – так называлась занимаемая школой местность, издревле посвященная Аполлону Ликийскому.

45 Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное». Надо напомнить, что Аристотель являлся ярчайшим и одним из первых античных философов, создававшим серьёзные обзорные труды на тему общественного устройства ( см. "Политика", "Афинская полития" и т.д.). Как грек, он прекрасно понимал, что человек становится человеком только в рамках некоторой общности - некоего социума, воспитывающей среды. Как существо, обладающее волей и интересами, человек в "нормальном" состоянии всегда стремится действовать в соответствии с первой и защищать последние. Эта деятельность, зачастую не всегда направленная на получение материальных благ (см. почёт, или, наоборот, остракизм) целью своей ставила создание благоприятной среды для существования человека и близкого ему социума путём принятия законов и создания условий их выполнения. Это и есть политика.

46 Философия асоциальной свободы (вне общества) киников. Киники— одна из философских школ Древней Греции сократического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

2.Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

• возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

• добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

• отсутствие постоянного места жительства, скитания;

• паразитический образ жизни, попрошайничество;

• предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.01 с.)