При открытии салона-парикмахерской предприниматели используют индивидуальные методы и средства, в зависимости от условий своего бизнеса. Но все это можно объединить в одно целое. Каждый предприниматель сталкивается с рядом вопросов, которые ему и подлежит решить [30].
Таблица 2.1 – Вопросы, методы и средства их решения при организации салона-парикмахерской
Вопросы
| Методы и средства их решения
|
1. Как учесть рыночные факторы сферы услуг?
| Нужно знать:
Какие участники играют на рынке салонных услуг – их типы, размеры, характеристики.
Объем рынка салонного бизнеса в целом и по каждому сегменту, уметь определить силу и слабость конкурентов.
Современные тенденции, экономические показатели, особенности салонного бизнеса, отличия от других рынков.
Типы потребителей салонных услуг, их количество по группам потребления, прогнозы развития рынка.
|
2. Как выбрать бизнес-модель?
| Нужно различать:
Существующие бизнес-модели салонов красоты – в чем их отличия, их плюсы и минусы.
Перспективы каждой бизнес-модели: вымирающие и развивающиеся направления, тупиковые ветви.
|
3. Как собрать информацию, необходимую для принятия решения?
| Нужно использовать все информационные каналы по теме «салонный бизнес»:
нормативные документы, законы, постановления,
книги о салонном бизнесе,
отраслевые журналы и выставки,
полезные Интернет-сайты,
информацию от специалистов, обучающих центров, консалтинговых компаний, специализирующихся на создании салонного бизнеса.
|
4. Как разработать концепцию салонного бизнеса?
| Нужно суметь разработать:
Стратегический план создания салонного бизнеса.
Бизнес-модель - тип, вид и класс предприятия, базовые услуги, конкурентные отличия, система учета, управления, систему клиентского сервиса, и многое другое.
Легенду салона – эмоционально-имиджевую составляющую бизнес-модели,
Организационный план - этапы и мероприятий по достижению результата: стратегическое планирование, расчет загрузки салона в период раскрутки, плановый (средний) и пиковый.
Мероприятия по выходу на режим окупаемости. Выбрать методы контроля и повышения доходности и многое другое.
|
5. Как зарегистрировать юридическое лицо?
| Нужно решить:
Покупать фирму или регистрировать фирму? Для этого – разобраться со стандартными правовыми формами собственности – определить их плюсы и минусы для салонного бизнеса.
Выбрать название и место регистрации. Получить нормативно-разрешительные документы.
Решить – пользоваться ли услугами юридической фирмы по открытию предприятия красоты и здоровья.
|
6. Как рассчитать экономику и составить бизнес-план салона красоты?
| Нужно знать:
Общие правила создания бизнес-плана.
Разделы бизнес-плана и смету инвестиционных расходов.
Бюджет - доходную часть, расходную часть.
Правила подготовки документации для получения кредита или инвестиций.
Решить – пользоваться ли услугами консалтинговой фирмы по написанию бизнес-плана.
|
7. Как выбрать месторасположение салона красоты?
| Нужно знать требования к помещению:
Нормативные - соответствует ли помещение требованиям надзорных органов - СЭС, Госпожнадзора.
технические - достаточно ли электроэнергии, воды и т.п.?
технологические – позволяет ли помещение реализовать выбранную концепцию?
коммерческие - можно ли заработать в этом месте?
требования здравого смысла - все остальные факторы, в том числе нравится / не нравится
|
8. Как найти помещение?
| Нужно организовать процесс выбора помещения:
Пользоваться ли услугами агентства недвижимости. Почему так трудно работать с агентством? Как найти общий язык?
Провести блиц-оценку конкурентного окружения и клиентских потоков - достаточно ли клиентов в месте расположения будущего салона красоты?
Решить - нужны ли маркетинговые исследования? Как их проводить?
Решить - заказывать ли услуги консалтинговой фирмы по проведению маркетинговых исследований и оценке пригодности помещения.
Юридическое оформление аренды помещения.
|
9. Как проектировать?
| Нужно знать:
Правила технологического проектирования салона красоты (архитектурно-планировочное решение и техзадание технологов на разработку архитектурного и дизайн-проекта).
Где найти технологов, без которых не обойтись. Плюсы и минусы заказа технологического проектирования у консультантов, в органах СЭС, у архитекторов и т.п.
Требования надзорных органов (СЭС, Госпожнадзора и т.п.) к проекту.
Строительные нормы и правила при архитектурном проектировании. Регистрация проекта. Разработка дизайн-проекта помещения клиники и вывески.
Как выбрать архитектурное бюро и студию дизайна.
|
10. Как организовать коммунальное обеспечение?
| Знать, как строятся системы:
водоснабжения и канализации,
вентиляции, отопление, кондиционирование,
электропитания и освещения,
система безопасности как это все организовать?
с кем из коммунальных служб и когда заключать договора.
|
11. Как ремонтировать помещение?
| Требуется:
Выбрать ремонтно-строительную компанию.
Знать требования надзорных органов (СЭС, Госпожнадзора и т.п.) к применяемым строительным и отделочным материалам.
Организовать контроль над выполнением ремонтно-строительных работ.
Надо ли регистрировать изменения?
|
12. Как оснастить салон оборудованием, мебелью и аппаратурой? Когда начинать подбор салонного оборудования?
| Требования к оборудованию и общие принципы подбора.
Покупать готовую мебель или заказывать изготовление?
Как выбрать поставщиков?
Плюсы и минусы комплексного оснащения «под ключ».
Оплата поставки и документальное оформление оборудования и аппаратуры.
Монтаж оборудования.
Обучение персонала работе на выбранном оборудовании.
|
13. Как выбрать косметические линии и расходные материалы?
| Когда начинать подбор?
Общие принципы выбора. Как выбрать поставщиков?
Необходимое и достаточное количество при первой закупке. Нормы расхода и нормы складских запасов.
Плюсы и минусы комплексного оснащения.
Оплата поставки.
персонала работе на выбранных косметических линиях.
|
14. Как подобрать кадры?
| Требования к квалификации и к личностным параметрам.
Разработка штатного расписания и должностных инструкций.
Правила внутреннего распорядка, кодекс поведения сотрудников.
Когда начинать поиск кадров? Поиск персонала - профильные учебные заведения, печатные издания, Интернет, услуги агентства по найму.
Отбор кандидатов. Проверка по «черным спискам мастеров» в Интернете и в отраслевых ассоциациях. Собеседование.
|
15. Как принимать на работу?
| Новый трудовой Кодекс РФ – почему он должен стать «настольной книгой».
Правила оформления. Требования к документам. Трудовой договор (контракт) с каждым работником. Испытательный срок.
Договор о полной материальной ответственности.
|
16. Как управлять персоналом и мастерами?
| Система управления – учет отработанного времени, табель, начисление зарплаты.
Схема работы персонала (арендная, процентная, ставка-оклад, другие (смешанные).
Трудовая дисциплина. Система штрафов и поощрений. Предоставление социального пакета.
Корпоративные праздники. Индивидуальный план развития работника. Коммерческая тайна.
|
17. Как обучать и повышать квалификацию персонала?
| Стимулирование обучению профессиональному мастерству. Психологические тренинги для персонала. Обязательное планирование обучения.
Схемы оплаты за обучение. Кредитование оплаты за обучение персонала.
Комплексное обучение персонала и договор на обучение и повышения мастерства. Допуски персонала к работе с аппаратурой.
Участие в профессиональных конкурсах.
|
18. Как подобрать правильные цены на услуги?
| Правила разработки прайс-листа и ценообразования.
Формулы расчета рентабельности. Расчет рентабельности по подразделениям.
Учет конкурентной ситуации. Учет покупательной способности клиентов.
Скидки и бонусы.
Оформление прайс-листа с учетом требований надзорных органов.
|
19. Как организовать учет и контроль?
| Выбор и покупка компьютерной программы, договор на техническое обслуживание с поставщиком ПО,
построение системы учета расходных материалов и косметических препаратов.
Разработка норм расхода материалов и косметики. Учет расхода белья, инвентаря.
Процедура занесение данных (кто, когда), обучение администраторов работе с компьютерной программой, получение различных степеней доступа, освоение владельцем салона умения работать с различными отчетами.
|
20. Как организовать работу администраторов с клиентами?
| Работа с телефоном, почтой, Интернетом.
Процедуры встречи и проводов клиентов.
Запись клиентов – правила, документация, работа с компьютерным программным обеспечением.
Типичные накладки и ошибки при записи. Разбор претензий клиентов.
Правила обслуживания первичных клиентов, специальных клиентов, постоянных клиентов, корпоративных клиентов, ВИП-клиентов, сложных клиентов.
|
21. Как организовать работу администраторов с отчетностью?
| Оплата услуг – документация, дневной отчет.
Отчеты по нормам выработки мастеров.
Отчеты по выручке и расходу материалов.
Ведение графика записи и работы персонала.
Учет замен и сверхурочной работы, работы в праздничные и выходные дни.
|
22. Как пресечь утечки и воровство?
| Виды утечек и воровства, методы его выявления.
Плановая система борьбы с воровством. Профилактика – перекрытие традиционных каналов утечек.
Тайные покупки услуг и тестовые проверки.
|
23. Как работать с СЭС?
| Что, как и когда имеют права проверять? Возможные штрафные санкции,
Требования органов санитарно-эпидемиологического надзора - требования к выполняемым услугам, требования к сотрудникам,
Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, базовая и текущая документация, акт приемки помещения Органами ЦГСЭН,
Текущая работа с инспектором СЭС.
|
24. Как работать с пожарниками?
| Что, как и когда имеют права проверять? Возможные штрафные санкции,
Требования органов Государственного пожарного надзора - требования к помещениям, требования к установке пожарной сигнализации, требования к противопожарному инвентарю, требования к сотрудникам, базовая и текущая документация,
Акт приемки помещения органами Госпожнадзора,
Текущая работа с инспектором Госпожнадзора.
|
25. Как работать с другими органами надзора и третьими лицами?
| Государственная налоговая инспекция - требования к регистрации в ГНИ, требования к предприятию, требования к бухгалтеру, штрафные санкции,
Государственной инспекции по труду - оформление работников, базовая и текущая документация, инструкции по охране труда и технике безопасности,
Требования Общества защиты прав потребителей,
Требования Государственной торговой инспекции (ККМ, квитанции),
Текущая работа с Районной Управой (регистрация, оказание услуг малоимущим),
Требования нового Кодекса об административных правонарушениях,
Заключение договоров с контролирующими организациями,
Заключение договоров со сторонними организациями: вывоз мусора, прачечная и т.д.
|
26. Как получить медлицензию?
| Сбор пакета документов и подача заявления в органы лицензирования.
Лицензирование в зависимости от вида оказываемых услуг. Требования, предъявляемые к салону красоты органами лицензирования.
Что, как и когда имеют права проверять?
|
27. Как продавать сопутствующие товары?
| Расчет рентабельности, ценообразование.
Получение разрешений на розничную торговлю.
Выполнение общих требований к соблюдению правил торговли – наличие ценников.
Подготовка консультантов – администраторов. Оформление витрин. Продажа на рабочих местах. Ассортимент. Пробники.
Начисление премий за продажу.
|
28. Каким должен быть стандарт обслуживания?
| Выработка стандартов клиентоориентированного сервиса.
Стандарты внешнего сервиса: рекламно-оформительские.
Стандарты внутреннего сервиса: система отношений с клиентами.
|
29. Каким должен быть бухгалтерский учет?
| Нужно знать:
Основы ведения отчетности и принципы налогообложения.
Перечень необходимой и достаточной документации.
Сроки сдачи отчетности в надзорные органы.
Основы материального складского учета.
|
30. Как организовать рекламу?
| Выбор носителей рекламы.
Разработка рекламного бюджета. Оптимизация расходования средств на рекламу.
Размещение рекламы. Проведение рекламных акций.
Контроль эффективности – построение системы обратной связи.
Имиджевые продукты. Представительские продукты. Рекламно-информационный щит внутри салона красоты. Услуги рекламного агентства по организации рекламной кампании.
Организация презентации при открытии: рекламные мероприятия, полиграфия, шоу, фуршет.
|
Создать салон-парикмахерскую несравненно сложнее, чем торговую точку, турфирму или бар. Тем не менее, салонный бизнес – быстроразвивающая отрасль услуг, где еще не самые большие входные барьеры, где еще пока приличная маржа, достигающая 30% (многим отраслям это даже не снится), где еще пока много слабых и разрозненных игроков рынка, победить которых еще пока можно. По этим показателям салонный бизнес значительно перспективнее смежных отраслей – торговый, ресторанный, медицинский, туристический рынки значительно старше, более развиты, а значит, новичку закрепиться там намного сложнее. В салонном бизнесе начинающий предприниматель пока еще может достичь успеха – но только если трудный стартовый период пройден «на пять» [7].