Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель: Вишневская Е.Н.

Поиск

РЕГИОНАЛЬНАЯ

ЭКОНОМИКА

Краткий конспект лекций

вопросы для самоконтроля

 

Рассмотрено на заседании

кафедры "Экономическая теория"

протокол № 7 от 24 марта 2010 г.

 

 

Составитель: Вишневская Е.Н.

к. э. н., доцент, доцент кафедры

экономической теории и

государственного управления

(1корпус 221 ауд.)

 

Донецк – 2012

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА "РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"

 

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА "РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"

 

Недооценка региональных факторов в Украине привела: во-первых, к значительным диспропорциям в развитии производительных сил регионов Украины; во-вторых, к неэффективному использованию ресурсного потенциала регионов; в-третьих, к неэффективной системе управления регионами и взаимоотношениям между центром и регионами.

 

ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА И ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

 

Целью изучения "Региональной экономики" является формирование основ территориальной организации производительных сил Украины, современного состояния и направлений регионального развития экономики.

Объектом изучения данного курса являются производительные силы страны и её регионов с учетом природных, социальных и экономических условий и факторов.

Под производительными силами понимают систему субъективных (человек) и объективных (средства производства) факторов освоения и развития природных богатств. Они состоят из средств производства и рабочей силы (рис. 1.1).

 

Предметы труда
Средства труда
Производительные силы
Средства производства
Рабочая сила

 


Рис. 1.1. Структура экономической категории "Производительные силы"

Средства производства включают предметы и средства труда.

Предметы труда – те вещи, на которые человек воздействует в процессе труда (природно-ресурсный потенциал или продукты его первичной переработки).

Природно-ресурсный потенциал (ПРП) – совокупность всех природных возможностей, которые имеются и могут быть использованы для достижения определенной цели. Включает природные условия и ресурсы.

Природные условия – элементы природной среды, которые не принимают непосредственного участия в производстве и непроизводственной деятельности, но своим наличием могут способствовать получению более высоких результатов. К ним относятся: географическое положение; геологическое строение; рельеф; климат.

Природные ресурсы – элементы природной среды, принимающие непосредственное участие в производстве и непроизводственной деятельности. Включают: земельные, водные, биологические, минеральные, рекреационные, космические.

Средства труда – то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их в соответствии со своими целями и потребностями. Уровень развития средств труда является важнейшим показателем технического прогресса, степени развития производительных сил и самого работника.

Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе производства материальных благ. В современной терминологии наряду с этим понятием активно используются такие термины, как "трудовые ресурсы", "трудовой потенциал", "человеческий капитал" и др. Эти понятия не совсем тождественны, но в той или иной форме они отображают высокую роль человека в экономической системе, ведь именно рабочая сила или человеческий капитал является главной составляющей производительных сил.

Величина человеческого капитала зависит от демографической ситуации в стране и качества жизни.

Демографическая ситуация характеризуется системой показателей, важнейшие из которых:

(1) численность населения, её динамика; эти показатели важны для определения контингента трудовых ресурсов, объемов производства товаров личного потребления, объемов строительства и т.д.;

(2) интенсивность демографических процессов: рождаемость, смертность, естественный прирост и др.

 

Естественный прирост населения
=
Родившиеся за год
Умершие за год

 

Если этот показатель положительный, то рождаемость превышает смертность, если отрицательный – наоборот. Нулевой значение свидетельствует о простом воспроизводстве населения страны.

Чтобы все эти показатели были сопоставимы, обычно их рассчитывают на 1000 человек населения, получая соответствующие коэффициенты (рождаемости, смертности, естественного прироста);

(3) размещение населения на территории (плотность, формы расселения, урбанизация, миграция);

(4) структура (половозрастная, национальная, по уровню образования и т. д.);

(5) численность и динамика трудовых ресурсов;

(6) демографическая политика государства (система административных, экономических, пропагандистских мер, регулирующих численность и структуру населения в стране).

Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также доступность различных благ (здравоохранение, образование).

Для оценки качества жизни в любой стране был разработан Индекс развития человеческого потенциала ООН (Human Development Index, HDI). Индекс измеряет достижения страны с точки зрения продолжительности жизни, получения образования и фактического дохода и др.

Также важным показателем развития человеческого капитала является уровень (индекс) образованности. Индекс измеряет достижения страны с точки зрения уровня образования её населения.

Т. о., "Региональная экономика" рассматривает в комплексе:

· природно-ресурсный, трудовой, экономический и финансовый потенциал страны и её регионов;

· отраслевую структуру экономики;

· предпосылки регионализации Украины и её экономическое районирование;

· проблемы управления регионами и взаимоотношение между центром и регионами;

· региональную политику государства.

 

ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ РПС

Принципы размещения производительных сил – основополагающие правила, которыми должно руководствоваться государство в своей экономической политике при планировании размещения предприятий, развития регионов, при разработке общей схемы размещения производительных сил.

Выделяют следующие основные принципы размещения производительных сил:

· максимальное приближение производства к источникам сырья, топлива, центрам сосредоточения рабочей силы и потребителей;

· первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

· охрана окружающей среды и рациональное природопользование;

· создание условий для выравнивания уровней экономического развития областей и регионов;

· ограничение избыточной концентрации промышленности в городах;

· укрепление национальной, экономической и социальной безопасности;

· использование экономических выгод международного разделения труда и др.

Каждый принцип в отдельности имеет рациональный смысл, однако в целом они не всегда несовместимы. Например, только в редких случаях возможно разместить производство вблизи и от источника сырья, и от источника энергии, и от места потребления готовой продукции. Дальнейшая специализация производства усиливает неравномерность его размещения по территории. Тем не менее, нужно стараться учитывать их, чтобы рационально организовать производительные силы, уменьшить диспропорции в развитии регионов и содействовать увеличению экономического потенциала страны. В процессе же изучения данного курса можно будет оценить то, насколько эти принципы соблюдаются в Украине.

Факторы РПС – это совокупность условий, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты размещения производства.

В состав факторов обычно включают влияние следующие:

1. сырьевой;

2. топливно-энергетический;

3. водный;

4. трудовой;

5. наукоёмкости;

6. потребительский;

7. транспортный;

8. историко-экономический;

9. рыночной конъюнктуры.

Следует отметить, что изолированное рассмотрение отдельных факторов не дает общей картины, т.е. необходим комплексный учет их влияния (зачастую противоречивого). Кроме того, с развитием науки и техники действие отдельных факторов может как ослабевать (например, сырьевого), так и усиливаться (например, потребительского).

НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

Украина не богата нефтью и газом. Общие запасы нефти составляют около 5 млрд. т и газа – около 5 трлн. м3. Всего в Украины выявлено 350 месторождений нефти и газа, а в промышленной разработке находится 189 месторождений.

Выделяют три нефтегазоносных района: Прикарпатский, Днепровско-Донецкий и Причерноморский.

В Прикарпатском районе находится старейшие месторождения нефти и газа в Украине. Разработки нефти ведутся здесь с конца ХVIII века (следует отметить, что в начале XX века здесь добывалось 5% от общемировой добычи). В настоящий момент запасы нефти и газа разведаны на глубине от 500 до 5000 м.

В настоящее время основным для Украины является Днепровско-Донецкий нефтегазоносный район (80% добычи страны). Он объединяет месторождения Черниговской, Полтавской, Харьковской, Днепропетровской и Сумской областей. Основные запасы сосредоточены на глубине 4 тыс. м.

Причерноморский район охватывает Причерноморскую впадину, Керченский пролив, часть акватории Черного и Азовского морей. Этот район перспективен для нефте- и газодобычи.

Нефтью Украина обеспечена на 10-12% от потребности. До 90% её приходится экспортировать (в основном из России). Подорожание нефти на мировых рынках постоянно "бьет" по украинской экономике.

Газом за счет собственных ресурсов страна может обеспечить только население, использующее его в своих домах и квартирах. Но это лишь 25% от необходимого. При том, что по объемам потребления газа Украина занимает 5 место в мире.

 

ТОРФЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

После России и Белоруссии Украина занимает 3 место среди стран СНГ по запасам торфа. Они оценивают в 2 млрд. т. Крупнейшие залежи торфа сосредоточены в Полесье (Волынская, Ровенская области), Житомирской, Львовской и Черниговской областях. Заторфованность этих областей достигает 15%.

На торфяных заводах осуществляется брикетирование торфа. И далее до 80% его находит применение в качестве энергетического топлива и 20% – как удобрение в сельском хозяйстве.

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА УКРАИНЫ

 

Электроэнергетика Украины представляет собой сложную организационно-техническую систему, объекты которой (ГЭС, ТЭС, АЭС, линии электропередач, водоемы, охладители, хранилища радиоактивных отходов и т. д.) рассредоточены по территории страны и функционируют в беспрерывном режиме.

Вся электроэнергия в Украине производится за счет:

· АЭС – 47%;

· ТЭС – 46%;

· ГЭС – 7% (по итогам 2010 г.).

 

Самыми распространенными И хотя в свое время в Украине являются именно тепловые электростанции (Украина располагает 44 ТЭС). Их основные типы: паротурбинные, газотурбинные, дизельные.

В Украине самая большая концентрация ТЭС наблюдается в промышленных районах Донбасса и Приднепровья. На территории только Донецкой области находится 7 ТЭС. Наиболее мощными являются: Углегорская, Старобешевская, Кураховская.

Что касается атомных станций, то первая в мире АЭС была построена в Подмосковье (Обнинск) в 1954 г. На территории Украины первый энергоблок был введен в эксплуатацию в 1977 г. на Чернобыльской АЭС.

Сейчас всего в мире насчитывается 440 энергоблоков, из них 103 – в США, 151 – в странах ЕС, 28 – в Китае, Индии, Южной Корее и др. Атомные электростанции используют транспортабельное топливо – уран. Поэтому их располагают независимо от топливно-энергетического фактора и ориентируют на потребителей. Украина располагает значительными запасами урановых руд и частично удовлетворяет свою потребность в ядерном сырье (недостающая часть импортируется из России). В Украине на сегодняшний день работают 4 мощных АЭС.

Одной из наиболее сложных проблем при эксплуатации АЭС является захоронение крупнотоннажных отходов, образующихся при демонтаже оборудования, а также отработанного ядерного топлива

Наиболее важным моментом при эксплуатации атомной энергетики является безопасность.

Гидроэлектростанции (ГЭС) являются одним из самых эффективных источников электроэнергии. Однако, их размещение полностью зависит от природных условий (наличия горной местности и полноводных рек). Основные ГЭС в Украине расположены на Днепре (ДнепроГЭС, Кременчугская, Каховская, Днепродзержинская, Каневская, Киевская), Днестре (Дубоссарская), Южном Буге. Из-за особенностей климата производство электроэнергии ГЭС Украины носит сезонный характер.

Все виды электростанций в Украине объединены в Единую энергосистему страны,которая в свою очередь объединена с энергосистемами других стран. Это позволяет обеспечивать бесперебойную поставку электроэнергии, несмотря на сезонные и суточные колебания, а также дает возможность маневрировать её производством как во времени, так и в пространстве.

После России в настоящий момент Украина остается крупнейшим производителем электроэнергии среди стран СНГ (в 2008 г. – 193 млрд. кВт) и экспортирует ее.

Что касается использования электроэнергии, то 60% потребляет промышленность (в т.ч. 30% металлургия и более 15 % – сама электроэнергетика), около 30% – коммунальные службы и население, 7% – транспорт и 3% – сельское хозяйство.

 

ПРОИЗВОДСТВО ФЕРРОСПЛАВОВ

 

Ферросплавы – это сплавы железа с другими элементами (Cr, Si, Mn, Ti и др.), применяемые главным образом для раскисления и легирования стали (напр., феррохром, ферросилиций). Их получают из руд или концентратов в электропечах или плавильных шахтах (горнах).

Ферросплавная промышленность жизненно необходима для изготовления качественных сталей и сплавов, которые используются в машиностроении, авиации, химической и других отраслях промышленности. Бывший СССР занимал первое место в мире по их производству. Сейчас Россия, Украина и Казахстан – мировые лидеры по выпуску ферросплавов.

Основными производителями ферросплавов в Украине являются: Никопольский завод ферросплавов, Запорожский меткомбинат, Краматорский металлургический завод и др. До 70% произведенных ферросплавов Украина экспортирует.

 

ТРУБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

Производством труб в Украине занимаются более 10 специализированных предприятий, в том числе: Харцызский, Никопольский, Луганский трубные заводы. Их развитию способствовало строительство нефте- и газопроводов на территории бывшего СССР.

В настоящее время половина всех экспортируемых труб идет в Россию. Крупнейшим и старейшим предприятием в подотрасли является Харцызский трубный завод (основан в 1896 г.).

 

ТИТАНОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

В Украине имеются одни из крупнейших в мире месторождения высококачественного титанового сырья в Житомирской и Днепропетровской областях (всего более 70 месторождений), на базе которых работают Иршанский и Вольногорский ГОКи. На сегодняшний момент Украина производит более 95% всего титанового сырья СНГ.

Единственным производителем первичного титанового сырья (т. н. титановой губки) в Украине является Запорожский титаномагниевый комбинат.

 

УРАНОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Украина по запасам урана входит в первую десятку стран мира и занимает 1место в Европе. Основные месторождения расположены в Кировоградской области. Всего за год в Украине добывается до 1 млн т урановой руды.

 

ХИМИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СИНТЕЗА

 

Представлена нефтепереработкой, производством резины, лаков, краски, моющих средств, пластмасс, химических волокон (табл. 11.2).

 

Таблица 11.2.

Динамика производства отдельных видов продукции химии

органического синтеза

Вид продукции          
Шины (млн. шт.)     н. д.    
Лакокрасочные материалы (неводные), тыс. т          
Смолы и пластмассы, тыс. т         н. д.
Химические волокна, тыс. т          

 

Нефтеперерабатывающая промышленность сосредоточена в районах добычи нефти, прохождения трубопроводов и портовых городах Херсон, Одесса, Кременчуг, Лисичанск).

Резиновая промышленность представлена 30 предприятиями, выпускающими автомобильные, тракторные, авиационные шины, шланги, транспортерные ленты, товары народного потребления и т.п. Основные производители резиново-технических изделий в Украине – Днепропетровский, Белоцерковский ("Россава"), Киевский шинные заводы, предприятия в Бердянске, Запорожье, Харькове, Одессе и других городах.

Лакокрасочная промышленность представлена предприятиями в Днепропетровске, Киеве, Одессе, Чернигове и Львове. Эта отрасль связана с лесохимией, масложировой промышленностью, коксохимией.

Анилинокрасочная промышленность изготавливает красители для текстильной, обувной и полиграфической промышленности. Она зависит от коксохимического производства и широко представлена в Донбассе (Рубежное в Луганской обл., Горловка).

Заводы, производящие смолы и пластмассы тяготеют к районам добычи и переработки нефти и угля. Крупнейшими центрами являются Донецк, Северодонецк, Запорожье, Днепродзержинск, Первомайск, а также Калуш, Одесса и Киев.

Производство химволокна в ведетсяв Чернигове и Черкассах.

 

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

Автомобильный транспорт является неоспоримым лидером в пассажирских и грузовых перевозках. В последние годы более половины всех грузов и почти половина пассажиров была перевезена с его использованием.

Вследствие преимущественно равнинного характера рельефа Украины автомобильный транспорт развивается почти равномерно на всей её территории, но более плотная сеть автодорог характерна для западного региона страны.

Общая длина автомобильных дорог Украины составляет до 170 тыс. км (это почти 11% всех автодорог СНГ), в том числе с твердым покрытием – 166 тыс. км.

В целом автодороги Украины не отвечают европейским стандартам по многим показателям, в частности таким как: качество покрытия, скорость передвижения, нагрузка на ось, обеспеченность современными дорожными знаками и разметкой, а также необходимым количеством пунктов технической и медицинской помощи, заправок, телефонной связи и т.д.

 

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

В Украине первый трубопровод был построен в 1924 г. в Прикарпатье (это был газопровод Дашава-Стрий-Дрогобыч). На сегодняшний день общая длина трубопроводов Украины составляет 44,7 тыс. км., а его плотность - 74 км на 1 тыс. км2.

Трубопроводный транспорт Украины состоит из:

(1) 12 нефтепроводов, общей протяженностью почти 4,5 тыс. км;

(2) газопроводов, протяженностью более 37 тыс. км.;

(3) продуктопроводов, перемещающих аммиак, этилен и пр.

В 2008 г. удельный вес трубопроводного транспорта в общем объеме грузоперевозок составил 10%, из которых более 70% пришлось на транспортировку российского газа через территорию Украины. Поэтому на сегодняшний день это самый перспективный вид транспорта, поскольку транзит энергоносителей приносит значительные вливания в бюджет Украины.

Но, к сожалению, в условиях газового конфликта между Украиной и Россией имеют место планы России, связанные с уменьшением транзита нефти и газа через территорию Украины (табл. 14.3).

 

Таблица 14.3.

Транспортировка грузов трубопроводами в Украине, млн. т

Вид груза          
Все грузы          
газ 182 174 150 164 121
нефть и нефтепродукты 114 68 66 47 30
аммиак н.д. 4 2 2 2

 

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

Развитию морского транспорта в Украине способствует наличие связанных между собой Черного и Азовского морей, которые практически не замерзают. Черное море соединяются проливом Босфор с Мраморным морем, и далее – через пролив Дарданеллы – с Эгейским и Средиземным морями. Общая длина морской береговой линии Украины – более 2000 км.

После развала СССР Украине достались 3-и крупные судоходные компании:

(1) старейшее Черноморское морское пароходство было основано в 1833 г. В настоящее время через порты Одессы и Ильичевска осуществляется наибольшее количества международных перевозок (нефть, уголь, хлебные грузы, сахар, цитрусовые и т.д.). Порты Херсона и Николаева специализируются на грузоперевозках (железные и марганцевые руды, стройматериалы).

(2) Азовское морское пароходство. Является крупнейшей судоходной компанией Украины. Через порты Мариуполь, Бердянск и Керчь осуществляются как международные перевозки, так и внутренние (т. н. каботажные).

(3) Украинско-Дунайское морское пароходство (Измаил, Рени) основано в 1944 г. и служит для связей со странами Европы, в которые экспортируются уголь, руда, цемент, сахар и другие товары.

Всего же Украина располагает 18 морскими портами (из них 17 осуществляют как грузо- так и пассажироперевозки).

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

В Украине широкое развитие речной транспорт получил после строительства каналов, связавших её реки между собой, а также с водными артериями других стран (Белоруссии и Польши).

Общая длина судоходных рек в Украине – 4,4 тыс. км. Самая длинная внутренняя водная артерия – Днепр (1,2 тыс. км) с притоками Десна и Припять (знаменитые путешествия "из варяг в греки", т.е. из стран Скандинавии в страны Средиземноморья, проходили именно по Днепру). Кроме того, известны реки Днестр, Южный Буг, Северский Донец, Дунай. Общая длина судоходных речных путей общего пользования – более 2 тыс. км. Существенным недостатком речного транспорта в Украине является сезонность перевозок.

Крупные речные порты: Киев, Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Николаев, Измаил.

Речной транспорт является недорогим и удобным для перевозятся строительных материалов, угля, руды, продукции АПК. Но в настоящий момент в Украине по показателям грузо- и пассажирооборота этот вид ненамного опережает морской и составляет менее 1% перевозок Украины.

 

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Во времена бывшей УССР воздушный транспорт интенсивно развивался и в 1990 г. им было перевезено до 15 млн. человек. В настоящее время в Украине воздушный транспорт не играет прежней существенной роли в общем объеме грузовых перевозок вследствие его дороговизны, но перевозки пассажиров, которые к конце 90-х упали до 1 млн. человек, сейчас начинают наращивать свои объемы.

Житомирская область.

· обеспечение развития высокотехнологического, наукоемкого производства;

· развитие высокотехнологического агропромышленного производства;

· ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

7. 3акарпатская область:

· развитие трансграничного сотрудничества и пограничной инфраструктуры;

· развитие туристической и курортно-рекреационной сферы;

· обеспечение противпаводковой защиты.

8. Запорожская область:

· модернизация и техническое переоснащение предприятий металлургического, машиностроительного, энергетического и химического комплексов;

· развитие высокотехнологического и наукоемкого агропромышленного производства;

· водообеспечение и защита территорий от подтопления;

· улучшение экологической ситуации;

· развитие курортно-рекреационной сферы.

9. Ивано-Франковская область:

· развитие туристично-рекреационного комплекса;

· реструктуризация химической и нефтехимической промышленности, развитие деревообрабатывающей, мебельной и легкой промышленности;

· обеспечение противопаводковой защиты;

· развитие и модернизация транспортной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций.

10. Киевская область:

· ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

· улучшение экологической ситуации, решение вопроса переработки и утилизации твердых бытовых отходов;

· развитие туристическо-рекреационного комплекса;

· развитие высокотехнологического агропромышленного производства;

· развитие высокотехнологического, наукоемкого производства в машиностроении и нефтехимической промышленности.

11. Кировоградская область:

· развитие высокотехнологического машиностроения:

· реструктуризация угольной и горно-обаготитетельной отраслей;

· развитие предприятий ядерно-топливного комплекса;

· развитие высокопроизводительного агропромышленного производства.

12. Луганская область:

· реструктуризация угольной и металлургической промышленности;

· развитие высокотехнологического машиностроения;

· развитие и модернизация транспортной инфраструктуры;

· развитие ЖКХ и водообеспечения.

· внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий;

· улучшение экологической ситуации;

· защита территорий от подтопления.

13. Львовская область:

· развитие пограничного сотрудничества, инфраструктуры на пунктах пропуска через государственную границу и транспортной сети;

· реструктуризация угольной, горно-добывающей и химической промышленности;

· развитие высокопроизводительного агропромышленного производства;

· развитие курортно-рекреационной сферы;

· противопаводковая защита.

14. Николаевская область:

· развитие экспортоориентированного судостроения и сопредельных отраслей;

· развитие транспортной инфраструктуры порта;

· внедрение новых типов производства в цветной металлургии;

· расширение мощностей промышленности строительных материалов;

· развитие высокопроизводительного агропромышленного производства и орошаемого земледелия;

· развитие курортно-рекреационной сферы;

· защита территорий от подтопления.

15. Одесская область:

· развитие морского хозяйства (транспортного, судоремонтного, рыбопромышленного и т.п.) и машиностроения;

· стимулирование пограничного сотрудничества;

· развитие курортно-рекреационной сферы;

· развитие высокопроизводительного агропромышленного производства;

· развитие жилищно-коммунального хозяйства и водообеспечение.

16. Полтавская область:

· развитие высокотехнологического машиностроения;

· развитие и модернизация транспортной инфраструктуры;

· развитие нефтегазопромышленного производства полного цикла (разведка, добыча, переработка, транспортировка и т.п.);

· развитие высокопроизводительного экологически чистого агропромышленного производства.

17. Ровенская область:

· технологическое обновление промышленности строительных материалов, лесохозяйственного комплекса;

· развитие высокотехнологического агропромышленного производства;

· развитие и модернизация транспортной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций;

· ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

18. Сумская область:

· внедрение прогрессивных технологических процессов в промышленности (в первую очередь машиностроения, нефтегазодобывающей, химической);

· внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий;

· развитие высокотехнологического агропромышленного производства;

· развитие пограничного сотрудничества.

19. Тернопольская область:

· развитие высокопроизводительного агропромышленного комплекса;

· технологическое обновление машиностроения, перерабатывающей промышленности;

· развитие и модернизация транспортной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций;

· развитие туристическо-рекреационного комплекса.

20. Харьковская область:

· развитие высокотехнологического и наукоемкого производства (в первую очередь машиностроения, авиастроения);

· технологическое обновление топливно-энергетического комплекса;

· стимулирование пограничного сотрудничества;

· внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий.

21. Херсонская область:

· развитие судостроения, высокотехнологического и сельскохозяйственного машиностроения;

· развитие высокопроизводительного агропромышленного комплекса на базе орошаемого земледелия;

· развитие туристично-рекреационного комплекса;

· развитие и модернизация транспортной инфраструктуры;

· защита территорий от подтопления;

· реформирование ЖКХ и водообеспечение.

22. Хмельницкая область:

· развитие высокотехнологического машиностроения;

· развитие высокопроизводительного агропромышленного комплекса;

· развитие и модернизация транспортной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций;

· развитие туристическо-рекреационной сферы.

23. Черкасская область:

· развитие высокопроизводительного агропромышленного комплекса;

· развитие высокотехнологического машиностроения;

· реструктуризация химической промышленности;

· развитие и модернизация транспортной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций.

24. Черновицкая область:

· стимулирование пограничного сотрудничества;

· развитие и модернизация транспортной инфраструктуры;

· развитие рекреационно-туристической сферы;

· противопаводковая защита;

· развитие высокопроизводительного агропромышленного комплекса.

25. Черниговская область:

· развитие высокотехнологического машиностроения;

· развитие высокопроизводительного агропромышленного комплекса;

· развитие пограничного сотрудничества;

· ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

· развитие области связи и телекоммуникаций;

· развитие туризма.

26. г. Киев:

· развитие высокотехнологического и наукоемкого производства;

· развитие туризма;

· внедрение высоких технологий в образовании, медицине, области связи и телекоммуникаций;

· реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

27. г. Севастополь:

· развитие туристической инфраструктуры;

· развитие транспортной и портовой инфраструктуры;

· реформирование ЖКХ и водообеспечение;

· внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий;

· развитие высокотехнологического, наукоемкого производства;

· восстановление и развитие виноградарства и виноделия;

· реструктуризация объектов военно-промышленного комплекса.

 

Реализация этих направлений наряду с децентрализацией власти и укреплением местного самоуправления на практике будет способствовать сбалансированному развитию как экономики отдельных регионов, так и Украины в целом, решению комплекса социально-экономических, демографических и экологических проблем, повышению доходов её граждан, что является обязательным условием перехода Украины на траекторию устойчивого развития и укрепления конкурентных позиций страны в условиях продолжающейся интернационализации и глобализации.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА (ЭКЗАМЕНА)

1. Понятие производительных сил и их составных элементов. Что является ведущим в системе ПС?

2. Назовите основные теории РПС и региональной экономики.

3. Назовите материалоемкие, энергоемкие, трудоемкие, наукоемкие производства.

4. Какие показатели уровня развития ПС страны вы знаете?

5. Какие предпосылки регионализации Украины вы знаете?

6. Охарактеризуйте и оцените природно-ресурсный потенциал Украины.

7. Охарактеризуйте минерально-сырьевую базу Украины и ее регионов.

8. Оцените земельные ресурсы Украины и покажите их роль в экономике страны.

9. Охарактеризуйте рекреационные ресурсы Украины и ее регионов.

10. Какие демографические проблемы стоят перед Украиной? Охарактеризуйте их.

11. Сколько в Украине городов-миллионеров? Каковы тенденции в их развитии?

12. Оцените отраслевые состав и структуру экономики Украины. Как они изменились за последнее десятилетие?

13. Отраслевые и территориальные особенности размещения хозяйства Украины.

14. К чему привело неэффективное размещение и развитие ПС в Украине?

15. Что такое депрессивные территории и в чем причины их появления на территории Украины?

16. Какое место и роль Донецкого региона в экономике Украины?

17. Охарактеризуйте природно-ресурсный потенциал Донецкого региона.

18. Какие демографические проблемы стоят перед Донецким регионом?

19. Состав и структура экономики и промышленности Донецкого региона.

20. Роль угольной промышленности в развитии экономики Донецкого региона.

21. Роль металлургической отрасли в экономике Донецкого региона.

22. Охарактеризуйте проблемы, стоящие перед Донецким регионом.

23. Охарактеризуйте направления развития Донецкого региона.

24. Какие факторы влияют на себестоимость угля? Почему в соответствии с ними уголь Донецкого бассейна достаточно дорогой?

25. Каковы последствия закрытия угольных шахт в Украине?

26. Современное состояние и проблемы развития угольной отрасли Украины.

27. Современное состояние и проблемы развития нефтегазовой отрасли Украины.

28. Какие энергетические проблемы стоят перед Украиной и почему?

29. Достоинства и недостатки эксплуатации ТЭС, ГЭС и АЭС.

30. Охарактеризуйте атомную энергетику Украины. Какие проблемы стоят сегодня перед этой отраслью?

31. Какие альтернативные источники энергии вы знаете? Оцените возможности их применения в Украине.

32. Роль черной металлургии в экономике Украины.

33. Предпосылки развития черной металлургии в Украине.

34. Охарактеризуйте сырьевую базу черной металлургии в Украине.

35. Способы получения чугуна, стали, проката и их влияние на себестоимость и качество.

36. Почему цветная металлургия развита в Украине слабее, чем черная? Какими отраслями она представлена?

37. Роль машиностроении в развитие экономики страны.

38. Можно ли по отраслевым составу и структуре машиностроительной отрасли характеризовать Украину, как развитую страну?

39. На чем специализируется машиностроительная отрасль Донецкого региона?

40. Назовите центры тяжелого, транспортного машиностроения, судостроения, авиа- и ракетостроения в Украине?

41. Какие проблемы стоят перед машиностроительным комплексом Украины? Каковы направления его развития?

42. Предпосылки развития химической отрасли в Украине.

43. Отраслевой состав химического комплекса в Украине. Какие отрасли получили наибольшее развитие?

44. Назовите центры производства минеральных удобрений, содового производства, нефтехимии.

45. Какие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.49 (0.015 с.)