О мнемотехнической и анамнестической функции подобнов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О мнемотехнической и анамнестической функции подобнов



Составление текста по мелодическому образцу или «на подобен» является классическим фундаментальным принципом канонического церковного искусства. Именно приспособление текста песнопений к ранее существовавшей мелодической модели произвело в дальнейшем такой сильнейший творческий импульс и показало такую необыкновенную продуктивность византийской гимнографии[111]. Поэтому в известной степени можно утверждать, что пренебрежение этим многовековым фундаментальным принципом приводит не только к упадку, но и деформирует дальнейшее развитие гимнографии в творческом классическом русле. Примеры можно встретить в наших обиходных минеях, когда один тропарь занимает большую часть страницы, в «лучшем» случае минейный лист занимает 4 тропаря канона (!) (см. службу прав. Симеону Верхотурскому) [112]. Неправомочно думали некоторые исследователи гимнографии, что слепое подражание и копирование предшествующих поэтических форм есть процесс охлаждения или «застывания» творческого развития гимнографии. В лице своих лучших песнописцев гимнография достигла своего основного классического универсума. Это классическое становление гимнографии отделило раз и навсегда церковную поэзию от светской (мирской) и обозначило ту творческую магистральную линию, по которой уже многие века развивается и, так сказать, цветет гминографическое творчество.

Созданные внутри осмогласной системы, самогласны (idiomela), самоподобны (automela), подобны (prosomia), образовали свой дополнительный цикл, который дополнил и украсил это музыкальное многообразие оригинальными мелодиями. Но одна основная «внемузыкальная» функция подобнов всегда оставалась в тени. И только кропотливое и, можно сказать, въедливое изучение функциональности этой системы отчасти открывало некоторым ученым «механизм» гимнографической логики. Функция автомелонов (самоподобнов) заключалась не только в оригинальной мелодике и высокой поэзии. Богослужебная функция автомелона возводила его в разряд церковного символа и напрямую связывала его с тем событием, которое оно воспевало. Самоподобны являлись своего рода вербальными иконами христианских праздников. М. Ф. Мурьянов был прав, когда писал, что византийская система пения на подобен «вводила в музыку ту же связь подобия, какая существовала в иконописи между изображением и изображаемым», эта связь «имела не только мнемотехническое назначение, но и метафизический смысл»[113].

За каждым подобном закреплен, во-первых, определенный мелодический рисунок, во-вторых, смысловое обобщение (содержание) и, в-третьих, метр или колональный размер. Эта общая структура постепенно фиксировалась в гимнографии, закреплялась в музыкальном языке и памяти церковной культуры. Закрепленный мелодический рисунок того или иного подобна и вместе идейное содержание этого подобна создавали целостный образ произведения. Звук и смысл становились семантичны. Мелодия подобна «кодировала» описательную ситуацию гимнографического текста. Таким образом, в тех случаях, где начинал звучать тот или иной подобен, вместе с музыкой улавливалось (воспоминалось) и тематическое содержание подобна, что в свою очередь вызывало ряд ассоциативных воспоминаний в области чувств и идей с тем или иным событием, которому был первоначально адресован подобен (самоподобен).

Теперь интересно будет посмотреть, как эта мнемотехническая сторона подобнов функционировала в богослужении. Вначале хотелось бы привести мнение некоторых ученых, которые по большой своей любви к богослужению сделали наблюдения по данной проблематике.

Вот какие рассуждения мы находим у Мурьянова в его комментариях к службе обретения мощей свт. Климента, папы Римского: «Седален предписано исполнять на мелодию отпустительного тропаря Предтеченской службы "Память праведнаго". Здесь неожиданностью является смелая идея уподобления чествуемого мученика самому Иоанну Предтече, выраженная пусть не словами, а напевом. И уже вовсе ошеломляюще должно было воздействовать на Херсонесских и Киевских знатоков церковного пения исполнение двух стихир св. Клименту на мелодию пасхальной стихиры из триады пятого гласа "Пасха священная нам днесь показася". Январская Пасха! Ничего подобного гимнология не знает [114]. Пасхальный характер имеет не только музыка стихиры. Призыв к трепетному целованию выражен так, что целовать предстоит не мощи, а самого Климента, он не инчае как воскрес. Безудержная гипербола: воскрешение памяти о полузабытом святом, – мыслится – пусть не наяву, а тайно (musik§q) – как его воскресение из мертвых… Для третьей стихиры гимнограф назначил траурный напев (подобник – на тему "Снятие с Креста") "Егда от древа" [в которой] излагаются обстоятельства открытия мощей в гробнице, ушедшей под воду вследствие геологического опускания суши Крыма»[115].

Музыкальная «экзегеза» подобнов у Михаила Федоровича не только внушает доверие, но и содержит здравое логическое наполнение. Другой любознательный исследователь и практик богослужения митр. Вениамин (Федченков) в своих рассуждениях о празднике Пятидесятницы справедливо заметил, что вечером на Троицу, на повечерии к канону Духу Святому поются ирмосы Рождества Христова (кроме 1-го и 9-го), символизируя то, что сегодня произошло рождение Церкви и что наше второе рождение тоже совершается Духом Святым[116]. «… На других повечериях тоже я заметил, – пишет Владыка, – ретроспективный (назад) взгляд на прошлое, – в канонах трипеснцев. Например: в среду на повечерии Троицы поются ирмосы Сретению. Почему? (в 3-й песне) говорится, что Господь Иисус Христос приобрел Себе Царство (Церковь) "честною Своею Кровию"… На повечерии в четверток Троицы ирмос 4-й песни "Седяй…" – Благовещенский. В Богородичне же прямо говорится: "Осени на Тя Дух Всесвятый… воплощенно Сына соделовая красно»[117]. Пятидесятница – это «духовное Благовещение Всему Миру! Поэтому, может быть, единственный задостойник во весь год (ирмос 9-й песни) начинается так торжественно грамогласно, словом ангельского приветствия в Благовещение: "Радуйся!... ": "Радуйся Царице! Матеродевственная славо!" Кончились Её скорби! Наступило прославление! В заключение славы Её, подобно славе Духу Святому в кондаке, там сказано было: "… и СОГЛАСНО СЛАВИМ Всесвятаго Духа", а здесь (в задостойнике) поем: "темже Тя СОГЛАСНО СЛАВИМ!" Не случайно это совпадение… А ведь авторы-то везде вкладывали идеи, в каждое словечко»[118]. Как мы видим, у Владыки Вениамина встречается та же гимнографическая логика, причем замечательно то, что у него перекликается и текстологическая, и музыкальная «экзегеза».

И, наконец, третий пример, который мы находим в Постной Триоди в Неделю Крестопоклонную. В эту Неделю Типикон указывает петь тропари канона по образцу Пасхальных ирмосов, которые и даны как мелодические модели в начале канона. Есть прекрасная полемическая статья у почтенного профессора Н. Д. Успенского, касающаяся того, что надписанные ирмосы не поются в эту неделю. Однако пасхальную мелодию, на которую должны петься тропари канона, составленные по той же системе стихосложения, что и ирмосы Пасхи[119], никто не отменял. Но, к сожалению, Н. Д. Успенский в пылу полемики не сделал тот вывод, который интересует нас. Хотя намек на него дал. Статья его касалась чисто уставного вопроса. Итак, почему же крестовский канон в середине Великого Поста поется на Пасхальный напев? Ответ находится в синаксаре этого дня: «Понеже бо четыредесятодневным постом, образом неким и мы распинаемся, умерщвляеми от страстей, горести же чувство имамы, уповающее и низпадающе: предлагается Честный Животворящий Крест, яко убо прохлаждая и утверждая нас, и воспоминая нам страсти Господа нашего Иисуса Христа, и утешая… нас яко в пустыне пребывающих, дондеже ко умному Иерусалиму возведет Своим Воскресением». Церковь, чтобы ободрить нас, унылых и изнемогших от борьбы со страстями и грехами, предлагает нам сладкозвучие Пасхи, как некое приближающееся эхо того события, которое упразднит належащую скорбь. А также чтобы действительно увидеть нам и ощутить, что «церковное сознание и богословское умозрение утверждают тесную неразрывную связь между Крестом и Воскресением»[120]. «Ибо по мере того, как тлеет наш внешний человек, внутренний обновляется» (2 Кор. 4, 16). Преподобный Федор Студит (автор канона), как мудрый аскетический педагог, дает нам понять посредством текста своего произведения, что Крест Христов есть «умерщвления орган», а посредством пасхального напева, что он есть «жизни делателище» (7-я песнь 3-й тропарь) и что сораспятие Христу есть умерщвление греховных страстей – залог нашего воскресения. «Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2, 11). Недаром Св. Отцы называют Страстную Седмицу не иначе как «Пасхой Страстей». Вот какие богословские мысли может содержать и внушать нам церковная мелодия.

Теперь действительно становится понятным, что «значение подобнов в византийской гимнографии гораздо более "метафизическое", чем значение просого подражания излюбленным образцам» [121]. Выбор того или иного подобна заключался не только в форме (размер и мелодия), но и в том, какой дополнительный смысл хотел привнести гимнограф в свое произведение. «Музыкальный текст – вторая составляющая реального певческого бытия служб» – многими современными песнописцами не всегда учитывается. «А между тем, индивидуальные особенности каждого последования проявляются в системе подобия, гласовой принадлежности, музыкальной драматургии службы. Интонационный словарь в его соотнесенности с примерами организации текста поэтического, особое, не только словесное, но и музыкальное "плетение словес" позволяют услышать, каждый раз по-новому, устойчивые лексемы поэтического текста»[122]. Отсюда выходят определенные задачи и закономерности. Гимнограф, имея в своем арсенале широкий выбор подобнов, должен заранее продумывать музыкальный план службы. В каком месте и к каким песнопениям привнести дополнительную окраску, путем смысловой архитектоники подобнов и музыкальной экзегезы гласовых характеристик, что и делает богослужебное последование (службу) действительно симфонически завершенным.

Оригинальность такого подхода, а лучше сказать архаичность, дает новую трактовку и новое прочтение гимнографического текста, что в свою очередь помогает раскрыть и увидеть новые резервы смыслов, сознательно вложенные песнописцем в под- или над-текст путем мнемотехники мелодического языка церковных напевов.

Ниже мы предлагаем схему подобнов, составленную М. А. Моминой. Руководствуясь этой схемой, песнописец может с большой легкостью найти местонахождение самоподобна в богослужебных книгах, узнать жанровую принадлежность и тематическое содержание.

Пояснения к таблице

В таблице даются начала самых распостраненных песнопений (самоподобнов), метрическая структура которых послужила образцом для многих других песнопений (подобнов).

Начала песнопений до скобок даются так, как в богослужебных книгах. Их продолжение в скобках показывается для того, чтобы читателю был ясен смысл этих первых слов.

Во второй графе указывается глас песнопения, что является его необходимой характеристикой.

В третьей графе указывается название книги, откуда взято песнопение. Это Октоих (О), Минея (М), Триодь постная (ТП) и Триодь цветная (ТЦ). Изредка встречается в этой графе такое обозначение: ТЦ/ТП. Это значит, что песнопение взято из служб страстной седмицы, которая в Триодях до патриарха Никона помещалась в Триоди цветной, а в Триодях, которые были изданы на Руси после исправления при патриархе Никоне, в Триоди постной.

В четвертой графе указывается день службы, в которую входит это песнопение. В Октоихе, как известно, содержатся песнопения, которые расположены по восьми гласам на каждый день недели. Например, стихира «Архангельски воспоем» исполняется в воскресенье 6-го гласа. В Минее песнопения расположены по календарным дням. Например, тропарь «Божия веры» исполняется 6 ноября. В Триодях же, постной и цветной, песнопения ставятся по дням недель, которые приходятся на период от Пасхи до недели Всех святых. Например, «Ангел предстатель» поется на службе 5 субботы Великого поста.

В пятой графе называется вид песнопения.

В последней графе указываются найденные варианты начал песнопений. Эти варианты даются и в первой графе по алфавиту с отсылкой. Например, к началу Велие чудо в шестой графе указан вариант Превелие чудо, который в первой графе дается с отсылкой к Велие чудо (Превелие чудо см. Велие чудо).

В первой графе помещаем на первое место чтения более ранние, если это возможно установить, за некоторыми исключениями. Исключение бывает в том случае, если древний текст очень редок. Например, в Путятиной минее (РНБ, Соф. 202, XI в.) встречается такой вариант Оле преславное чудо, а в остальных рукописях (XII, XIII, XIV в.) О преславное чудо; предпочтение отдаем второму сочетанию.

Нужно иметь в виду, что в разных редакциях богослужебных книг (рукописных и печатных) стихиры и седальны иногда меняют место в службе. Например, вечерние стихиры на стиховне могут ставиться на стиховне утром и наоборот. Это касается и хвалитных стихир. и стихир на «Господи воззвах».

В таблице все песнопения нумеруются, включая варианты.

Список сокращений в таблице

 


авг – август

акаф – акафист

ап – апрель

богор – богородичен

вел – великий

веч – вечерня

воскр – воскресный

вс – воскресенье

вт – вторник

ги вз – Господи воззвах

дек – декабрь

ик – икос

ил – июль

ин – июнь

конд – кондак

М – минея

муч – мученичен

нояб – ноябрь

О – октоих

окт – октябрь

пн – понедельник

пят – пятница

свет – светилен

сед – седален

сен – сентябрь

ср – среда

стих – стиховне

стхр – стихира

сб – суббота

ТП – Триодь постная

троп – тропарь

ТЦ – Триодь цветная

утр – утреня

фев – февраль

хв – хвалите

чт – четверг

ян – январь


Начало песнопения Глас Книга День Вид песнопения Вариант
1. Ангел предстатель (с небесе послан бысть)   ТП Сб 5 1 ик акаф Богородице  
2. Ангел убо, (еже радуйся прежде твоего зачатия)   О Вс Стих на хв  
3. Ангельские силы (на гробе Твоем)   О Сб Троп воскр  
4. Архангельски воспоем (верни)   О Сб Богор после стхр на стих веч  
5. Безмерна есть (блудно живущих муки)   О Сб Стхр на хв Неисчетна есть
6. Благообразный Иосиф (с древа снем пречистое Твое тело)   ТЦ/ТП Вел сб Троп  
7. Богозванная мученица см. Богозванный мученик          
8. Богозванный мученик (Варвара на судищи страждущи)   М 4 дек Стхр на хв Богозванная мученица
9. Божия веры (исповеданию другаго тя Павла)   М 6 нояб Троп воскр  
10. Велие чудо, (Дево рождшая)   О Сб Стхр Богородице (догматик) Превелие чудо
11. Велия креста (Твоего, Господи, сила)   О Вс стхр на ги вз  
12. Веселятся небесная см. Да веселятся небесная          
13. Взбранной (воеводе победительная)   ТП Сб 5 1 конд акаф Богородице  
14. Во Едеме раи (древо снедное прозябло есть)   О Ср Стхр на стих утр Еже древле во Едеме раи; Иже во Едеме раи
15. Вознесыйся на крест (волею)   М 14 сен Конд  
16. Воскресл еси из мертвых (Животе всех)   О Вс Сед Восстав от мертвых
17. Воскрес от (из) гроба (и узы растерзал еси ада)   О Вс Троп воскр  
18. Восстав от мертвых см. Воскресл еси из мертвых          
19. Все возложше (на небо упование)   М 1 ил Стхр на ги вз Все упование; Всю отложивше
20. Все упование см. Все возложше          
21. Всехвальнии мученици, (вас ни земля поотлила есть)   О Ср Стхр на стих веч прехвальнии мученици
22. Всю отложившее см. Все возложше          
23. Вся превосхожду грехом см. Вся прейду грехом          
24. Вся прейду грехом, (кого научу покаянию)   О Вт Стхр на стих утр Вся превосхожду грехом
25. Вышних ища, (вышним совокупляяся)   М 1 сен Конд  
26. Господи, аще и на судищи (предстал еси)   О Вс Стхр на хв  
27. Господи, возшед 9на крест, прадеднюю нашу клятву потребил еси)   О Сб Стхр на стих веч  
28. Гроб Твой, (Спасе, воини стерегущии)   О Вс Сед  
29. Да веселятся небесная, (да радуются земная)   О Сб Троп воскр Веселятся небесная
30. Дал еси знамение (знаменание) (боящимся Тебе, Господи)   О Ср Стхр на стих утр  
31. Дева днесь (пресуществленаго рождает)   М 25 дек Конд  
32. Днесь бдит (Иуда предати Господа)   ТЦ/ТП Вел чт Троп 6 антифона  
33. Доблии мученици (истины, вас ни нужда мучительская)   М 23 дек Муч после стхр на стих утр  
34. Доме е(у)франтов, (граде святый, пророков слава)   М 20 дек Стхр на стих веч  
35. Егда от древа (тя мертва Аримафей)   ТЦ/ТП; ТЦ Вел пят; Сб 3 Стхр на стих веч; Стхр на стих утр Яко с древа
36. Еже древле во Едеме раи см. Во Едеме раи          
37. Еже паче ума даров см. Паче ума даров          
38. Жены, услышите (глас радования)   ТЦ Вс Жен мироносиц Свет  
39. Животворящий крест (Твоея благости)   О Пят Сед  
40. Званный свыше (быв, а не от человек)   М 29 ин Стхр на хв Иже свыше званный; Свыше зван(ый)
41. Иже во Едеме раи см. Во Едеме раи          
42. Иже свыше званный см. Званный свыше          
43. Камени гробнаго см. Камень гробный          
44. Камени запечатану см. Камени знаменану          
45. Камени знаменану (от иудей)   О Сб Троп воскр Камени запечатану
46. Камень гробный (запечатати не возбранив)   О Вс Сед Камени гробнаго
47. Красота девства (Твоего и пресветлой чистоте Твоей)   О Вс Богор после сед  
48. Крестообразно Моисей см. Крестоявленно Моисей          
49. Крестоявленно Моисей (на горе)   О Чт Стхр на стих утр Крестообразно Моисей
50. Лик ангельский (да удивится чудеси)   М 2 фев Сед  
51. Мироносицам женам (при гробе представ ангел)   О Вс Сед  
52. Мученики Твои, (Господи)   О Вт Муч после стхр на стих веч  
53. Надежде мира, (благая Богородице Дево)   О Вт Богор после сед Упование мира
54. Небесных чинов (радование)   О Вс Богор после стхр на стих веч  
55. Небо звездами (украсив яко Бог)   М 19 сен Свет  
56. Недвижимое утверждение (веры)   О Вт Богор после сед Непоколебимое утверждение
57. Неисчтена есть см. Безмерна есть          
58. Непоколебимое утверждение см. Недвижимое утверждение          
59. Облак Тя света (Присносущий, Дево)   О Сб Стхр Богородице (догматик) Облак Тя светлый
60. Облак Тя светлый см. Облак Тя света          
61. О великаго таинства (зря чудеса проповедую божество)   О Сб Стхр Богородице (догматик) О превелие таинства
62. Одесную Спаса (предста Дева)   М 16 сен Стхр на хв  
63. Оле преславнаго чудесе см. О преславнаго чудесе          
64. О превелие таинства см. О великаго таинства          
65. О преславнаго чудесе   О Вт Богор после стхр на ги вз Оле преславнаго чудесе
66. Паче ума даров (прием желание)   М 5 дек Стхр на литии Еже паче ума даров
67. Повеленное тайно (приим в разуме)   ТП Сб Троп  
68. Поставиша тридесять сребренников   ТЦ/ТП Вел чт Троп 9 антифона  
69. Преблагословенна еси (Богородице Дево)   О Вс Богор после стхр на хв  
70. Превелие чудо см. Велие чудо          
71. Премудрости слова см. Премудрость и слово          
72. Премудрость и слово (в чреве зачавши)   М 26 сен Богор после сед Премудрости слова
73. Преподобне отче, победитель (мидов и халдеев быв мысленных)   М 22 ян Стхр на стих утр  
74. Преславную и Пречистую (Богородицу)   ТП Пн сырный Богор после стхр на стих веч Славну. и Пречистую
75. Прехвальни мученици см. Всехвальни мученици          
76. Пречистому образу (Твоему поклоняемся, благий)   М 16 авг Троп  
77. Просветителя нашего см. Просвещение наше          
78. Просвещение наше, (просвещающаго всякого человека)   М 6 ян Стхр на ги вз Просветителя нашего

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.03 с.)