Орловский государственный институт экономики и торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орловский государственный институт экономики и торговли



ФГБОУ ВПО

Орловский государственный институт экономики и торговли

 

Кафедра менеджмента

ПРОГРАММА

производственной практики для студентов

4 курса экономического факультета, обучающихся

По специальности 080502.65 «Экономика и управление на

Предприятии (по отраслям)»

Учебное пособие

Рекомендована методическим

советом экономического факультета

для студентов, обучающихся

По специальности 080502.65

Орел 2010

ББК 65. 290 - 2

УДК 658.5

П - 378

Рецензент: д.э.н., проф. Давыдова Л.В.

Плахова Л.В., Алехина Л.Л.

П - 378 Программа производственной практики для студентов 5 курса

факультетов управления и экономического, обучающихся по специальностям 080507.65, 080502.65/Учебное пособие. - Орел: Издательство «ОКИ», 2007- 89с.

Учебное пособие предназначено для студентов обучающихся по

Специальности 080507.65, 080502.65

ББК 65.290 - 2

@ Орловский государственный институт экономики и торговли

 

1. Задачи управленческой практики.

 

 

Управленческая практика проводится на 5 курсе в соответствии с учебным планом.

Прохождение практики является необходимым условием, обеспечивающим подготовку менеджеров, и имеет своей целью закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении курсов «Менеджмент», «Маркетинг», «Основы коммерческой деятельности», «Биржевое дело», «Финансы предприятия» и других дисциплин, посредством решения конкретных управленческих и экономических задач.

В период прохождения практики студент изучает работу предприятия, анализирует результаты хозяйственной деятельности, знакомится с его структурой управления, использованием элементов концепции маркетинга.

Особое внимание студенту следует обратить на вопросы коммерческого расчета, выявления ресурсов увеличения прибыли, вопросы взаимоотношений управляющих и персонала.

За время прохождения практики студент должен научиться составлять и оформлять коммерческо-правовые документы (заявки, акты, договоры, претензии и т.д.), деловые бумаги (письма, протоколы, приказы и т.д.). Изучение этих вопросов будет способствовать развитию у студентов навыков управления персоналом и самостоятельности в их практической работе.

 

2. Объекты и руководство практикой.

 

Объектами практики могут быть: оптовые предприятия, оптово-розничные объединения, акционерные общества, магазины, общества с ограниченной ответственностью, частные фирмы, отделы маркетинга крупных предприятий.

Продолжительность практики - 4 недели, в том числе по изучению маркетинговой деятельности предприятий 2 недели.

Учебно-методическое руководство производственной практикой осуществляется преподавателями кафедры менеджмента и маркетинга.

На объектах практики руководителями могут быть: директор предприятия, его заместитель, руководители отделов, специалисты, имеющие высшее образование и достаточный опыт практической работы.

Руководители практики от предприятия и от института составляют календарный план прохождения практики, проводят расстановку практикантов по рабочим местам, предварительно проверив прохождение студентами инструктажа по технике безопасности.

Руководители практики проводят собеседование с студентами о ходе практики на каждом рабочем месте и делают соответствующие отметки в дневниках, проверяют выполнения студентами календарного плана практики, усвоение и приобретение практических навыков работы, оказывают необходимую помощь.

За неделю до окончания практики они проверяют наличие у каждого студента материалов для отчета о практике и степень оформления.

До окончания практики руководитель от предприятия дает характеристику работы студента. Отметка о прибытии на практику и убытия, характеристика заверяются печатью предприятия.

Руководитель практики от предприятия имеет право: участвовать в работе комиссии вуза по защите отчетов по практике, представлять студентов, отличившихся в успешном выполнении программы, для поощрения, ставить вопрос перед администрацией института о наказании студентов, недобросовестно относящихся к выполнению программы практики и нарушающих правила внутреннего распорядка.

 

 

3.Обязанности студентов.

 

При прохождении практики студенту следует:

 

- выполнять программу практики в соответствии с календарным планом;

- выполнять указания руководителя практики от предприятия и от института;

- выполнять правила внутреннего распорядка предприятия;

- нести личную ответственность за причиненный моральный ущерб;

- строго соблюдать правила техники безопасности;

- в установленные сроки предоставить отчет о прохождении практики.

 

 

4. Дневник практики.

 

Каждый студент ведет дневник по форме приложения 2 программы. В нем должна быть отметка, что студент ознакомлен с правилами техники безопасности.

В дневник ежедневно записываются выполненные программные вопросы. Руководитель практики от предприятия своей подписью заверяет выполненную работу.

 

 

5. Итоги практики.

 

Студент составляет письменный отчет о прохождении практики, объем которого должен быть в пределах 70-90 страниц.

Отчет составляется в соответствии с программой и должен отражать все ее разделы и пункты. Анализ статистических данных проводится не менее чем за пять лет.

К отчету прилагаются дневник, характеристика, а так же копии коммерческих и финансовых документов, с которыми студент работает в ходе прохождения практики.

Отчет пишется на листах формата А4 с соблюдением правил, содержащихся в «Методических указаниях по оформлению дипломных, курсовых работ и рефератов». Отчет сдается на проверку на кафедру менеджмента и маркетинга. К отчету прилагается дискета, на которой должны быть представлены материалы бухгалтерской и статистической отчетности, таблицы в формате Excel.

После допуска отчета к защите студент обязан ознакомиться с рецензиями и устранить замечания, если таковые сделаны рецензентами.

Студент защищает отчет перед комиссией. По итогам защиты выставляется оценка, которая записывается в зачетную книжку студента и учитывается при назначении стипендии.

Оформление отчета по практике

6.1 Общие правила оформления

Отчет по практике должен быть грамотно написан и правильно оформлен. Писать следует на одной стороне листа формата А4 (210х297 мм). Работа должна быть отпечатана через полтора интервала.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:

левое – не менее 30 мм;

правое – не менее 10 мм;

нижнее – не менее 20 мм;

верхнее – не менее 15 мм.

Абзацы в тексте (красную строку) начинают отступом, равным 15 мм.

Текст печатается 14 шрифтом, заголовки заглавными буквами 14 шрифта.

Отчеты оформляются текстом без рамок.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами черного цвета после закрашивания штрихом.

Завершенный отчет по практике должен быть сброшюрован в твердой обложке.

6.2 Титульный лист, содержание

После обложки помещается титульный лист, подписанный студентом.

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением (Приложение А).

Примерное оформление содержания работы приведено в приложении Б.

Нумерация страниц и глав

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Текст отчета по практике делят на главы (разделы), подразделы, пункты и подпункты.

Главы, параграфы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников и приложений) нумеруются арабскими цифрами, например: глава 1, параграф 2.1, пункт 2.1.1 и т.п.

Главы и подразделы должны иметь заголовки. Слово «глава» не пишется.

Заголовки глав, а также слова «введение», «заключение», «содержание», «список использованных источников» следует оформлять заглавными буквами в середине строки, без точки в конце, «жирным» шрифтом, не подчеркивая, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

Подразделы располагают с абзацевого отступа прописными буквами «жирным» шрифтом без точки в конце.

Каждая глава, «введение», «заключение», «содержание», «список использованных источников» начинаются с новой страницы, которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы.

Графический материал

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под иллюстрациями следующим образом:

Рисунок 1 – Структура аппарата управления

(слово «рисунок» начинается с абзацевого отступа и точка в конце не ставится).

При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.

Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рисунок» под ней не пишут.

Таблицы

Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается в первые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица»

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с большой буквы с абзацевого отступа, точка в конце заголовка не ставится.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку.

Заголовки граф указываются в единственном числе.

Графу «№ n/n» в таблицу не включают.

 

 

Таблица 1.

Наличие торгово-технологического оборудования в магазине

В штуках

Наименование На 01.01.2009 г. На 01.01.2010 г. Отклоне-ние (+,-)
       
Холодильное оборудование     +1
Подъемно-транспортное оборудование     -
Весоизмерительное оборудование     -1
Прочее оборудование     -

 

Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы нумерацию столбцов таблицы следует повторить, и над ней размещают слова «Продолжение таблицы», с указанием ее номера.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу не проводят.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице, то ее обозначение помещается над таблицей справа.

Таблица 2.

Динамика насыщенности ассортимента,

в единицах

         
         

 

 

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин. Абсолютные величины округлять до десятых, относительные – до сотых.

Формулы и уравнения

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Например, рентабельность основных фондов Рф вычисляют по формуле

 

Рф = П / Сф, (1)

 

где П – прибыль торгового предприятия за период, руб.;

Сф – стоимость основных фондов в среднем за тот же период, руб.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства «=», или после знака «+», или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.

Формулы и уравнения в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайне правом положении напротив формулы.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, …. в формуле (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например, (3.1).

Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.

Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул.

Ссылки

При ссылке на источник после напоминания о нем в отчета по практике проставляются в косых скобках номер, под которым оно значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник, например, /9, с. 4-5/.

Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «в соответствии с данными в таблице 5», (таблица 2), по данным рисунка 3», (рисунок 4), «в соответствии с приложением А», (приложение Б), «… по формуле (4)».

Приложения

Приложения следует оформлять как продолжение отчета по практике на ее последующих страницах.

Приложения помещают в конце отчета по практике. После списка использованных источников на отдельной странице, которая включается в общую нумерацию страниц, пишется прописными (заглавными) буквами слово «Приложения». За этой страницей потом размещаются приложения.

 

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху, посередине страницы, слова «Приложение» (строчными буквами) и его обозначения.

Если приложений более одного, то они обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, исключая буквы Е, З, И, Й, О, Ч, Щ, Ь, Ы, Ъ, после буквы Я приложения обозначаются арабскими цифрами.

Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Каждое приложение начинают с новой страницы.

 

 

6. Содержание практики.

1. Правовой статус предприятия

Организационная структура хозяйственного объекта, его аппарата управления (в том числе отдела маркетинга). Функции и должностные обязанности работников аппарата управления, их численность и состав, анализ трудовых ресурсов предприятия за отчетный год.

Таблица 1.

Анализ трудовых ресурсов …………

Показатели Количество, человек Удельный вес, %
     
Среднесписочная численность Образование - высшее - среднеспециальное Пол - женский - мужской Возраст - до 25 лет - до 35 лет - до 45 лет - до 60 лет Стаж работы - до 3 лет - до 5 лет - до 10 лет - до 25 лет    

 

Деятельности

Студентам необходимо оформить и проанализировать данные таблицы 1.

Таблица 2

Динамика основных показателей хозяйственной деятельности................

Показатели   Един.       Темпы роста, %
    изм.   Факт. сопост. цены факт. цены сопост. цены
             
Товарооборот (выручка от реализации) млн. руб.          
Валовой доход млн. руб.          
Уровень % к обор.          
Издержки обращения млн. руб.          
Уровень % к обор.          

 

             
Прибыль от реализации млн. руб.          
Уровень % к обор.          
Проценты к получению млн. руб.          
Проценты к уплате млн. руб.          
Доходы от участия в других организациях млн. руб.          
Сальдо операционных доходов и расходов млн. руб.          
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности млн. руб.          
Уровень % к обор.          
Прочие внереализационные доходы млн. руб.          
Прочие внереализационные расходы млн. руб.          
Прибыль отчетного периода млн. руб.          
Уровень % к обор.          
Налог на прибыль   Чистая прибыль млн. руб.          
  млн. руб.          

 

 

Таблица 3.

Динамика эффективности использования основных фондов

 

Показатели Ед. измере-ния       Отклонение 2010от Темп роста, % 2010 к
       
                 
1. Товарооборот тыс. руб.              
2. Среднегодо- вая стоимость основных средств тыс. руб.              
3. Балансовая прибыль тыс. руб.              
4.Среднесписоч- ная численность работников чел.              
5. Торговая площадь м2              
6. Фондоотдача, стр. 1: стр. 2 руб.              
7.Фондоемкость стр. 2: стр. 1 руб.              
8.Фондовоору-женность, стр. 2: стр. 4 тыс. руб./ чел.              
9. Товарооборот на 1 кв. м торговой площади, стр.1: стр.5 руб./ м2              
10.Рентабель-ность основных средств, стр.3: стр.2 руб.              
11.Интеграль-ный показатель эффективности использования основных фондов %              
12Коэффициент выставочной площади %              
13.Коэффициент установочной площади %              
                     

 

Показатели эффективности размещения оборудования на площади торгового зала является коэффициент установочной площади Кэ. Он определяется отношением установочной площади к площади торгового зала, т.е.

 

Ку = П / П1,

где, П- площадь торгового зала занятого оборудованием, м2.

П1- общая торговая площадь, м2.

 

3 .Анализ местоположения предприятия

Студент анализирует место размещения предприятия и определяет границы зоны тяготения к его магазину в следующей последовательности:

- выделить зоны торгового обслуживания исходного предприятия, изобразив их схематично

- используя концепцию градиентов спроса обозначить на схеме зоны с наибольшей и наименьшей вероятностью посещения, а также зоны, в которых велика вероятность конкурентного столкновения

-определить величину торгового пространства исходного предприятия

-рассчитать число потенциальных покупателей исходного предприятия

Методические пояснения

(пункт 1, 2) Зона торгового обслуживания представляет собой:

1. Зона торгового обслуживания есть территория (ее называют так же «поверхностью спроса» или «полем спроса»), где находятся потенциальные потребители определенного товара (товаров) или услуги (услуг) данной конкретной розничной системы.

2. Розничная система может представлять собой единичную фирму, магазин или же целое сочетание фирм, магазинов.

3. Поле спроса состоит из множества участков различающихся уровнем спроса (иными словами, между разными участками существуют градиенты спроса). Это расчленение на отдельные контуры характерно для любого поля спроса, за теми чрезвычайно редкими исключениями, когда в данном географическом районе имеется только одна розничная система. Тогда такая система занимает монопольное положение, нет никаких градиентов спроса, и вероятность того, что потребители купят товары в данной розничной системе, в любой точке зоны равна 1.00, т.е. 100%.

4. Кривые, описывающие градиенты спроса, носят вероятностный характер. Участки, ограниченные этими кривыми, тоже есть «вероятностные участки»: на каждом участке имеется определенная вероятность того, что потребители станут приобретать товары в данной розничной системе.

5. Общее количество потенциальных потребителей в поле спроса (зоне обслуживания) данной розничной системы есть сумма ожидаемых количеств потребителей во всех участках, различающихся уровнем спроса.

6. Градиенты спроса конкурирующих фирм, магазинов накладываются один на другой, частично совпадают. Где пересекаются прямые, очерчивающие контуры определенной вероятности, там для конкурирующих фирм возможности равны.

Затем рассчитывается потребность в товарах в данной зоне. Для этого студент должен найти ответы на следующие вопросы:

Какова плотность населения в этой зоне?

Насколько благоприятно расположение магазина относительно транспортных путей?

Может ли магазин рассчитывать на спонтанные посещения его прохожими и пассажирами?

Можно ли доехать до магазина на машине, есть ли поблизости возможности для хорошей парковки?

Какие слои населения проживают в близи магазина - высоко - или низко доходные?

После этого студент должен оценить влияние конкурентов в зоне тяготения. Необходимо получить сведения о торговой площади магазина- конкурента, числе занятых, ассортименте и внешнем облике предприятия, потенциальных покупателях.

Многочисленными исследованиями выявлен целый ряд закономерностей, относящихся к особенностям зоны торгового обслуживания.

1. Каждый определенный товар характеризуется определенным расстоянием и определенным максимальным временем, которое потребители готовы затратить ради его приобретения.

2. Потребители обычно стремятся купить товары, воспользоваться услугой в ближайшем месте, где можно приобрести данные товары, получить данные услуги.

3. Потребители часто предпочитают покупать все нужное в одном месте, «под одной крышей», за одну поездку. Они могут проехать и мимо магазина, где имеется нужный товар, если его можно купить в месте с другими требующимися товарами в другом магазине, предлагающим более широкий ассортимент.

4. Расстояние, которое потребители готовы проехать до магазина в поисках товаров редкого, эпизодического спроса, не очень отличается от того, которое представляется им приемлемым при покупках товаров повседневного спроса.

5. Мнения потребителей об окружающих их предприятиях розничной торговли, об имеющихся у них альтернативах выбора оказывают большое влияние на конфигурацию и размеры зон торгового обслуживания.

Концепция градиентов спроса, или контуров вероятности, часто используется при разработке схемы размещения розничной сети. Она помогает выделить главную (основную) и вспомогательные (дополнительные) зоны обслуживания. Обычно главной считается та зона, в которой магазин реализует преобладающую часть своего оборота. Но насколько преобладающую? Это решают руководители в каждом конкретном случае, задавая соответствующую долю (или процент).

Изобразите схематично градиенты спроса для исходного предприятия

(Пункт 3) Величину торгового пространства возможно определить, используя формулу для расчета равновесной точки Кревенса (D):

 

(1)

 

 

где d – расстояние между розничными предприятиями, м;

x – магазин с большей зоной обслуживания;

Px – численность населения, посещающего магазин x;

Y – магазин с меньшей зоной обслуживания;

Py – численность населения, посещающего магазин y.

Показатель численности населения в формуле (1) заменим величиной общего оценочного балла4 (таблица 4).

 

 

Таблица 4.

Анализ конкурентной среды

Анализ приоритетных конкурентов необходимо проводить при помощи ответов на следующие вопросы:

 

n Какова относительная доля рынка?

n Обладает ли конкурент преимуществом по издержкам?

n Чему равна относительная цена?

n Каково поведение приоритетного конкурента?

n Насколько сильный имидж имеет марка конкурента?

n Каковы элементы дифференциации товара конкурента?

n Насколько велики его финансовые ресурсы?

n Как велики его способности для отпора в случае фронтальной атаки?

n В чем состоят уязвимые точки приоритетного конкурента?

n Какие агрессивные действия могут предпринять наши приоритетные конкуренты?

n Какие ответные или защитные меры нам следует принять в случае фронтальной атаки?

n Какие события могу существенно изменить соотношение сил между нами и нашими конкурентами?

n Какие меры могут быть приняты в таком случае?

n В какой степени конкуренты способны ликвидировать конкурентные преимущества. Которым мы обладаем?

 

Для сравнительного анализа стратегии конкурентов рекомендуется использовать следующую таблицу:

 

Таблица 29.

Сравнительный анализ стратегии конкурентов

 

Переменные маркетинга Наше предприятие Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент 3
Ассортимент        
Качество        
Цена        
Гамма        
Упаковка        
Сбыт        
В физическом выражении        
В денежном выражении        
Номинальная цена        
Торговая наценка        
Скидки        
Стимулирование сбыта  
Торговый персонал  
Число агентов  
Уровень агентов  
Обучение    
Реклама  
Размер бюджета  
Ориентация рекламы  
Творческий уровень  
Стимулирование сбыта  
Размер бюджета  
Тип стимулирования  
- розничная цена  
- скидка дистрибьютору  
- другие меры  
Услуги  
Ассортимент  
Сроки оказания  
Послепродажный сервис  
Исследование рынка  
Качество информационной системы  
Банк данных  
Ноу-хау  

ФГБОУ ВПО

Орловский государственный институт экономики и торговли

 

Кафедра менеджмента

ПРОГРАММА

производственной практики для студентов

4 курса экономического факультета, обучающихся



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.137 с.)