ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА



ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

(конспект лекций)

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании методичес-

Кого совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2011г.

Г. Краматорск, 2011 г

ТЕМА 2: ВНЕшНЯЯ СРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

ПЛАН:

2.1. Возможности выхода украинской фирмы на внешний рынок и ролевые функции международного менеджера

2.2. Структура основных данных экономического анализа внешней среды, необходимых международному менеджеру

2.3. Правовой анализ внешней среды

2.4. Структура основных данных стартового маркетингового анализа

2.5. Коммуникации в системе международного менеджмента

2.1. Комплексный анализ и оценка внешней среды, в которой будет действовать и развиваться международный бизнес фирмы - важнейший момент подготовки всех стратегических и многих тактических решений международного менеджера. Базовыми составляющими такого анализа должны быть следующие элементы:

-анализ экономической внешней среды;

-анализ политической внешней среды;

-анализ правовой внешней среды;

-анализ культурной внешней среды.

Реальные возможности вхождения практически любой фирмы в международный бизнес.

1) Возврат старых рынков.

Сформулируем основные вопросы, которые могут практически интересовать фирму, решившую искать в этом направлении:

1. Какие виды экспортировавшейся ранее техники технологически близки производственным и конструкторско-технологическим возможностям фирмы?

2. Кто именно производил эту технику и каково положение этих предприятий сейчас (прежде всего — в части производства техники)?

3. Какие страны (а внутри них — фирмы) импортировали основную часть этой техники?

4. Работает ли эта техника до настоящего времени? Есть ли потенциал ее:

• реновации;

• модернизации;

• обновления по запасным частям?

5. Если появились конкурирующие изделия, то какова сравнительная конкурентоспособность отечественных и иностранных изделий? Остаются ли ниши для отечественной техники?

6. Каковы ориентировочные емкости рынков (сегментов рынков)?

Получив более или менее надежную информацию по приведенным вопросам, международный менеджер может осуществить сокращенный политический и правовой анализ и в случае успешных результатов переходить к заключительному этапу анализа и оценки внешней среды — к углубленной проработке культурного фона.

2) Оценка технологий.

Международный менеджер должен начать серьезный анализ внешней среды, имея только на руках солидные доказательства реализуемости и коммерческой ценности новой технологии (без этого фирма может потратить годына такогорода доказательства), выполнив следующие условия:

-оценка оригинальности и защищенности технологии;

-оценка зарубежных аналогов и разработка карты сравнительной конкурентоспособности;

-укрупненная оценка „сопутствующего набора” (оборудования и услуг, которые потребуются для эффективного внедрения технологии);

-оценка и формирования перечня вероятных заинтересованных фирм;

-приближенная оценка финансовых ориентиров возможных сделок в вариантах;

-подготовка предложений, ориентированных на заинтересованные фирмы и проведение переговоров.

3) Соразмерный экспорт.

Этим термином мы обозначаем возможность для многих украинских фирм экспортировать различного рода товары, которые в зарубежных странах (прежде всего — в развитых) вполне могут конкурировать с менее качественными и более дешевыми товарами азиатских, латиноамериканских и африканских производителей. Главные вопросы:

-оценка собственной технологии и выделение товарного ряда, пригодного для соразмерного экспорта;

-формирование набора конкурентов и оценка сравнительной конкурентоспособности;

-предварительная оценка возможных каналов дистрибьюции и основных условий работы с ними (поставки, участие в продвижении, сервис);

-ориентировочная оценка ёмкости рынков и прогноз вероятной доли будущего контроля;

- формирование финансовых, организационных и технологических целей проникновения на те или иные рынки.

4)Встраивание в технологические цепочки зарубежных производителей.

Речь идет о том, что украинский производитель находит для себя зарубежного производителя, которому он обоснованно предлагает поставку определенных деталей, узлов, комплектующих, пригодных для производимого зарубежным партнером конечного изделия. Поскольку кооперация — одна из наиболее развитых и перспективных сфер производственного сотрудничества в мире, то потенциально всегда есть возможности подобного встраивания.

К основным аналитическим вопросам встраивания относятся следующие:

-ревизия технологии фирмы и выделение возможных технических направлений встраивания;

-обзор зарубежных технологий в родственных (смежных) отраслях и выделение объектов встраивания;

-научно- техническая и конструкторско- технологическая оценка элементов объектов встраивания с целью поиска деталей, узлов и комплектующих деталей, узлов и комплектующих изделий, которые могли бы быть предложены зарубежным партнерам;

-проведение предварительных переговоров с потенциальными партнерами и окончательное формирование перечня встраивания;

-технико-экономическая оценка перечня встраивания и подготовка проектов предложений зарубежным партнерам.

5) Использование национальных преимуществ на уровне фирмы.

Перечислим те национальные преимущества, которые сами по себе имеют ту или иную ценность в глазах зарубежного партнера и, соответственно, могут быть использованы для выхода фирмы на международный рынок:

-анализ и оценка кадрового потенциала предприятия и выделение в нем элементов международного характера;

-анализ и оценка уровня НИОКР, выделение в нем конкурентоспособных элементов;

-анализ и оценка действующих технологий;

-обзорная оценка зарубежных фирм, которые потенциально могут проявить интерес к национальным преимуществам в рамках нашей фирмы, и выделение наиболее перспективных из них;

-приближенное технико-экономическое обоснование самых важных предложений и предварительные переговоры с вероятными партнерами.

6) Вхождение в международный бизнес за счет использования государственных и региональных возможностей.

Имеется в виду постоянное слежение фирмы за межгосударственной, государственной и региональной активностью в части международного экономического сотрудничества (соглашения, программы, установление квот, предоставление льгот и преимуществ и т. д.).

ТЕМА 3: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ

ПЛАН:

3.1. Основные формы организации международного бизнеса

3.2. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций

3.3. Понятие лизинга. Особенности международных лизинговых операций

3.4. Международный факторинг

 

Преимущества лизинга.

Лизинг нашел широкое применение именно потому, что он приносит выгоды всем участникам договорных отношений. В чем суть привлекательности лизинговых сделок?

Лизинговые операции, как правило, сопровождаются специальным сервисом. Он включает: регистрацию оборудования, страхование, получение экспортных лицензий (квот), оформление финансовых документов, предоставление налоговых, валютных и финансовых льгот. Например, могут быть выделены государственные субсидии из фондов финансирования экспорта. Сопутствующие услуги лизинговой компании могут также распространяться на транспортно-экспедиторское обслуживание, монтаж (установку) оборудования, пуск объекта, достижение проектной мощности, осуществление текущего и регламентных видов ремонта, подготовку необходимых кадров для грамотной эксплуатации нового оборудования и другие виды услуг. Что же касается налоговых льгот, то суть их сводится к тому, что налоговый режим страны лизингодателя может предоставлять право на ускоренное амортизационное списание имущества, полученного в лизинг. Налоговые льготы проистекают также из того факта, что налогообложение права собственности и права владения различно.

Анализ зарубежной практики осуществления лизинговых операций показывает, что экономическое их значение очень тесно связано с выгодами, которые предоставляет лизинг. В наиболее общем виде преимущества лизинга можно сгруппировать следующим образом.

1. Финансовые, одновременное решение вопросов и приобретения, скажем, оборудования, и финансирования этой операции; остается благоприятным для предпринимателя соотношение между собственной и заемной частями в функционирующем капитале; лизинг позволяет оперативно реагировать на рыночные изменения с учетом возможности аренды дополнительного оборудования и новых технологий, что повышает эффективность использования производительного капитала, так как вкладываемые средства относятся к областям, приносящим наибольшие доходы; лизинговые платежи не зависят от индекса цен и поэтому в отличие от аренды не изменяются; стороны лизингового соглашения согласовывают лизинговые платежи - объем выплат,их порядок и процедуру, а наличие льгот позволяет лизингодателю учесть финансовые интересы лизингополучателя, например, в виде уменьшения размера лизинговых платежей.

2. Инвестиционные, компании, предприятию проще или легче получить имущество в лизинг, нежели ссуду на его покупку, т.к. объект лизинга выступает в качестве залога; лизинг не требует значительной доли собственных средств, как при предоставлении кредита банком.

3. Организационно-эксплутационные: немедленная эксплуатация наряду с освобождением от единовременной оплаты полной стоимости оборудования, машин и механизмов; эксплуатация объекта лизинга дает прибыль, необходимую для оплаты лизинговых платежей, а остаток остается арендатору; сокращение потерь, связанных с моральным старением средств производства.

4. Сервисные: арендатор объекта лизинга получает возможность воспользоваться значительными по своему объему сопутствующими сервисными услугами - страхованием, транспортировкой, установкой с гарантией готовности к эксплуатации, профилактикой; расширение услуг, связанных с банком и ростом числа клиентов банковских операций.

5. Учетно-бухгалтерские: расходы по лизингу рассматриваются как текущие затраты со всеми вытекающими последствиями их калькулирования, при этом лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингопользователя, что снижает налогооблагаемую прибыль; предмет лизинга учитывается в балансе лизинговой компании (на этот счет имеются четкие указания в гражданском и налоговом законодательстве многих западных стран) и не учитывается в балансе пользователя.

Международный факторинг.

Параллельно с возникновением в Украине рынка лизинговых услуг постепенно формируется на финансовом рынке специальный сектор факторинговых операций. В практике международной торговли факторинг появился в 60-х годах текущего столетия, наибольшее развитие он получил в 80-е годы. При этом фактор-компаниейназывают компанию, которая тесно связана с банком или является его дочерней фирмой; объект ее деятельности - факторинг. Ее комиссия составляет от 2% - 8% стоимости поставленного товара. В мировой практике специальные фактор-компании, как правило, предлагают своим клиентам полный комплекс факторинговых услуг - от учета и контроля за платежами и поставками до прямого финансирования поставок. При этом договор о факторинге автономен, независим от договора о купле-продаже.Внешний (международный)факторинг подпадает под действие международной Конвенции о факторинге, подписанной в 1988 г. в Оттаве. Однако, как и Конвенция о лизинге она пока не имеет юридической силы, т.к. не завершена процедура ратификации странами, ее подписавшими. Вместе с тем, в практике и лизинга, и факторинга, в том числе и в Украине, положения этих документов учитываются.

Международный факторинг используется в экспортной торговле; он упрощает получение наличных денег в ходе деловых операций экспортера, что имеет важное значение, ибо при экспортных поставках осуществляется кредитование, нередко на безоборотной основе и в этом случае факторинг защищает от безнадежных долгов. В число основных видов факторинга входят прямой и косвенный. При прямом факторинге действует одна фактор-компания - по экспорту в стране импортера-продавца, с которой экспортер имеет договор о факторинге. В соответствии с соглашением о прямом факторинге по уступке права требования покупной цены фактор вступает в прямые отношения с иностранным покупателем. Косвенный факторинг предполагает две фактор-компании: фактор по экспорту и фактор по импорту (в стране импортера-покупателя). В случае косвенного факторинга иностранный покупатель оплачивает стоимость экспортированной им продукции фактору по импорту в своей стране, который этот платеж переводит фактору по экспорту, а последний предоставляет обусловленную сумму экспортеру. Преимущество косвенного факторинга состоит в том, что каждый из факторов имеет договорные отношения с отечественным клиентом, кредитоспособность (кредитопригодность) которого фактору известна.

Обычно выделяют две основные формы факторинга: раскрытый и нераскрытый. При операциях в режиме раскрытого факторинга получение платежа осуществляется через фактор, имеющий с экспортером договор, согласно которому фактор обязуется приобрести подтвержденные краткосрочные долги иностранных покупателей. Иными словами, экспортер уступает фактору право требования оплаты экспортируемого товара. Покупатель оплачивает покупную цену не экспортеру, а фактору; при этом неподтвержденные долги, подлежащие оплате, приобретаются фактором с правом на регрессивные требования.

По желанию экспортера фактор может профинансировать сделку в дополнение к услугам по получению покупной цены. В этом случае он немедленно выплачивает экспортеру до 80% балансовой стоимости по подтвержденным счетам и одновременно предоставляет кредит иностранному покупателю. В практическом факторинге встречается проблема увязки Оттавской конвенции о факторинге и Венской конвенции о договорах купли-продажи.

Инвестиционный климат

На межстрановое перемещение капитала в любой форме большое влияние оказывают инвестиционный климат в стране и инвестиционные риски.

Инвестиционный климат- ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свой капитал. При оценке инвестиционного климата учитываются: социально-политическая, внутриэкономическая, внешнеэкономическая ситуация в стране и перспективы их развития.

Решая вопрос о целесообразности вывоза капитала, выборе страны размещения инвестиций, форме вывоза капитала и т.п., иностранный инвестор учитывает вероятность потери средств, т.е. "фактор риска". Выделяют три группы риска: политические риски; финансовые риски (платежеспособность страны и ее юридических лиц); риски операций (внешнеторговый и производственный риски).

Существуют различные способы снижения инвестиционных рисков:

- добавление "премии за риск" к стоимости проекта;

-создание резервного фонда фирмы в качестве страховки от возможных потерь от инвестиционной деятельности за рубежом;

-страхование от политического риска через разного рода государственные и частные страховые компании;

-подбор такого проекта, в котором заинтересована принимающая сторона;

-диверсификация риска через географическое рассредоточение портфеля зарубежных активов фирм.

Еврорынок

Еврорынок представляет собой совокупность денежных средств в долларах США и других валютах, функционирующих в качестве ссудного капитала за пределами национальных границ и не подлежащих контролю со стороны государственных органов. Еврорынок стал ядром мирового рынка капиталов. С момента своего возникновения Еврорынок развивался исключительно высокими темпами. По мере развития Еврорынка значение национальных рынков в международной миграции капитала ослабло. В 80-х годах на мировом рынке капиталов обнаружилась тенденция к расширению ссудных операций, опосредуемых выпуском ценных бумаг (секъюритизация).

На еврорынке совершаются депозитно-ссудные операции в иностранных валютах за пределами стран-эмитентов этих валют, т.е. в евровалютах. Развитие еврорынка первоначально происходило в форме рынка евродолларов. Появление евродолларов стало результатом депонирования доллара в зарубежных банках и использования его для кредитных операций.

 

 

Классификация услуг

В соответствии с предложенным определением, услугами оказываются следующие направления экономической деятельности (перечислены только услуги, которые предоставляются на законной основе, за денежное вознаграждение, и при этом плата составляет значительную (не менее процента) долю ВВП, а самим предоставлением услуги занята значительная часть трудоспособного населения):

· Туризм и "индустрия развлечений".

· Бытовые услуги - "общепит", парикмахерские, домработницы, няни и т.д., а также коммунальные услуги.

· Медицинские и охранные услуги.

· Строительные и ремонтные работы.

· Юридические и арбитражные услуги.

· Финансовые, в том числе инвестиционные, брокерские и страховые услуги.

· Образование.

· Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, в том числе разработка программного обеспечения.

· Услуги по установке, настройке и поддержке программного обеспечения.

· Услуги по ремонту и наладке сложного оборудования, как промышленного, так и бытового.

· Услуги связи.

· Информационные услуги, в том числе СМИ.

· Транспортные услуги.

Регулирование рынка услуг

На практике, политика регулирования международного рынка услуг оказывается тесно связана с политикой регулирования на соответствующих внутренних рынках.

Наиболее распространенной и наиболее очевидной формой такой связи является сочетание лицензионной и/или антимонопольной политики на внутреннем рынке с протекционистской политикой на внешнем рынке. Действительно, как показано в обзоре, антимонопольная политика на практике оказывается политикой защиты некоторых предприятий, действующих на внутреннем рынке, от конкурентов.

Распространенным примером такой политики является сочетание лицензий права занятия медицинской практикой в сочетании с отказом признавать дипломы иммигрантов.

В Великобритании медицинское обслуживание полностью национализировано. Подготовка медицинских работников контролируется при помощи вполне социалистических мер, в соответствии с планируемыми потребностями госпредприятий. Впрочем, поскольку правительство не может принуждать абитуриентов поступать именно в медицинские ВУЗы и среднеспециальные учебные заведения, время от времени возникающие дефициты медицинских работников приходится компенсировать за счет снижения иммиграционных барьеров и прямой рекламы иммиграции. Так, в феврале 2003 года была запущена рекламная кампания в медицинских журналах 11 стран, рекламирующая возможности трудоустройства в Великобритании. Благодаря этой политике, Великобритании удается удерживать один из самых низких уровней расходов на здравоохранение в расчете на душу населения среди развитых стран.

Международный туризм

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.

Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства. В 1995 году США от реализации туристических услуг иностранным гражданам получили 58 млрд. $, Франция и Италия - по 27 млрд. $, Испания -25 млрд. $

В Украине туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих у нас туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей.

В научном понимании рынок - это органическая часть капиталистической системы товарного хозяйства, основой которого является производство продукта как товара.

При рассмотрении предмета экономической теории были выделены 4 сферы производственных отношений:

Лицензионная торговля

Термин «лицензия» в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия и в связи с этим используется в различных сферах. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются:

· запатентованные изобретения,

· промышленные образцы,

· товарные знаки,

· ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной. В зависимости от объекта лицензии могут подразделяться на патентные и беспатентные.

Помимо патентных и беспатентных лицензий выделяют самостоятельные и сопутствующие. Самостоятельные лицензии предполагают передачу технологии или технических разработок независимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.

Объекты лицензий

Изобретением признается техническое решение, обладающее новизной и существенными отличиями. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей. Например, отдельные способы лечения болезней не относятся к технике в общепринятом понимании, но поскольку они предполагают применение некоторых лечебных средств в строго установленных дозах, в течение конкретного времени, с соблюдением определенного порядка, то имеет место техника лечения, которая в этом смысле и рассматривается как техническое решение.

Промышленным образцом(industrial design) признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент) продуктов труда. На промышленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты.

Товарный знак(trademark) — это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое изображение. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания.

Авторское право (copyright) распространяется на любые творческие произведения независимо от формы, назначения и достоинств произведения (лекции, доклады, статьи, брошюры, книги, технические описания, инструкции по эксплуатации, иллюстрации любого вида, рисунки, плакаты, фотографии и т.п.). Состояние лицензионной торговли

Современное состояние лицензионной торговли позволяет выделить некоторые группы стран в зависимости от их роли в международной лицензионной торговле:

промышленно развитые страны с доминирующим экспортом лицензий.К этой группе относится одна страна — США. Экспортная направленность лицензионной торговли имеет исторический характер и отражает научно-технический потенциал страны. Суммарные затраты на НИОКР в США Превышают аналогичные затраты в Великобритании, Германии, Японии, Франции и Италии, вместе взятых. Государство берет на себя подавляющую часть расходов на проведение фундаментальных научных исследований;

промышленно развитые страны с преобладающим экспортом лицензий. К ним относятся Великобритания и Швейцария, которые имеют положительное сальдо в торговле лицензиями. Обе страны проводят политику, направленную на стимулирование экспорта лицензий. Основа такой политики в Великобритании такая же, как и в США. Торговля лицензиями в Швейцарии базируется, во-первых, на специализации в изготовлении высококачественной продукции для машиностроения, приборостроения, электротехники и т.д., а во-вторых, — на создании большого количества филиалов и дочерних компаний крупных фирм при относительно небольших возможностях промышленного использования новых технологий;

промышленно развитые страны с преобладающим импортом лицензий. К этой группе относятся остальные промышленно развитые страны, прежде всего Германия и Япония. Страны этой группы широко используют зарубежный опыт и технические знания для оснащения ведущих отраслей передовой технологией и ускорения собственных научно-технических разработок и не стремятся к балансированию поступлений и платежей по лицензионным сделкам.

развивающиеся страны с импортно-экспортной направленностью лицензионной торговли.К ним относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция. Эти страны целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий для решения крупных экономических проблем, а экспортируют лицензии в основном в соседние государства;

развивающиеся страны с импортной направленностью лицензионной торговли. К этой группе относятся Таиланд, Алжир, Панама и др. Эти страны осуществляют закупку новых технологий преимущественно в виде сопутствующих лицензий при строительстве промышленных объектов;

развивающиеся страны с эпизодическим характером лицензионной торговли. К ним относятся в основном наименее развитые страны.

Существует три основных вида лицензий: простая, исключительная и полная.

При продаже простой лицензии продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Простые лицензии обычно предоставляются в сфере производства товаров широкого потребления, где трудно осуществить точный учет производимой продукции, потребность в которой настолько велика, что наличие нескольких покупателей (лицензиатов) на одном рынке не приводит к столкновению их интересов.

При продаже исключительной лицензии лицензиату предоставляются исключительные права на использование объекта лицензии на условиях, определенных в договоре. Лицензиар уже не может предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, однако может самостоятельно использовать объект лицензии или продавать лицензии третьим лицам на условиях, не противоречащих условиям первого соглашения. Для исключительных лицензий характерно максимальное сужение территории, на которой могут использоваться предусмотренные в соглашении права. Исключительная лицензия наиболее часто применяется в международной практике.

При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается права на использование объекта лицензии в течение срока действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.

Продажа лицензий осуществляется посредством заключения лицензионного соглашения.

Лицензионное соглашение это договор, по которому лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение или право на использование объекта лицензии за определенное вознаграждение. При этом право собственности на предмет лицензионного соглашения остается за лицензиаром, а лицензиат получает право на его использование при конкретных условиях в течение определенного срока.

Лицензионный договор обычно состоит из следующих разделов:

1. Преамбула. Содержит сведения о партнерах, их наименовании и юридические адреса.

2. Определения. Даются определения понятий, использованных в соглашении, с целью исключения их неодинакового толкования.

3. Предмет соглашения. Указываются полное название предмета соглашения и название лицензии по объему передаваемых прав (полная, исключительная, простая), а также номера патентов. Определяется объем передаваемых прав и оговариваются условия предоставления сублицензии третьим лицам.

4. Техническая документация. Оговариваются сроки представления технической документации для производства продукции по лицензии и требования, которым она должна соответствовать. Перечень технической документации приводится в приложении к соглашению.

5. Территория действия соглашения. Определяются территориальные границы действия лицензионного соглашения, указываются страны, где лицензиат получает право производить и продавать продукцию по лицензии.

6. Гарантия и ответственность. Определяются гарантии и ответственность сторон по патентно-правовым, техническим и производственным вопросам, вопросам взаимоотношения сторон.

7. Платежи. Указываются размер лицензионного вознаграждения и условия его оплаты. Оплата технической помощи и поставок оборудования может быть осуществлена отдельно.

8. Усовершенствования, новые патенты. Указываются обязательства сторон, касающиеся порядка обмена усовершенствованиями. Обмен может быть совершен как безвозмездно, так и за плату.

9. Техническая помощь. Определяются условия и объем оказания технической помощи.

10. Сборы и налоги. Оговариваются вопросы уплаты сборов и налогов, связанные с заключением и выполнением условий соглашения, а также с обменом валюты и переводом платежей на счет лицензиара.

11. Информация и отчетность. Этот раздел включается в договор в случае, когда вознаграждение выплачивается в виде роялти, оговариваются сроки и условия представления бухгалтерских данных о произведенной, проданной и использованной продукции по лицензии, сведения о ценах.

12. Обеспечение конфиденциальности. Фиксируются обязательства по сохранению конфиденциальности получаемых от партнера сведений различного характера. Это особенно важно в случае, когда предмет лицензии содержит ноу-хау.

13. Разрешение споров. Прежде всего, указывается, что при возникновении споров должны быть приняты все меры к мирному урегулированию разногласий. Определяется порядок рассмотрения споров с привлечением арбитража.

14. Условия вступления соглашения в силу и порядок прекращения его действия. Указываются срок действия, условия вступления соглашения в силу, порядок расторжения соглашения, последствия окончания срока действия или досрочного прекращения действия.

В заключительном разделе оговаривается, право какой стороны будет использовано при рассмотрении не полностью урегулированных данным соглашением вопросов. Указывается возможность переуступки прав, перехода прав при реорганизации одной из сторон.

Одним из наиболее сложных вопросов при продаже лицензии является определение цены лицензии.

Цена лицензии — это своего рода баланс между интересами продавца и покупателя. Лицензиар стремится получить максимально возможную цену. В свою очередь лицензиат, приобретая лицензию, рассчитывает получить прибыль от будущей продажи товаров с учетом всех затрат на приобретение лицензии (цена лицензии, расходы по освоению производства, сбыту, рекламе и т.д.).

Реальная стоимость лицензии может быть установлена только в процессе эксплуатации лицензионного объекта. Цена же лицензии определяется расчетным путем с учетом ряда факторов:

· вероятная прибыль, которую может получить лицензиат в процессе эксплуатации лицензии.

· затраты на создание технологии (расходы на НИОКР и освоение производства).

· упущенная выгода (opportunity cost), т.е. потери, связанные с неполучением прибыли от самостоятельного применения технологии.

· издержки, возникшие при передаче технологии. Они обычно касаются так называемых неформализованных знаний, которые нигде не фиксируются, а хранятся в памяти работника.

· цены на аналогичные технологии у конкурентов;

· потенциальные издержки от самостоятельной разработки технологии покупателем;

· издержки, связанные с нарушением патентных прав и прав интеллектуальной собственности.

Сведения о сумме прибыли и объемах продаж содержатся в финансовых отчетах фирм, которые публикуются и, следовательно, могут контролироваться лицензиаром.

Международное регулирование

Охрана прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки — предмет активного международного регулирования. Основным международным соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Первая редакция этой конвенции была подписана 11 государствами в Париже в 1883г. В дальнейшем Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. В странах-участницах Парижская конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какой из ее текстов ратифицирован страной. Участники Конвенции образуют так называемый Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз).

Парижская конвенция ставит своей целью предоставление более льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков иностранными гражданами и не предусматривает создания международного патента, международного промышленного образца и международного товарного знака.

Основными положениями Конвенции являются:

· принцип национального режима;

· право конвенционального приоритета;

· принцип предотвращения злоупотреблений, связанных с осуществлением исключительного права, предоставляемого патентом. Принцип национального режима предусматривает предоставление гражданам и фирмам любой страны-участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем гражданам этой страны и фирмам законодательством данного государства. Охрана предоставляется также гражданам государств, не входящих в Парижский союз, если они постоянно проживают в одной из стран этого Союза или имеют там свои предприятия.

Право конвенционального приоритета означает, что заявка, поданная в стране — участнице Конвенции, обладает приоритетом в течение года с момента подачи заявки в первой стране. Это положение наиболее часто применяется на практике и имеет особое значение, поскольку при патентовании изобретения за границей вопрос о его новизне осложняется тем, что изобретение, запатентованное в одном государстве, уже не является новым и, следовательно, непатентоспособно в другой стране. Страна, обладающая правом конвенционального приоритета, может запатентовать изобретение одновременно в ряде государств.

Это право дает также преимущество при патентовании изобретений за границей: срок приоритета для патентования изобретений составляет один год, т.е. заявка может быть подана через 10—11 месяцев после подачи заявки в своей стране. За это время заявитель может определить экономическую целесообразность патентования изобретения за границей, т.е. выявить коммерческие возможности использования изобретения и тем самым решить вопрос о том, оправдаются ли расходы по получению патента за границей.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.61 (0.032 с.)