СЭЗ в странах развитой рыночной экономики СРРЭ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЭЗ в странах развитой рыночной экономики СРРЭ



СЭЗ и промышленно развитых странах, как правило, широко включены в международное разделение труда, что обусловлено характером и уровнем развития их экономики, которая глубоко интернационализирована. Свободные экономические зоны в этих странах представлены всеми типами, однако, наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и научно-технические свободные зоны.

Начало современным СЭЗ в странах развитой рыночной экономики положила зона внешней торговли (Foreign Trade Zones), созданная в США в 1934 г. для активизации внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек для производства автомобилей. СЭЗ стали склады, доки, аэропорты. Беспошлинно импортировались товары, которые использовались для экспортного производства в зоне, а на товары, которые шли на внутренний рынок США, распространялись все таможенные процедуры.

Позже развитым вариантом такой зоны стала зона благоприятствования, созданная в 1957 г. в Ирландии с центром в аэропорту “Шеннон” с целью обеспечить дополнительно 300 рабочих мест. Впоследствии компании SFADCO, созданной в 1959 г. по парламентскому закону, было поручено формирование “здорового будущего” в регионе через развитие промышленности, торговли и туризма с учетом специфики базовых условий.

Последующая эволюция первой торговой зоны привела к их развитию и созданию модели, которая лучше всего вписывается в экономику СРРЭ. В этих странах ЗСТ никогда не рассматривались в качестве районов сосредоточения обрабатывающей промышленности, целиком экспортирующей свою продукцию. Например, ЗСТ, называемые в США “зоны внешней торговли” (ЗВТ), расположены на территории страны, но юридически находятся вне их таможенного пространства.

Компании, действующие в ЗВТ, могут отсрочивать выплаты (или вообще их избегать), снижать тарифы на проходящие через зону товары и т.д. Эти товары могут закупаться для хранения, переупаковки, обработки и распределения. Они не выступают объектами формального таможенного контроля, однако, в случае их доставки из зоны в таможенное пространство США безоговорочно подлежат прохождению всех предусмотренных таможенных процедур. Движение товаров через ЗВТ может происходить в самых разных направлениях — одни товары импортируются в зону и потом переправляются в третью страну или в США, другие товары — отечественного производства — направляются в зону для их “доводки” до экспортной кондиции перед окончательным вывозом за рубеж и т.д.

Впервые ЗВТ были созданы в соответствии с Актом 1934 г. Цель их создания состояла в активизации участия США в мировой торговле. Это был тяжелый период Великой депрессии, и предполагалось, что ЗВТ, помимо прочего, значительно снизят уровень безработицы в стране. В настоящее время основным стимулом создания таких зон выступает возможность существенно снизить тарифы на импортируемые детали и компоненты для ряда отраслей (наиболее яркий пример — автомобильная промышленность).

Выделяют два основных типа ЗВТ: зоны общего назначения (general purpose, GP) и субзоны специального назначения (special purpose, SP).

GP-зоны находятся под наблюдением Таможенной службы США и законно функционируют вне их таможенного пространства. Он и обычно расположены в районах складирования товаров, вблизи доков, промышленных парков и аэропортов, Компании правомочны осуществлять бизнес внутри GP-зон либо на постоянной, либо на временной основе. Их операции могут включать и производство, которое преимущественно осуществляется BSP-субзонах. Последние предоставляют возможность отдельным компаниям (типично— крупным производителям), не адаптирующимся к условиям и режиму GP-зон, тем не менее, участвовать в зональной программе.

В настоящее время в США функционируют более 200 зон и субзон, создание и управление которыми осуществляет Департамент ЗВТ. С момента выдачи Департаментом разрешения на создание зоны до начала ее функционирования требуется от шести месяцев до трех лет, В ряде случаев GP-зоны преднамерен, но создаются лишь для того, чтобы открыть дорогу некоторым SP-субзонам, и после того, как эта задача решена, остаются пассивными.

Экспортно-производственные зоны it США также имеют собственную Персию. Он и создаются как зоны предприятий (ЗП). ЗП —специальные территории (анклавы), и которых действующие предприятия получают от местных, штатовских или федеральных властей определенные преференциальные права. Они создаются в экономически депрессивных районах больших городов с веским уровнем безработицы и обычно занимают площадь в несколько квадратных километров.

При принятии решения о создании зоны предприятия в каком-либо районе власти пользуются несколькими критериями, среди которых можно выделить два наиболее важных: более 70 % жителей района должны иметь доход на человека (семью) ниже 80% от средне городского (национального) уровня; процент безработицы в районе должен значительно превышать городской (национальный) уровень.

Профессиональные права наиболее предпочтительны для деятельности венчурных фирм (business ventures) и заключаются в стимулах как налогового, так и неналогового характера. Налоговые скидки распространяются на производство, строительство и торговлю. Неналоговые стимулы относятся, в частности, к сфере управления, к стандартам по окружающей среде и т.д.

Срок действия преференциальных прав и зонах большинства штатов составляет от 10 до 20 лет. Федеральные зоны первоначально ориентируются на двадцатилетний срок, затем он может быть продлен. В некоторых штатах число зон лимитируется (шесть — для Коннектикута, семь - для Кентукки).

Нельзя не отметить, что первая зона предприятия была создана лишь и 1980 г. (во Флориде). Концепция этих зон постоянно модифицируется. Многие штаты проявляют заметную активность в ее реализации, создавая новые зоны и предоставляя новые стимулы их пользователям. Можно утверждать, что в конечном счете подобные зоны являются малой финансовой обузой для федеральных и местных бюджетов, бюджетов штатов, а активизирующееся предпринимательство и растущая занятость в зонах приводят к снижению расходов на социальные программы в них.

В США действуют и традиционные экспортно-производственные зоны, в том смысле, что в них привлекается иностранный капитал, иностранная рабочая сила, различные элементы для производства готовой продукции (на “отверточных предприятиях”, например). Отличительная особенность таких зон в СРРЭ состоит в том, что даже тогда, когда они постелен но трансформировались из “торговых центров”, они переходили к производству товаров преимущественно для внутреннего рынка. Поданным Комитета по расследованию деятельности правительственных органов палаты представителей Конгресса США, “большая часть готовых изделий поступает на внутренний рынок - примерно 89% всей продукции, производимой в свободных торговых зонах, потребляется в Соединенных Штатах, 11% поступает на рынки иностранных государств”. Примерно 85% предприятий, действующих в этих зонах, специализируются на производстве деталей и узлов автомобилей.

Такая специфика ЭПЗ в США обусловлена тем, что первостепенной целью их создания являлось содействие процветанию американской экономики путем поощрения свободной и справедливой торговли и росту материального благосостояния американских граждан.

Зоны свободной торговли имеются практически во всех странах Западной Европы. В Германии находятся шесть городов-портов, являющихся свободными портами (Бремен, Бремерхафен, Куксхафен, Эмден, Киль, Гамбург). В этих портах производится погрузка, разгрузка, перегрузка, хранение, сортировка, маркировка и продажа товаров, организуются выставки товаров и торги, ремонтируются суда, предоставляются банковские и страховые услуги. Если пользоваться классификацией СЭЗ, то портовые зоны в Германии могут быть отнесены к категории комплексных. Особый преференциальный режим на их территории создается, главным образом, путем отмены таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС), образуемую в результате доработки и переработки товаров на территории зоны-порта.

Важное место в СРРЭ занимают научно-технологические зоны.

В США этот тип зон представлен научными парками (НП). Для их создания в стране существовали все необходимые предпосылки: наличие большого числа инновационных идей; доступ к источникам венчурного капитала; наличие развитой инфраструктуры НИОКР и промышленности; привлекательные условия жизни и отдыха.

Особенностью эволюции НП в США явилось то, что первоначально он г. возникали спонтанно, как следствие удачного сочетания ряда факторов - географического, экономического, социального и т.д. Именно “спонтанные” НП оказались наиболее эффективными. Это — Силиконовая долина расположенная в г. Санта Клара вблизи Стэнфордского университета (штат Калифорния); Дорога номер 128 — вблизи Массачусетсского технологического института и Гарвардского университета; Исследовательский парк “Треугольник” в Северной Каролине. Всего в 1973 г. в США насчитывалось 84 НТЗ. В них было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Только в Силиконовой долине интегрируется 20 % мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Здесь занято около 25 тыс. человек, находятся производства крупнейших компьютерных фирм “Интел”, “Майкрософт” и др. В ближайшее время в США планируется создать 1000 НТЗ. Объем инвестиций должен при этом составить 3 млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест — 100 тысяч.

В Голландии и ФРГ в 1985 г, было соответствен но 45 и 50 технопарков, в Японии в 14 городах — 18 технополисов, крупнейший из них — “Цукуба” — обеспечивает работой 145 тыс. человек.

В Великобритании имеется более 25 зон и технопарков, располагающих 18,4 тыс. рабочих мест.

В качестве критерия эффективности научно-технологических зон специалисты рассматривают создание локализованной среды, которая “перманентно генерирует новью технологии, высококвалифицированных специалистов и предпринимателей” и поддержку которой обеспечивает сеть исследовательских, учебных и коммерческих организаций.

НТЗ в Японии начали создаваться здесь в 80-х гг. но программе “Техноиолис”, разработанной Министерством внешней торговли и промышленности Японии. В соответствии с этой программой предусматривалось создание в отдельных отстающих в экономическом развитии префектурах страны около 20 научно-технических зон, получивших название технополисов, которое расшифровывалось как город и прилегающая к нему территория, где и органичном единстве размещены предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научные учреждения, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерные кадры, и жилая застройка с соответствующей современной производственной и социальной инфраструктурой. Программа“Технонолис” рассматривалась правительством Японии как концепция, позволяющая заглянуть стране в XXI в. и как одна из наиболее эффективных стратегий ускоренного развития научно-технического потенциала страны, определяющего ее успехи в конкурентной борьбе на мировой арене. В ней ставились следующие цели: перераспределение промышленности из центра на периферию; переориентация промышленности на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий; интенсификация научных исследований на всей территории страны за счет активизации деятельности местных университетов; ускорение инновационного процесса и др. Она опиралась на “мягкую инфраструктуру” — развитие сети научных учреждений, средств обмена информацией и подготовку кадров, поскольку условиями получения статуса технополиса выступали такие требования, как наличие в городе университета, высокая транспортная доступность, развитая инфраструктура и т.п.

Как и все СЭЗ, технонолисы в Японии предполагали участие в них государственных и муниципальных органов, а также крупного частного капитала. С этой целью на их территории предусматривались различные меры кредитного и налогового стимулирования. Так, фирмам, относящимся к отраслям “высокой технологии”, разрешалось списывать в первый год 30 % стоимости оборудования и 15% стоимости зданий и сооружений; государство оплачивало треть расходов по совместному проведению исследований префектурными лабораториями и мелкими фирмами.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.009 с.)