ТОП 10:

Леонтьев А. А. «Что такое язык?», М. «Педагогика»



Милославский И. Г. «Как разобрать и собрать слово»,

М. «Просвещение» 1993г.

 

Максимов В. И. «К тайнам словообразования» М. «Просвещение», 1980г.

 

Откупщиков Ю. В. «К истокам слова», М. «Просвещение», 1973г.

Пашков Б. Г. «Русь, Россия, Российская империя», М. 1999г.

 

Петров Ф. М. «Словарь иностранных слов», М. Госиздат, 1995г.

 

Подгаецкая И. М. «Необъятный мир слова», М. «Просвещение», 1973г.

Реформатский А. А. «Введение в языковедение», М. «Просвещение», 1967г.

 

Сергеев В. Н. «Новые значения старых слов», М. «Просвещение», 1979г.

 

Успенский Л. В. «По дорогам и тропам языка», М. «Детская литература», 1980г.

 

Успенский Л. В. «Почему не иначе? Этимологический словарик школьника», Л. 1967г.

 

Фасмер М. «Этимологический словарь русского языка»

 

Червинская М. А. «Толковый словарь иностранных слов», г. Ростов, 1995г.

 

Шанский Н. М. «В мире слов», М. «Просвещение», 1985г.

Шанский Н. М., Шанская Т. В. «Краткий этимологический словарь русского языка», М. «Просвещение», 1971г.

 

Шкатова Л. А. «Как слово отзовётся», «Южноуральское издательство», 1986г.

 

Юрганов А. Л., Кацва Л. А. «История России XVI-XVIII вв.

 

Яковлев К. «Как мы портим русский язык», «Молодая гвардия», 1976г.

 

«История России (с древнейших времён до Петра I)», под редакцией Волобуева О. В., М. «Терра», 1998г.

«История России, 1682-1861г.», под редакцией Шелохаева В. В., М. «Терра», 1996г.

 

Произведения русских классиков (по школьной программе)

 

 

Алгоритм учебно-исследовательской работы

Рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ

 

Начинать работу над интересующей темой лучше с теории вопроса (3 курс - I глава), закреплять работу над проблемой - экспериментом (4 курс - II глава), а затем делать выводы, давать и применять практические рекомендации (5 курс - III глава, написание диплома). Название работы должно быть кратким и точно соответствовать ее содержанию.

 

Учебно-исследовательская работа имеет следующую структуру:

Содержание. Список, состоящий из введения, названий глав, параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений с указанием их положения по страницам в работе.

Введение. Здесь отражается, буквально по пунктам, сама программа исследования, в процессе описания которой доказывается актуальность выбранной проблемы и даётся обоснование темы. Оформляется научный аппарат работы, выдвигается гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования, описывается организация исследования, формулируются проблема и цель, объект и предмет исследования, его новизна и практическая значимость, коротко говориться о содержании каждой главы работы.

Глава I. Теоретическая часть работы. Проводится обзор и анализ научных источников по выбранной проблеме. Делается акцент на неисследованных аспектах области исследования, даются определения используемых в работе понятий или обосновывается правильность и необходимость ссылки на авторские концепции или определения, делаются выводы. На страницах первой главы должны быть ссылки на исследователей, занимавшихся этой проблемой. Название Главы I связано с теоретическим обоснованием изучаемой проблемы. Названия параграфов соотносятся с отдельными задачами исследования. Главы обозначаются римскими цифрами, а параграфы арабскими без значка "§".

Глава II. Практическая часть научной работы (констатирующий эксперимент). Содержит описание программы опытно-экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах. Здесь отражаются цель, задачи, методы и методики, описание базы исследования, средства обработки данных. На разных этапах включаются сводные таблицы данных, графики и диаграммы. Анализируются результаты эксперимента, делаются выводы. Название Главы II соотнесено с опытно-экспериментальной частью работы.

Глава III. Методическая часть научной работы (обучающий (формирующий) эксперимент). В этой части исследования автором могут анализироваться существующие методики по выбранной теме. Разрабатываются и апробируются разнообразные методические приемы, упражнения, предлагаются комплексы мероприятий, создаются специальные условия и т.п. В результате проводится контрольный срез в экспериментальной и контрольной группах, призванный доказать правильность выбранных в работе приемов и продемонстрировать положительную динамику исследовательской работы. Полученные данные заносятся в таблицы, демонстрируются на диаграммах, пиктограммах, схемах и т.п. Проводится сравнительный анализ результатов, делаются выводы.

Заключение. "Ответ введению". Краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи, гипотезу и предположение. Отмечаются основные выводы исследования и новизна. Фразой типа "проведённое нами исследование не претендует на исчерпывающее исследование, требуют внимания ... вопросы, связанные с темой исследования ..." работа заканчивается.

Список использованной литературы. Нумерованный перечень использованных при написании работы литературных источников по проблеме. Составляется в алфавитном порядке с обязательным указанием автора, названия работы, городом издания, названием издательства, годом издания и количеством страниц.

 

Любое исследование начинается с обоснования актуальности темы исследования. Этот раздел отражает Ваши длительные поиски - как Вы к этому пришли, почему Ваша тема действительно интересна, каков замысел Вашего исследования, какие методологические подходы Вы намерены реализовать. Надо учесть, что Вы должны отразить актуальность именно Вашей конкретной темы, а не какой-либо иной из этого направления. В разделе "актуальность темы исследования" показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного вами направления; что (в конспективном изложении) сделано Вашими предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам.

 

Актуальность темы исследования может быть рассмотрена с трёх точек зрения:

Социальная актуальность. Абзац о современном положении дел по отношению к проблеме исследования. ("В существующих условиях ... проблема не получила должного рассмотрения... .").

Теоретическая актуальность. Абзац о масштабе и глобальности теории вопроса. ("Существует ... проблема, в то же время, (в педагогических науках) эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как... .").

Практическая актуальность. Абзац о положении дел в практике темы. ("Анализ практики показывает, что педагоги (дети) не знают (не умеют, не рассматривают), но при этом всё чаше сталкиваются с...").

 

На этой основе формируется противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. В педагогике противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Надо учесть, что противоположные стороны противоречия обязательно должны относиться либо к практике (только к одному ее аспекту), либо к теории (и тоже только в одном каком-то аспекте). Например: "В современном состоянии вопроса сложились неразрешённые противоречия между... и... . Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешённость этого вопроса определили выбор темы нашего исследования..." или "Несмотря на имеющиеся теоретические работы в области ... наблюдается нехватка практических разработок, направленных на...".

 

На основе выявленного противоречия формулируется проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания. Проблема может формулироваться в виде вопроса: "Каковы условия для формирования...?", "При каких психолого-педагогических условиях эффективно..." или "Проблемой исследования являлось теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений..." и т. п.

 

Решение сформулированной проблемы и составляет цель исследования. На основе проблемы исследования устанавливается цель исследования. Цель - это то, что Вы намерены достигнуть в итоге работы. Например: решение данной проблемы составляет цель исследования; или цель исследования - разработка (создание, апробация, формирование) у кого-либо чего-либо.

 

Вслед за проблемой определяются объект и предмет исследования. Объект - то, что противостоит познающему субъекту - Вам, в познавательной деятельности. Та часть практики, с которой Вы имеете дело. Более широкое понятие, нежели предмет исследования; нечто абстрактное и большое (то, в чём исследуют).

 

Предмет - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Более узкое понятие по сравнению с объектом исследования, что-то конкретное, реальное (то, что именно исследуют). Предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию.

 

Например, объектом исследования может быть процесс развития чего-либо, в общем и целом, а предметом - развитие того же, но в узком смысле, в определенных условиях, на определенном предмете.

Гипотеза - научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели. Например: Гипотезой исследования стало предположение о том, что ... повысится (улучшится, разовьется) за счет применении (использования, внедрения) ....

 

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования подразумевается выполнение ряда задач. Задача - это данная в определенных конкретных условиях цель деятельности.

Теоретическая задача (вариант формулировки по выбору):

описать (выявить) теоретические основы ...;

провести научный анализ состояния теории и практики ...;

проанализировать (изучить) психолого-педагогическую, психолингвистическую, методическую и др. литературу по ... .

Опытно-экспериментальная задача:

выявить и охарактеризовать сущностные характеристики ... (психолого-педагогические условия) ...;

определить уровень развития ...;

определить степень сформированности ... .

Практическая задача:

показать пути и способы практического применения ...;

разработать и апробировать комплекс мероприятий ...;

экспериментально проверить эффективность предложенной ...;

наметить возможные пути ... .

 

Методы исследования могут быть следующими: изучение и анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, обследование, мониторинг, изучение педагогического опыта, обобщение собственного опыта работы, констатирующий и обучающий педагогические эксперименты, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов и т.п.

 

Новизна исследования может заключаться в разработке, раскрытии, дополнении, обосновании, создании, предложении и т.п. чего-либо.

 

Смотрите также: Структура выступления на защите научной работы







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.007 с.)