Открытый» звук. «Вывод» звука




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Открытый» звук. «Вывод» звука



В упражнении на развитие резонаторов звук сдерживается гу­бами и остаётся внутри человека, а при «выводе» голоса сначала необходимо определить направление звука, адрес — точка, в кото­рую будет направлен звук, и лишь после этого выпустить его на­ружу. При выполнении упражнений на голосовой посыл важно понимать, что звук рождается внутри человека. Для того, чтобы добиться правильного звучания, необходимо вначале увидеть объ­ект, на который будет направлен звук, за воображаемую нить при­тянуть его к себе, создать и ощутить внутри себя напряжение опорных мышц, и только после этого направить звук к увиденной цели. В таком случае, голос насытится силами всего человеческо­го существа и будет звучать в полной мере. Проделывая все уп­ражнения на развитие голоса, необходимо помнить об этом вооб­ражаемом «звуковом эллипсе». Тело скорее отклоняется назад, нежели наклоняется вперёд. Все эти условия помогут голосу стать устойчивым и убедительным.

Можно предложить студентам постепенно пробовать откры­тое звучание, используя при этом уже знакомые таблицы гласных звуков. Сначала напевно, потом речево идти от своего голосового центра вниз и вверх по звукоряду, контролируя опору, дыхание, нащупывая и проверяя диапазон звучания.

Стр.56

Пробный текст

М. Цветаева «Август - астры ...»

Август ~ астры,

Август - звёзды,

Август - грозди

Винограда и рябины

Ржавой - август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! - Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звёздных

-Август! - Месяц

Ливней звездных!

Звучание даётся в индивидуальном или групповом варианте. Каждому студенту может достаться слово, два слова или строка. Один подхватывает другого так, чтобы не нарушился ритм стиха, заложенная в него мысль и эмоциональность.

В. Хлебников «Там, где жили свиристели...»

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стаи лёгких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стаи лёгких времирей.

Стр. 57

В беспорядке диком теней,

Где, как морок старых дней,

Закружились, зазвенели

Стаи лёгких времирей.

Стаи лёгких времирей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу лёгких времирей!

В работе над предложенным текстом можно использовать по­вышение и понижение тона, растягивание сонорных согласных, напевную интонацию и многое другое - по усмотрению педагога (может использоваться как зачётный или экзаменационный мате­риал).

Звучание в регистрах. Расширение диапазона

Если до этого момента студенты пользовались серединой го­лоса, то теперь необходимо уже добиваться звучания в трёх ос­новных регистрах. Обычно сложность вызывает попадание в верхний головной регистр. Попробуйте предложить студенту на­гнуться, опустить голову вниз, попробовать головные резонаторы на высоком тоне. Затем можно медленно подняться и повторить найденный звук. Важно зафиксировать устойчивое звучание в разных регистрах и уметь плавно переходить из одного регистра в другой. Это может пригодиться в работе над текстом, ролью.

Пробный текст

М. Цветаева «Гордость и робость - родные сестры...»

Гордость и робость - родные сестры, Над колыбелью, дружные, встали.

«Лоб запрокинув!» - гордость велела. «Очи потупив»! - робость шепнула.

Стр.58

Так прохожу я - очи потупив -

Лоб запрокинув - Гордость и Робость.

При чтении этого стихотворения можно использовать все три регистра.

Работа над расширением диапазона ведётся обычно на инди­видуальных занятиях второго семестра. Она состоит из упражне­ний и текстов, которые помогут каждому студенту развить и рас­ширить возможности своего голоса.

Чем выше голос поднимается по диапазону, тем глубже стано­вится дыхание. Не рекомендуется пользоваться своим максималь­но возможно высоким тоном, так как при этом существует веро­ятность срыва голоса. Низкий звук со сцены звучит устойчивее и убедительнее.

Голосовой «посыл»

Во втором семестре при продолжении дыхательно-голосовых разминок - начинается работа над одним из основных разделов - голосовым «посылом». К этому времени на занятиях по мастерству актёра в программу вводятся этюды с импровизи­рованным текстом, и студенты на практике понимают важность и значение правильного голосоведения.

Текст на сцене произносится с точным словесным действием и определенной направленностью, так что, работая со звуком, те­перь его необходимо не только укрепить, выровнять и распро­странить, но и направить.

Важно в начале второго семестра объяснить студентам прак­тическую ценность упражнений на голосовой посыл и настроить их на использование этих упражнений на показе самостоятельных отрывков, проходящих в марте месяце.

Во второй части второго семестра можно использовать трени­ровочные тексты - «зазывы».

Стр. 59

Примеры «зазывов»:

К. И. Чуковский «Чудо-дерево»

Эй вы, ребятки,

Голые пятки,

Рваные сапожки,

Драные калошки,

Кому нужны сапоги, ,

К чуду-дереву беги!

Сюда, сюда –

Готова еда!

Столик накрыт,

Чтоб каждый был сыт.

Соседи, сюда -Готова еда!

Е. Л. Шварц. «Тень»

- Арбузы, арбузы! Кусками!

- Вода, вода, ледяная вода!

- А вот ножи для убийц!

Кому ножи для убийц!

- Цветы, цветы. Розы! Лилии! Тюльпаны!

- Дорогу ослу, дорогу ослу!

- Посторонитесь, люди, идёт осел!

- Подайте бедному немому!

- Яды, яды, свежие яды!

В работе над «зазывами» особое внимание надо обращать на контроль дыхания и опоры звука. Нельзя разрешать студентам кричать. Необходимо добиваться сильного, опёртого, направлен­ного звучания, напоминать студентам о необходимости использо­вания приобретённых навыков на занятиях по мастерству актёра.

В процессе постановки голоса рекомендуется комбинировать упражнения по дыханию и голосу с упражнениями по темпо-ритму, а также с ритмическими и акробатическими упражнения-

Стр. 60

ми. Это часто даёт положительные результаты и помогает подго­товить студентов к дальнейшему сценическому звучанию в спек­таклях разных жанров.

Задание:

- Определите взаимосвязь разделов «Дыхание» и «Голос».

- Сформулируйте типичные проблемы студентов при прохождении этих разделов и продумайте упражнения для их устранения.

- Составьте перечень вопросов, определяющих основные темы разделов.

- Проанализируйте эффективность и результативность

методологических приёмов.

Орфоэпия

Начиная групповые занятия, педагог, в первую очередь, объ­ясняет значение и задачи данного раздела, а также возможности его применения в творчестве актёра. Развитие речевого слуха, умение слышать себя и партнёра, особенности московского и ста­ромосковского говора, отличия устной речи от письменной - вот неполный список тем, которые должны обсуждаться на занятиях по орфоэпии. Будущие артисты должны понять, что классическая сценическая речь - это норма, а «характерность» речи - это воз­можное отклонение от речевой нормы, которое по необходимости используется для создания характерного образа (материал третье­го семестра).

На групповых занятиях педагог даёт основные правила и кон­тролирует их освоение, приветствуется также групповое прослу­шивание записей спектаклей Театра им. Евг. Вахтангова, МХАТа, Малого театра с участием прославленных мастеров русской сце­ны, таких как Р. Симонов, Б. Щукин, Ц. Мансурова, А. Орочко, М. Астангов, О. Книппер-Чехова, В. Москвин, В. Пашенная и др.

Стр. 61

Такие прослушивания развивают слух, прививают вкус и любовь к литературе и являются противовесом сленговому языку, кото­рый всё больше и больше внедряется в современную разговорную и сценическую речь.

Раздел «Орфоэпия» важен как для студентов, имеющих рече­вые отклонения от норм литературного произношения (говоры, акценты), так и для студентов, пользующихся данными нормами. И тех и других необходимо научить правильному произношению отдельных слов - постановке ударений, работе со словарём.

Для этого можно предложить студентам для домашней работы список слов, с тем, чтобы, используя орфоэпические словари, они расставили в них верные ударения. При этом лучше пользоваться последними изданиями, так как нормы произношения со време­нем устаревают и меняются. Рекомендуемые словари приведены в списке литературы.

Другое полезное упражнение: педагог, готовясь к уроку и ра­ботая с орфоэпическими словарями, выписывает несколько слов с разными вариантами ударений и толкований. На групповом заня­тии можно предложить студентам, указать место ударения, а затем обязательно акцентировать их внимание на правильном варианте. Также на групповых занятиях даются основные правила изме­нения гласных и согласных звуков и их фонетическая транскрип­ция. Обычно сначала даются правила изменения гласных звуков и исключения из этих правил.

Например:

Правило: ударный звук произносится так, как пишется: ШАР, ЗУБ, СЛОН.

Исключение- после согласных Ш, Ж, Ц звук «И» звучит как «Ы»

ШИРЬ, ЖИР, ЦИРК

ы ы ы

Транскрипция звуков демонстрирует отличие устной речи от письменной и играет значительную роль в исправлении диалект­ных произносительных ошибок.

Стр. 62

Буквой ь условно, как это принято в фонетической транскрип­ции, обозначается очень краткое произношение звука типа и, а буквой ь - такой же краткий типа ы.

Пример фонетической транскрипции:

СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО,

шь а ь ъ ъ ъ ьвъ

Транскрипция помогает студенту соединить слуховое и зри­тельное восприятие текста.

Далее даются правила изменения согласных звуков. Например:

1. В конце слова звонкие согласные оглушаются,
ЗУБ - ЗУ[П]

СЛЕД - СЛЕ[Т]

2. Сочетания согласных «СЖ», «ЗЖ» на стыке слов, а также
приставки и корня произносятся как двойной звук «Ж» - «ЖЖ».

С ЖАДНОСТЬЮ - [ЖЖ]АДНОСТЬЮ

ИЗЖОГА - И[ЖЖ]ОГА

Все пройденные правила должны быть записаны в тетрадь студента с подобранными примерами.

На индивидуальных занятиях преподаватель проверяет произ­ношение студента, усвоение и закрепление им основных правил орфоэпии и определяет конкретное направление его дальнейшей работы.

Например:

студент приехал из Челябинска и имеет явно выраженный говор. Его внимание нужно акцентировать на законах редукции, интонации и темпо ритма речи.

Стр. 63

студент родился на Украине - его нужно ориентировать на соблюдение законов изменения звуков русского языка (гласных и согласных): уподобление согласных по звонкости и глухости, ог­лушение согласных в конце слова, замедление речи и т. д.

студент, москвич, - его внимание нужно направлять на раз­витие культуры речи и готовить к работе с речевой характерно­стью.

Работа над исправлением орфоэпических недостатков обычно активно ведётся на первом курсе, а затем продолжается в течение всех лет обучения. Её продуктивность во многом зависит от нали­чия речевого слуха у студента и его работоспособности.

Преподаватель должен отдавать себе отчёт, что работа по ис­правлению говора или акцента тесным образом связана с темпо-ритмом речи, с точным произношением гласных и согласных зву­ков, со знанием литературных норм, мелодики и интонации рус­ской речи. Важно максимально грамотно и доходчиво переводить теоретические основы раздела в практическую плоскость.

Преподаватель имеет огромные возможности по расширению методологических ресурсов преподавания орфоэпии. Новые ав­торские упражнения, соединение орфоэпических и других техно­логических задач предмета «Сценическая речь», этюдный метод, использование ритмических и пластических возможностей, под­бор нового, неожиданного материала - всё это может обогатить методику и методологию преподавания данного раздела.

Результатом проведённой работы должна стать орфоэпически чистая, интонационно богатая речь. Проверить полученный ре­зультат рекомендуется на материале русских народных сказок, которые могут быть показаны в зимнем зачёте первого курса.

Работа над сказкой закрепляет полученные орфоэпические навыки, помогает студенту выявить такие актёрские качества, как юмор, веру в предлагаемые обстоятельства, фантазию, и научить­ся использовать в работе с текстом словесное действие и кинолен­ту видений. Сказка является средством борьбы с бытовой скоро­говоркой.

Стр. 64

В зависимости от объёма сказка может быть прочитана инди­видуально или текст может быть распределён между двумя, тремя студентами или же между всей группой.

Пример сказки.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»(отрывок)

«Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка-косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озёра пере­прыгивает, холмы перелетает. Доскакали они до Брынских лесов, дальше Бурушке скакать нельзя: разлеглись болота зы­бучие, конь по брюхо в воде тонет. Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвёт, настилает через болото настилы дубовые. Три­дцать вёрст Илья гати настелил - до сих пор по ней люди до­брые ездят. Так дошёл Илья до речки Смородиной. Течёт река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается. За­ржал Бурушка, взвился выше тёмного леса и одним скачком перепрыгнул реку. Сидит за рекой Соловей-разбойник на трёх дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не проле­тит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползёт. Все боятся Соловья-разбойника, никому умирать не хочется...».

В работе с русской народной сказкой преподаватель обращает внимание на выстраивание единой перспективы повествования. Коллективный рассказ, умение услышать партнёра, подхватить и продолжить его интонацию, развивать обозначенную перспективу - все эти навыки можно приобрести в работе со сказкой.

Чаще других используются русские народные сказки под ре­дакцией А. Н. Афанасьева, который при записи сохранил подлин­ность народной интонации, богатство областных речевых особен­ностей народа. На этом этапе не рекомендуется использовать со­временные, стихотворные и стилизованные варианты сказок.

В дальнейшем, работая над самостоятельными и педагогиче­скими отрывками, студенты могут использовать нормы старомос­ковского произношения в драматургии А. Островского, Н. Гоголя

Стр. 65

А. Чехова, Л. Толстого и других авторов XIX и начала XX веков. В современной же драматургии необходимо пользоваться совре­менными нормами произношения.

Итак, в конце первого семестра на зачёт выносится текст (рус­ская народная сказка), на основе которого студенты могут проде­монстрировать знание законов орфоэпии и этап их практического освоения. В конце второго семестра проходит контрольный урок по орфоэпии с приглашением педагогов кафедры и наличием эк­заменационных билетов. Этот урок контролирует и фиксирует освоение раздела.

На втором году обучения раздел «орфоэпия» дополняется разделом «характерность речи». При обязательности такого до­полнения педагог должен продолжать контролировать проблем­ных студентов не только на уроках по сценической речи, но и на занятиях по мастерству актёра (наблюдения, этюды к образам, самостоятельные и педагогические отрывки).

Задание:

- Сформулировать и записать вариативность индивидуальных задач при прохождении раздела «орфоэпия», в зависимости от речевых особенностей каждого студента в группе.

- Проанализировать результаты обучения различных студентов и попытаться сопоставить их с наличием речевого слуха, работоспособностью и активностью на уроке, умением самостоятельно работать и другими характеристиками.

- Составить таблицу основных орфоэпических недостатков и
упражнений по их исправлению.

- Найти примеры из художественной и драматургической литературы для отработки различных законов и правил орфоэпии.

- Ниже приведены примерные программы зачётов 1 и 2 семест­ра. Они базируются на учебной программе по сценической речи для студентов актерского факультета и включают в себя обяза-

Стр. 66

тельные для прохождения и показа элементы пройденного мате­риала по разным разделам предмета.

При этом необходимо учитывать, что формы контроля в теат­ральных вузах отличаются от общепринятых. В театральном ин­ституте им. Б. Щукина существует проверенная многолетним опытом кафедральная система оценки.

Педагоги, работающие на курсе, отрабатывают пройденный материал, методически выстраивают его, придают определённую форму. Такой речевой «спектакль», составленный из упражнений, цитат, небольших стихотворений и этюдов, на зачёте или экзаме­не смотрят все члены кафедры сценической речи, педагоги по мастерству актёра, студенты института. По окончании показа проходит методическое заседание кафедры, на котором подробно разбирается работа студентов и работа преподавателя.

Таким образом, специфика проведения занятий и кафедраль­ных форм контроля позволяет сформулировать задачи, лежащие в основе научно-методической работы кафедры сценической речи Театрального института им. Б. Щукина:

• уточнять и анализировать кафедральную методику преподавания сценической речи студентам театральных вузов;

• апробировать теоретические и методические разработки в области сценической речи;

• использовать приобретённый и проанализированный кафедральный опыт для обучения стажёров и аспирантов кафедры;

• выявлять профессиональные и личностные способности студентов;

искать модернизированные формы для освоения и демонстрации необходимых речевых навыков

Стр. 67





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.017 с.)