Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По основным разделам техники речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(первый год обучения) Дикция Артикуляция. Известно, что произнесение каждого гласного и согласного звука связано с определенной позицией речевого аппарата, для освоения которой можно предложить студентам «артикуляционную гимнастику». Она поможет разработать мышцы речевого аппарата, а именно: язык (кончик языка, середина языка, корень языка), губы, мягкое нёбо, нижнюю челюсть. Важна как внешняя, так и внутренняя артикуляция, при этом необходимо обращать особое внимание на то, чтобы каждая из частей речевого аппарата в процессе артикуляционной разминки работала по отдельности. Например, в упражнениях для активизации губ язык и челюсти должны быть в покое, иначе мышцы не несут на себе желаемой нагрузки, и упражнение не имеет смысла. На начальном этапе занятий необходимо добиваться медленной, осмысленной работы каждой из частей речевого аппарата. Следующий этап работы - постепенное наращивание темпа, при этом важно сохранить точность выполнения каждого упражнения. Результатом занятий должна стать активизация всего речевого аппарата и подготовка его к произнесению звуков русского языка. Артикуляционную гимнастику можно соединять с дыхательными упражнениями, со словесным действием (что я делаю - хвалю, укоряю, переубеждаю и другие глаголы, выражающие активное действие), с удержанием и изменением разнообразных ритмов и темпов, с использованием музыки, с движением и т.д Стр. 38 Начиная заниматься установкой гласных и согласных звуков русского языка, определим их основное отличие. Гласные звуки дают речи звучность и широту, на их основе строится мелодика и интонация русской речи, при произнесении гласного звука струя выдыхаемого воздуха выходит легко и беспрепятственно. Попробуйте произнести гласный звук «А» или «У», и вы почувствуете, как свободно летит голос. Согласные звуки отвечают за чёткость, внятность речи, они определяют каркас слова. Произнесение согласных связано с преодолением (воздушной струёй) препятствия в виде губ, языка и т. д. Например, в момент произнесения звука «П» стремящийся вперёд поток воздуха должен преодолеть препятствие - губы. Начинать занятия по дикции логично с гласных звуков. После объяснения позиций речевого аппарата для каждого звука рекомендуется предложить студентам использовать таблицы гласных звуков: И-Э-А-О-У-Ы Е (JЭ)-Я (JA) -Ё (JO)-Ю (JУ) Произносить их можно в разных вариантах - с паузами, стаккато, напевно, плавно переходя из звука в звук и т.д. Также предлагается на основе данных таблиц заниматься начальными упражнениями по интонированию. Например, отрабатывать интонацию «вопрос - ответ»: ИЭА? ИЭА. ЭАО? ЭАО. Коротко и ясно произносить звуки таблицы, соединив это с выполнением словесного действия (дать указание, укорить и др.). Студенты могут наладить диалог, используя приведенные таблицы или тройки гласных звуков. В дальнейшем работа над гласными звуками будет продолжаться. Приобретённые навыки будут использоваться при отработке согласных звуков (открытые и закрытые слоги и др.), при выполнении орфоэпических рекомендаций (точность редукции безударных гласных и др.), а также при постановке голоса. Стр. 39 Начиная работу с согласными звуками, удобно объединять их в блоки (свистящие, шипящие, губные и т.д.) и распределять в определенном порядке. Последовательность работы с согласными звуками может быть различной, она зависит от целевых установок педагога, от подбора идентичных ошибок в группе и т.п. Предлагаем один из возможных вариантов: П, Б, В, Ф К,Г,Х С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц ть, дь, т, д Л, Р, М, Н ч, ш, ж, щ Таким образом, проработав на групповых и индивидуальных занятиях звуки одной группы, преподаватель может приступать к следующей и т. д. В данном варианте начинать работу предлагается с губных звуков (П, Б, В, Ф), так как чёткое и точное их произнесение активизирует общую внятность речи. Дальнейшее расположение групп звуков связано с местом положения кончика языка. Проходя поочерёдно все предложенные блоки, кончик языка из нижнего, глубокого положения (К, Г, X - воздушная струя преодолевает препятствие, образующееся между задней частью языка и мягким нёбом) перемещается к основанию нижних зубов (С, 3, ТЬ, ДЬ), затем упирается в основание верхних зубов (Т, д, Ц), а далее постепенно углубляется по твёрдому нёбу (Ч, Ш, Ж). Сонорные звуки М, н, Р помогают в работе над постановкой голоса. Звуки М и Н - развивают носоглоточный резонатор; 3 и Ж - твёрдые части ротовой полости; Л - твёрдое нёбо. Порядок работы с согласными звуками русского языка может быть и другой. Однако каждый вариант последовательности требует точной и подробной аргументации. Педагог должен полностью отдавать себе отчёт, почему он действует именно таким образом. Какова его педагогическая задача и перспектива Стр. 40. Последовательность работы с согласными звуками может видоизменяться на разных этапах, особое внимание педагог обращает на отличие групповых и индивидуальных разминок. Работа над исправлением согласных звуков делится на несколько этапов. Рассмотрим для примера постановку звука «С», принадлежащего к группе так называемых «свистящих» звуков. Вначале необходимо объяснить и показать учащимся требуемую позицию речевого аппарата на групповом занятии, затем проверить её с каждым из них на индивидуальном занятии. Звук «С» произносится следующим образом: тонкий кончик языка слегка касается основания нижних зубов, края языка касаются верхних коренных зубов, спинка языка выгнута, нёбная занавеска приподнята. На индивидуальном занятии педагог может столкнуться с такими типичными ошибками, как неточное расположение кончика языка, следствием которого становится, как правило, характерный свист, с излишним напряжением языка, когда язык упирается в нижние зубы и можно услышать «тупой» звук, или «перебором» дыхания. Необходимо объяснить студенту, в чём его ошибка (в идеале преподаватель определяет причину ошибки на слух), и добиться правильного произношения. На следующем этапе отрабатываемый звук соединяется с гласными звуками и проверяется в разных звукосочетаниях. Например: СИ -СЭ-СА- СО-СУ -СЫ ИС – ЭС – АС – ОС – УС - ЫС СИС - СЭС - С АС - СОС - СУС - СЫС ПСИ-ПСЭ-ПСА-ПСО-ПСУ-ПСЫ И др. Педагог должен объяснить студентам, что каждое из этих многочисленных звукосочетаний является подходом к правильному произнесению слов, в которых они встречаются. СИ - ситуация, симуляция, система; АС - ассимиляция, астероид, астма; СУС - суслик, сусло, уксус и т.д. Стр. 41 Следующий этап отработки звука - слово. Студенты самостоятельно (по заданию преподавателя) подбирают три группы слов. В первой группе «больной» звук находится в начале слова, во второй - в середине слова, в третьей - в конце слова. Например: СЛОН КОСТЕР ФИКУС СЛОВО КАСКА КАКТУС СИЛА КОСТЬ ТЙРМОС СУША МОСКВА ТОНУС В группах может быть от 10 до 15 слов. Задача педагога заключается в том, чтобы объяснить и проконтролировать на индивидуальных занятиях чёткое, точное звучание подобранных, записанных и отработанных слов и упражнений. Преподавателю рекомендуется завести специальную тетрадь, в которой он будет фиксировать все ошибки студентов, домашние задания и их выполнение. Проверка домашнего задания должна быть сделана вовремя и в полном объёме, иначе у студента возникает ощущение бесконтрольности и он перестаёт самостоятельно работать. Следующий этап работы - фраза, небольшой текст. Это может быть поговорка, пословица, загадка или просто придуманное предложение, в котором несколько раз повторяется отрабатываемый звук. Например: 1. Весна красна цветами, а осень - снопами. 2. Сказано - не доказано, надо сделать. 3. В сенокос Сеня принёс в красивой корзине сухую солому. Часто бывает так, что студент может произносить звукосочетания, упражнения и слова, точно и чётко контролируя «больной» звук, однако, переход к фразе или небольшому тексту даётся ему с трудом. Для облегчения работы на этом этапе следует сначала прочитать текст медленно, отделяя слова друг от друга, Стр. 42 а затем произнести целиком всё предложение. Индивидуальный подход важен и здесь. Студенту, имеющему вялый, неразвитый речевой аппарат, вскоре можно предложить скороговорку. Она будет стимулировать его и являться дополнительным упражнением для разработки губ и языка. Студенту, имеющему ускоренный темп речи, рекомендуется все тексты произносить медленно, не ускоряя темп, уделять внимание «чистоговорению». Чистоговорки и скороговорки являются обязательным элементом работы с «больными звуками», так как предполагают многократное произнесение отрабатываемого звука и облегчают дальнейший процесс автоматизации. Заключительный этап - перенос верного звучания в бытовую и сценическую речь. Для облегчения прохождения этого этапа, вызывающего у студентов наибольшие сложности, рекомендуется устраивать два-три раза в день 15-минутки правильной речи. Засекая время, студент следит за своей речью либо в течение разговора, либо при чтении вслух. Это поможет ему ввести правильное звучание в привычку. Дикционную разминку следует проводить в индивидуальном, групповом и смешанном вариантах. Рекомендуется подключать к дикционному тренингу упражнения на смену темпо-ритма и словесного действия. Например, упражнение на активизацию кончика языка: ТР-ТР-ТР-ТР. - чётко произнести звукосочетания в хоровом и индивидуальном варианте. - то же, но в заявленном педагогом темпо-ритмическом рисунке (можно предложить несколько вариантов). Например, тр-тртр-тр тр-тр-тр-тр тррр-тр-тр-тррр тр - тртр - тр - тртр - тр. Стр. 43 - то же, но с уточнённым словесным действием - «сплетня». Словесное действие, как правило, активизирует работу речевого аппарата. Словесное действие используется и в работе над цитатами (зачётный материал первого семестра). Во второй половине первого семестра преподаватель поручает студентам выбрать цитату из художественной или публицистической литературы, в которой звучала бы мысль о богатстве русского языка или об основных законах развития театра. Затем преподаватель разбирает (на индивидуальных занятиях) утвержденный отрывок, который может состоять из 1,2, 5 предложений. Эта часть зачёта становится итогом дикционной и орфоэпической работы первого семестра. Студент читает цитату наизусть, выполняя поставленные перед ним технические и актёрские задачи. Примеры цитат: «Речь - музыка. Текст роли и пьесы - мелодия, опера или симфония. Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи. Недаром же хорошую речь называют музыкальной. От такой звучной, размерной речи сила воздействия слова увеличивается. Искусство требует порядка, точности и законченности. Произношение на сцене требует большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности». К. С. Станиславский «Актёр должен заново учиться произносить каждый звук в отдельности (как в детстве учился писать каждую букву в отдельности) для того, чтобы позднее получить право, забыв свою кропотливую, подготовительную работу, отдаться свободно своей творческой речи». М. Чехов Варианты и темы цитат могут быть самые разные: высказывания деятелей культуры, мудрость народов мира, речевые Стр. 44 портреты, нравственные ценности и т.п. Выбор темы зависит не только от желания и приоритетов педагога, но и от понимания групповых и индивидуальных проблем курса, подбора студентов в группе и т.п. Во втором семестре студентам предлагается составить многоговорку (небольшой рассказ, составленный из пословиц, поговорок и скороговорок), которая продемонстрирует их достижения в области дикции. Пример многоговорки: (составлено студентом) Надо: чёрной-чёрной ночью украсть у мрачного, молчаливого, охваченного паническим ужасом часового начищенный котелок с выгравированной монограммой: «Феофану Мит-рофанычу от сыновей, дочерей и внучек»... Надо: налить до половины воду из-под водопровода, довести до кипения, всыпать мелко измельченные 32 ножки сороконожки, накапать сок цветка нарцисса, настоянный на четверти четверика гороха без червоточины, и варить до четверга, попеременно бросая горсть укропа, попа Прокопа, кипу пуха и щепотку замшелой яшмы, вынутой из замши. При помешивании приговаривать: «Для милого дружка и серёжка из ушка». Сняв в четверг с костра сие снадобье, приправить подливкой, подавать в сливках с наливкой. Возможное словесное действие - «дать указание». Давая студентам задание, преподаватель может объявить общую тему - все рассказывают про повара Павла, или же не ограничивать студентов темой, а потом (перед зачётом) собрать уже отработанные тексты в группы и объединить их единым словесным действием или одним героем. Дикционный тренинг не должен ограничиваться первым годом обучения. Он продолжается на втором курсе и может стать потребностью актёра на долгие годы творчества. Ниже приводятся некоторые методологические приёмы, разработанные и используемые нами при обучении будущих Стр. 45 педагогов. (Бруссер А.М., Оссовская М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы). М.: ИПЦ МАСКА, 2007.) Для примера разберём ошибку, связанную с дифференцированием (смешением) звуков Р и Л. После того, как студенту объяснён принцип ошибки, установлены и проверены звуки, сделаны упражнения и даны общеизвестные скороговорки, предлагается: 1. Придумать и предложить свой вариант упражнений. Например, произнесите специально подобранные слова, следя за тем, чтобы не происходило смешения звуков Р и Л: ром - лом крен - лень враль - марь крона - лоно кружит - Луша рвань - лань криво - лира рёв - лов рампа - лампа ряса - лясы роль - лор Рим - налим крик - лик рей - лей крошка - ложка руки - из лука и др. 2. Придумать и предложить студентам предложения, составленные из этих слов. Например: Сделал криво струны лиры. Через раму видно ламу. И на рампе свет от лампы. В старом Риме ловили налима. За последней крошкой потянулась ложка. Ваш рёв спугнул клёв. Увидев лик, издал он крик. Луша кружит в ритме вальса. Для стрельбы из лука напрягите руки. Стр. 46 3. Придумать и предложить студентам скороговорки, в которых встречаются звуки Р и Л. Например: Лора планировала мелирование. Рисовальщик полировал, лакировал и ретушировал реликвию. Лакеи в ливреях полировали пол и рояли. Лавр и Лара, релаксируя, пили рислинг. Врачи урегулировали результаты рецидива. Лирика и альтруизм - альтернатива корыстному разгильдяйству и ротозейству. Рулевой лайнера лавировал сквозь рифы. Легендарные римляне пели рулады. Ретивый рецензент лоббировал представителя Карелии. Легендарная Клетемнестра была убрана лаврами на корабле в Лазурном море. Порой кумиры в мире редкость. Мавр в Лувре в лавровом венке. Колибри и лилия, - какая идиллия! В Кадиллаке разбросаны лаки. Для составления подобных текстов рекомендуется использовать словари. Вначале можно выписать интересные и нужные слова, а затем группировать их в необходимом объёме в различные упражнения, фразы и предложения. Другой вариант заданий — найти слова, в которых произнесение одинарного или двойного согласного может изменить смысл сказанного. Преподаватель объясняет студентам отличие и добивается чёткости произносимых словосочетаний. Например: воз - ввоз воз и ныне там ввоз багажа запрещён ведение - введение ведение дела введение в специальность валиться - вва- валиться с ног Стр. 47
Следующим этапом могут быть специально составленные предложения. Читать их нужно с учётом разобранной выше ошибки. Например: Добрый джинн любит хороший джин. На полу были разбросаны конфеты и конфетти. Странница перевернула страниц и продолжала читать. Он обивал оббитый диван. Дорогая поделка оказалась подделкой. Не забудь ввернуть лампочку и вернуть книгу. Поданы документы подданной Великобритании. Из манки варят манную кашу. У финна в руках была финка. Из-за сора вышла ссора. Баронесса договорилась со стюардессой, что директриса заменит актрису. Миссионер на мессе объяснил миссию мессии. Артиллерия поддержала кавалерию. У женщин в экспрессии происходят депрессии. Одесситы любят Одиссея, Отелло и Одетту. Ссора способствовала получению ссуды. В хобби хиппи входит хоккей в холле. Стр. 48 Предложенная и проверенная на практике методика профессионального обучения педагогов предмету «Сценическая речь» позволяет сформулировать следующие основные положения: • стимулирование фантазии и творческой активности ускоряет процесс формирования и становления педагогической индивидуальности; • поэтапное усложнение и расширение творческих задач даёт возможность проверить методику обучения; • умение пользоваться достижениями смежных наук и адаптировать их для профессионального образования педагогов, повышает эффективность обучения; • пользование словарями помогает расширить кругозор магистрантов и стажёров. Задание: - Отобрать несколько артикуляционных и дикционных упражнений, сформулировать их цели, задачи и местоположение в логике преподавания данного раздела. - Определить взаимосвязь мышечной активности языка с произнесением согласных звуков русского языка. - Обосновать порядок установки гласных и согласных звуков. - Определить и сформулировать значение словесного действия в работе над исправлением дикционных недостатков. Дыхание и постановка голоса Развитие дыхательных навыков является подготовительным этапом работы над постановкой голоса. Как правило, в учебных пособиях материал расположен в следующей последовательности: дыхание, затем постановка голоса. На практике же, после освоения начальных упражнений по дыханию, можно постепенно начинать работу над постановкой голоса, Стр. 49 а далее чередовать различные упражнения или же заниматься ими параллельно. Начать лучше всего с упражнений на расслабление мышц. Снятие мышечных зажимов в дальнейшем поможет и освобождению голоса. Следующим этапом работы является проверка осанки, умение держать её, соединение упражнений на свободу мышц с выстраиванием позвоночника. Когда студенты научатся контролировать свободу мышц, снимать зажимы и ощущать комфортность свободного тела, можно приступать к упражнениям по дыханию. Основная, типичная ошибка учащегося заключается в том, что вдох производится ртом и воздух распределяется в верхней части корпуса (плечи, грудная клетка). Мы же, напротив, должны вырабатывать глубокое носовое дыхание, при котором воздух распределяется в нижней части корпуса (диафрагма, лёгочные пазухи). Важно следить, чтобы при вдохе сокращалась диафрагма, расширялась грудная клетка и подтягивались косые мышцы живота. Выдох должен быть равномерным и плавным. Начинать работу целесообразно с тренировки дыхательных мышц, которые используются при вдохе и выдохе. На групповых занятиях преподаватель объясняет и показывает, где находятся мышцы дыхательно-голосовой опоры, и как они работают, индивидуально проверяет работу необходимых мышц, а также обращает внимание на координацию движений, свободу шейно-плечевого отдела и правильную осанку. Если упражнение будет несколько раз сделано правильно при вас, можно надеяться, что студент и дома выполнит его правильно. Дыхательные упражнения рекомендуется начинать с выдоха, так как отсутствие опыта может повлечь за собой «перебор» дыхания, и как следствие - мышечный зажим. Стр. 59 Ниже даны основные темы раздела:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.218 (0.016 с.) |