Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение в учебный курс «история науки и техники». Технические достижения древних земледельческих цивилизаций. Наука и техника античного мира.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА ИСТОРИИ
тестовая база учебной дисциплины “История науки и техники”
МОСКВА 2007 Составитель к.и.н., доцент Гусарова М.Н.
Тестовая база охватывает все разделы учебного курса «История науки и техники». Рекомендована преподавателям, читающим курс «История науки и техники» для проведения промежуточного и зачетного тестирования знаний студентов.
Тестовая база по учебному курсу «История науки и техники» для студентов технических специальностей /Московский государственный университет приборостроения и информатики; Сост. Гусарова М.Н. М., 2007. содержание Тема 1. Введение в учебный курс «История науки и техники». Технические достижения древних земледельческих цивилизаций. Наука и техника Античного мира............................... 4 Рекомендуемая литература:............................................................................................ 7 INTERNET-РЕСУРСЫ.................................................................................................... 8 Тема 2. Научное знание и технические достижения средневековой Европы, арабского Востока и Византии. Научные и технические знания в Киевской Руси, в период формирования и укрепления Российского государства (Х-XVI вв). Наука и техника эпохи Возрождения..................................... 8 Рекомендуемая литература:.......................................................................................... 14 INTERNET-РЕСУРСЫ.................................................................................................. 14 Тема 3. Научная революция XVII века. Развитие науки и техники в России в XVII в. 15 Рекомендуемая литература:.......................................................................................... 18 INTERNET-РЕСУРСЫ.................................................................................................. 19 Тема 4. Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения. Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в..... 19 Рекомендуемая литература:.......................................................................................... 24 INTERNET-РЕСУРСЫ.................................................................................................. 25 Тема 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти ХХ вв.) Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале ХХ веков: развитие науки и образования. Европейское признание российской науки.................................................................... 25 Рекомендуемая литература:.......................................................................................... 32 INTERNET-РЕСУРСЫ.................................................................................................. 33 Тема 6. ХХ век и научно-техническая революция. Технический и технологический прогресс в конце ХХ – начале ХХI вв. Глобализация мирового развития и новые задачи науки................... 33 Рекомендуемая литература:.......................................................................................... 38 INTERNET-РЕСУРСЫ.................................................................................................. 38
Тема 1. Введение в учебный курс «История науки и техники». Технические достижения древних земледельческих цивилизаций. Наука и техника Античного мира.
Наука и техника как составляющие цивилизационного процесса. Техника: рождение, основные этапы развития. Неолитическая революция. Технические достижения древневосточных цивилизаций. Проблема генезиса науки. Критерии научного знания. Функции науки. Методы научного познания. Дифференциация наук. Основные этапы истории науки. Неолитическая революция. Крупнейшие технические достижения Древнего Востока. Наука и техника в античном мире. Греческая философия (софисты, Протагор, Сократ, Анаксагор, Демокрит,Платон, Аристотель).Создание первого научного центра - Мусея. Труды Эратосфена, Евклида, Птолемея. Первые механики: Архит, Архимед, Герон Ктесибий. Научные и технические достижения древних римлян.
1. Борьба множества несовместимых теорий есть движущая сила прогресса в науке ─ суть концепции: а) внутреннего генезиса; б) научных революций; в) внешнего генезиса.
2. Теоретическим осмыслением действительности, открытием и исследованием законов природы занимается: а) фундаментальная наука; б) прикладная наука; в) технические науки.
3.Важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте в результате: а) изменений климата; б) фундаментальных открытий; в) научных открытий.
4. Первым изобретением человека был(о): а) каменный топор; б) мотыга. в) плуг.
5. Ирригация стала фундаментальным открытием: а) египтян; б) китайцев; в) шумеров. 6. Буквенно-звуковую систему письма создали: а) китайцы б) финикийцы в) шумеры 7. Древнейшую на земле письменность ─ клинопись ─ изобрели … а) китайцы б) финикийцы в) шумеры 8. Технология выращивания заливного риса явилась фундаментальным открытием: а) египтян б) китайцев в) индийцев. 9. Этот философ и ученый принес в жертву сто быков, когда ему удалось доказать эту теорему: а) Евклид; б) Пифагор; в) Геракл 10. Назовите четыре этапа античной науки: а) пифагорийский, ионийский, афинский, римский; б) александрийский, афинский, эллинский, древнеримский; в) ионийский; афинский, александрийский, древнеримский Этот греческий философ утверждал, что «я знаю только то, что я ничего не знаю»? а) Пифагор; б) Сенека; в) Сократ. Первоначалом всего сущего этот греческий философ и аристократ по происхождению считал огонь? а) Аристотель; б) Гераклит в) Анаксимен. 13. Все сущее состоит из воздуха и обращается в воздух, считал: а) Фалес; б) Пифагор; в) Анаксимен. Основатель школы «Ликей»? а) Платон; б) Аристотель; в) Левкипп. Автор «Начал»? а) Платон; б) Евклид; б) Эпикур. 16. Великий механик Архимед построил для царя Гиерона: а) великолепный дворец с лифтом и водопроводом; б) летательный аппарат; в) огромный корабль-дворец 17. Пилум ─ это: а) тяжелое короткое копье; б) имя супруги императора Тиберия; в) военный корабль. 18. Дайте мне точку опоры и я переверну мир – утверждал… а) Архимед; б) Пифагор; в) Витрувий. 19. Александрийский научный центр, открытый в правление Птоломея I, в котором преподаватели получали царское жалованье: а) Академия; б) Мусейон в) Дворец науки 20. Автор обширного труда о строительном ремесле под названием «Десять книг об архитектуре», живший в I в. до н.э. ─ … а) Архимед; б) Витрувий; в) Вителло. 21. Римский водопровод назывался …. а) скважина б) акведук в) бассейн 22. Клавдием Птоломеем была создана: а) геоцентрическая картина мира; б) гелиоцентрическая картина мира; в) космогоническая картина мира. 23. Мусей был разрушен в конце … века нашей эры. а) IV б) X в) VI 24. Один из создателей теории эпициклов: а) Птоломей б) Эпикур в) Евклид.
25. На тело погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом.! Этот гидростатический закон вывел… а) Эпикур; б) Птоломей; в) Архимед. Рекомендуемая литература: 1. Арсентьева А.В., Михайлова С.Ю. История науки: Учебное пособие. Чебоксары, изд. Чувашского ун-та.2003. 2. Дятчин Н.И. История развития техники. М.: Феникс, 2001, 320 с. 3. Нефедов С. А. История древнего мира. М., 1996. (http://hist1.narod.ru) 4. Пузырев Н.М. Краткая история науки и техники. Учеб.пособие. Тверь, Тверской ун-т. 2003-2004. 5. Соломатин В.А. История науки. Учебное пособие. М.: ПЕРСЭ. 2003, 350 с.
INTERNET-РЕСУРСЫ http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. курс лекций Уральского государственного технического университета http://www.rus-lib.ru/book/27/25/042-066.html ─ Возникновение науки. Появление первых научных программ. http://up4.mgapi.ru ─ сайт кафедры истории МГУПИ/ Учебные материалы/История науки и техники. Курс лекций. Тема 2. Научное знание и технические достижения средневековой Европы, арабского Востока и Византии. Научные и технические знания в Киевской Руси, в период формирования и укрепления Российского государства (Х-XVI вв). Наука и техника эпохи Возрождения Средневековая Европа: ретрансляция античного, византийского, и арабского научного наследия. Византия - прямая наследница античных знаний. Ценность знания в Византии и складывание системы образования. Появление Магнаврской высшей школы. Особое место богословия в системе знаний. Деятельность учителей церкви в области богословия и разработка ими онтологии, антропологии и психологии. Развитие естественных и математических наук: Лев Математик и начало алгебры. Создание “Геопоники” - сельскохозяйственной энциклопедии. Развитие медицины, химии. Географические представления византийских ученых. Освоение арабскими учеными и мыслителями научных достижений Греции, Рима, Индии и других древних цивилизаций. Ал-Хорезми и введение десятичных цифр; научная деятельность Бируни, Авиценны. Технические достижения: производство бумаги, стекла, шелковых тканей и др. Система европейского средневекового образования: создание школ и университетов. Зарождение интереса к рациональному знанию в Европе. Проблема примирения веры и разума. Доминиканцы, францисканцы, парижская школа. “Познавательный энтузиазм” средневековой Европы (развитие наук, деятельность переводчиков античных и арабских авторов). Географические представления средневековья. Технологический уровень средневековой Европы. Алхимия как источник и как граница рационального знания. Распространение греко-византийских духовных традиций на Руси. Жития Святых и приобщение к древним знаниям. Дохристианская письменность и знания славян. Распространение греко-византийских культурных и научных традиций. Христианизация Руси: развитие бытовой и духовной культуры Разработка византийским дипломатом и славянским просветителем Кириллом славянский азбуки. Просветительская деятельность Солунских братьев Кирилла и Мефодия. Влияние Болгарии на религиозное просвещение народа и трансляция болгарскими учителями греческих религиозно-нравственных традиций. Математические, астрономические и географические познания в Древней Руси. Широкое распространение грамотности в городской среде в XI - XII вв.: берестяные грамоты и граффити. Первые приходские школы при Владимире I и Ярославе Мудром. Монастыри - центры знаний и образования. Практическое применение знаний в ремеслах и строительстве. Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVI вв. Использование технических расчетов при постройке известных церковных сооружений. Развитие военной техники. Познания в естествознании, математики, географии. Появление книгопечатания. Европейское Возрождение – новый этап в истории познания. Философия эпохи Возрождения (неоплатонизм Дж. Бруно, Н.Кузанский). Новые социально-политические концепции (призыв к наибольшей полноте жизненных ощущений - К. Раймонди, Лоренцо Валла; подчинение моральных принципов достижению цели - “Государь” Макиавелли). Итальянские университеты. Становление новой картины мира. Изобретения Леонардо да Винчи. Идея казуальной картины мира. Коперник и гелиоцентрическая система. Развитиенауки и техники. Формирование нового научного метода - синтез наблюдения и математического расчета. Создание новых измерительных приборов: изобретение телескопа, микроскопа, ртутного барометра. Изобретение пороха и огнестрельного оружия. Социальные последствия появления огнестрельного оружия. Середина ХУ1в. - возникновение мануфактур, развитие металлургии и горнодобывающей промышленности. Новые строительные технологии и архитектурные идеи (собор Парижской Богоматери, Лувр). Строительство канализаций и систем водоснабжения в городах. Великие географические открытия. Открытие Америки, Бразилии, кругосветное путешествие Магеллана. Открытие морского пути в Индию Агротехнические последствия открытия Америки и Индии. Социальные последствия великих географических открытий. 1. Назовите автора трактата «Источник знания» и утверждения: «Ученье ─ свет, а неученье ─ тьма»? а) Иоанн Златоуст; б) Михаил Пселл; в) Иоанн Дамаскин.
2. Царицей наук Иоанн Дамаскин считал … а) философию; б) богословиe; в) математику.
3. Историческая традиция приписывает изобретение светового телеграфа… а) Витрувию; б) Льву Математику; в) Варлааму Калабрийскому.
4. Изданная в X в. в Византии книга «Геопоника» являлась… а) сельскохозяйственной энциклопедией; б) анатомическим справочником; в) философским трактатом.
5. Византийский купец и мореплаватель Козьма Индикоплов написал и издал в VI в. книгу под названием … а) «Книга о разнообразии мира» б) «Хождение за три моря»; в) «Христианская топография».
6. Труд Птоломея «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах» в средневековом арабском мире был издан и известен под названием: а) «Книга Птоломея» б) «Книга по астрономии» в) «Альмагест»
INTERNET-РЕСУРСЫ http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. курс лекций Уральского государственного технического университета http://www.rus-lib.ru/book/27/25/042-066.html ─ Возникновение науки. Появление первых научных программ. http://up4.mgapi.ru ─ сайт кафедры истории МГУПИ/ Учебные материалы/История науки и техники. Курс лекций. http://geofak-mpsu.narod.ru/unofficial/works/phisical/igo/ ─ История великих географических открытий. http://center.fio.ru/som/RESOURCES/KRYLOVAI/1.02/VGO.HTM ─ Великие географические открытия http://www.emc.komi.com/01/03/015.htm ─ Великие географические открытия INTERNET-РЕСУРСЫ http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. курс лекций Уральского государственного технического университета http://up4.mgapi.ru ─ сайт кафедры истории МГУПИ/ Учебные материалы/История науки и техники. Курс лекций. http://www.alhimik.ru/great/newton.html ─ Великие физики. И. Ньютон. http://www.astronet.ru/db/sect/300000016 ─ История астрономии
Назовите французского механика и физика, который сконструировал гигрометр (1687), нертутный барометр (1695), воздушный термометр (1702), усовершенствовал (1703) пирометр и нашел (1702) постоянную термодинамическую точку кипения воды? а)Х. Гюйгенс б) Г. Амонтон в) Р. Реомюр
5. Назовите выдающегося математика 18 века, швейцарца по происхождению. В разное время он возглавлял Петербургскую Академию наук и физико-математическое отделение Берлинской Академии наук. Его вклад ─ первое систематическое изложение математического анализа в 6-ти томах. а) Л. Эйлер б) Ж. Б. Деламбер в) Ж. Л. Лагранж.
6. Французский физик и химик 18 столетия, им был выведен закон сохранения материи и изобретен прибор для измерения удельной теплоемкости тел (калориметр) ─ это … а) А. Л. Лавуазье б) И.К. Вильке в) Ж.Б. Деламбер
7. С помощью своего «принципа» …. решил задачу о столкновении и выполнил расчеты прецессии равноденствий и нутации земной оси. а) И. Ньютон б) Ж.Б. Даламбер в) Ж.Л Лагранж
INTERNET-РЕСУРСЫ http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. курс лекций Уральского государственного технического университета http://up4.mgapi.ru ─ сайт кафедры истории МГУПИ/ Учебные материалы/История науки и техники. Курс лекций. http://www.astronet.ru/db/sect/300000016 ─ История астрономии Тема 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти ХХ вв.) Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале ХХ веков: развитие науки и образования. Европейское признание российской науки. Промышленный переворот: предпосылки, этапы, последствия, сущностная характеристика. Техническая сторона промышленного переворота. Переворот в естествознании, изменение научного мышления. Открытие строения вещества, открытие атомов, молекул, периодического закона Менделеева и живой клетки. Возникновение науки как системы знаний. Достижения европейских ученых ХIХ в. в математике: открытие комплексных чисел (У.Р.Гамильтон), создание векторного анализа (Г.Грасман), развитие теории вероятностей (П.С.Лаплас, А.Лажандер, С.Пуассон, К.Ф.Гаусс), теория множеств (Г.Кантор). Физика и электротехника: изобретение «вольтова столба» (А.Вольт), открытие явления взаимодействия между токами. Начало электродинамики (А.М.Ампер), исследования Г.С.Ома – «закон Ома»; разработка кинетической теории тепла – подтверждение универсальных законов механики (Б.Румфорд, Д.Джоуль, Р.Броун); появление статической физики, исследование электромагнитного поля М.Фарадея и Дж.Максвела. Химия: раскрытие физического смысла периодической системы Менделеева (Э.Резерфорд, Н.Бор), исследования в области термохимии (Г.И.Гесс). Астрономия: возникновение астрофизики, создание всеобъемлющего каталога звезд, развитие небесной механики (труды А.Пуанкаре). Биология: разработка клеточной теории (Т.Шванн, М.Шлейден), становление микробиологии и иммунологии (Л.Пастер). Развитие физиологии: теория эволюции растительного и животного мира (Ч.Дарвин), развитие генетики (Г.Мендель, Т.Морган). Развитие техники. Изобретение электромагнитного генератора и трансформатора (Э.Сименс,Т.Эдисон), паровой турбины (Ч.Парсон), двигателей внутреннего сгорания (Р.Дизель, Н.Отто), конструирование первых автомобилей и самолета (Г.Даймлер, братья У. и О.Райт) Создание телеграфной связи (Ф.Сильва, С.Морзе) и изобретение телефона (А.Белл), микрофона (Д.Юз), автоматической телефонной станции (А.Строудж). Изобретение радио (Г.Герц). Новые технологии в производстве. Новые способы производства стали (Г.Бессемер, П.Мартен, С.Томас) и получения алюминия. Разработка способа получения чистых металлов (Л.Монд). Синтез анилинового красителя и его практическое применение (У.Перкин), развитие синтетической химии, производство пластмасс. Внедрение в нефтяной промышленности крекинг-процесса. Создание поточной системы и изобретение конвейера. Транспорт. Переход к стальным железнодорожным рельсам. Открытие линий электрического городского трамвая (Германия). Теплохлды. Автомобили. Появление воздушного вида транспорта. Военная техника. Автоматизация стрелкового оружия, артиллерии (Х.Максим). Производство взрывчатых веществ. Развитие естественных наук и технический прогресс в России. Создание вольтовой дуги (В.В.Петров), изобретение дуговой лампы без регулятора - прообраза современной осветительной лампы. (П.Н.Яблочков). Изобретение радио (А.С.Попов). Открытие Пулковской обсерватории (1839г.). Вклад В.Я.Струве в развитие астрономической науки. Н.И.Лобачевский и переворот в научных представлениях о пространстве. Значение идей Н.И.Лобачевского для обоснования математических концепций современной физики. Мировое значение российской математической школы. «Золотой век» российской химии: открытие Д.И.Менделеевым периодического закона, его вклад в создание эффективных методов нефтедобычи и нефтепереработки. П.Коновалов - основатель школы физикохимиков. Н.Д.Зелинский - крупнейший физик-органик первой пол. ХХ в. Кон.Х1Х- нач. ХХв. - формирование сети гидрологических станций. Исследования в области океанографии Ю.М.Шокальского. Становление экономической географии. Геология. Зарождение в России геологической картографии, распространение новых концептуальных идей: эволюционного развития природы, гипотезы контракции. Исследования К.Бэра - основателя эмбриологической школы, русской антропологии и прикладной ихтиологии. Основание зоологического музея Академии наук (И.Ф.Брандт). В.М.Бехтерев - основатель первой в мире психофизиологической лаборатории и разработка учения о компенсаторных свойствах мозга. И.П.Павлов- создатель учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. И.И.Мечников основатель российской школы микробиологии и сравнительной патологии. Н.И.Пирогов - родоначальник современной научной хирургии, основоположник военно-полевой хирургии. Оформление школы отечественной педиатрии (Н.Ф.Филатов). Зарождение отечественной агрохимии (Д.И.Менделеев). В.В.Докучаев - основоположник генетического почвоведения и научной классификации почв в России. К.Э.Циолковский - основатель. научной космонавтики Разработка проекта цельнометаллического моноплана. (1894г.). Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Строительство первого в России нефтепровода. Авиация. Н.Е.Жуковский и С.А.Чаплыгин - основатели научной школы теоретической и прикладной механики (1890-е гг.). Основание первой в мире Аэродинамической экспериментальной лаборатории (ЦАГИ). 1910-17гг. строительство первых отечественных самолётов (конструкторы А. Кудашев, И.И.Сикорский, А.А.Пороховщиков и др.). Научные революции к. Х1Х – нач. ХХ вв. и становление «неклассической науки». Открытие радиоактивности (А.Беккель), электрона (Дж.Дж.Томсон), нового химического элемента (М.Склодовская-Кюри и П.Кюри), создание теории радиоактивности (Э.Резерфорд), открытие рентгеновских лучей, квантовая теория (М.Планк). Кризис ньютоновской парадигмы классической физической теории. Новая физическая картина мира. Возникновение теории относительности. (А.Эйнштейн). Переход от «классической» к «неклассической» науке.
1. Первой страной промышленного переворота была: а) США; б) Англия; в) Франция.
2. Какое изобретение лондонского университетского механика Джеймса Уатта открыло возможности дальнейшего развития машинного производства? а) ткацкий станок; б) паровой двигатель; в) механический суппорт
INTERNET-РЕСУРСЫ http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. курс лекций Уральского государственного технического университета http://up4.mgapi.ru ─ сайт кафедры истории МГУПИ/ Учебные материалы/История науки и техники. Курс лекций. http://www.astronet.ru/db/sect/300000016 ─ История астрономии http://www.alhimik.ru/great/einstein.html ─ сайт ALHIMIK /Кунсткамера/Великие физики/А. Эйнштейн http://omsk.edu.ru/schools/sch019/project/project/paudanen/info.htm ─ Великий физик и его открытия http://tmn.fio.ru/works/04x/302/INDEX.htm ─ История науки в лицах.
INTERNET-РЕСУРСЫ http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. курс лекций Уральского государственного технического университета http://up4.mgapi.ru ─ сайт кафедры истории МГУПИ/ Учебные материалы/История науки и техники. Курс лекций. http://tmn.fio.ru/works/04x/302/INDEX.htm ─ История науки в лицах.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА ИСТОРИИ
тестовая база учебной дисциплины “История науки и техники”
МОСКВА 2007 Составитель к.и.н., доцент Гусарова М.Н.
Тестовая база охватывает все разделы учебного курса «История науки и техники». Рекомендована преподавателям, читающим курс «История науки и техники» для проведения промежуточного и зачетного тестирования знаний студентов.
Тестовая база по учебному курсу «История науки и техники» для студентов технических специальностей /Московский государственный университет приборостроения и информатики; Сост. Гусарова М.Н. М., 2007. содержание Тема 1. Введение в учебный курс «История науки и техники». Технические достижения древних земледельческих цивилизаций. Наука и техника Античного мира............................... 4 Рекомендуемая литература:............................................................................................ 7 INTERNET-РЕСУРСЫ.................................................................................................... 8 Тема 2. Научное знание и технические достижения средневековой Европы, арабского Востока и Византии. Научные и технические знания в Киевской Руси, в период формирования и укрепления Российского государства (Х-XVI вв). Наука и техника эпохи Возрождения..................................... 8 Рекомендуемая литература:.......................................................................................... 14 INTERNET-РЕСУРСЫ.................................................................................................. 14 Тема 3. Научная революция XVII века. Развитие науки и техники в России в XVII в. 15 Рекомендуемая литература:.......................................................................................... 18 INTERNET-РЕСУРСЫ.................................................................................................. 19 Тема 4. Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения. Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в..... 19 Рекомендуемая литература:.......................................................................................... 24 INTERNET-РЕСУРСЫ.................................................................................................. 25 Тема 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти ХХ вв.) Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале ХХ веков: развитие науки и образования. Европейское признание российской науки.................................................................... 25 Рекомендуемая литература:.......................................................................................... 32 INTERNET-РЕСУРСЫ.................................................................................................. 33 Тема 6. ХХ век и научно-техническая революция. Технический и технологический прогресс в конце ХХ – начале ХХI вв. Глобализация мирового развития и новые задачи науки................... 33 Рекомендуемая литература:.......................................................................................... 38 INTERNET-РЕСУРСЫ.................................................................................................. 38
Тема 1. Введение в учебный курс «История науки и техники». Технические достижения древних земледельческих цивилизаций. Наука и техника Античного мира.
Наука и техника как составляющие цивилизационного процесса. Техника: рождение, основные этапы развития. Неолитическая революция. Технические достижения древневосточных цивилизаций. Проблема генезиса науки. Критерии научного знания. Функции науки. Методы научного познания. Дифференциация наук. Основные этапы истории науки. Неолитическая революция. Крупнейшие технические достижения Древнего Востока. Наука и техника в античном мире. Греческая философия (софисты, Протагор, Сократ, Анаксагор, Демокрит,Платон, Аристотель).Создание первого научного центра - Мусея. Труды Эратосфена, Евклида, Птолемея. Первые механики: Архит, Архимед, Герон Ктесибий. Научные и технические достижения древних римлян.
1. Борьба множества несовместимых теорий есть движущая сила прогресса в науке ─ суть концепции: а) внутреннего генезиса; б) научных революций; в) внешнего генезиса.
2. Теоретическим осмыслением действительности, открытием и исследованием законов природы занимается: а) фундаментальная наука; б) прикладная наука; в) технические науки.
3.Важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте в результате: а) изменений климата; б) фундаментальных открытий; в) научных открытий.
4. Первым изобретением человека был(о): а) каменный топор; б) мотыга. в) плуг.
5. Ирригация стала фундаментальным открытием: а) египтян; б) китайцев; в) шумеров. 6. Буквенно-звуковую систему письма создали: а) китайцы б) финикийцы в) шумеры 7. Древнейшую на земле письменность ─ клинопись ─ изобрели … а) китайцы б) финикийцы в) шумеры 8. Технология выращивания заливного риса явилась фундаментальным открытием: а) египтян б) китайцев в) индийцев. 9. Этот философ и ученый принес в жертву сто быков, когда ему удалось доказать эту теорему: а) Евклид; б) Пифагор; в) Геракл 10. Назовите четыре этапа античной науки: а) пифагорийский, ионийский, афинский, римский; б) александрийский, афинский, эллинский, древнеримский; в) ионийский; афинский, александрийский, древнеримский
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.121.234 (0.014 с.) |